ФОТОПРОГУЛКИ

 

ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗДАНИЙ

НА ПЛАНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 1753 ГОДА

(продолжение)

 

 

Оглавление

 

1. Сравнение с другими изображениями и с фотографиями сохранившихся зданий  1  2  3  4

2. Здания, для которых достоверные изображения неизвестны  1  2

Приложение 1. Гравюры по рисункам М.И.Махаева, приложенные к плану

Приложение 2. Церковь Марии Магдалины на Малой Охте

Литература

 

Предыдущая       Следующая

 

 

Главная страница

 

 

Площадь на Стрелке Васильевского овтрова

 

 

 

Рассмотрим здания, изображенные на этом фрагменте.

 

 

Двенадцать коллегий

 

 

Строительство здания для высших правительственных органов - сената и коллегий велось с 1722 до 1742 г. по проекту Доменико Трезини и Теодора Швертфегера, под руководством Доменико Трезини, после его смерти (1734) - Джузеппе Трезини, завершено Михаилом Григорьевичем Земцовым [2, 11, 16]. Оно сохранилось до наших дней. К сожалению, сейчас его длинный фасад трудно обозреть единым взглядом из-за разросшихся деревьев. Здание изображено на гравюре по рисунку М.И.Махаева, приложенной к плану:

 

 

 

К сожалению, у изображения на плане - неудачный ракурс, так что продольные фасады не видны. В то же время совершенно ясно показано своеобразное завершение здания - двенадцать мансардных крыш с переломом, выстроившихся в ряд. Справа видна также пристройка с задней стороны, где на первых двух этажах располагались открытые галереи (теперь сохранилась только часть галереи на первом этаже).

 

 

 

На северной стороне площади показаны два здания, выходящие противоположными фасадами на Неву - Академия наук и Кунсткамера:

 

 

 

 

 

Академия Наук (дворец царицы Прасковьи Федоровны)

 

 

 

Здание строилось в 1720-х гг. как дворец царицы Прасковьи Федоровны (жены царя Ивана - брата Петра I; 1664 - 1723). Автор проекта - Н.-Ф.Гербель, после его смерти (1724) строительство завершил. Г.Киавери [9]. Снесено в 1820-х гг., на его месте построен южный пакгауз (ныне Зоологический музей).

Фасад здания по Неве - фрагмент гравюры по рисунку М.И.Махаева, приложенной к плану:

 

 

 

 

Изображение этого здания более позднего времени - фрагмент панорамы Петербурга А.Тозелли 1820 года [17]:

 

 

 

Рисунок сделан с башни стоящей рядом Кунсткамеры. Верх бокового фасада подтверждает изображение Махаева.

Главный фасад, обращенный к Неве, здесь, к сожалению не виден. Но зато ясно видны выступы на нем посередине и по краям, что тоже подтверждает изображение Махаева. В то же время видно, что на заднем фасаде выступов нет, он вытянут в одну линию.

 

Изображение здания на плане 1753 г. очень похоже на то, что изобразили М.И.Махаев и А.Тозелли - но с одной странностью: создается впечатление, что на этом изображении здание развернуто в обратную сторону и изображен не задний, а главный, невский фасад. Как бы то ни было, здание на рисунке узнаваемо.

 

 

Кунсткамера

 

 

 

Строительство здания Кунсткамеры было начато в 1718 г. архитектором Г.-И.Маттарнови, после его смерти (1719) продолжено Н.-Ф.Гербелем, а после смерти Гербеля (1724) - Г.Киавери и завершено в 1734 г. М.Г.Земцовым. В 1747 г. в здании произошел сильный пожар. При этом, в частности, сгорел верхний ярус башни. Здание было восстановлено уже после составления плана Петербурга, в 1754 - 1758 гг. С.И.Чевакинским. [16]. При восстановлении здания верхний ярус башни не был построен, и многие поколения жителей Петербурга - Ленинграда знали Кунсткамеру именно в таком изувеченном виде. Открытка 1946 года:

 

 

 

В 1947 - 1948 гг. верхний ярус башни был воссоздан архитектором Р.И.Каплан-Ингелем.

 

Итак, к моменту издания плана здание Кунсткамеры было повреждено пожаром, его восстановление еще не началось. Следует заметить, что на приложенной к плану гравюре по рисунку Махаева здание изображено в том виде, какой оно имело до пожара. Фрагмент гравюры:

 

 

 

В отличие от этой гравюры, на плане честно изображено здание в том виде, какой оно имело в это время.

 

 

 

Павильон Готторпского глобуса

 

 

 

Один из самых интересных экспонатов Кунсткамеры - Готторпский глобус погиб при пожаре в 1747 г. Вскоре он был воссолздан петербургскими мастерами. Для размещения глобуса в 1751 - 1753 гг. (как раз ко времени издания плана) был построен специальный павильон по проекту И.-Я.Шумахера, при участии Ю.М.Фельтена - в то время молодого, начинающего архитектора. Павильон был разобран в 1829 г. [18]

Чертеж павильона Готторпского глобуса, выполненный Ю.М.Фельтеном [18]:

 

 

 

 

Изображение павильона на панораме А.Тозелли 1820 г. [17]:

 

 

 

Как видим, на плане 1753 г. павильон изображен очень похоже.

 

 

Инртересно, что на гравюре по рисунку М.И.Махаева, приложенной к плану, примерно на месте павильона видно какое-то странное сооружение:

 

 

 

К сожалению, я не знаю, что это такое. Возможно, что это была какая-то временная постройка на месте будущего павильона. (Напомню, что его строительство закончено как раз в 1753 г.)

 

 

Гостиный двор и пакгауз

 

 

 

Гостиный двор был построен в 1720-х гг. Д.Трезини. Снесен в конце XIX - начале XX в.

Фасад здания по Малой Неве изображен на гравюре по рисунку М.И.Махаева, приложенной к плану:

 

 

 

Часть противоположного фасада, выходящего на площадь, видна на приведенной выше другой гравюре по рисунку Махаева - той, на которой изображены Двенадцать коллегий.

 

Фотографии из книги Г.К.Лукомского "Старый Петербург" (1917 г.) [19]:

 

 

 

 

 

В первой половине XIX в. была изменена отделка уличных фасадов, но сохранились и прежняя открытая аркада в первом этаже, и размеры окон второго этажа, и чердачные окна. А дворовые фасады, очевидно, сохранялись в первоначальном виде.

 

Изображение гостиного двора на плане вполне согласуется и с гравюрой, и с фотографиями.

 

 

Пакгауз слева от гостиного двора исчез значительно раньше: уже в 1829 - 1832 гг. на его месте было построено новое здание таможни (арх. И.Ф.Лукини). Другие изображения пакгауза мне неизвестны.

 

 

 

Кадетский корпус

(Меншиковский дворец)

 

 

 

 

 

Строительство дворца светлейшего князя А.Д.Меншикова началось в 1710 г. по проекту Дж.-М.Фонтана, с 1712 - 1713 г. строительство продолжал И.-Г.Шедель, работавший до 1727 г., когда Меншиков попал в опалу. В 1731 г. бывший Меншиковский дворец был передан Кадетскому корпусу. Здание сохранилось до нашего времени, в 1976 - 1981 гг. он был реставрирован, после чего открыт как музей. [20]

Здание неоднократно переделывалось и расширялось. На плане видно, как оно выглядело к 1753 году.

Первоначальный облик Меншиковского дворца виден на известной гравюре А.Ф.Зубова "Триумфальный ввод шведских кораблей в Санкт-Петербург после победы при мысе Гангут", 1714 (Эрмитаж, инв.№ ЭРГ-17062) [7]:

 

 

 

Вид с Невы. Дворец - у левого края гравюры. Первоначально он был меньше по размерам, чем сейчас. С 1716 г. началось строительство западного, северного и восточного корпусов. Однако к 1727 году был построен только западный корпус (слева от центральной части, на углу нынешней Кадетской линии), для остальных корпусов были только заложены фундаменты. В таком виде дворец изображен на рисунке Х.Марселиуса "Палаты его светлости князя Меншикова", 1725 (отдел рукописей Библиотеки Академии наук) [20]:

 

 

 

Из плана видно, что здание оставалось в таком же состоянии и к 1753 году - по-прежнему существовали только центральная часть и левое (западное) крыло. Правое крыло было построено уже позже - между 1758 и 1774 г.

Следует сказать, что уже к 1740-м гг. был изменен невский (южный) фасад центральной части здания. Он изображен, в частности, на фрагменте гравюры по рисунку М.И.Махаева, приложенной к плану:

 

 

 

Несколько позже (уже после 1753 г.) в центре, между ризалитами была изменена форма окон второго и третьего этажа - окна второго этажа стали арочными, а третьего - овальными. В наше время мы такой фасад не сможем увидеть в натуре: около 1981 г. выл воссоздан первоначальный фасад - такой, каким мы его видим на изображениях А.Ф.Зубова и Х.Марселиуса.

На плане Меншиковский дворец изображен с противоположной стороны - с севера. Другие изображения дворца того времени с северной стороны мне неизвестны, остается только полагаться на план 1753 г.

 

Скажем о других зданиях, входивших в усадьбу А.Д.Меншикова, которые видны на изображениях А.Ф.Зубова и Х.Марселиуса [20]. Справа от дворца на берегу Невы стояла мазанковая Воскресенская церковь, построенная в 1714 г., а в глубине на гравюре Зубова видно П-образное здание - "Посольские хоромы" - деревянный дворец, построенный еще до начала строительства каменного дворца, в 1704 - 1710 гг.

Из плана видно, что к 1753 г. мазанковая церковь уже исчезла. В то же время на плане видны характерные П-образные очертания "Посольских хором", а перед ними - регулярный сад. Значит, в это время "Посольские хоромы" еще существовали! Жаль, что их фасад не показан.

 

 

 

 

Сампсониевский собор на Выборгской стороне

 

 

 

Собор прп. Сампсония Странноприимца с отдельно стоящей колокольней построен в 1728 - 1740 гг. Первоначально собор был одноглавым. В 1761 г. к центральному барабану были пристроены четыре малых барабана с луковичными главками. [15, том первый, №40; 16]. Сохранился, один из ценнейших памятников архитектуры раннего барокко.

Современные фотографии:

 

 

24 апреля 2010 г.

 

К сожалению, изображение на плане повреждено, не виден шатер колокольни (форма уникальная для петербургской архитектуры XVIII в.). Но сам собор в основном виден. В это время собор еще не был превращен в пятиглавый, и мы видим высокий барабан, увенчанный куполом с одной луковичной главкой. Правильно изображен боковой фасад с тремя осями окон трапезной и пятью открытыми арками вдоль основного объема храма.

 

 

 

 

Подзорный дворец

 

 

 

Подзорный дворец Петра I находился на островке при впадении Фонтанки в Финский залив. Дворец строился для Петра I в 1720-х гг. по проекту С.ван Звитена, под руководством Ф.Вааля, завершен в 1731 г. М.Г.Земцовым с некоторыми изменениями проекта. Разобран в 1-й четверти XIX в. Позже был засыпан Подзорный канал, отделявший остров от берега. Ныне территория завода "Адмиралтейские верфи". [9, №21; 22, с. 40,41]

Проект дворца, арх. Ф.Вааль, 1723 (Эрмитаж, инв.№ 2738; см. описание [9, №21]; само изображение там отсутствует, я нашел его в интернете):

 

 

 

 

Гравюра П.Штелина "Подзорный дворец и Калинкинский прядильный дом", 1760-е (репродукция имеется в [22], но я нашел в интернете изображение более высокого качества):

 

 

 

Вид вниз по течению Фонтанки, впереди Финский залив. Изображение примитивное, но на нем видна ориентация здания в пространстве; главный фасад обращен в сторону моря. (О Калинкинском прядильном доме сказано на другой странице.)

 

На плане 1753 г. хорошо передана общая композиция здания. Некоторые отличия от чертежа Ф.Вааля (другая форма крыш, отсутствие угловых павильонов) - это, возможно, те изменения, которые М.Г.Земцов внес в проект.

 

 

Продолжение на следующей странице 

 

 

Оглавление

 

 

Предыдущая       Следующая

 

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.