ФОТОПРОГУЛКИ

 

 

СТОРОЖНО

 

Оглавление

Главная страница

 

 

 

Деревня Сторожно (ударение на первом слоге) расположена на берегу Ладожского озера. Административно Сторожно относилось к Новоладожскому уезду Санкт-Петербургской губернии, ныне к Волховскому району Ленинградской области.

В Сторожно есть две интересные достопримечательности: церковь XVI века и маяк - один из самых высоких в Европе.

До недавнего времени путь в Сторожно (через Надкопанье и Загубье) был очень затруднен из-за очень плохого состояния дорог (после Надкопанья) и крайне неудобного для переезда понтонного моста через канал. (Я лично давно хотел побывать в Сторожно, но нас останавливали трудности пути.)

Но теперь (2016 г.) этих трудностей нет. Около 2015 г. была построена асфальтовая дорога в Загубье, переделан понтонный мост и приведена в порядок грунтовая дорога из Загубья в Сторожно.

Проезд из Санкт-Петербурга: по Мурманскому шоссе (трасса М18) около 175 км до моста через реку Пашу в селе Паша. Перед мостом свернуть по последней дороге налево (в этом месте устроен перекресток со светофором, со всех сторон огражденный стенами для защиты от шума - состояние на 2016 год). Затем ехать около 8 км км по дороге, идущей вдоль реки Паши, через Надкопанье, до деревни Кондратьево. Затем  у указателя "Загубье" повернуть налево и проехать 10 км в Загубье, до того места, где справа от дороги - понтонный мост. Переехать понтонный мост и проехать до Сторожно еще 18 км по грунтовой (но вполне нормальной) дороге.

Примечание. Есть смысл не спешить сразу переезжать понтонный мост, а сначала повернуть налево от него, проехать около 400 м и осмотреть церкви в Загубье. (Можно это сделать и на обратном пути.)

 

 

В 1914 г. была опубликована статья археолога Н.И.Репникова о бывшем монастыре и церкви в Сторожно [2], на которую мы будем ссылаться и далее. (Я смог найти эту статью благодаря ссылке в подрисуночных подписях к архивным фотографиям на сайте Sobory.ry [6б].)

Вот как описывает Репников дорогу из Загубья в Сторожно: 

"Путь к [Сторожно] из упомянутого села Загубья на всем почти протяжении идет отличным сосновым бором; по дороге местами стоят старинные, но, к сожалению, обновленные покраской кресты и иконы на столбиках (рис.2)"

А вот рис.2, упомянутый в тексте:

 

 

 

 

Десятилетия богоборческой власти не прошли бесследно: теперь здесь, конечно, нет никаких крестов и икон. Но сосновый лес по-прежнему очень красив.

 

При въезде в Сторожно мы увидим вот такой забавный указатель:

 

 

3 августа 2016 г.

 

"Сторожно-сити". Видно, здесь живут веселые люди с хорошим чувством юмора.

 

 

Деревня стоит на берегу, и отсюда открываются красивые, широкие виды на Ладожское озеро:

 

 

3 августа 2016 г.

 

 

Повернув направо параллельно берегу, мы вскоре увидим на берегу и одну из двух главных достопримечательностей - замечательный памятник архитектуры XVI века, церковь Николая Чудотворца:

 

 

3 августа 2016 г.

 

Эта церковь принадлежала Николо-Стороженскому монастырю, основанному преп. Киприаном Стороженским. Точная дата основания монастыря неизвестна. Киприан был учеником св. Адриана Ондрусовского († 1549) и жил в XVI веке. Сам факт строительства монастыря Киприаном в XVI в.,  во времена Ивана Грозного подтверждается текстом несудимой грамоты, выданной монастырю царем Федором Иоанновичем в 1587 г. (цитируется по [7])::

"Строитель Киприан нам бил челом и сказал: было де и в том монастыре двадцать братов, а ныне де и в том монастыре тридцать братов, а нашей де милостины оброчнаго хлеба и денег в тот монастырь ничего не идет, питаются от своих трудов: и отец наш блаженныя памяти царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси пожаловал, дал в тот монастырь обжу земли, на воск и на ладан, и в руги и в милостивы место, и обелил им тое обжу ото всяких податей."

В 1598 г., еще при жизни Киприана грамоту подтвердил царь Борис Годунов [7].

Личность Киприана Стороженского довольно загадочна. Как это ни странно, трудно найти житие этого святого (возможно, местночтимого) - на что жаловался и Н.И.Репников [2]. В разных источниках (в том числе и дореволюционных [1, 2] приводится (с некоторым недоверием) предание о том, что Киприан сначала был разбойником, нападал на суда на Ладожском озере, а потом покаялся и основал монастырь на месте бывшего разбойничьего логова. Впрочем, в серьезной работе [7] нет ни малейшего намека на эти обстоятельства.

 

Во времена Екатерины II, в 1778 г. [1] монастырь был упразднен. Его единственный храм был в 1832 г. приписан к Спасо-Преображенской церкви в селе Загубье.

В 1930 г. церковь Николая Чудотворца была закрыта. В наше время (около 1999 г.) здание возвращено Русской Православной Церкви. Храм и сейчас приписной, он приписан к церкви Рождества Христова в селе Надкопанье [8]. Начинается возрождение монастыря.

 

 

Точная дата постройки церкви Николая Чудотворца неизвестна (или была неизвестна до последнего времени), ясно только, что она построена в XVI веке.

В то же время в работе [5] (1989 г.) говорится: "В 1595 г. новгородскими каменщиками Денисом Родионовым и Подосекой Фоминым построена Никольская трапезная церковь Стороженского монастыря", т.е. не только указана дата, но и названы имена строителей. К сожалению, это всего лишь тезисы доклада (к тому же посвященного не только Сторожно), и по этой единственной фразе невозможно понять, исходя из чего получены такие данные. Благодарю за указание данного источника Александра Богданова, модератора сайта Sobory.ru [].

 

 

Итак, рассмотрим церковь Николая Чудотворца. 

Вид с юго-востока, фотография Н.И.Репникова, 1914 г. [2]:

 

 

 

 

Церковь уникальна для этих мест - да и не только для них. Основной объем имеет характерное для псковских и новгородских церквей восьмискатное покрытие. По верху барабана идет пояс пятиугольных нишек - украшение свойственное новгородской архитектуре XVI века. Это украшение - единственное, больше никакого декора нет. Зато неровная поверхность стен (сложенных с применением валунов) придает зданию особую пластику, не нуждающуюся в декоре. Можно было бы охарактеризовать здание как архитектурный примитив, если бы оно не было настолько красиво.

Здание двухэтажное. В верхнем этаже находится собственно храм св. Николая Чудотворца с приделом Богоявления (придел находится с севера, над ним устроена вторая, маленькая главка; отсюда виден только ее маленький краешек справа за барабаном; далее представлены фотографии, где эта вторая главка хорошо видна). В первом этаже - церковь Успения Божией Матери.

 

В советское время (очевидно, в 1939 г. [3]) церковь была обезглавлена - уничтожены обе главы, и большая, и маленькая. В таком виде здание сохранялось до 2000-х гг. (см., например, фотографии на сайте [6б]).

Около 2005 г. началось восстановление запущенного храма, примерно в 2010 - 2012 гг. восстановлены главы. Вот как выглядит церковь в наше время, примерно в том же направлении, что и на старой фотографии:

 

 

3 августа 2016 г.

 

 

Обратим внимание на деревянное крыльцо на южном фасаде. Такое крыльцо было и раньше, по нему входили в верхний храм. Однако в 1910 г. крыльцо сгорело. Ходатайство причта о разрешении постройки нового деревянного крыльца в Строительный комитет было отклонено, было предписано в соответствии с действующими нормами строить каменное крыльцо (что привело бы к искажению памятника архитектуры). Денег на строительство каменного крыльца не было, и еще в 1914 г. в верхний храм можно было попасть только по приставной лестнице; эта приставная лестница видна на приведенной выше старой фотографии. [2] Позже на средства одного купца было все же построено деревянное крыльцо перпендикулярное южной стене [4], но и оно погибло в советские годы. (Судя по некоторым фотографиям интерьеров храма на сайте [], в здании позже была сделана внутренняя лестница для подъема на второй этаж.)

В наше время (между 2012 и 2015 г., см. фотографии в [6б]) деревянное крыльцо воссоздано. Вот это крыльцо вблизи:

 

 

3 августа 2016 г.

 

 

Вид с крыльца на Ладожское озеро:

 

 

3 августа 2016 г.

 

 

К большому сожалению, мне не удалось побывать внутри в верхнем храме (как, впрочем, и в нижнем); не знаю, закончено ли восстановление. Между тем, судя по фотографиям (см., например, [6б]), интерьер верхнего храма, пожалуй, не менее интересен, чем внешний облик здания. Я хотя бы опишу его с использованием литературных данных.

План верхнего храма (север наверху; входной проем - внизу слева) [4]:

 

 

 

Главный храм и придел (к северу от него) находятся в восточной части (той, над которой снаружи сделано восьмискатное покрытие). К западу от них находится трапезная, в которую и попадает тот, кто войдет с крыльца. Вот ее фотография в статье Н.И.Репникова 1914 г. [2]:

 

 

 

Это квадратное сводчатое помещение с каменным столпом посередине. Оно напоминает скорее какой-то терем (вспомним Грановитую палату в Московском Кремле или другую Грановитую палату - в Новгороде).

 

Что касается главного храма, в статье Репникова приведена фотография иконостаса (вряд ли от него что-то осталось):

 

 

 

Н.И.Репников пишет:

"Иконостасы обоих приделов (Богоявления и св. Николая) старые, целиком сохранившиеся, но, как часто бывает, перемазанные до последней возможности [...] Тем не менее то, что заметно в силуэтах и деталях некоторых фигур, особенно в "Чине", говорит за старую живопись, быть может даже первых новгородских писем." 

 

 

Вид на церковь с северо-востока:

 

 

3 августа 2016 г.

 

Отсюда хорошо видны две главы: большая - главного храма Николая Чудотворца, малая - придела Богоявления. Необычная особенность - отсутствие алтарных выступов на восточном фасаде.

 

 

Вид с северо-запада, фотография Н.И.Репникова, 1914 г. [2]:

 

 

 

На западном фасаде находится вход в нижний храм Успения Пресвятой Богородицы. О ней Репников написал следующее:

"В нижнем этаже храма, под низкими сводами помещается церковь Успения Божией Матери, недавно вновь отремонтированная, причем она утратила окончательно облик старины; в нее с запада ведут небольшие прирубленные новые сенцы [...]"

Деревянный притвор (сенцы) хорошо виден на фотографии. В советское время он исчез, и теперь это позднее добавление не восстановлено. Вот современные фотографии - вид с северо-запада и западный фасад:

 

 

3 августа 2016 г.

 

 

Вернемся к фотографии Н.И.Репникова.

На переднем плане видна деревянная часовня, огороженная заборчиком. Эта часовня была устроена над могилой св. Киприана Стороженского. Внутри часовни находилась каменная надгробная плита со следующим текстом (цитируется по [2]):

 

"Насемъ мѣстѣ погре(бе)нъ

святыя обители сiя начални

къ строитель преподобный

Кипрiан преставился въ лѣто

въ 7000 году

поставлен сiй крестъ го

споденъ въ лѣто 1803 года

октября ... дня"

 

Надпись относится к 1803 году; видимо, тогда же была и поставлена часовня. 7000 год (от Сотворения мира) - это по современному летоисчислению 1492 год (от Рождества Христова). Дата явно неверная: из текста грамоты царя Федора Иоанновича (см. выше) следует, что Киприан жил в XVI веке и был еще жив в 1587 г. (Об этом написал и Репников.)

Часовня исчезла в советские годы. В наше время она возобновлена (об этом см. далее).

 

 

Как уже сказано, монастырь был упразднен в 1778 г. Долго сохранялась старая деревянная ограда; главные ворота располагались с юга. В начале XX века она за ветхостью была сломана и заменена новой оградой из валунов. От старой ограды в 1914 г. сохранялись малые ворота [2]:

 

 

 

Н.И.Репников пишет [2]:

"Сохранившиеся доныне малые ворота представляют собою весьма любопытный архитектурный тип, исчезающий почти повсеместно, но, видимо, некогда весьма распространенный [...] Помимо своего интереса чисто архитектурного, эти ворота являются живою летописью некогда бойких торговых сношений по озеру, о чем повествуют нарезанные на внутренних стенах их надписи, сообщающие о том, что такие-то суда стояли от бури в Сторожевской гавани; большинство их имеет даты половины XVIII в., называя суда белозерских, вытегорских и каргопольских купцов."

Как это ни печально, этот ценный архитектурный и исторический памятник не сохранился. Мало того, нет теперь и ограды из валунов. (Кому и зачем понадобилось ее разбирать?)

 

Следует сказать еще об одном не сохранившемся деревянном сооружении - деревянной колокольне. В описи имущества монастыря 1768 г. о ней написано (цитируется по [2]): "колокольня деревянная шатровая, крыта тесом". К большому сожалению, колокольня была сломана в начале XX века (до 1914 г., так что Репников ее уже не видел). Судя по той же описи, сгоревшее деревянное крыльцо церкви (см. выше) соединялось переходами с колокольней. Вероятно, колокольня пострадала при пожаре крыльца в 1910 г.

 

 

В наше время происходит возрождение Николо-Стороженского монастыря.

 

Вход на территорию монастыря отмечен воротами (чисто символическими - в маленьком отрезке забора), рядом с которыми стоит поклонный крест:

 

 

3 августа 2016 г.

 

 

Дорога приводит к берегу Ладожского озера. Рядом, к северу от церкви стоит один из монастырских корпусов:

 

 

3 августа 2016 г.

 

(О кресте, который виден на фотографии слева, сказано несколько дальше.)

 

К югу от Никольской церкви и кладбища при ней находятся еще два корпуса - однотипные деревянные домики. Вот один из них - с крестом на фасаде:

 

 

3 августа 2016 г.

 

(Слева строящаяся новая ограда кладбища.)

 

 

В 2008 - 2010 гг. была вновь построена на старом месте деревянная часовня над мощами св. Киприана Стороженского (внешне не повторявшая прежнюю), а в 2012 г. она была расширена и переделана в церковь св. Киприана Стороженского. Автором проекта был сам игумен Антоний (Кузнецов) []. Игумен Антоний является настоятелем церкви Рождества Христова в Надкопанье, к которой приписаны обе церкви в Сторожно - и старая, и новая [8].

Фотографию первоначального вида этого здания, когда оно было часовней, можно увидеть на сайте [6в]. Сейчас новая церковь выглядит так:

 

 

3 августа 2016 г.

 

Внутри церкви установлено новое каменное надгробие взамен погибшего в советские годы.

 

 

Вид на две церкви - старую и новую:

 

 

3 августа 2016 г.

 

 

Между новой церковью и монастырским корпусом, на берегу установлен крест в память обо всех жителях Сторожно, погибших во все времена в водах бурного Ладожского озера:

 

 

3 августа 2016 г.

 

 

На кладбище при Никольской церкви стоит памятник, тоже посвященный памяти рыбаков деревни Сторожно:

 

 

 

3 августа 2016 г.

 

 

 

 

Еще одна достопримечательность Сторожно - необычайно высокий маяк на Стороженском мысу [9].

Первый маяк в Сторожно на опасном для судоходства мысу был построен в 1799 г. Он был деревянным и совсем не таким высоким. Вскоре маяк был снесен льдами. Его восстановили, он продолжал работать и до 1818 г. оставался единственным маяком на Ладожском озере. В 1818 г. был построен новый маяк, тоже деревянный, высотой 23 м. В 1839 г. он был заменен каменным такой же высоты.

В 1901 г. был утвержден разработанный инженером Врублевским проект, по которому на Ладожском озере должны были быть реконструированы существующие и построены новые маяки. В соответствии с этим проектом Стороженский маяк должен был быть надстроен. Однако рассмотрев состояние стен, решили вместо этого построить новый маяк, чуть в стороне от старого. Этот маяк, существующий и сейчас, был построен в 1911 г. Высота маяка 71 м (76 м от уровня воды). Это один из самых высоких маяков в Европе.

 

Судя по сообщениям в интернете, раньше, когда Сторожно было труднодоступно для поездок, можно было неофициально, за небольшую плату подняться на маяк. Теперь (2016 г.) такой возможности нет. Территория огорожена, на воротах надпись: "Проход, проезд запрещен". Можно посмотреть на маяк только издали:

 

 

3 августа 2016 г.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Издание С.-Петербургского епархиального историко-статистического епархиального комитета. Выпуск девятый. С.-Петербург. 1884, с. 296, 297. http://goldenshara.com/viewtopic.php?t=65518

 

2. Н.И.Репников. Упраздненный Николо-Сторожевский монастырь. Известия Императорской археологической комиссии. Выпуск 52-й. (Вопросы реставрации, вып. 13), с. 173 - 179. СПб, 1914. http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2

 

3. Земля Невская православная. Краткий церковно-исторический справочник. СПб, "Лики России", 2006, №889

 

4. Е.В.Кондратьева. Пашский Перевоз - Свирица - Загубье - Сторожно. В кн.: Л.А.Андреева, М.И.Коляда, Е.В.Кондратьева. По Ленинградской области. Л., 1978

 

5. Петров Д. А., Седов В. В. Каменное строительство в Новгородской земле последней четверти XVI в. Археология и история Пскова и Псковской земли. Тезисы ежегодной научно-практической конференции. [1989 г.] http://arheologi.livejournal.com/65116.html

 

6. Народный каталог православной архитектуры. http://sobory.ru/: а) Сторожно. Николаевский Стороженский монастырь. http://sobory.ru/article/?object=12179; б) Сторожно. Николаевский Стороженский монастырь. Церковь Николая Чудотворца. http://sobory.ru/article/?object=01392; в) Сторожно. Николаевский Стороженский монастырь. Церковь Киприана Стороженского. http://sobory.ru/article/?object=36157; г) форум,  http://sobory.ru/forum3/viewtopic.php?f=8&p=80259#p80259  

 

7. Профессор Сергей Иванович Смирнов. Жития русских святых. Ноябрь 2. Киприан Стороженский, преподобный. http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov/zhitija-russkih-svjatyh/50

 

8. Тихвинская епархия. Русская Православная Церковь. [Официальный сайт.] http://tihvin-eparhia.cerkov.ru/

 

9. Александр Потравнов, Татьяна Хмельник. Маяки Ладожского озера. Часть первая:  http://regionavtica.ru/articles/maiaki_ladojskogo_ozera_chast_pervaia.html. Часть вторая: http://regionavtica.ru/articles/maiaki_ladojskogo_ozera_chast_vtoraia.html

 

 

 

 

Оглавление

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.