ВОСКРЕСЕНСКОЕ
В советское время в Москве, Ленинграде и многих других русских городах и селах были уничтожены по идеологическим причинам многочисленные храмы, построенные по проектам прославленного архитектора К.А.Тона - одного из первых двух (наряду с А.П.Брюлловым) последовательных представителей нового стиля - эклектики, лидера "русско-византийского стиля". Апофеозом этого погрома был взрыв знаменитого храма Христа Спасителя в Москве в 1931 г., но уничтожение наследия К.А.Тона началось несколько раньше - в конце 1920-х гг. (Светские постройки Тона не уничтожались, но они большей частью значительно слабее по архитектуре, чем храмы, и и к тому же, как правило, не принадлежат ненавидимому русофобами всех мастей "русско-византийскому стилю".)
Одновременно советские искусствоведы подвергали уже не существующие более храмы Тона уничтожающей критике. При этом привлекались и отрицательные высказывания о Тоне некоторых деятелей прошлого (критика В.В.Стасова, архитектора Л.Н.Бенуа, художника А.Н.Бенуа) - и при этом не упоминалось о том, что, например, выдающийся архитектор-эклектик Н.В.Султанов с восторгом относился к творчеству К.А.Тона; целенаправленно создавалась однобокая картина. Творчество одного из наиболее значительных русских архитекторов оказалось вычеркнуто из истории русской культуры.
В частности, в Ленинграде и окрестностях (Петергофе, Пушкине) снесены все храмы Тона, за исключением одного, перестроенного до неузнаваемости (Спасо-Преображенская церковь на Аптекарском острове).
Тем больший интерес представляют немногие храмы, построенные по проектам Тона, уцелевшие во время погрома, которые находятся в отдаленных районах Ленинградской области. Один из них - церковь в селе Воскресенское, бывшего Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии, ныне Волховского района Ленинградской области. Село (носившее также название Воскресенский Сясьский погост ) расположено по правому берегу реки Сясь, значительно выше Колчанова.
Проезд из Санкт-Петербурга:
По Мурманскому шоссе (трасса М18), примерно 120 км до реки Волхов. Переехать Волхов по мосту, затем по первой же дороге (у села Иссад) свернуть направо; далее на развилке после Иссада ехать по левой дороге (дорога в Вологду, трасса А114). Примерно через 45 км после поворота с Мурманского шоссе будет съезд направо, в Воскресенское (есть указатель - состояние на 2015 год); село находится в стороне от дороги.
Церковь Воскресения Христова построена по проекту К.А.Тона в 1847 г. В советское время церковь закрыта. Здание разрушается.
Сначала рассмотрим относительно старую фотографию [1]:
Мы видим одноглавую церковь с колокольней. Колокольня завершается традиционным русским шатром, а основной объем церкви - восьмигранным куполом, увенчанным маленькой луковичной главкой. (Завершение основного объема довольно необычно для Тона; обычно его храмы имеют или луковичные главы, или шатры; к этой особенности мы вернемся позже, в части "Дополнение".)
Судя по фотографиям и комментариям на сайте [2а], в 2003 году еще сохранялись и купол, и шатер колокольни, и над ними были кресты; к 2010 году исчез шатер. Теперь нет и купола.
Впрочем, в настоящее время (2015 г.) храм окружен лесами. (Конечно, они делают церковь менее фотогеничной, но главное - другое: лишь бы восстановили церковь.)
Церковь стоит на возвышенном месте над сельской улицей. Вокруг расположено кладбище, и церковь почти со всех сторон окружена густой растительностью (что тоже затрудняет фотографирование).
Обойдем храм со всех сторон.
Колокольня (только отсюда здание не закрыто зеленью):
13 июля 2015 г.
Вид на церковь снизу, с улицы, в просвет между деревьями:
13 июля 2015 г.
Вид в том же направлении с более близкого расстояния:
13 июля 2015 г.
Южный фасад - трапезная и основной объем:
13 июля 2015 г.
Южный фасад основного объема:
13 июля 2015 г.
Верхняя часть основного объема храма (так же, впрочем, как и второй ярус колокольни) украшена аркатурным поясом. Этот традиционный мотив средневековой русской архитектуры приобрел гипертрофированные размеры и превратился в полноценную аркатуру, в которую включены окна верхнего света. Такая интерпретация аркатурного пояса вообще характерна для К.А.Тона - можно напомнить церковь св. Екатерины в Санкт-Петербурге (уничтожена) или храм Христа Спасителя в Москве. В то же время в данном случае (в отличие от названных примеров) фасад не завершается закомарами и аркатура играет в облике храма еще большую роль. Вообще, архитектура этой церкви представляет собой весьма вольную фантазию на тему Древней Руси (тем более если учесть еще и утраченный купол).
Вид на основной объем и алтарную апсиду:
13 июля 2015 г.
Апсида у храма необычно большая, мощная, почти без украшений:
13 июля 2015 г.
В центре фасада апсиды находится живописный образ Иисуса Христа - Спас Нерукотворный:
13 июля 2015 г.
За время запустения образ поврежден, но и сейчас он выглядит весьма величественно.
Северный фасад:
13 июля 2015 г.
И отдельно детали северного фасада.
Аркатурный пояс:
13 июля 2015 г.
Портал (тоже очень характерный для Тона):
13 июля 2015 г.
И еще раз вид на колокольню - теперь с другой стороны:
13 июля 2015 г.
Мы обошли храм вокруг.
Несмотря на плохое состояние и на мешающие осмотру леса, церковь производит сильное впечатление (надеюсь, что мне удалось хотя бы в какой-то степени его передать). Небольшая по размерам, она тем не менее выглядит весьма монументально - что вообще свойственно храмам К.А.Тона. Но, с другой стороны, при всей монументальности, эта церковь довольно уютна, она хорошо гармонирует с природой.
Замечу, что в наше время нередко говорят о сухости архитектуры храмов Тона. Да, пожалуй, такой оттенок есть - при всех огромных достоинствах - в облике храмов, полностью воссозданных в наше время - храма Христа Спасителя или Екатерининского собора в Царском Селе (Пушкине). Но в немногих виденных мною до сих пор подлинных достоверных работах Тона (см. также церковь Иова Многострадального в Тихвине) я такого оттенка не вижу, это красивая, человечная архитектура. (Хотя, конечно, трудно делать далеко идущие выводы по столь немногочисленным данным...)
ДОПОЛНЕНИЕ
Церковь в Воскресенском - не единственная построенная по данному проекту. Есть (точнее, были до октябрьского переворота) еще, по меньшей мере, три таких церкви. Известно, что проекты Тона нередко использовались повторно как образцовые. В данном случае первоначальным следует считать, очевидно, проект в альбоме чертежей К.А.Тона [3], опубликованном в 1838 г. (за девять лет до строительства церкви в селе Воскресенском):
Чертеж озаглавлен: "Церковь Богоявления Господня, построенная в городе Саратове". Эта церковь действительно была построена в Саратове в 1838 г., но колокольня пристроена только в 1864 г. (именно в соответствии с проектом Тона); церковь известна не как Богоявленская, а как Вознесенско-Сенновская, или Митрофаньевская; она уничтожена в 1934 г. [5]. Вот старые фотографии этой церкви [4,5]:
Для села Воскресенского проект был немного переработан: купол над основным объемом - в Саратове квадратный со срезанными углами, а в Воскресенском восьмигранный (что больше соответствует старым традициям и отчасти напоминает некоторые церкви конца XVII века), немного по-разному выглядит шатер колокольни. Но в целом несомненно, что для церкви в Воскресенском использовался старый проект саратовской церкви. Зная дату появления первоначального проекта (1838), можно понять и несколько необычные формы церкви. В храмовом творчестве Тона можно выделить два периода: первый - с 1830 г. до середины 1830-х гг., второй - с начала 1840-х гг. В первый период Тон использует преимущественно строгие мотивы русской архитектуры XV - начала XVI в. (в таком духе построен и знаменитый храм Христа Спасителя), а во второй - мотивы нарядной, богатой архитектуры XVII века (вероятно, первая такая работа - Благовещенская церковь; назову также прекрасную церковь св. Мирония на Обводном канале; обе - в Петербурге; обе снесены). Между этими двумя периодами, кажется, был небольшой промежуток - конец 1830-х гг., когда Тон только начинал поиски новых форм. Не вполне традиционный характер носила и спроектированная им в эти же годы Преображенская церковь на Аптекарском острове в Петербурге (изуродована перестройкой в 1930-х гг.). Судя по всему, и церковь в Саратове относилась к тому же переходному периоду.
Еще одна подобная церковь изображена на цветной фотографии С.М.Прокудина-Горского, сделанной в 1909 г. в поездке по Мариинской системе [6] (фотография реставрирована мною, см. мой другой сайт, http://ps-spb2008.narod.ru/mar_kovzha_cher.htm):
Авторское название фотографии: "Село Ковжа. Береговые укрепления". На Мариинской системе было два села с таким названием (оба затоплены) - на реке Ковже, впадающей в Белое озеро, и на реке Шексне. Черно-белая копия фотографии помещена Прокудиным-Горским среди фотографий реки Ковжи. Однако на самом деле она сделана у села Ковжа на реке Шексне. Идентификация фотографии выполнена на форуме сайта "Храмы России". Предположение о том, что на ней изображено село, расположенное на Шексне (а не на Ковже), появилось уже в 2010 г., однако уверенно идентифицировать фотографию удалось, наконец, только в августе 2018 г. Интересующиеся могут ознакомиться с историей идентификации непосредственно на этом сайте по ссылкам, указанным на странице сайта [7а]. Наибольший вклад в идентификацию внес Дмитрий Нечаев (выступающий на форуме под ником DMITRY. А в июне 2019 г. Дмитрий Ратников опубликовал в блоге [10] сообщение о найденной им на сайте [11] фотографии села Ковжа на реке Шексне 1940 г., на которой изображена эта церковь - уже без купола и без верха колокольни (Череповецкое музейное объединение, номер по ГИК (КП) ЧерМО-4302/2). Таким образом, развеяны последние сомнения в идентификации.
Церковь - фрагмент крупного изображения:
Церковь Преображения Господня строилась в 1848 - 1851 гг., но окончательно строительство было завершено в 1865 г. Имя Тона в связи с этой церковью, насколько мне известно, нигде не упоминается, но сходство с церквями в Саратове и в Воскресенском совершенно очевидно. Видимо, проект К.А.Тона был использован как образцовый, без его участия.
Похоже, что церковь строилась уже по тому же переработанному проекту, что и в Воскресенском: такой же восьмигранный купол, такой же шатер колокольни. Но есть и отличия: апсида меньше по размерам; слева от входного портала появилось окно (нарушающее стройность композиции).
За три года, прошедшие после опубликования первой редакции данной страницы, я узнал о существовании еще одной церкви, построенной по тому же образцовому проекту, причем и для нее имя Тона в литературе не упоминается. Это церковь Илии Пророка в селе Серленеи (Суралеи), Ардатовского уезда Симбирской губернии - ныне Сорлиней, Чамзинского района республики Мордовия [8,2б,7б]. Церковь была построена в 1856 г. (В [7б] указана дата 1865; видимо, это опечатка.) К счастью, эта церковь хорошо сохранилась до нашего времени. Закрытая в советское время, она вновь освящена в 2003 - теперь как церковь Николая Чудотворца (по приделу). Сам я в Сорлинее не был. Покажу фотографии с других сайтов. [7в], 21 октября 2015 года, автор Лобанов Евгений Александрович:
[9], автор MILAV V:
Судя по фотографиям, церковь очень хорошо сочетается с прекрасным пейзажем.
При использовании данных в части "Дополнение" (содержание текста, а также реставрированная мною фотография Прокудина-Горского) просьба ссылаться на настоящую страницу сайта.
|
ЛИТЕРАТУРА
1. Земля Невская православная. Краткий церковно-исторический справочник. СПб, "Лики России", 2006, №894
2. Народный каталог православной архитектуры, http://sobory.ru : а) Воскресенское. Церковь Воскресения Христова. http://sobory.ru/article/?object=00546 ; б) Сорлиней. Церковь Николая Чудотворца. http://sobory.ru/article/?object=25155
3. Церкви, сочиненные архитектором Его Императорского Величества профессора архитектуры Императорской Академии Художеств и членом разных Иностранных Академий Константином Тоном. Санкт-Петербург, 1838. Дополнение I-е с 12 чертежами. Санкт-Петербург, 1844.
5. Фотографии старого Саратова. http://oldsaratov.ru/tags/arhitektor-ton-ka
6. Сайт библиотеки Конгресса США, http://www.loc.gov/pictures/collection/prok/item/prk2000000159/
7. Сайт "Храмы России", http://www.temples.ru : а) Открытый исследовательский проект "Наследие С. М. Прокудина-Горского", http://prokudin-gorskiy.ru : С. М. Прокудин-Горский. Село Ковжа. Береговые укрепления. [Река Шексна.] 1909 год. http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?no=0975 ; б) Церковь Николая Чудотворца в Сорлинее. http://temples.ru/card.php?ID=23393 ; в) фотография http://temples.ru/show_picture.php?PictureID=181900 , автор Лобанов Евгений Александрович
8. Н. Баженов. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домашних церквей Симбирской епархии по данным 1900 г. (Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год.) Симбирск, типо-литография А.Т. Токарева, 1903, №451. http://archeo73.ru/Russian/20vek/bajenov/index.htm
9. Фотография https://fotki.yandex.ru/next/search/%D1%81%D0%BE%D1%80%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%B9/users/milav2017/album/510507/view/1374494?type=image&search-author=milav2017&page=0&how=week , автор MILAV V
10. https://oldcolor.livejournal.com/545371.html
11. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=17484548
Первая редакция 18 августа 2015 г.
Новая редакция 31 августа 2018 г.
Последнее обновление 31 октября 2020 г.
© Прохоров С.О.