ФОТОПРОГУЛКИ

 

ПЕТЕРГОФ

СОБСТВЕННАЯ ДАЧА

 

Оглавление

 

Собственная дача до 1941 года

Южный партер (Собственный садик)

Интерьеры дворца: первый этаж

Вестибюль и Парадная лестница. Служебная лестница. Голубая и Желтая угловые комнаты. Столовая

Дубовый кабинет Александра II. Уборная Александра II. Лестница Александра II. Камердинерская

Интерьеры дворца: второй этаж

Верхняя площадка Парадной лестницы. Гостиная. Кабинет Марии Александровны

Библиотека (Малиновая гостиная). Спальня. Ванная комната. Камер-юнгферская

Третий этаж дворца (мансарда). Парк с востока, севера и запада от дворца. Церковь Св. Троицы

Собственная дача в наши дни

 

ПРИЛОЖЕНИЕ. Перечень фотографий интерьеров дворца

Литература

 

 

Главная страница

 

 

В Петергофе и его ближайших окрестностях (Стрельна, Мартышкино) есть пятнадцать парков. Подавляющее большинство людей знает только два из них - Нижний и Верхний, там, где находятся знаменитые фонтаны.

Один из малоизвестных парков - бывшая Собственная дача, расположенная в непосредственной близости от прекрасного парка  Сергиевка. В настоящее время (2023 г.) для доступа открыта только часть парка; дворец и прилегающая к нему с юга территория находятся на ремонте, а территория на севере, примыкающая к Финскому заливу, запущена и утратила парковый характер. Вероятно, лучше всего совместить посещение Собственной дачи с прогулкой по Сергиевке.

 

Проезд из Санкт-Петербурга:

1. На рейсовом автобусе 200 или маршрутном такси, идущем в Ломоносов (от станции метро "Автово"), остановка - Биологический институт. Отсюда, с Ораниенбаумского шоссе устроен главный вход в Сергиевку. Следует подняться по той же дороге, но затем повернуть не направо (где находится дворец в Сергиевке), а налево (на восток) и пройти около 250 м. (Раньше главный вход был с противоположной стороны - с востока, с Собственного проспекта, но теперь оттуда проблематично даже попасть к дворцу и церкви.)

2. По железной дороге с Балтийского вокзала до платформы "Университет" (на две остановки дальше станции Новый Петергоф, на которую приезжают, чтобы полюбоваться фонтанами). С платформы пройти направо в парк Сергиевка и пройти через него к тому же месту - входу в парк; далее см. п. 1.

(Возможен и комбинированный вариант - доехать по железной дороге до станции Старый Петергоф, а оттуда на автобусе, идущем в Ломоносов. Но это целесообразно, вероятно, только если Вы живете в Петергофе.)

 

 

В начале XVIII в., во времена Петра I на месте будущей Собственной дачи были пять дачных участков, три из которых принадлежали князьям Долгоруковым. Около 1727 г. А.Г.Долгоруков начал строительство каменного дома. Однако с воцарением Анны Иоанновны он был отправлен в ссылку, и дом некоторое время стоял недостроенным. В 1733 г. Анна Иоанновна передала дачу известному церковному деятелю архиепископу Феофану Прокоповичу, который и достроил дом. Облик этого дома известен по чертежу 1740-х гг. из коллекции Ф.-В.Берхгольца [4, с. 268]:

 

 

 

 

 

Кроме того, при Феофане Прокоповиче в имении была построена духовная семинария (здание давно исчезло). Феофан Прокопович умер в 1736 г., а дача осталась в казенном ведомстве. В январе 1741 г. она была подарена Анной Иоанновной цесаревне Елизавете Петровне. С воцарением Елизаветы на даче, получившей название Собственной, развернулось большое строительство, появились новые корпуса, построены мосты через овраги, к западу от дворца построена деревянная придворная церковь, территория дачи расширена. Собственная дача была соединена с Большим дворцом вновь проложенным проспектом, который стал называться Собственным.

При Екатерине II многие обветшавшие деревянные постройки были снесены, а каменный дворец перестроен (очевидно, по проекту Ю.М.Фельтена). Фасад и планы этажей дворца после перестройки (чертежи конца XVIII в., Государственный музей-заповедник "Петергоф" [11]):

 

 

ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 1434-ар [11]

 

 

ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 1433-ар [11]

 

Архитектор сохранил общую композицию фасада, но изменил делали отделки и придал ему характер раннего классицизма.

 

По сторонам от дворца, с запада и с востока находятся овраги, через которые были построены ведущие к нему деревянные мосты. Их облик также известен по чертежам конца XVIII в.

Мост через восточный овраг, чертеж Ф.П.Броуэра:

 

 

ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 1441-ар [11]

 

 

Мост через западный овраг (этот овраг значительно более глубокий, по дну протекает ручей):

 

 

ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 1443-ар [11]

 

 

На западной стороне западного оврага, напротив моста находилась деревянная церковь. Чертеж К.Я.Поварнина, вторая четверть XIX в.:

 

 

ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 1439-ар [11]

 

В конце XVIII в. на территории Собственной дачи появились дубовые рощи. [4]

 

 

Новый, блестящий период в истории Собственной дачи начинается в 1843 г., когда Николай I подарил ее своему сыну - будущему императору Александру II. В 1844 - 1850 гг. дворец был полностью перестроен по проекту А.И.Штакеншнейдера; и фасады, и интерьеры представляли общепризнанную художественную ценность. На месте деревянной церкви в 1858 - 1860 гг. тем же архитектором построена каменная Троицкая церковь. Парк был заново оформлен А.И.Штакеншнейдером и инженером А.Ф.Гейротом (автором известной книги "Описание Петергофа" [1]). Имение приведено в идеальный порядок. Территория парка была существенно больше, чем сейчас, и доходила до берега Финского залива [2].

 

 

После 1917 г. во дворце был открыт музей. Однако позже (очевидно, в 1931 г.) музей был закрыт и в здании расположилась дача для партийного руководства; при этом, конечно, была нарушена цельность обстановки интерьеров (подробнее см. следующую страницу).

Однако особенно сильно Собственная дача пострадала во время Великой Отечественной войны. Хотя она и находилась на территории Ораниенбаумского плацдарма, которая не была оккупирована немецкими войсками, но в результате боев были разрушены и дворец, и церковь, и мосты через овраги. Парк пришел в полное запустение (видимо, уже после войны) и фактически потерял прежнюю планировку.

В 1955 - 1960 гг. дворец был восстановлен, но с очень большими утратами: не только не воссозданы (хотя бы частично) интерьеры, но и изменена планировка для приспособления к современным нуждам (для базы отдыха Ленинградского инженерно-строительного института); фасады еще очень долго оставались в лесах и только в 1977 - 1980 гг. были, наконец, восстановлены - и то с утратами. В конце XX или первых годах XXI в. началась повторная реставрация, которая так и не завершена по сей день (состояние на 2023 г.).

Церковь долгие годы оставалась в развалинах (если не считать того, что разрушенные участки стен были грубо восстановлены чуть ли не из силикатного кирпича). В 1980-х гг. развалины церкви были законсервированы. В начале XXI в. началась ее реставрация. Около 2017 г. церковь была восстановлена и действует.

 

 

Учитывая огромные потери, которые понесла Собственная дача, дальнейшее изложение разделено на две очень неравные части - Собственная дача до 1941 года и Собственная дача в наши дни. В первой части я постараюсь дать представление о том, что представляла собой прежняя Собственная дача, а во второй части покажу, что можно посмотреть на ней сейчас.

 

 

Собственная дача до 1941 года

 

План Собственной дачи, чертеж Э.Л.Гана, 1866 (север внизу; нижняя часть парка к северу от Ораниенбаумского шоссе не показана):

 

 

ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 1475-ар [11]

 

 

К югу и к северу от дворца парк имел регулярную планировку с цветниками, был украшен вазами, скульптурами, фонтанами. Отдельно центральная часть парка изображена на чертеже А.И.Штакеншнейдера 1848 г.

 

 

ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 1465-ар [11]

 

Парадный вход во дворец осуществлялся из южного партера, называвшегося также Собственным садиком (на чертежах - наверху). Подъезд к Собственной даче осуществлялся с востока, от Большого дворца по Собственному проспекту (на чертеже Э.Л.Гана - "Дорога на Сергиевскую дачу"). Проспект оканчивался аллеей, обсаженной деревьями, и входил в парк. От правой стороне аллеи начинался южный партер, в глубине которого был виден фасад дворца.

Композиция южного партера сформировалась не сразу. Его первоначальный облик виден на акварели В.С.Садовникова 1850 г. (ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 3-ак [11]; здесь воспроизводится по [12]):

 

 

 

 

В 1860-х гг. по оси южного партера были установлены узорные металлические ворота работы Федора Шарбау.

Фотография Н.Н.Григорьева, 1900-е (ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 5818-фд [11] (в оригинале - стереопара); воспроизводится по [], фотография обработана):

 

 

 

 

Фотография В.В.Варжанского, 1918 (ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 5034-фд [11]; воспроизводится по [], фотография обработана):

 

 

 

 

Примерно в это же время южный партер был украшен множеством мраморных скульптур. Фотография Е.М.Тихвинского, 1926:

 

 

ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 5044-фд [11]

 

 

Скульптуры носили весьма оригинальный характер: они изображали музыкантов и певцов в костюмах XVIII в. Вдоль центральной аллеи стояли пять пар скульптур - слева музыканты, справа певцы. Вот эти пары, начиная от ворот и кончая фасадом дворца (фотографии Ю.Ф.Никольского, выполненные в 1931 г., за исключением левой скульптуры в четвертой паре, сфотографированной в 1932 г.)

 

 

Валторнист Певец

ГМЗ "Петергоф",

инв. №ПДМП 5059-фд [11]

ГМЗ "Петергоф",

инв. №ПДМП 5058-фд [11]

 

 

Кларнетист Певец

ГМЗ "Петергоф",

инв. №ПДМП 5061-фд [11]

ГМЗ "Петергоф",

инв. №ПДМП 5056-фд [11]

 

 

Флейтист Певец

ГМЗ "Петергоф",

инв. №ПДМП 5063-фд [11]

ГМЗ "Петергоф",

инв. №ПДМП 5052-фд [11]

 

 

Флейтист Певец

ГМЗ "Петергоф",

инв. №ПДМП 5062-фд [11]

ГМЗ "Петергоф",

инв. №ПДМП 5055-фд [11]

 

 

Валторнист Певец

ГМЗ "Петергоф",

инв. №ПДМП 5057-фд [11]

ГМЗ "Петергоф",

инв. №ПДМП 5065-фд [11]

 

 

К сожалению, мне неизвестно, кто автор этих скульптур.

 

 

В Собственном садике росли отдельно стоящие красивые дубы. Один из дубов был известен под названием семейного; вот его фотография (1894, фототипия П.И.Бабкина с фотографии Е.П.Вишнякова []):

 

 

 

На дубе висел черепаховый щит с инициалами Александра II и его супруги Марии Александровны. К сожалению, на этой фотографии щит не виден; он изображен на фотографии, помещенной в [2], с. 171:

 

 

 

 

 

Из сада открывался вид на южный фасад дворца.

Фотография 1905-1906 г., М.Ушаков []; фотография из книги [2, с. 169]:

 

 

 

Проект дворца, чертежи А.И.Штакеншнейдера (Научно-исследовательский музей при Россиийской Академии художеств [13]).

Фасады (НИМ РАХ КП-610/11-15. А-2940):

 

 

 

Наверху изображен западный боковой фасад, а внизу один из двух идентичных фасадов - южный или северный. Подпись: "Архит. Штакеншнейдер 1844".

Это сравнительно небольшое, компактное здание прекрасно - как и всё, созданное А.И.Штакеншнейдером, великим мастером эклектики. В данном случае фасады выполнены в духе необарокко.

 

Разрезы (НИМ РАХ КП-610/11-16. А-2941):

 

 

 

Подпись: "Архит. Штакеншнейдер 1844".

На верхнем чертеже - вид с запада: на первых двух этажах справа парадная лестница, а слева на первом этаже Столовая, на втором Гостиная; на третьем этаже (в мансарде) посередине верхняя площадка лестницы Александра II.

На нижнем чертеже - вид с севера: на первом этаже - Столовая и Желтая угловая комната, на втором - Гостиная и Спальня, слева Лестница Александра II.

Следует заметить, что в реально построенном здании детали декоративной отделки помещений, изображенных на разрезах, отличались от изображенных на чертежах.

 

Поэтажные планы дворца, чертеж А.И.Штакеншнейдера (ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 1448-ар [11]):

 

 

 

К сожалению, разрешения изображения недостаточно для того, чтобы уверенно прочитать все надписи. Видно, что проект подписан А.И.Штакеншнейдером в 1843 г. и Высочайше утвержден 22 февраля 1844 г.

Север наверху. Внизу слева - первый этаж, внизу справа - второй этаж, наверху - третий этаж (мансарда). Сравнение с приведенными в начале страницы планами конца XVIII в. показывает, что Штакеншнейдер в основном сохранил планировку прежнего здания. (При сравнении следует иметь в виду, что на чертеже конца XVIII в. север внизу.)

 

Здание построено в 1844-1850 гг.

(А.Ф.Гейрот в книге [1] пишет о том, что первоначальный проект 1843-1844 г. был существенно переделан в 1850 г.; в частности, именно тогда появилась мансарда. Этим данным противоречат показанные здесь чертежи 1844 г., на которых уже показана мансарда. И все же следует заметить, что Гейрот, сам непосредственно участвовавший в создании Собственной дачи, мог знать какие-то не известные другим обстоятельства; возможно, они касаются не проекта, а процесса его осуществления.)

 

 

 

Следующая

 

 

Оглавление

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.