ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ИВАНОВСКАЯ УЛИЦА (продолжение)

Социалистическая улица

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Продолжим знакомство с левой стороной улицы.

Следующий дом (Социалистическая ул., 12/12) находится на углу Кабинетской улицы (ул. Правды):

 

 

14 апреля 2018 г.

 

Доходный дом вдовы поручика Х.Матушевич, 1860-1861, арх. Ф.И.Черненко [12]. Ранняя эклектика, неплохие строгие фасады.

Этот дом значительно подробнее рассмотрен в разделе "Кабинетская улица (улица Правды)". Здесь только повторена одна из фотографий.

 

 

Очень интересен по архитектуре следующий дом (Социалистическая ул., 14).

Сначала рассмотрим предысторию этого здания. В 1826 г. для купца Строченова был составлен проект каменного лицевого дома ([13], лист 1-4):

 

 

 

В шапке написано: "Под №1-м желает вновь построить каменное жилое в три этажа строение". Проект одобрен 19 мая 1826 г.

 

Дальнейшая история мне не вполне понятна. На "Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [14] на этом месте показан уже построенный дом:

 

 

 

 

Казалось бы, всё ясно. Однако имеется противоречащий плану Шуберта проект 1834 г. ([13], лист 9-12):

 

 

 

Обращает на себя внимание, что для лицевого дома и очертания плана, и фасад - такие же, как в проекте 1826 г.

К 1834 г. участок принадлежал уже другому владельцу - купцу Трофимову. В шапке написано: "№1-й. Желает выстроить каменный 3-хэтажный дом на подвалах. №2 и 3-й желает выстроить два флигеля, одна часть в 4 этажа, а другая в один этаж для служб". Справа внизу надпись: "На под. нап: Постройка вновь каменных строений городскими правилами не воспрещается. 4-го сентября 1834 г. [...]" Таким образом, каменный дом и в 1834 г. еще не был построен. Значит, на плане Шуберта этот дом обозначен как уже существующий по ошибке.

Слева внизу написано: "Подписал Леман". Очевидно, это архитектор К.Ф.Леман.

Видимо, к этому же времени относится еще один проект, подписанный Леманом - деревянная беседка (в саду, на самой дальней границе участка) и деревянный навес ([13], лист 5-8). Были ли они реально построены, мне неизвестно.

Что же касается каменных зданий, то судя по более поздним чертежам в [13], фактически был построен только лицевой дом с двумя крыльями со стороны двора (см. генеральный план, №1), а примыкающие к этим крыльям флигели (№№2 и 3) не были построены.

 

В 1905 г. [10] владельцем дома стал инженер путей сообщения П.В.Березин. Он предпринял капитальную перестройку лицевого дома, а во дворе построил новые флигели для типографии. Проект составил архитектор Б.И.Гиршович ([13], листы 49-68).

Генеральный план с подписью Гиршовича ([13], лист 49):

 

 

 

На обратной стороне листа - разрешение на строительство от 25 июня 1905 г., в котором написано: "постройку четырехэтажного на нежилом подвале с мансардою надворного флигеля лит. С, такового же флигеля лит. D, надстройку четвертого и пятого каменных этажей с мансардою на улицу и с шестым каменным этажом во двор на лицевом доме лит. А, с капитальным переустройством существующих этажей этого дома, пятиэтажные на нежилых подвалах с мансардами каменные надворные пристройки лит. В и В’ к лицевому дому лит. А, а также прокладку подземных сточных труб с колодцами при них лит. у-у, согласно детальным чертежам, дозволить [...] с тем, чтобы на открытие типографии в проектируемых надворных флигелях лит. С и D было исходатайствовано в установленном порядке разрешение". Таким образом, лицевое здание - доходный дом, а во дворе устраивается типография.

Лицевой фасад ([13], лист 67а-68):

 

 

 

 

Строительство осуществлено в 1905-1906 гг. [15]. Фотография, опубликованная в журнале "Зодчий" в 1908 г. [16]:

 

 

 

Этот фасад - одна из лучших работ петербургского архитектора Б.И.Гиршовича (работавшего в разных стилях - эклектика, модерн, неоклассика) и одно из лучших произведений стиля модерн в Петербурге. Элегантная классицизирующая манера близка венскому модерну.

 

В 1916 г. гражданский инженер М.Ю.Капелинский выполнил проект внутренней капитальной перестройки первого и третьего этажей лицевого дома и перестройки дворовых корпусов ([13], листы 69-72). По данным [15], осуществлена была только перестройка дворовых корпусов.

 

Прекрасный фасад долгое время сохранялся без переделок (имеются фотографии 1936, 1941, 1948 г. [17а-в]). В начале 1960-х гг. фасад был несколько искажен. Фотография 1962 г. [17г]:

 

 

 

Вместо мансарды надстроен каменный этаж (на фотографии надстройка еще не оштукатурена).

К счастью, отделка нижних этажей была полностью сохранена, и даже сохранен фигурный фронтон, только теперь фоном для него стала гладкая стена надстроенного этажа. Но все же есть и потеря - исчезли красивые волнообразные решетки над карнизом. Не говоря уж о том, что надстройка выглядит чужеродным телом. Но и в таком виде здание было очень красиво.

Гораздо сильнее здание пострадало в "перестроечные" и "постперестроечные" времена. Оно несколько лет пустовало, и, наконец, в 2004 г. оно рухнуло. Дом был реконструирован с сохранением фасада, в 2007 г. в нем открылся бизнес-центр. Было ли что-то воссоздано внутри или здание за фасадом целиком переделано - мне неизвестно.

Как бы то ни было, фасад и сейчас по-прежнему красив:

 

 

14 апреля 2018 г.

 

 

14 апреля 2018 г. 21 января 2023 г.

 

 

14 апреля 2018 г.

 

Придется упомянуть об одном факте, связанном с этим зданием: в 1912 г. в типографии Березина вышел первый номер большевистской газеты "Правда". В 1957 г. в честь этого события на фасаде была установлена мемориальная доска. Теперь, после ремонта и реконструкции здания этой доски, кажется, больше нет (и слава Богу).

 

 

Следующий дом по левой стороне (Социалистическая ул., 16) тоже перестроен в начале XX в. из старого ампирного здания.

На плане Шуберта 1828 г. (см. выше) на этом участке есть только какие-то деревянные строения далеко в глубине участка. В 1833 г. для купца Михайлова был составлен проект новых деревянных построек, а на красной линии, в правой половине - небольшого дома с нижним каменным и верхним деревянным этажом ([18], лист 1-4). На листе стоит подпись архитектора А.М.Грунтова.

В следующем, 1834 году появился уже новый проект, по которому предполагалось строительство трехэтажного доходного дома ([18], лист 5-8):

 

 

 

В шапке написано: "№1-й. Желает построить каменное жилое в три этажа строение. №2-й. На[д] существующем каменном этаже надстроить два этажа по отстройке нового строения, а существующий деревянный этаж перенести во двор под №3-м, под тушью же показанные строения сломать". В нижнем левом углу подпись архитектора: "Подп. Головин".

Однако этот проект был осуществлен далеко не сразу. И на листе с чертежами 1839 г. ([18], лист 9-12) на генеральном плане все еще нет этого дома, а по-прежнему стоит лицевой дом в правой половине участка. Но в конечном счете дом по проекту 1834 г. все же был построен, о чем свидетельствует чертеж 1868 г. ([18], лист 14-15) - проект обращения окна во входную дверь в уже существующем доме.

Фотография начала XX в. (Государственный музей истории Санкт-Петербурга, ГМИ СПб Инв.№-II-А-736 ф [19]):

 

 

 

Судя по фотографии, в натуре этот ампирный фасад был красивее, чем на чертежах, на которых не показаны изящные лепные украшения.

 

В конце 1911 - начале 1912 г. новый владелец - потомственный почетный гражданин М.И.Дернов предпринял полную перестройку дома и расширение его в сторону двора. Проект составил техник П.М.Мульханов ([18], листы 57-80). Генеральный план, подписанный П.М.Мульхановым 23 ноября 1911 г. ([18], лист 57):

 

 

 

По ссылке представлено подписанное 27 января 1912 г. разрешение на "1) надстройку лицевого каменного флигеля, показанного на плане двора под лит. А, четвертым и пятым этажами с заделкою и пробивкою дверных отверстий, 2) постройку надворных каменных боковых пятиэтажных на нежилых подвалах флигелей лит. Г. Г’, Б, Б’ и поперечных пятиэтажных на нежилых подвалах флиг. лит. В и Д, 3) пристройку одноэтажного флигеля лит. Е, ретирада лит. Ж и помойной ямы З" (обратная сторона того же листа).

Итак, дом очень намного расширяется вглубь участка и превращается в очень большой доходный дом с двумя внутренними дворами. При этом и лицевой дом подвергается перестройке - он надстраивается на два этажа.

Фасад ([18], лист 79-80):

 

 

 

П.М.Мульханов очень много строил в Петербурге в конце XIX и особенно в начале XX в. (преимущественно доходные дома, большей частью на Петербургской (Петроградской) стороне). Большинство его домов принадлежат эклектике и декоративной разновидности модерна, у него есть своеобразный почерк - фасады с довольно примитивным, но выразительным, причудливым декором. Но в 1910-х гг. он уже старается следовать новой моде на неоклассику. В данном случае мы видим обычный для архитекторов этого времени (но не для Мульханова) гранитный неоампирный фасад, и только в отдельных деталях видна характерная для Мульханова любовь к мелким причудливым украшениям. Довольно странно выглядит эркер в центре фасада, украшенный вопреки всяким канонам стоящей по центру колонной.

 

Судя по данным издания "Весь Петербург" [10], М.И.Дернов очень недолго владел участком. В выпусках на 1912 и на1913 гг. владельцами названы другие люди (в 1912 и 1913 г. - разные). Учитывая, что в каждом выпуске помещались данные, полученные осенью предшествующего года, можно сделать вывод о том, что М.И.Дернов стал владельцем в конце 1911 г. и уже не успел попасть в "Весь Петербург", а не позже осени 1912 г. его сменил уже другой владелец. Этим новым владельцем был С.В.Васильев. Вероятно, именно со сменой владельца связано то, что П.М.Мульханов в том же 1912 г. несколько переделал проект ([18], листы 81-105, 110). Новый проект фасада ([18], лист 84в-87):

 

 

 

На мой взгляд, удешевленный, бедноватый вариант - хуже, чем предыдущий.

Обратим внимание и на то, что теперь над пятью каменными этажами появляется еще и мансарда.

 

Современные фотографии:

 

 

14 апреля 2018 г. 21 января 2023 г. 21 января 2023 г.

 

Теперь вместо мансарды надстроен каменный этаж. Надо признать, что надстройка сделана вполне тактично и не нарушила общий характер фасада.

 

 

Следующий дом находится на углу улицы Достоевского (Социалистическая ул., 18/29):

 

 

14 апреля 2018 г.

 

(Эта фотография помещена также в разделе "Ямская улица - улица Достоевского".)

Доходный дом, 1880, арх. П.Ю.Сюзор [1]. Эклектика. Рядовой дом - неплохая, но все же далеко не лучшая работа Сюзора, в целом выдающегося мастера.

 

 

Следующий дом выходит двумя другими фасадами на улицу Достоевского и на Николаевскую улицу, ныне ул. Марата (Социалистическая ул., 20 - ул. Достоевского, 46 - ул. Марата, 65). Виды с улиц Достоевского и Марата:

 

 

14 апреля 2018 г.

 

(Эти две фотографии помещены также в разделе "Ямская улица - улица Достоевского", а правая фотография - еще и в разделе "Николаевская улица (улица Марата)".)

Доходный дом В.Я.Сидорова, 1879 - 1880, арх. А.А.Докушевский [1]. Неплохая эклектика (неороманский "стиль").

 

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.