ФОТОПРОГУЛКИ

 

ДИБУНЫ

 

 

Оглавление

 

Главная страница

 

 

 

5 октября 2013 г. 20 января 2010 г. 5 октября 2013 г. 5 октября 2013 г.

Железнодорожная платформа Дибуны

 

 

Поселок Дибуны (раньше называвшийся Дыбун; впервые упоминается в 1728 г.) находится на Карельском перешейке, на территории, которая сейчас административно принадлежит Курортному району Санкт-Петербурга. С советского времени Дибуны считаются частью соседнего, более крупного поселка Песочный.

В 1904 г. появилась железнодорожная платформа Дибуны. С этого времени сохранилось живописное деревянное здание железнодорожной станции, украшенное резьбой; к сожалению, в последние годы оно пустует. (Состояние на 2014 г.)

 

Проезд из Санкт-Петербурга: на электричке от Финляндского вокзала до остановки Дибуны (в направлении Зеленогорск - Рощино - Кирилловское - Выборг).

 

Достопримечательность Дибунов - церковь апостолов Петра и Павла, красивое произведение "неорусского стиля" (национально-романтического направления модерна). Церковь находится у железной дороги, в 300 м вперед от станции, справа по ходу движения.

В 1912 г. местный землевладелец П.И.Никольский пожертвовал землю на строительство православного храма. Проект был заказан епархиальному архитектору А.П.Аплаксину. Строительство церкви началось в 1913 г. В 1914 г. строительство было вчерне закончено. Церковь освящена 29 июня/11 июля 1914 г., совсем незадолго до начала первой мировой войны. [1]

 

Проект А.П.Аплаксина 1912 года [1]:

 

 

 

В проекте использованы мотивы древней новгородской архитектуры.

 

 

Построенное здание, фотография 1914 г. [2] (в [1] тоже представлена эта фотография, но в худшем качестве):

 

 

 

Как видим, проект был несколько переработан, и теперь вместо отдельно стоящей звонницы устроена колокольня над главным входом. На мой взгляд, такое изменение сделало облик храма более совершенным. Храм с белыми стенами прекрасно сочетался с живописной природой.

Нужно сказать об одной особенности церкви Петра и Павла. Она находится в непосредственной близости от железной дороги. До самого недавнего времени (по меньшей мере, до 2010 г.) она красиво, эффектно смотрелась с железной дороги. К большому сожалению, теперь - вероятно, в связи с появлением на этой линии высокоскоростных поездов - в этом месте вдоль железной дороги поставлена высокая стена, и из окна поезда виден только купол церкви.

 

Интерьер церкви, фотография середины 1910-х гг. [1]:

 

 

 

 

Церковь действовала до 1932 г. В 1933 г. она была приспособлена под склад. Облик здания существенно изменился: был уничтожен купол, а стены выкрашены в красный цвет. И все же даже в таком виде здание было красиво - особенно при взгляде из окна поезда.

 

В 1995 г. здание было возвращено Русской Православной церкви. Однако реставрация храма затянулась на очень долгое время (вероятно, из-за недостатка средств) и так и не закончена до настоящего времени . За последние примерно два года восстановлены фасады. Внутри церковь еще не восстановлена, регулярные богослужения не проводятся - Состояние на 2014 г.

 

 

Сначала покажу фотографии, сделанные мною в начале 2010 г. В это время во внешнем облике церкви еще не было видно существенных изменений (только над обезглавленным барабаном был установлен крест).

 

 

20 января 2010 г.

(Левая фотография опубликована мною раньше на сайте "Соборы.ру", http://sobory.ru/article/?object=00527 .)

 

 

20 января 2010 г.

 

Последний снимок сделан от железнодорожной станции. Я хотел пройти вперед вдоль железной дороги и сфотографировать церковь с более близкого расстояния - так, как она в то время была видна из окна поезда. Но в ту зиму были аномально большие снегопады, и я не смог найти расчищенную дорожку или тропинку вдоль рельсов. А потом церковь оказалась отгорожена от железной дороги.

 

 

Следующие фотографии относятся к 2013 - 2014 гг. К этому времени внешний облик церкви был почти восстановлен (причем в 2014 г. я увидел некоторые, хотя бы небольшие сдвиги по сравнению с 2013 годом; здесь я на них не останавливаюсь). Остается ждать, когда же церковь будет восстановлена внутри и начнет действовать.

 

 

В принципе, пройти к церкви можно и вдоль железной дороги, но это будет путь по задворкам. Лучше начать знакомство с ней с "парадной" стороны. Для этого нужно пройти от станции некоторое расстояние по Пролетарскому проспекту, пересечь улицу Карла Маркса (ужасные названия!) и дойти до следующего перекрестка - с Ключевой улицей. Затем повернуть по Ключевой улице налево и идти по направлению к железной дороге, где и стоит церковь Петра и Павла.

Вид Ключевой улицы:

 

 

18 октября 2014 г.

 

Впереди слева виден купол церкви.

 

 

Вот как теперь выглядит церковь Петра и Павла:

 

 

18 октября 2014 г.

 

Теперь мы можем, наконец, в полной мере почувствовать красоту этого храма.

 

Правда, здесь есть, во всяком случае, два отличия от прежнего облика.

Во-первых, теперь позолочен купол - чего, судя по старой фотографии, не было. По-моему, позолота здесь совершенно не нужна, сам строй архитектуры требует большей сдержанности. (Мне вообще не нравится нынешняя тенденция золотить все купола подряд, без разбора.) К счастью, это все же не очень портит вид церкви.

Теперь о втором отличии. До последнего времени храм был не оштукатурен, за исключением барабана купола, лицевой части крыльца главного входа и колокольни над ним. В этом можно убедиться, глядя на более старые фотографии (в том числе и мои фотографии 2010 года, приведенные здесь). Судя по фотографии 1914 года (см. выше), так было с самого начала (да и кто стал бы специально сбивать штукатурку!), и кирпичные стены были побелены.

Но теперь восстановленные фасады сплошь оштукатурены. Я не знаю, что это - отсебятина реставраторов или следование первоначальному проекту (по данным [1], в 1914 г. строительство было закончено вчерне - а дальше начались известные невеселые события, не способствовавшие окончанию работ: первая мировая война, февральская революция, октябрьский переворот...). Но, как бы то ни было, мне нравятся нынешние гладкие белоснежные стены. И они хорошо соответствуют самому духу архитектуры "неорусского стиля".

 

 

Обойдем храм вокруг - против часовой стрелки, в направлении, в котором движутся крестные ходы.

 

 

18 октября 2014 г.

 

5 октября 2013 г. 18 октября 2014 г. 5 октября 2013 г.

 

5 октября 2013 г. 18 октября 2014 г. 5 октября 2013 г.

 

 

Церковь Петра и Павла в Дибунах - одна из лучших работ талантливого петербургского архитектора А.П.Аплаксина, епархиального архитектора, работавшего почти всегда в "неорусском стиле". К сожалению, она оказалась последним построенным им храмом. Во время первой мировой войны ему не удалось практически ничего построить, а с 1917 года архитектурное творчество Аплаксина прекратилось; ему было в это время всего 38 лет.

 

 

В заключение упомяну о том, что Дибуны расположены в живописной лесной местности (хотя они и не принадлежат к числу известных курортов Карельского перешейка). Здесь представлены фотографии, сделанные в лесу, начинающемся прямо рядом с поселком (у Пограничной улицы):

 

 

 

18 октября 2014 г. 18 октября 2014 г. 5 октября 2013 г.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Мария Фишер. Творчество добра. Петербургский архитектор Андрей Петрович Аплаксин (1879 - 1931). СПб, ТО "Балтийсая звезда", 2013

 

2. Земля Невская православная. Краткий церковно-исторический справочник. СПб, "Лики России", 2006, №55

 

3. Дибуны - истоки поселка. Сайт о поселке Песочный. http://pesochny.ru/dibunyi-istoki-poselka

 

 

 

Оглавление

 

Главная страница

 

 

 

 

 

© Прохоров С.О.