На Ладожских каналах
КРИВОКОЛЕНСКИЙ ШЛЮЗ
Страница 1 2
Данные, представленные на этой и следующей странице, представляют собой расширенный вариант моего сообщения на форуме сайта "Храмы России" 13 сентября 2019 г., http://temples.ru/forum/viewtopic.php?p=20179#p20179 и далее.
(Отличие - только в том, что я не повторяю сделанную мною на форуме попытку идентификации одной из фотографий С.М.Прокудина-Горского как выполненной у Кривоколенского шлюза, поскольку дальнейшее обсуждение убедило меня в несостоятельности такой попытки.)
Как уже написано на предыдущей странице, в настоящее время (2019 г.) самое удаленное место Ладожских каналов, куда можно добраться на машине - Белые Озерки, а дальше - на большом отрезке каналов до Новой Ладоги - можно добраться практически только на лодке - в том числе и в деревни, расположенные в этих местах. Насколько мне известно, в советское время с этими деревнями было регулярное сообщение на катере по Старо-Ладожскому каналу. Но теперь такого сообщения нет, добираться можно только частным образом. Я лично такой возможности не имею и вынужден пропустить большой отрезок Ладожских каналов.
Но все же есть одно примечательное место на Старо-Ладожском канале в пределах пешей доступности. Это Кривоколенский шлюз, расположенный в 7 км от слияния канала с Волховом, или около 5 км от западной границы Новой Ладоги.
Проезд из Санкт-Петербурга
С Московского или Ладожского вокзала до станции Волховстрой, далее на автобусе (автобусы отходят от привокзальной площади, ходят регулярно, раз в 1 - 1,5 часа). В Новой Ладоге идти вдоль Старо-Ладожского канала - в черте города около 1,5 - 2 км и далее еще около 5 км. Идти нужно по южному (горному) берегу канала.
Внимание! На основной части пути проезд на машинах категорически запрещен. Необходимо проделать этот путь пешком.
В Новоладожском историко-краеведческом музее имеются, по меньшей мере, три фотографии караулки на Старо-Ладожском канале выполненные в 1960 - 1970-х гг. Эти фотографии представлены на сайте Государственного каталога музейного фонда Российской федерации https://goskatalog.ru/ (для того чтобы просмотреть фотографию на этом сайте, следует ввести в строку поиска требуемый инвентарный номер). Вот эти фотографии (здесь и далее я буду называть их условно "фотография 1", "фотография 2" и "фотография 3"):
Необходимо решить следующие вопросы:
1. Изображена ли на всех трех фотографиях одна и та же караулка или это разные караулки, построенные по одному и тому же проекту?
2. Где сделаны фотографии?
На первый взгляд, ответ на первый вопрос - отрицательный: на фотографии 1 - железная крыша с двумя слуховыми окнами, а на фотографии 2 - шиферная с одним слуховым окном, и притом другой формы. Но не будем торопиться.
На фотографии 2 справа от караулки видно большое деревянное строение (сарай?):
Мы видим бревенчатое здание, состоящее из двух
половин. Ближняя к нам половина - сарай с большим открытым проемом. Дальняя
половина (может быть, и жилая) - с большим чердачным окном, слева от которого
стоит приставная лестница.
На фотографии 1 справа тоже виден сарай:
Сравнение с фотографией 2 показывает, что это то же самое здание: видна целиком ближняя половина и часть дальней половины с большим чердачным окном.
Таким образом, на фотографиях 1 и 2 изображена одна и та же караулка. Очевидно, фотография 2 - более поздняя, сделанная после ремонта караулки, при котором была полностью заменена крыша.
На фотографии 3 видна другая, дальняя часть того же деревянного строения:
Видно большое чердачное окно, а слева от него - даже приставная лестница на том же месте, что и на фотографии 2 (видимо, это было постоянное место лестницы).
Таким образом, и эта фотография сделана там же - судя по крыше караулки, примерно в то же время, что и фотография 1.
Теперь рассмотрим обратные стороны фотографий - они тоже показаны на сайте Госкаталога:
Фотография 1 датирована 1960-ми годами, а фотография 2 - немного более поздним временем, предположительно 1960 - 1970-ми. Кроме того, на фотографии 1 написано: "Караулка на 5 км Старого канала", а на фотографии 2: "1-я караулка по Старому каналу"; то, что караулка на 5-м километре - самая первая, выглядит вполне правдоподобно.
Но особенно интересны надписи на обороте фотографии 3. Именно они позволяют ответить на второй вопрос: Где сделаны фотографии?
Здесь сделаны многочисленные пояснения - может быть, по просьбе сотрудника музея.
"Была желтая, потом белая" - очевидно, в белый цвет караулку покрасили при ремонте. Следующую надпись пока пропустим (речь о ней идет в конце следующей страницы).
Наиболее важные надписи - внизу и слева. Внизу написано: "Кривое колено (кривоколенский шлюз). Караулка на 6 км ст[арого] канала. А слева - еще одна надпись: "Со стороны Ладоги". Итак, 5-й или 6-й километр в данном случае отсчитывается со стороны Новой Ладоги (а не со стороны Шлиссельбурга).
Обратимся к книге: Мариинская система. 1810 - 1910. Инженер И.Петрашень. С.-Петербург, книгопечатня Шмидт, Звенигородская 10, 1910 ( https://elib.rgo.ru/handle/123456789/217867 ). На с. 32 - 34 приведен список сооружений Старо-Ладожского канала, причем отсчет ведется также со стороны Новой Ладоги. В этом списке имеется следующая запись:
"На 7-й версте канала от Ладоги:
8) две деревянные шандорные перемычки при Кривоколенском резерве;
9) деревянный бечевой мост на гранитных стенках."
Итак, и здесь назван Кривоколенский резерв - правда, на 7-й версте. (О причине несоответствия в расстоянии я скажу немного дальше).
Где же находится Кривоколенский резерв?
Фрагмент карты РККА Ленинградской области, 1 км ( http://www.etomesto.ru/map-peterburg_genshtab-1941/ ):
На карте обозначено: "Караулка Кривое Колено".
А вот это место на карте "Яндекса":
На современных топографических картах это место иногда обозначается как урочище Кривое Колено.
Прежде чем продолжать, сделаю небольшое отступление. Скажу о разбросе значений расстояний до шлюза. Все-таки: 5-й, 6-й или 7-й километр? Всё зависит от того, откуда начинать отсчет. Расстояние, измеренное по карте Яндекса устья канала (от реки Волхов), составляет 6,8 км, или 6,4 версты. У Петрашеня отсчет идет также от устья - и, соответственно, написано "7-я верста". Это самая строгая, правильная система отсчета расстояний. Те, кто указывали другие расстояния, очевидно, отсчитывали их от других характерных точек (см. выше фрагмент карты Яндекса):
а) от того места, где канал делает поворот влево на 90° (а напротив - Екатерининское устье; при устройстве судоремонтного завода перемычка между Староладожским каналом и Екатерининским устьем была засыпана). От устья до этого поворота 1,4 км, а от поворота до Кривоколенского шлюза, соответственно, 5,4 км - вот и "6-й километр".
б) от западной границы Новой Ладоги. От устья до границы города (на южном (горном) берегу канала) 2,1 км, а от границы до Кривоколенского шлюза 4,7 км - отсюда "5-й километр".
Летом 2019 г. я прошел эти 5-6 километров из Новой Ладоги по южному (горному) берегу до Кривоколенского шлюза и осмотрел его на месте. А потом еще раз прошел это расстояние по северному (озерному) берегу и посмотрел на это место с противоположной стороны (к сожалению, там берег очень зарос, и не всё удалось как следует рассмотреть). Некоторые снимки с северного берега представлены в конце следующей страницы, а сейчас речь идет о южном береге.
Две фотографии, сделанные еще в черте Новой Ладоги - виды набережной и канала:
18 августа 2019 г.
Следует сказать, что данная часть Старо-Ладожского канала поддерживается в хорошем состоянии: по ней добираются на катерах и моторных лодках в отдаленные деревни.
Вскоре после выхода из Новой Ладоги мы увидим шлагбаум, за которым в наше время начинается частная территория:
18 августа 2019 г.
Канал - справа, за кустами. А слева водохранилище. Хотя грозная надпись сообщает, что здесь прогулки запрещены, но фактически люди свободно гуляют в этой красивой, приятной местности, а некоторые ловят рыбу в канале. Охрана строго следит только за тем, чтобы никто не ловил рыбу в водохранилище - насколько я понял, у них там рыбоводческое хозяйство. (Состояние на 2019 г.)
Дорога к шлюзу. Слева водохранилище, справа Старо-Ладожский канал:
18 августа 2019 г.
Берег канала большей частью зарос. Но там, где зарослей нет, видна идущая вдоль него горизонтальная полоска - остатки бывшего бечевника:
18 августа 2019 г.
В некоторых местах вдоль южной стороны дороги растут деревья, тень от которых защищает от палящего солнца:
18 августа 2019 г.
По пути я, к своей неожиданности, увидел водослив, не отмеченный в книге Петрашеня (видимо, он появился позднее). Виды в сторону водохранилища и в сторону канала:
18 августа 2019 г.
Пройдя довольно большое расстояние - больше половины пути, мы увидим впереди дамбу поперек водохранилища, в которой устроен шлюз:
18 августа 2019 г.
Вид на дамбу влево от дороги:
18 августа 2019 г.
Мы туда не сворачиваем и продолжаем наш путь. Водохранилище после дамбы и дорога вдоль него:
18 августа 2019 г.
Через некоторое время мы подойдем к тому месту, где дорога делает довольно резкий поворот вправо:
18 августа 2019 г.
За этим поворотом и находится Кривоколенский шлюз.
(Продолжение на следующей странице.)
Страница 1 2