ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ВОКРУГ ТАВРИЧЕСКОГО САДА

 

Оглавление

 

1. Вступление (Таврический дворец и сад, водонапорная башня)

2. Потемкинская улица  а  б

3. Кирочная улица напротив Таврического сада

4. Таврическая улица  а  б  в

5. Тверская улица
6. Кавалергардская улица, Мариинский проезд

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Кирочная улица

напротив Таврического сада

 

Здесь представлены фотографии не всей Кирочной улицы (в советское время - ул. Салтыкова-Щедрина), а только того ее отрезка, который проходит вдоль южной границы Таврического сада. Показаны здания только на одной стороне улицы - правой, нечетной. На противоположной стороне находится Таврический сад.

Данная страница почти полностью дублирует одну из страниц раздела "Кирочная улица", в котором эта улица представлена целиком.

 

На предыдущей странице показан вид Потемкинской улицы, перспективу которой замыкает здание госпиталя Преображенского полка. Это здание - часть большого комплекса зданий казарм (часть их варварски уничтожена в начале XXI века для расчистки места под "элитный"

жилой квартал; проект архитектурной мастерской ООО "АМП Солодовникова"). Со стороны Кирочной улицы частично сохранилась классицистическая композиция казарм (Кирочная ул., 31 - 37), создававшаяся с 1802 года архитектором Ф.И.Волковым, а после его смерти завершенная к 1805 году Ф.И.Демерцовым [6, 11]. Полностью охватить эту композицию одним снимком мне не удалось: корпуса вытянулись вдоль улицы на большое расстояние, и из-за перспективного сокращения здания, расположенные вдали, не разглядеть, фактически на снимке видна только правая часть ансамбля:

 

 

23 мая 2016 г.

 

Справа вблизи бывший солдатский корпус, левее офицерский, а еще левее видна зелень в курдонере, в глубине которого и расположено здание госпиталя.

 

 

Вот как выглядит здание госпиталя вблизи:

 

 

17 мая 2012 г. 17 мая 2012 г. 23 мая 2016 г.

 

 

17 мая 2012 г.

 

 

Композиция фасада с портиком вполне традиционна для классицизма. В то же время детали очень индивидуальны: это и колонны с несколько преувеличенным энтазисом (и, как это ни парадоксально, выглядящие особенно стройно), и тонкие лепные украшения. (Вероятно, эти детали принадлежат Ф.И.Демерцову, достраивавшему здание.) Обратите внимание на лепные венки во фризе: внутри этих венков изображен вензель Петра I - две перекрещивающиеся латинские буквы "P" ("Petro Primus" - "Петр Первый" на латыни) и римская цифра I. Эта деталь не случайна: как известно, Преображенский полк был основан Петром I из потешного полка.

В 1910 г. перед госпиталем был открыт памятник Петру I - одно из нескольких повторений известной работы М.М.Антокольского (как в Нижнем парке в Петергофе). В 1930 г. памятник был уничтожен. [16, №135]

 

 

До недавнего времени комплекс казарм занимал целый квартал, ограниченный с севера Кирочной улицей, с запада улицей Радищева (бывшей Спасской), с юга Виленским переулкоми с востока Парадной улицей. Теперь почти все казарменные корпуса вне Кирочной улицы уничтожены для строительства "элитных" жилых домов! (Правда,  снесенные здания относились к более позднему времени, середине - второй половине XIX в. и выглядели казенно. Но все равно это было на порядок лучше, чем то, что построено теперь.)

Уцелели, кажется, только корпуса на ул. Радищева (бывшей Спасской). Справа налево: ул. Радищева, 35, 37, 39:

 

 

28 августа 2007 г.

 

Вот фотографии этих корпусов по отдельности:

 

 

28 августа 2007 г.

 

Как видим, фасады двух корпусов из трех даже сохранили черты благородной архитектуры классицизма. Да и более поздний средний корпус не так уж и плохо выглядит.

 

 

С другой стороны, слева от казарм от Кирочной отходит Парадная улица. По другую ее сторону, по меньшей мере, до середины XIX в. находился плац. В сторону плаца были обращены вытянувшиеся вдоль Парадной улицы солдатские корпуса с ритмично повторяющимися портиками. Вот как примерно это выглядело (реконструкция, помещенная в книге [17, с. 124-125]:

 

 

 

 

Эта композиция давно исчезла. Но в новом "элитном" корпусе в застройке вдоль она неожиданно воссоздана в общих чертах (что никоим образом не компенсирует вандализм по отношению к другим частям ансамбля). Вид новых домов на Парадной улице, 1 - 9:

 

 

23 мая 2016 г.

 

 

Далее пойдем налево вдоль южной границы Таврического сада.

 

После пересечения с Парадной улицей начинается территория бывшего плаца Преображенского полка. Во второй половине XIX в. плац был упразднен. На значительной части его территории расположился Клинический институт Великой Княгини Елены Павловны - ныне Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования (в советское время Государственный институт усовершенствования врачей - ГИДУВ). Первое здание института, которое мы увидим, находится на углу Парадной улицы (Кирочная ул., 41/2):

 

 

26 августа 2007 г.

 

Это здание амбулатории, построенное в 1896 - 1898 гг., арх. П.И.Балинский. Здание неплохое по архитектуре, однако наиболее интересное здание находится впереди - это главный корпус института (Кирочная ул., 41; 1878 - 1885, арх. Р.А.Гедике):

 

 

19 апреля 2011 г.

 

Р.А.Гедике - авторитетный мастер архитектуры, академик. Но, честно говоря, я не очень люблю большинство его зданий: на мой взгляд, они довольно однообразны и малоинтересны. Однако отдельные здания Гедике по-настоящему красивы, в их числе и здание Клинического института, благородной архитектуры - пожалуй, вообще одно из лучших произведений эклектики в Петербурге.

В центре здания, над входом - домовая церковь св. Равноапостольной Царицы Елены. Проект иконостаса [20]:

 

 

 

Следует сказать, что в советское время церковь была не только закрыта, но и обезглавлена, и разные поколения жителей города знали здание ГИДУВа обедненным - с портиком, но без купола над ним.

Церковь вновь стала действующей в 1999 г. Тогда же был восстановлен и купол с луковичной главкой.

 

 

На следующем участке (также на территории бывшего плаца) располагается музей А.В.Суворова (Кирочная ул., 43):

 

 

16 мая 2012 г.

 

Музей великого полководца был открыт в 1900 г., к столетию его кончины. Сначала музей временно размещался в Николаевской академии генерального штаба, а на месте будущего музея была установлена палатка с надписью "Суворовский музей". Фотография К.К.Буллы, 1900 [23]:

 

 

 

Перед палаткой были установлены гипсовый, под бронзу бюст Суворова работы скульптора-любителя И.Н.Рукавишникова и пушка, взятая Суворовым у неприятеля в Альпийском походе.

 

Специальное здание для музея построено в 1901 - 1904 гг. по проекту А.И. фон Гогена. [12]

Хотя это здание часто относят к модерну, фактически это поздняя эклектика ("русский стиль"). Но есть одна особенность в его архитектуре действительно близкая к модерну: фасад украшают два больших мозаичных панно (впрочем, выполненные во вполне традиционной реалистической манере). Вот эти панно: слева - А.Н.Попов, "Переход Суворова через Альпы в 1799 году", справа - Н.А.Шабунин, "Отъезд Суворова в поход 1799 года":

 

 

28 августа 2007 г.

 

 

Виды на задний фасад музея и на аллею, проходящую позади музея:

 

 

16 мая 2012 г.

 

 

На правой фотографии можно увидеть стоящий рядом с аллеей пустой пьедестал. Вот он крупным планом:

 

 

26 августа 2007 г.

 

На пьедестале надпись: "Родному полку".

Около 2012 г. рядом с пьедесталом был установлен стенд с подробным рассказом о нем (фотография  16 мая 2012 г.). Есть ли этот стенд сейчас, мне неизвестно.

Памятник посвящен столетию Финляндского полка, основанного в 1806 г. Он был установлен в 1906 г. внутри здания офицерского собрания полка (Большой пр. Васильевского острова, 65). Скульптура изображала гренадера Леонтия Коренного, прославившегося беспримерной храбростью в Битве народов в 1813 году. Авторы памятника: скульптор Е.И.Малышев и архитектор И.С.Китнер. Вот как выглядел памятник [18]:

 

 

 

В начале 1930-х гг. памятник был преступно уничтожен. Позже, в послевоенные годы уцелевший пьедестал был поставлен за Суворовским музеем.

 

 

Рядом с музеем Суворова находилась реликвия, связанная с именем великого полководца - деревянная церковь св. Александра Невского, перенесенная из имения Суворова - села Кончанского, Новгородской губернии [5, том второй, №175; 21-23].

Эта церковь, построенная по указаниям самого Суворова, была освящена в 1779 г. Здесь он молился, пел и читал на клиросе, звонил в колокола. И из этой церкви он отправился после молебна в свой последний - итальянский поход.

Вот как выглядела церковь в Кончанском (фотография С.Д.Кринского, не позже 1897 г.) [21, с.14]:

 

 

 

Церковь была установлена на новом месте в 1900 г. под руководством А.И.фон Гогена [5]. При этом была проведена ее реставрация в соответствии с найденными в Академии художеств старыми чертежами первоначальной постройки [22]

14/27 марта 1900 г. в церкви в Кончанском была отслужена последняя служба, после чего началась разборка церкви. Фотографии, сделанные во время разборки [22, с.384]:

 

 

 

16/29 марта разобранная церковь была перевезена на железнодорожную станцию Боровичи, откуда на двух поездах - 17/30 марта и 19 марта/1 апреля была доставлена в Санкт-Петербург. 24 марта/6 апреля церковь была собрана на новом месте. Церковь после сборки в Петербурге, фотография К.К.Буллы [22, с. 384а]:

 

 

 

Поздняя колокольня с притвором не была воссоздана, так же, как и поздние портики с фронтонами - примитивное подражание городской архитектуре классицизма. Мы видим очищенное от наслоений весьма красивое произведение народного зодчества XVIII века.

Внутренний вид церкви, фотография К.К.Буллы, сделанная после сборки [22, с.384а]:

 

 

 

[5] эта фотография помещена в обрезанном виде.)

 

Взамен не воссозданной колокольни рядом с церковью была построена небольшая деревянная звонница с подлинными колоколами, в которые звонил Суворов. Фотография генерала А.А.Насветевича, 1900 [23]:

 

 

 

На фотографии, сделанной сразу после постройки, рядом со звонницей стоит аналой с богослужебной книгой - Апостолом; у этого аналоя и по этой книге читал молитвы Суворов. Конечно, затем и аналой, и Апостол были перенесены в церковь. Там же были размещены и многие другие суворовские реликвии из Кончанского, а также из часовни в соседним с Кончанским селе Сопино [22].

 

Строительные работы продолжались до 1901 г. Для сохранности вокруг церкви была сделана каменная галерея, в которой поместили подаренные образа. Вид церкви после постройки галереи [5] (снимок сделан с юга, в сторону Кирочной улицы):

 

 

 

На переднем плане - бюст Суворова, который до этого стоял у палатки на месте будущего Суворовского музея (см. фотографию выше). Теперь бюст хранится в Суворовском музее [16, №127]. Судя по изображению на карте Петербурга 1904 г. [19], церковь была справа от музея (если смотреть с Кирочной улицы), немного в глубине.

 

Увы, эта церковь (ценная не только в историческом отношении, но и как памятник деревянного зодчества XVIII века) была разобрана в 1925 г. (Впрочем, в это время и здание Суворовского музея не использовалось по назначению, его экспозиция выставлялась в Артиллерийском музее; Суворовский музей был вновь открыт в 1951 г., после восстановления здания, поврежденного во время войны [12].)

Каменный футляр бывшей церкви простоял до 1950-х гг.

 

 

 

 

Предыдущая       Следующая

 

 

Оглавление

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.