ФОТОПРОГУЛКИ

 

ПЕТЕРГОФ

АНГЛИЙСКИЙ ПАРК (продолжение)

 

 

Оглавление

 

Английский парк до 1941 г.  1  2  3

Английский парк в наши дни  1  2  3

Литература

 

 

Главная страница

 

 

Английский парк в наши дни (продолжение)

Состояние на 2018 г.

 

При чтении данной страницы рекомендуется пользоваться планами парка:

- фрагмент плана Петергофа 1909 г. (весь план целиком [7] можно посмотреть здесь);

- современная карта Google   (на карте "Яндекса" парк изображен менее подробно).

Кроме того, по разным поводам мы будем обращаться еще к некоторым планам:

- план Дж. Кваренги 1780-х гг. [4, с. 141] (север внизу; видимо, целесообразно использовать вариант, в котором даны пояснения у изображенных зданий);

- план П.В.Баженова 1796 г. [3, с.I] (север внизу).

 

 

Выйдем на центральную дорогу к железнодорожному переезду и перейдем железную дорогу. Здесь находится южная часть парка, отрезанная от основной его части железной дорогой, проведенной в 1864 г.

Сюда выходит южный конец Английского пруда с островком. Обогнем его. Для этого пройдем налево по дороге, пересекающей центральную дорогу (и тоже представляющей собой проезжую улицу). Вид на Английский пруд с островком:

 

 

15 октября 2018 г.

 

Дорога проходит над проливчиком, соединяющим Английский пруд с расположенным к югу от него Черным прудом, тоже находившимся на территории Английского парка. Вид Черного пруда:

 

 

15 октября 2018 г.

 

Дорога, с которой сделан предыдущий снимок, и мост над проливом - у левого края фотографии.

 

Вскоре мы увидим отходящую влево прямую дорожку. Пройдем по ней и вновь перейдем железную дорогу.

Мы вновь на основной территории Английского парка, в его юго-восточной части. Эта часть парка имела довольно причудливую планировку, которая хорошо видна на плане П.В.Баженова (север внизу): вдоль берега Английского пруда проходила густая сеть прихотливо изгибающихся пейзажных дорожек, которую пересекала большая прямая аллея. Первоначально она соединяла Английский парк с Верхним садом Рядом с ней, недалеко от восточной границы парка предполагалось построить Малый дворец великих князей Александра и Константина (см. также далее). В другом месте, но тоже недалеко от прямой аллеи, у пруда стоял Березовый домик.

При проведении железной дороги в 1864 г. южная часть этого района потеряла прежнюю пейзажную планировку, однако севернее железной дороги она сохранялась (см. план 1909 г.).

В годы Великой Отечественной войны находившиеся здесь немецкие войска изрыли траншеями всю территорию, так что от пейзажных дорожек ничего не осталось. Нет больше и Березового домика, на месте которого немцы построили блиндаж. Из всей прежней планировки сохраняется только прямая аллея, превратившаяся в невзрачную, местами грязную лесную дорожку:

 

 

15 октября 2018 г.

 

В этом районе, кажется, не проводились никакие реставрационные работы.

Нет смысла бродить по этой территории. Лучше сразу отойти от прямой дорожки налево, к Английскому пруду и пройти по его берегу. Неухоженность этих мест, неудобства, грязь компенсируются открывающимися отсюда прекрасными видами Английского пруда:

 

 

15 октября 2018 г.

 

 

Вскоре мы подойдем к тому месту, где был Березовый домик (1780, приписывается Дж.Кваренги). Фотография начала XX в. [2, с.191]:

 

 

 

 

Домик стоял не на самом берегу, а чуть в глубине. Вот как выглядит это место сейчас:

 

 

15 октября 2018 г.

 

 

Вид от бывшего Березового домика на Английский пруд:

 

 

15 октября 2018 г.

 

 

Казалось бы, всё испорчено, уничтожено. Но именно здесь неожиданно можно увидеть парковое сооружение XVIII в., уцелевшее во время войны - единственное во всем парке. Это каменный мостик через ручей, впадающий в Английский пруд.

Старое изображение мостика можно увидеть на акварели Дж.Медерса 1782 г. - вид на Березовый домик:

 

 

 

 

Нынешний вид на мостик в ту же сторону (впереди Английский пруд):

 

 

23 октября 2018 г.

 

Мостик вблизи:

 

 

23 октября 2018 г.

 

 

Виды с противоположной стороны, от бывшего Березового домика и Английского пруда:

 

 

23 октября 2018 г.

 

 

Вид с мостика на расширенное устье ручья и Английский пруд:

 

 

15 октября 2018 г.

 

 

Перейдем ручей по мостику, вернемся к Английскому пруду и продолжим наш путь.

Вид на устье ручья и Английский пруд. Слева полуостров, на котором стоял Березовый домик:

 

 

15 октября 2018 г.

 

 

Еще два вида Английского пруда:

 

 

15 октября 2018 г.

 

На правой фотографии вдали видны ивы напротив развалин Английского дворца, а на переднем плане - устье протока, идущего от Запасного пруда, расположенного в Луговом парке.

Следует сказать, что раньше русло протока проходило в другом месте - у восточной границы парка, он впадал с юга в восточную часть Английского пруда (см. план П.В.Баженова 1796 г. или план 1909 г.) Но теперь он проходит на новом месте. Это хорошо видно из сравнения старого плана Петергофа 1909 г. [7] и плана Петергофа 1944 г. [12] (на котором, очевидно, зафиксировано состояние на 1930-е гг.), Вот фрагменты этих двух планов с изображением Английского парка:

 

 

 

 

 

На втором плане засыпаны и ручей, и даже южная оконечность восточной части Английского пруда, вместо этого к Запасному пруду выкопан новый канал, проходящий южнее. Мало того, похоже, что вырублены деревья на восточном берегу. Таким образом, Английскому парку нанесен урон.

Данное изменение связано с устройством здесь военного аэродрома (о его истории см. [13]). Аэродром в Петергофе появился в 1918 г., тогда он находился в довольно большом удалении к востоку от Английского парка. Но в 1929 - 1930 гг. аэродром был намного расширен, в частности, его западная граница дошла до Английского пруда. Очевидно, именно тогда с территории аэродрома был отведен ручей.

После войны аэродром уже не был возобновлен. В уничтоженной части Английского парка густо растет самосев, а рядом с каналом у прямой дороги видны остатки каких-то железобетонных конструкций. Этот район выглядит совершенно непривлекательно. И все же есть смысл продолжить прогулку и пройти дальше вдоль берега пруда (осталось уже немного).

Правда, большой, широкий канал создает для этого неудобства. Мост через него (если можно так назвать простую железобетонную плиту) находится довольно далеко от берега Английского пруда, а путь к мосту вдоль протока - грязный, топкий. (В октябре 2018 г. я вообще не смог пройти отсюда к мосту, и мне пришлось возвратиться к устью ручья у Березового домика, только там я смог выйти на прямую дорогу.)

После того, как мы все же перейдем канал, выйдем опять на берег Английского пруда. Отсюда открывается вид на то место, где стоял Английский дворец (1781 - 1794, арх. Дж.Кваренги).

Фотография конца 1930-х гг. [5, с.469]; (она помещена также в [3 , с.46] в обрезанном виде):

 

 

 

 

А вот как выглядит это место теперь:

 

 

 15 октября 2018 г.

 

На берегу высажены ивы, за которыми едва заметны развалины дворца.

 

 

Пройдя еще немного, мы подойдем к тому месту (чуть в стороне от пруда, см. план 1909 г.), где сначала собирались построить Малый дворец великих князей Александра и Константина, а потом, спустя много времени (в 1827 г.) появился фазанник, в 1863 г. перестроенный под дачу Молво. Проект перестройки, арх. В.Ф.(?) Эстеррейх [3, c.VII]:

 

 

 

 

Это деревянное здание не сохранилось. Возможно, оно погибло во время войны, но скорее всего, снесено раньше - в то время, когда здесь был аэродром. (На плане 1944 г. [12] (см. его фрагмент выше) весьма точно показаны разные постройки, а на этом месте никаких зданий нет. Но не исключено, что в данном случае дело просто в том, что военный объект не показан подробно; заметим, что и упомянутые железобетонные сооружения рядом с прямой дорогой тоже не показаны.)

 

Вид приблизительно того места, где стояла дача Молво:

 

 

15 октября 2018 г.

 

 

Мы фактически дошли до восточной границы Английского парка; на заднем плане уже видна городская застройка.

Однако следует сказать, что раньше парк распространялся немного дальше на восток (см. план П.В.Баженова 1796 г. или план 1909 г.). Восточная часть Английского пруда была больше вытянута на юг, чем сейчас, и в нее (как уже было сказано) впадал с юга проток из Запасного пруда. На правом берегу протока был устроен Олений зверинец. Это место изображено на акварели Дж.Медерса 1782 г. [8, инв.№ОР-23628]:

 

 

 

Подпись: "Vue du Portique et du Pont allenant le Parc des Daim, dans le Jardin-anglois á Peterhoff   1782" - "Вид на портик и мост, идущий в Парк ланей [Олений зверинец] в Английском саду в Петергофе. 1782". (Я не знаю французский язык. Если кто-то заметит ошибку перевода, просьба сообщить мне.)

 

Очевидно, эти постройки исчезли еще в XIX в.; на плане П.В.Баженова 1796 г. на этом месте показаны какие-то постройки, а на плане 1909 г. их уже нет.

Сейчас даже сделать фотографию с того же места в том же направлении (к Английскому пруду) затруднительно: соответствующее место у прямой аллеи (по которой, очевидно, и проходил мост, изображенный на акварели) окружено густыми зарослями.

 

 

Отсюда можно перейти по мосту узкую часть Английского пруда и вернуться в центральную часть парка, к развалинам Английского дворца.

Наша прогулка по Английскому парку закончена.

 

При желании можно продолжить прогулку, или направившись на север, по Фабричной канавке в направлении бывшей Большой слободы, или вернувшись к железной дороге и осмотрев Егерскую слободу и Заячий Ремиз.

 

 

 

 

Оглавление

 

Предыдущая

 

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.