ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ЗВЕНИГОРОДСКАЯ УЛИЦА (продолжение)

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4

Предыдущая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Посмотрим еще раз на представленный на предыдущей странице план Шуберта 1828 г. В это время нынешние участки по Звенигородской ул., 28 и 30 составляли единый участок (на плане он обозначен номером 373).

За два года до этого, в 1826 г. для мещанина И.Мартьянова был составлен проект четырех небольших домов - одного каменного и трех деревянных ([32], лист 1-4):

 

 

 

В правом нижнем углу стоит подпись: "Худож. Гендриков". Очевидно, это автор проекта (назвавший себя художником; возможно, имелось в виду "художник архитектуры" (или, как говорят теперь, архитектор-художник).

Проект был осуществлен не полностью. Деревянные дома не были построены (о чем свидетельствуют и более поздние генеральные планы [32, 33], и план Шуберта 1828 г.). Что же касается каменного дома, то он был построен. Первоначально это был небольшой двухэтажный дом, выходящий на красную линию коротким торцовым фасадом. Фрагмент - чертеж фасада:

 

 

 

Этот дом сохранился до нашего времени:

 

 

2 сентября 2023 г. 12 января 2024 г.

 

Классицизм - в упрощенном, "окраинном" варианте.

 

Вскоре участок разделился на два - нынешние дома 28 и 30 по Звенигородской улице, причем участок с каменным домом (Звенигородская ул., 28) стал очень узким (это видно уже на генеральном плане 1828 г. - [32], лист 5-8).

 

В 1883 г. для ремесленника С.Ф.Федорова дом был значительно расширен ([33], листы 1-7). Генеральный план с подписью автора проекта - архитектора И.И.Буланова ([33], лист 1):

 

 

По ссылке представлена обратная сторона листа - разрешение на "постройку вновь каменного 2-хэтажного надворного флигеля лит. А с таковою же лестницею в 3 этажа лит. А’, каменные одноэтажные нежилые службы лит. D, такую же одноэтажную кузницу лит. С, надстройку 3-го этажа на существующем каменном 2-хэтажном надворном поперечном флигеле лит. В и в связи с ним лестницу В’ под один общий карниз и устройство деревянной помойной ямы лит. Е», 22 августа 1883 г.

Дом расширен в единственно возможном направлении - вглубь узкого участка. Заметим, что к этому времени, кроме каменного лицевого дома, существовал еще и каменный надворный флигель (лит. В), включенный теперь в здание; когда именно был построен этот флигель, мне неизвестно (могу назвать только очень большой промежуток времени - между 1828 и 1883 г.).

 

Наверху - фасад флигеля, обозначенного на генеральном плане лит. А, и лестницы А', разрез флигеля ит. В и фасад лестницы лит. В'; внизу фасад служб лит. D и чертежи помойной ямы ([33], лист 4-5):

 

 

 

По ссылкам представлены также планы этажей и еще один лист с разрезами ([33], листы 2-3 и 6-7).

 

Современные фотографии.

Флигели А и В:

 

 

17 ноября 2023 г.

 

Флигель лит. А надстроен еще на один этаж (не знаю, когда именно). Во флигеле лит. В теперь нет подворотни: необходимость в ней исчезла, когда этот участок вновь объединился с соседним участком по Звенигородской ул., 30 (это произошло в 1911 г., см. далее).

 

Общий вид: лицевой дом, флигели А, А', В, В' и D - две фотографии, продолжающие друг друга:

 

 

12 января 2024 г.

 

Флигель D неоднократно перестраивался (первый раз - в 1912 г., см. далее).

 

 

Следующий участок (Звенигородская ул., 30) в конце XIX в. (не позже, чем с 1888 г. [34]) принадлежал Гвоздильному заводу, располагавшемуся на противоположной стороне Звенигородской улицы. Как уже сказано, завод сначала принадлежал В.В.Бари, а в самом начале 1890-х гг. его владельцем стал Э.Л.Поссель. Однако и после этого участок по Звенигородской ул., 30 остался собственностью В.В.Бари, гражданина Северо-Американских Соединенных Штатов. В 1893 г. на участке была построена мастерская для распиловки мрамора. Проект составил архитектор А.А.Бибер ([32], листы 11-18).

Генеральный план и план мастерской ([32], лист 11-12):

 

 

 

На обратной стороне - разрешение на "постройку каменной одноэтажной, для распиловки мрамора мастерской на месте, обозначенном на плане двора под лит. А, с помещением парового котла лит. Б и каменною заводскою трубою лит. Г и отхожего места лит. В" от 21 апреля 1893 г.

 

Здание мастерской расположено в глубине участка. Фасад, обращенный к улице; разрез мастерской и вид сооружений с задней стороны - трубы и пристройки ([32], листы 13-14 и 15-16):

 

 

 

 

В 1911 г. [21] участки по Звенигородской ул., 28 и 30 опять стали единым домовладением. Новый владелец - И.Ф.Вайсберг - сразу, в 1911 г. задумал перестройку здания с надстройкой двух этажей для складов и мастерских; проект составил архитектор В.А.Липский. По ссылкам представлены подписанный В.А.Липским генеральный план с планами этажей и разрешение на строительство от 16 мая 1911 г. ([32], две стороны листа 24-25).

Разрез и фасад ([32], лист 26-28):

 

 

 

 

Но этот проект не был осуществлен. Уже в 1912 г. появился проект капитальной перестройки здания, не имеющий ничего общего с проектом 1911 г. - ни в плане, ни в расположении окон и дверей, ни в местоположении лестницы - который и был реализован; одновременно был надстроен на один этаж и задний флигель на соседнем участке по Звенигородской ул., 28, тоже принадлежавшем теперь И.Ф.Вайсбергу ([32], листы 29-41).

Генеральный план ([32], лист 29):

 

 

 

На плане стоит подпись автора проекта: В.Земляницын. К сожалению, мне ничего не удалось узнать об этом человеке.

Разрешение на строительство выдано 25 августа 1912 г. (обратная сторона листа). Его текст вызывает некоторое удивление: "надстройку 2-м этажом надворного флигеля, на генеральном плане показанного лит. А, с перебивкою оконных отверстий, строительные работы по капитальному ремонту одноэтажного надворного флигеля лит. Г, одноэтажную застройку лит. Б между флигелями лит. А и Г и капитальный ремонт с устройством внутренних перегородок и печей надворного флигеля лит. В, согласно прилагаемым детальным чертежам разрешить" (выделено мною - С.П.). Таким образом, относительно корпуса в глубине участка 28 (лит. В) речь идет только о капитальном ремонте с небольшими внутренними изменениями. А между тем, именно прилагаемые детальные чертежи, на которые сделаны ссылка, предусматривают фактически полную перестройку, с надстройкой трех каменных этажей и мансарды. По ссылкам представлены планы подвала и фундамента, первого, четвертого и пятого этажей, мансарды (на этом же листе - фасад надстраиваемого флигеля дома 28), разрез ([32], листы 30, 31-32, 35, 33-34, 36; планов второго и третьего этажей в [32] нет).

Фасад ([32], лист 38-41):

 

 

 

 

Современная фотография:

 

 

17 ноября 2023 г.

 

В натуре на фасаде нет и того скромного декора, который был предусмотрен проектом. Не знаю, в чем дело - то ли фасад ободран, то ли декора с самого начала не было (что вполне допустимо для дворовой постройки).

Примечание. В [1] существующее здание ошибочно приписывается В.А.Липскому и датируется 1911 годом, к тому же заказчиком назван В.В.Бари (а не И.Ф.Вайсберг, для которого на самом деле выполнили проекты и Липский, и Земляницын). Данных о В.Земляницыне в [1] вообще нет.

 

Общий вид двух домов - 28 и 30:

 

 

12 января 2024 г.

 

 

Следующий участок (Звенигородская ул., 32) в 1830-1840-х гг. принадлежал графу Я.И.Эссен-Стенбок-Фермору - известному предпринимателю, строителю "Пассажа" на Невском проспекте, частного водопровода (действовавшего до вступления в строй в 1863 г. общегородского водопровода) и др.

На данном участке он предпринял строительство бань. Первоначальный проект, около 1835-1836 г. ([35], лист 5-8):

 

 

 

Обозначения на плане: "А. Двор лейб-гвардии Конного полка штаб-ротмистра графа Эссен-Стенбок-Фермора. В. Соседские дворы. С. Где предполагают построить бани".

Примечания.

1. Инициалы владельца не указаны, но именно Яков Иванович Стенбок-Фермор был штаб-ротмистром Конного полка, и именно он в 1835 г. получил добавку к своей фамилии: Эссен (фамилия тестя, у которого не было наследников); принадлежность участка именно этому человеку подтверждается и в [36, паг.1 с.119, паг.2 с.271].

2. На данном листе не указана дата. Я датирую его 1835-1836 г. на следующем основании: а) указана фамилия владельца - Эссен-Стенбок-Фермор, а такую фамилию (с добавлением Эссен) он получил в 1835 г.; б) к 1836 г. относится новый вариант проекта лицевого дома (см. далее), который и был осуществлен.

Слева внизу стоит подпись: "Брант". Очевидно, это архитектор К.И.Брандт. (Эта фамилия указана и на некоторых других чертежах, см. далее. И именно К.И.Брандт назван автором данной работы в [1].)

В проекте предусмотрены двухэтажный лицевой дом и пять одноэтажных домов во дворе, в которых, очевидно, и должны располагаться бани. Отдельно крупнее фрагмент - фасады дворовых построек и лицевого дома:

 

 

 

Ранняя эклектика. Фасады - в равной мере и лицевой, и дворовые - выглядят весьма изящно. Интересный, нестандартный мотив, повторяющийся в разных зданиях - арочные окна с пилястрами между ними и своеобразной изломанной тягой.

 

В 1836 г. был выполнен новый вариант проекта лицевого дома, по которому дом должен быть не двух-, а трехэтажным (с сохранением все того же декоративного мотива на первом этаже) ([35], фрагмент листа 9-12):

 

 

 

(По ссылке представлен весь лист целиком, с датой: "1836 - 16 июля".)

Именно так выглядит фактически построенный дом (см. далее современные фотографии).

 

К 1837 г. относятся проекты деревянных строений во дворе, представленные по ссылкам: проект сараев и ледников (виза 13 мая 1837 г.; [35], лист 17-20), проект деревянного дома (3 декабря 1837 г.; [35], лист 13-16). Судя по второму проекту, первый, вероятно, не был осуществлен; был ли осуществлен второй, мне неизвестно. Интересно здесь то, что на обоих чертежах указана та же фамилия архитектора: "Брандт" на первом чертеже, "Бранд" на втором. В то же время обращает на себя внимание то,, что в этих проектах (в отличие от проекта 1835-1836 г.) фасады выполнены в формах "чистого" классицизма.

 

На более поздних генеральных планах (по меньшей мере, с 1863 г. - [35], лист 21) видно, что вместо проектировавшихся маленьких каменных домиков появились другие, большего размера (как выглядели их фасады, мне неизвестно).

План 1910 г. ([35], лист 233-235):

 

 

 

По ссылке представлен увеличенный фрагмент - пояснения к плану. К этому времени на участке были два жилых корпуса - лицевой дом (лит. А) и расположенный вблизи двухэтажный надворный флигель (лит. Б), а дальше вглубь - большие корпуса бань (лит. В).

План выполнен в связи с проектом перестройки первого этажа лицевого дома. Вместо арочных окон в первом этаже должны быть сделаны витрины ([35], лист 236-238):

 

 

 

При такой переделке должна была исчезнуть оригинальная отделка первого этажа. К счастью, проект был осуществлен не полностью: витрины появились только в правой половине фасада, и притом с сохранением прежнего декора, а левая половина сохранилась до наших дней без изменений (см. далее современные фотографии).

 

Бани, неоднократно сменявшие владельцев, продолжали функционировать, по меньшей мере, до 1917 г. [21]. Но, очевидно, в первые годы советской власти они прекратили работу (в выпуске издания [37] за 1922 год бани по этому адресу не указаны).

 

Современные фотографии.

Лицевой дом:

 

 

12 января 2024 г. 2 сентября 2023 г. 2 сентября 2023 г.

 

 

Вид того же здания со двора:

 

 

 2 сентября 2023 г.

 

Во дворе сохранился только двухэтажный флигель (лит. Б на генеральном плане 1910 г., см. выше):

 

 

2 сентября 2023 г.

 

Корпусов бань теперь нет. Еще в 1930-х гг. на их месте была построена школа. (Я ее не сфотографировал.)

 

 

Последний дом расположен на углу ул. Константина Заслонова (бывшей Глазовской) (Звенигородская ул., 34/27):

 

 

2 сентября 2023 г.

 

Правая часть дома по Глазовской улице была построена архитектором Н.А.Виташевским в 1899 г., а в 1910 г. архитектор Н.И.Алексеев надстроил ее и пристроил угловую часть [1]. В существующем виде - малоинтересная, фактически утилитарная постройка.

 

 

Наша прогулка по Звенигородской улице окончена.

 

 

 

Первая редакция 25 января 2024 г.

Последнее обновление 29 января 2024 г.

 

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4

Предыдущая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.