СТОРОЖНО
Деревня Сторожно (ударение на первом слоге) расположена на берегу Ладожского озера. Административно Сторожно относилось к Новоладожскому уезду Санкт-Петербургской губернии, ныне к Волховскому району Ленинградской области.
В Сторожно есть две интересные достопримечательности: церковь XVI века и маяк - один из самых высоких в Европе.
До недавнего времени путь в Сторожно (через Надкопанье и Загубье) был очень затруднен из-за очень плохого состояния дорог (после Надкопанья) и крайне неудобного для переезда понтонного моста через канал. (Я лично давно хотел побывать в Сторожно, но нас останавливали трудности пути.)
Теперь этих трудностей нет. Около 2015 г. была построена асфальтовая дорога в Загубье, переделан понтонный мост и приведена в порядок грунтовая дорога из Загубья в Сторожно.
Проезд из Санкт-Петербурга: по Мурманскому шоссе (трасса М18) около 175 км до моста через реку Пашу в селе Паша. Перед мостом свернуть по последней дороге налево (в этом месте устроен перекресток со светофором, со всех сторон огражденный стенами для защиты от шума - состояние на 2024 год). Затем ехать около 8 км км по дороге, идущей вдоль реки Паши, через Надкопанье, до деревни Кондратьево. Затем у указателя "Загубье" повернуть налево и проехать 10 км в Загубье, до того места, где справа от дороги - понтонный мост. Переехать понтонный мост и проехать до Сторожно еще 18 км по грунтовой (но вполне нормальной) дороге.
Примечание. Есть смысл не спешить сразу переезжать понтонный мост, а сначала повернуть налево от него, проехать около 400 м и осмотреть церкви в Загубье. (Можно это сделать и на обратном пути.)
В 1914 г. была опубликована статья археолога Н.И.Репникова о бывшем монастыре и церкви в Сторожно [2], на которую мы будем ссылаться и далее. (Я смог найти эту статью благодаря ссылке в подрисуночных подписях к архивным фотографиям на сайте Sobory.ry [6б].)
Вот как описывает Репников дорогу из Загубья в Сторожно:
"Путь к [Сторожно] из упомянутого села Загубья на всем почти протяжении идет отличным сосновым бором; по дороге местами стоят старинные, но, к сожалению, обновленные покраской кресты и иконы на столбиках (рис.2)"
А вот рис.2, упомянутый в тексте:
Десятилетия богоборческой власти не прошли бесследно: все кресты и иконы исчезли. Но лес по-прежнему красив:
1 сентября 2024 г.
А теперь старая традиция возрождается - в лесу у дороги стоят новые поклонные кресты. Вот два таких креста:
1 сентября 2024 г.
При въезде в Сторожно мы увидим вот такой забавный указатель:
"Сторожно-сити". Видно, здесь живут веселые люди с хорошим чувством юмора.
Деревня стоит на берегу, и отсюда открываются красивые, широкие виды на Ладожское озеро:
Повернув направо параллельно берегу, мы вскоре увидим на берегу и одну из двух главных достопримечательностей - замечательный памятник архитектуры XVI века, церковь Николая Чудотворца:
3 августа 2016 г.
Эта церковь принадлежала Николо-Стороженскому монастырю, основанному преп. Киприаном Стороженским. Точная дата основания монастыря неизвестна. Киприан был учеником св. Адриана Ондрусовского († 1549) и жил в XVI веке. Сам факт строительства монастыря Киприаном в XVI в., во времена Ивана Грозного подтверждается текстом несудимой грамоты, выданной монастырю царем Федором Иоанновичем в 1587 г. (цитируется по [7])::
"Строитель Киприан нам бил челом и сказал: было де и в том монастыре двадцать братов, а ныне де и в том монастыре тридцать братов, а нашей де милостины оброчнаго хлеба и денег в тот монастырь ничего не идет, питаются от своих трудов: и отец наш блаженныя памяти царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси пожаловал, дал в тот монастырь обжу земли, на воск и на ладан, и в руги и в милостивы место, и обелил им тое обжу ото всяких податей."
В 1598 г., еще при жизни Киприана грамоту подтвердил царь Борис Годунов [7].
Личность Киприана Стороженского довольно загадочна. Как это ни странно, трудно найти житие этого святого (возможно, местночтимого) - на что жаловался и Н.И.Репников [2]. В разных источниках (в том числе и дореволюционных [1, 2]) приводится - с некоторым недоверием - предание о том, что Киприан сначала был разбойником, нападал на суда на Ладожском озере, а потом покаялся и основал монастырь на месте бывшего разбойничьего логова. Впрочем, в серьезной работе [7] нет ни малейшего намека на эти обстоятельства.
Во времена Екатерины II, в 1778 г. [1] монастырь был упразднен. Его единственный храм был в 1832 г. приписан к Спасо-Преображенской церкви в селе Загубье.
В 1930 г. церковь Николая Чудотворца была закрыта. В наше время (около 1999 г.) здание возвращено Русской Православной Церкви. В 2013 г. началось возрождение монастыря; в это время храм был приписан к церкви Рождества Христова в селе Надкопанье. Наконец, в октябре 2016 г. был образован самостоятельный Свято-Никольский Киприано-Стороженский мужской скит. [8,11]
Точная дата постройки церкви Николая Чудотворца долгое время была неизвестна, ясно было только, что она построена в XVI веке.
В 1985 г. была опубликована работа Е.В.Кондратьевой [10], в которой на основании вновь найденного документа 1596 г. делается вывод о том, что с высокой степенью вероятности церковь построена в 1595 г., а строили ее новгородские каменщики Денис Родионов и Подосенко Фомин.
В работе [5] (1989 г.) эти данные повторяются (без указания на источник), но второй каменщик назван немного по-другому: Подосека Фомин. Что это - опечатка или сознательное исправление, - не знаю. (В документе 1596 г. каменщики названы так: Дениско Родионов и Подосенко Фомин. "Дениско" - это, конечно, уменьшительное от "Денис"; а что за имя "Подосенко", непонятно.)
Благодарю Александра Богданова, модератора сайта Sobory.ru [6г], за указание работы [5] (в сентябре 2016 г.) и Илью Владимировича Антипова (СПбГУ) за указание исходной работы [10] (в феврале 2018 г.).
Итак, рассмотрим церковь Николая Чудотворца.
Вид с юго-востока, фотография Н.И.Репникова, 1914 г. [2]:
Церковь уникальна для этих мест - да и не только для них. Основной объем имеет характерное для псковских и новгородских церквей восьмискатное покрытие. По верху барабана идет пояс пятиугольных нишек - украшение свойственное новгородской архитектуре XVI века. Это украшение - единственное, больше никакого декора нет. Зато неровная поверхность стен (сложенных с применением валунов) придает зданию особую пластику, не нуждающуюся в декоре. Можно было бы охарактеризовать здание как архитектурный примитив, если бы оно не было настолько красиво.
Здание двухэтажное. В верхнем этаже находится собственно храм св. Николая Чудотворца с приделом Богоявления (придел находится с севера, над ним устроена вторая, маленькая главка; отсюда виден только ее маленький краешек справа за барабаном; далее представлены фотографии, где эта вторая главка хорошо видна). В первом этаже - церковь Успения Божией Матери.
В советское время (очевидно, в 1939 г. [3]) церковь была обезглавлена - уничтожены обе главы, и большая, и маленькая. В таком виде здание сохранялось до 2000-х гг. (см., например, фотографии на сайте [6б]).
Около 2005 г. началось восстановление запущенного храма, примерно в 2010 - 2012 гг. восстановлены главы. Вот как выглядит церковь в наше время, примерно в том же направлении, что и на старой фотографии:
3 августа 2016 г.
Обратим внимание на деревянное крыльцо на южном фасаде. Такое крыльцо было и раньше, по нему входили в верхний храм. Однако в 1910 г. крыльцо сгорело. Ходатайство причта о разрешении постройки нового деревянного крыльца в Строительный комитет было отклонено, было предписано в соответствии с действующими нормами строить каменное крыльцо (что привело бы к искажению памятника архитектуры; см. также [2а]). Денег на строительство каменного крыльца не было, и еще в 1914 г. в верхний храм можно было попасть только по приставной лестнице; эта приставная лестница видна на приведенной выше старой фотографии. [2] Позже на средства одного купца было все же построено деревянное крыльцо перпендикулярное южной стене [4], но и оно погибло в советские годы. (Судя по некоторым фотографиям интерьеров храма на сайте [6б], в здании позже была сделана внутренняя лестница для подъема на второй этаж.)
В наше время (между 2012 и 2015 г., см. фотографии в [6б]) деревянное крыльцо воссоздано. Вот это крыльцо вблизи:
3 августа 2016 г.
Вид с крыльца на Ладожское озеро:
3 августа 2016 г.
К большому сожалению, мне не удалось побывать внутри в верхнем храме (как, впрочем, и в нижнем); не знаю, закончено ли восстановление. Между тем, судя по фотографиям (см., например, [6б]), интерьер верхнего храма, пожалуй, не менее интересен, чем внешний облик здания. Я хотя бы опишу его с использованием литературных данных.
Примечание 2024 г. В 2023 г. начались новые работы по реставрации храма, которые планируется окончить 31 октября 2025 г. Сейчас храм закрыт лесами и пленкой, его, к сожалению, невозможно осмотреть. Здесь помещены мои более ранние фотографии храма - 2016 года.
План верхнего храма (север наверху; входной проем - внизу слева) [4]:
Главный храм и придел (к северу от него) находятся в восточной части (той, над которой снаружи сделано восьмискатное покрытие). К западу от них находится трапезная, в которую и попадает тот, кто войдет с крыльца. Вот ее фотография в статье Н.И.Репникова 1914 г. [2]:
Это квадратное сводчатое помещение с каменным столпом посередине. Оно напоминает скорее какой-то терем (вспомним Грановитую палату в Московском Кремле или другую Грановитую палату - в Новгороде).
Что касается главного храма, в статье Репникова приведена фотография иконостаса (вряд ли от него что-то осталось):
Н.И.Репников пишет:
"Иконостасы обоих приделов (Богоявления и св. Николая) старые, целиком сохранившиеся, но, как часто бывает, перемазанные до последней возможности [...] Тем не менее то, что заметно в силуэтах и деталях некоторых фигур, особенно в "Чине", говорит за старую живопись, быть может даже первых новгородских писем."
Вид на церковь с северо-востока:
3 августа 2016 г.
Отсюда хорошо видны две главы: большая - главного храма Николая Чудотворца, малая - придела Богоявления. Необычная особенность - отсутствие алтарных выступов на восточном фасаде.
Вид с северо-запада, фотография Н.И.Репникова, 1914 г. [2]:
На западном фасаде находится вход в нижний храм Успения Пресвятой Богородицы. О нем Репников написал следующее:
"В нижнем этаже храма, под низкими сводами помещается церковь Успения Божией Матери, недавно вновь отремонтированная, причем она утратила окончательно облик старины; в нее с запада ведут небольшие прирубленные новые сенцы [...]"
Деревянный притвор (сенцы) хорошо виден на фотографии. В советское время он исчез, и теперь это позднее добавление не восстановлено. Вот современные фотографии - вид с северо-запада и западный фасад:
3 августа 2016 г.
Вернемся к фотографии Н.И.Репникова.
На переднем плане видна деревянная часовня, огороженная заборчиком. Эта часовня была устроена над могилой св. Киприана Стороженского. Внутри часовни находилась каменная надгробная плита со следующим текстом (цитируется по [2]):
"Насемъ мѣстѣ погре(бе)нъ святыя обители сiя начални къ строитель преподобный Кипрiан преставился въ лѣто въ 7000 году поставлен сiй крестъ го споденъ въ лѣто 1803 года октября ... дня" |
Надпись относится к 1803 году; видимо, тогда же была и поставлена часовня. 7000 год (от Сотворения мира) - это по современному летоисчислению 1492 год (от Рождества Христова). Дата явно неверная: из текста грамоты царя Федора Иоанновича (см. выше) следует, что Киприан жил в XVI веке и был еще жив в 1587 г. (Об этом написал и Репников.)
Часовня исчезла в советские годы. В наше время она была возобновлена, а потом на ее месте построена новая церковь (об этом см. далее).
Как уже сказано, монастырь был упразднен в 1778 г. Долго сохранялась старая деревянная ограда; главные ворота располагались с юга. В начале XX века она за ветхостью была сломана и заменена новой оградой из валунов. От старой ограды в 1914 г. сохранялись малые ворота [2]:
Н.И.Репников пишет [2]:
"Сохранившиеся доныне малые ворота представляют собою весьма любопытный архитектурный тип, исчезающий почти повсеместно, но, видимо, некогда весьма распространенный [...] Помимо своего интереса чисто архитектурного, эти ворота являются живою летописью некогда бойких торговых сношений по озеру, о чем повествуют нарезанные на внутренних стенах их надписи, сообщающие о том, что такие-то суда стояли от бури в Сторожевской гавани; большинство их имеет даты половины XVIII в., называя суда белозерских, вытегорских и каргопольских купцов."
Как это ни печально, этот ценный архитектурный и исторический памятник не сохранился. Мало того, нет теперь и ограды из валунов. (Кому и зачем понадобилось ее разбирать?)
Следует сказать еще об одном не сохранившемся деревянном сооружении - колокольне. В описи имущества монастыря 1768 г. о ней написано (цитируется по [2]): "колокольня деревянная шатровая, крыта тесом". К большому сожалению, колокольня была сломана в начале XX века (до 1914 г., так что Репников ее уже не видел). Судя по той же описи, сгоревшее деревянное крыльцо церкви (см. выше) соединялось переходами с колокольней. Вероятно, колокольня пострадала при пожаре крыльца в 1910 г.
В наше время здесь расположен Свято-Никольский Киприано-Стороженский мужской скит. В прошлый раз я был в Сторожно летом 2016 г., когда скит еще не был официально утвержден (это произошло в октябре 2016 г.) и здесь были только некоторые скромные постройки возрождающегося монастыря. Второй раз я приеехал в Сторожно через восемь лет - в 2024 году. За это время здесь появились многие новыне постройки, отчасти заменившие прежние, и строительство, судя по всему, еще не закончено. Далее помещены для сравнения фотографии 2016 и 2024 года.
К 2016 г. вход на территорию возрождающегося монастыря был отмечен чисто символическими воротами в маленьком отрезке забора, рядом с которыми стоял поклонный крест:
3 августа 2016 г.
Дорога вела к берегу Ладожского озера. Рядом, к северу от церкви стоял небольшой монастырский корпус:
3 августа 2016 г.
А рядом, на берегу был установлен крест в память обо всех жителях Сторожно, погибших во все времена в водах бурного Ладожского озера:
3 августа 2016 г.
Теперь скит огорожен массивной бревенчатой оградой, и ворота выглядят по-другому:
1 сентября 2024 г.
Вместо прежнего скромного монастырского корпуса появились весьма фундаментальные постройки:
1 сентября 2024 г.
Крест на берегу стоит и сейчас:
1 сентября 2024 г.
Но я, к своему удивлению, больше не увидел здесь надписи, посвященной памяти погибших в Ладожском озере... (Впрочем, в Сторожно есть и другой памятник им - о нем речь пойдет позже.)
Перед крестом стоит скамейка на берегу Ладожского озера:
1 сентября 2024 г.
В 2008 - 2010 гг. была вновь построена на старом месте деревянная часовня над мощами св. Киприана Стороженского (внешне не повторявшая прежнюю), а в 2012 г. она была расширена и переделана в церковь св. Киприана Стороженского. Автором проекта был сам игумен Антоний (Кузнецов) [6в]. Игумен Антоний - настоятель церкви Рождества Христова в Надкопанье, к которой были приписаны обе церкви в Сторожно - и старая, и новая [8].
Фотографию первоначального вида этого здания, когда оно было часовней, можно увидеть на сайте [6в]. А вот как выглядела деревянная церковь:
3 августа 2016 г.
Внутри церкви установлено новое каменное надгробие Киприана Стороженского взамен погибшего в советские годы.
Вид на две церкви:
3 августа 2016 г.
Однако и эта деревянная церковь не сохранилась. В 2018-2019 гг. [6д] на ее месте построена новая, каменная:
1 сентября 2024 г.
(У правого края фотографии - краешек Никольской церкви 1595 г., закутанной в пленку.)
В южной части скита, за кладбищем (о нем будет речь позже) в 2016 г. стояли два однотипных деревянных монастырских домика. Вот один из них - с крестом на фасаде:
3 августа 2016 г.
В 2024 г. я увидел на этом месте внушительные новые здания (видимо, еще не вполне оконченные):
1 сентября 2024 г.
Среди этих построек - еще одна церковь. К сожалению, я ничего не знаю о ней, и в интернете не нашел никаких данных. Может быть, она еще не освящена? (А слева на заднем плане - очевидно, старый дом, изображенный на предыдущей фотографии.)
Эта часть скита огорожена мощной деревянной оградой, за которой возвышается церковь:
1 сентября 2024 г.
К югу от Никольской церкви, между двумя частями скита находится кладбище. Здесь интересен памятник, посвященный памяти рыбаков деревни Сторожно:
3 августа 2016 г.
Еще одна достопримечательность Сторожно - необычайно высокий маяк на Стороженском мысу [9].
Первый маяк в Сторожно на опасном для судоходства мысу был построен в 1799 г. Он был деревянным и совсем не таким высоким. Вскоре маяк был снесен льдами. Его восстановили, он продолжал работать и до 1818 г. оставался единственным маяком на Ладожском озере. В 1818 г. был построен новый маяк, тоже деревянный, высотой 23 м. В 1839 г. он был заменен каменным такой же высоты.
В 1901 г. был утвержден разработанный инженером Врублевским проект, по которому на Ладожском озере должны были быть реконструированы существующие и построены новые маяки. В соответствии с этим проектом Стороженский маяк должен был быть надстроен. Однако рассмотрев состояние стен, решили вместо этого построить новый маяк, чуть в стороне от старого. Этот маяк, существующий и сейчас, был построен в 1911 г. Высота маяка 71 м (76 м от уровня воды). Это один из самых высоких маяков в Европе.
Судя по сообщениям в интернете, раньше, когда Сторожно было труднодоступно для поездок, можно было неофициально, за небольшую плату подняться на маяк. Теперь (2016-2024 г.) такой возможности нет. Территория огорожена, на воротах надпись: "Проход, проезд запрещен". Можно посмотреть на маяк только издали:
3 августа 2016 г.
1 сентября 2024 г.
ЛИТЕРАТУРА
1. Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Издание С.-Петербургского епархиального историко-статистического епархиального комитета. Выпуск девятый. С.-Петербург. 1884, с. 296, 297
2. Н.И.Репников. Упраздненный Николо-Сторожевский монастырь. Известия Императорской археологической комиссии. Выпуск 52-й. (Вопросы реставрации, вып. 13), с. 173 - 179. СПб, 1914. http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2 или https://elib.rgo.ru/handle/123456789/220713
2а. Протокол заседания Императорской комиссии 7 ноября 1913 г. Там же, с. 66 - 68
3. Земля Невская православная. Краткий церковно-исторический справочник. СПб, "Лики России", 2006, №889
4. Е.В.Кондратьева. Пашский Перевоз - Свирица - Загубье - Сторожно. В кн.: Л.А.Андреева, М.И.Коляда, Е.В.Кондратьева. По Ленинградской области. Л., 1978
5. Петров Д. А., Седов В. В. Каменное строительство в Новгородской земле последней четверти XVI в. Археология и история Пскова и Псковской земли. Тезисы ежегодной научно-практической конференции. [1989 г.] http://arheologi.livejournal.com/65116.html
6. Народный каталог православной архитектуры. http://sobory.ru/: а) Сторожно. Николаевский Стороженский монастырь. http://sobory.ru/article/?object=12179; б) Сторожно. Николаевский Стороженский монастырь. Церковь Николая Чудотворца. http://sobory.ru/article/?object=01392; в) Сторожно. Николаевский Стороженский монастырь. Церковь Киприана Стороженского (старая). http://sobory.ru/article/?object=36157; г) форум, http://sobory.ru/forum3/viewtopic.php?f=8&p=80259#p80259 ; д) Сторожно. Николаевский Стороженский монастырь. Церковь Киприана Стороженского (новая). https://sobory.ru/article/?object=52942
7. Профессор Сергей Иванович Смирнов. Жития русских святых. Ноябрь 2. Киприан Стороженский, преподобный. http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov/zhitija-russkih-svjatyh/50
8. Тихвинская епархия. Русская Православная Церковь. [Официальный сайт.] http://tihvin-eparhia.cerkov.ru/
9. Александр Потравнов, Татьяна Хмельник. Маяки Ладожского озера. Часть первая: http://regionavtica.ru/articles/maiaki_ladojskogo_ozera_chast_pervaia.html. Часть вторая: http://regionavtica.ru/articles/maiaki_ladojskogo_ozera_chast_vtoraia.html
10. Е.В.Кондратьева. Новое о Никольской церкви Николо-Стороженского монастыря. "Советская археология", 1985, №3, с. 264 - 266. http://www.archaeolog.ru/media/books_sov_archaeology/1985_book03.pdf
11. Свято-Никольский Киприано-Стороженский мужской скит. https://storozhno.ru/
© Прохоров С.О.