ПЕТЕРГОФ
МЕЖДУ АНГЛИЙСКИМ ПРУДОМ
И ОРАНИЕНБАУМСКИМ СПУСКОМ
(продолжение)
2. Несохранившиеся и труднодоступные объекты: бывшие здания Конно-Гренадерского полка, бывший путевой дворец Петра I, бывшая Купеческая пристань, Гранильная фабрика (часовой завод). Фабричный овраг. Бывшая Большая слобода (продолжение)
В первой части этой страницы рассмотрены различные объекты (в восточной части бывшей Большой слободы и к северо-востоку от слободы), которые или исчезли, или труднодоступны для осмотра, и только потом даны нынешние фотографии тех мест, которые существуют и доступны.
И в первой части, и далее при прогулке мы довольно часто обращаемся к плану Петергофа 1909 г. [7] или к его фрагменту с изображением Большой слободы.
Как уже говорилось на предыдущей странице, Большая слобода была самой старой частью Петергофа, с которой началась его история.
Первое известное упоминание названия Петергоф (нем. "Петров Двор") относится к 1705 г. [3]. (В путеводителе А.Ф.Гейрота 1868 г. [1] названа дата 1707 г.; впоследствии было обнаружено более раннее упоминание.). В 1700-х гг. на берегу моря была устроена пристань, которой Петр I пользовался при поездках в Кронштадт - в тех случаях, когда из-за бурной погоды отправиться по Финскому заливу прямо из Петербурга было затруднительно. Здесь было построено и помещение для пребывания Петра I. Весь XIX и, видимо, почти весь XX в. считалось, что таким помещением был заезжий двор с двумя деревянными "светлицами", располагавшийся наверху, над склоном естественной террасы, идущей вдоль Финского залива, на западном берегу нынешнего Фабричного оврага, где была маленькая (в три двора) финская деревушка Куусойя [3] (Кусоя [1]). В старых путеводителях [1,2] говорится о том, что на месте светлиц, пришедших в ветхость, в 1799 г. по указу Павла I были построены две каменные светлицы, обращенные позже в казармы Конно-Гренадерского полка. На одном из этих двух зданий в память об этом была установлена памятная доска [2].
Местоположение этих двух домов видно на плане Петергофа 1909 г. К северу от Знаменской церкви, на другой стороне Знаменской улицы находился небольшой плац, в глубине которого стоял штаб Конно-Гренадерского полка (на плане обозначен буквой G). Насколько можно понять из описания [2], два дома на месте светлиц стояли симметрично на боковых сторонах этого плаца.
Однако в наше время такая версия оспаривается. Согласно нынешним представлениям [3], для Петра I был построен деревянный путевой дворец непосредственно на берегу залива.
Как бы то ни было, над пристанью, наверху возникла слобода работных людей - та самая Большая слобода, положившая начало Петергофу.
В 1720-х гг. на берегу моря, рядом с деревянным дворцом Петра I был устроен регулярный сад Бахуса; он находился на западной окраине Нижнего парка, за дворцом Марли. При Анне Иоанновне его заменили большим фруктовым садом, позже при нем возникли оранжереи. В 1816 г. берег был занят постройками бумажной фабрики (см. далее), упраздненной в 1846 г. [3]
В 1849 г. [1, 3] в этом месте на берегу Финского залива была устроена Купеческая пристань, предназначенная для основной массы приезжающих в Петергоф. Вид Купеческой пристани (сверху, от Большой слободы) [1, между с. 62 и 63]:
Здания на берегу: слева Воксал (с рестораном и гостиничными номерами), справа, у берега павильон Бель-вю (фр. Belle-vue - прекрасный вид), с балконов которого открывались виды на Финский залив (тоже с гостиничными номерами; на плане Петергофа 1909 г. обозначен буквой L).
Воксал и Бель-вю построены, очевидно, по проекту А.И.Штакеншнейдера - великого мастера, оставившего яркий след в облике Петергофа. Об этом свидетельствуют, по меньшей мере, три проектных чертежа 1848 г., хранящиеся в Государственном музее-заповеднике "Петергоф" и представленные в оцифрованном виде на сайте [18]: один из них - подлинный чертеж А.И.Штакеншнейдера, два других - копии с чертежей А.И.Штакеншнейдера.
Южный фасад зданий, чертеж А.И.Штакеншнейдера (1848 г.; инв. №ПДМП 1782-ар):
Копия с чертежа А.И.Штакеншнейдера (завизирована арх. И.И.Комаровым), на котором, кроме этого же фасада, показан еще один фасад воксала - западный (1848 г.; инв. №ПДМП 1783-ар):
План первого этажа, копия с чертежа А.И.Штакеншнейдера (1848 г., завизирована арх. И.И.Комаровым; инв. №ПДМП 1781-ар):
На втором этаже здания воксала были гостиничные номера. Планы обоих этажей воксала можно увидеть здесь (копия арх. Э.Л.Гана, 1851 г.; инв. №ПДМП 1791-ар).
Вернемся к первым двум чертежам. Видно, что по проекту А.И.Штакеншнейдера воксал должен был иметь усложненный, живописный силуэт: здание должно было завершаться четырьмя башенками в виде портиков. Однако этот замысел, очевидно, с самого начала не был осуществлен, о чем свидетельствует чертеж фасадов воксала 1851 г. - копия арх. Э.Л.Гана (инв. №ПДМП 1790-ар):
В таком виде и изображен воксал на показанной выше гравюре в книге 1868 г. [1].
Что же касается павильона Бель-вю (называемого также кофейным домиком), он, судя по чертежам и гравюре, осуществлен в соответствии с первоначальным проектом.
На берегу был разбит большой пейзажный сад. Его планировка видна на генеральном плане 1851 г. - копии, выполненной Э.Л.Ганом (инв. №ПДМП 1788-ар):
К сожалению, при данном разрешении изображения надписи почти не читаются. Север внизу. На берегу Финского залива (внизу) стоят Бель-вю и воксал, а к югу от них (выше) раскинулся сад. На востоке, за ручьем находится знаменитый Нижний парк с фонтанами (слева, на чертеже не показан). К югу от сада (на чертеже сверху) - причудливо изогнувшееся здание Гранильной фабрики (см. далее).
Однако со временем популярность Купеческой гавани упала, люди все чаще стали пользоваться другим путем в Петергоф - железной дорогой. В путеводителе 1909 г. [2, с. 58,60] уже написано следующее:
"Существовавшее прежде особенно любимое петербуржцами былых времен пароходное сообщение с Петергофом уже несколько лет как прекратилось."
В другом месте путеводителя (с. 170) сообщается:
"В прежние времена, когда существовало пароходство из Петербурга в Петергоф, пристань была очень оживленным местом. [...] В настоящее время пристань в полном упадке и содержится очень плохо.
Возле нее находятся купальни и стоят лодки для катаний по морю. Особый мол отделяет некоторую часть залива, в котором летом стоят гоночные яхты Спб. Яхт-Клуба. На пристани выгружаются в настоящее время привозимые из Финляндии дрова."
Сооружения Купеческой пристани погибли во время наводнения 1924 г. [3], сад был запущен, картину довершила война. До рубежа XX и XXI в. здесь, у западной границы Нижнего парка были неприглядные задворки с зарослями самосева.
В первые годы XX в. началось приведение этой территории в порядок. К настоящему времени (2018 г.) на месте бывшего пейзажного сада в основном воссоздан более ранний регулярный сад Бахуса, который теперь является частью Нижнего парка. (Правда, не знаю, насколько это воссоздание достоверно; во всяком случае, скульптура Петра I с Людовиком XV, установленная в центре сада, раньше стояла на другом месте, см. далее.)
Там же, внизу, но дальше от берега располагается территория бывшей Императорской Гранильной фабрики (ныне Петродворцовый часовой завод) [1;2;19].
Петр I в конце царствования повелел устроить здесь мельницу для полирования стекол. Мельница начала действовать уже после его смерти, в 1731 г. Ее деревянное здание находилось южнее, у водоспуска на Верхнем (позже Английском) пруду (там, откуда мы начали прогулку). Однако вскоре мельница сгорела. Она была возобновлена по указу Анны Иоанновны 1735 г., в котором говорилось: "Для шлифования и полирования при академии наук, всяких найденных в здешнем государстве ясписовых и прочих камней, построить мельницу, на месте сгоревшей в Петергофе" (цитируется по [1, с.62]). Таким образом, теперь специализацией "шлифовальной мельницы" стала обработка драгоценных и полудрагоценных камней.
При Екатерине II, в 1775 г. "шлифовальная мельница" перенесена на новое место - внизу, под естественной террасой, проходящей вдоль берега залива; к этому месту от Английского пруда проведен прямой канал - Фабричная канавка, оканчивающаяся прямоугольным прудом с водоспуском для приведения в действие механизмов. (Этот пруд есть и сейчас, он находится на закрытой для общего доступа территории предприятия). Новое каменное здание построено в 1777 - 1780 гг. по проекту Ю.М.Фельтена. Это здание видно на рисунке Дж.Кваренги 1780-х гг. [19, с.83]:
Изображен вид в сторону противоположную Финскому заливу; на заднем плане Знаменская церковь. Здание Гранильной фабрики - слева на переднем плане. Фасад имел красивую отделку в формах переходных от барокко к классицизму.
В 1816 г. рядом с Гранильной фабрикой была основана еще одна - Бумажная. Для новой фабрики в 1816 - 1821 гг. был построен корпус к востоку от корпуса Гранильной фабрики (слева, если смотреть от залива); одновременно был частично переделан старый корпус, и два корпуса были соединены переходом. Автор проекта - Е.Т.Соколов (самое известное здание этого архитектора - здание Публичной библиотеки на углу Невского проспекта и Садовой улицы). План и фасад, обращенный в сторону Финского залива, чертежи 1816 - 1821 гг. [19, с.84]:
Справа Гранильная фабрика, слева Бумажная, между ними двухэтажный переход. Здание Гранильной фабрики надстроено на один этаж, при этом изменен декор - фасад приобрел черты "чистого" классицизма. Интересно, что хотя фасад нового здания Бумажной фабрики больше по протяженности, чем фасад старого здания, но он имеет столько же осей и, таким образом, создана видимость классической симметрии [19].
В 1846 г. Бумажная фабрика была упразднена, и Гранильная фабрика заняла оба корпуса.
Вид здания после перестройки Е.Т.Соколова показан на гравюре Р.Утгофа, 1871 [10]:
Расположение разных частей здания под неправильными углами друг к другу придавало ему весьма живописный вид.
В 1862 г. перед зданием был разбит небольшой сад с фонтаном "Лебедь" (и сад, и фонтан видны на гравюре; далее см. фотографию, на которой фонтан виден гораздо лучше).
В 1875 г. главный, восточный корпус Гранильной фабрики (бывшая Бумажная фабрика) был полностью перестроен и получил новое техническое оснащение. Работы велись под наблюдением известных петербургских архитекторов - А.И.Резанова и А.Л.Гуна (который был и директором фабрики), новый механизм устроен на Петербургском Металлическом заводе под наблюдением инженера О.Е.Креля (директора завода) [11].
После перестройки восточного корпуса западный корпус перешел в военное ведомство [2, с.164]. Фотография перестроенного корпуса Гранильной фабрики и фонтана "Лебедь", открытка 1914 г. [12]:
После перестройки фасад представлял собой красивое, благородное произведение эклектики (неоренессанса) в сдержанной строгой интерпретации (естественной для промышленного здания).
Перед зданием виден фонтан, украшенный посеребренной скульптурой лебедя, установленный (как уже сказано) еще до перестройки, в 1862 г.
Еще одна фотография начала XX в. [2, с.159]:
Справа на переднем плане - фрагмент сохранившейся части здания 1777 г. с классицистической отделкой фасада.
В 1895 - 1898 гг. двухэтажная промежуточная часть между корпусами была разобрана, а на ее месте разбит сад. В 1897 г. деревянная лестница, которая раньше вела из города к промежуточной части здания, была заменена каменной. Эти работы выполнил архитектор Г.Д.Гримм. [19, с.88,89].
На плане Петергофа 1909 г. [7] здание Гранильной фабрики обозначено буквой C. А вот фрагмент этого плана, где изображены два корпуса, а также конец Фабричной канавки и прямоугольный пруд (лестница, спускающаяся в сад между корпусами, не показана):
Сравним с современной картой Google:
Как видим, между двумя корпусами теперь вновь появилась вставка.
Сейчас на территорию Петродворцового часового завода нет свободного доступа, а при взгляде сверху, от Фабричного оврага вид на эти корпуса заслоняет густая зелень. Увидеть здание целиком (и то не очень хорошо) можно только снизу, из сада Бахуса в Нижнем парке. Посещение Нижнего парка в нашу прогулку не входит, но для того, чтобы дальнейшее было понятно, покажу фотографию здания, сделанную из сада Бахуса:
26 октября 2018 г.
Теперь вставка между корпусами - не двух-, а трехэтажная; до трех этажей надстроен и одноэтажный (см. фотографию с фонтаном "Лебедь") корпус слева. Эклектический декор фасада восточного (левого) корпуса уничтожен, всё здание в целом получило фасад, стилизованный под классицизм (и притом не повторяющий точно первоначальную отделку, ср. гравюру Р.Утгофа). Прежняя живописность исчезла, фасада выглядит весьма сухо.
Эта переделка произведена при восстановлении здания после военных разрушений, начавшемся в 1946 г. [19, с.92].
В 1902 г. [17] появилась новая достопримечательность - скульптура Петра I, держащего на руках семилетнего короля Людовика XV (по рассказам, такой эпизод имел место при посещении Петром Франции в 1717 г.). Скульптура стояла между старым и новым корпусами Гранильной фабрики. Фотография начала XX в. [2, с.168]:
На заднем плане каменная лестница, построенная в 1897 г. (см. выше).
Скульптура была выполнена по модели русского скульптора Л.А.Бернштама во Франции [17], в 1899 г. она была приобретена Николаем II [2]. Согласно [2, с. 170, памятник был открыт в годовщину победы при Гангуте, 27 июля/9 августа 1903 г. Однако эти данные явно ошибочны: уже в номере журнала "Нива", вышедшем на год раньше - 6/19 июля 1902 г. [17], помещена фотография этого памятника (фотограф А.А.Пидотти) и сообщается дата его открытия - 16/29 июня 1902 г.:
В годы Великой Отечественной войны эта скульптура исчезла (скорее всего, отправлена "цивилизованными" немцами в переплавку, как и все другие бронзовые скульптуры, которые при отступлении не удалось спрятать - кроме группы "Нептун" в Верхнем парке, созданной немецкими скульпторами). В наше время она воссоздана живущим в Ломоносове скульптором Н.А.Карлыхановым и вновь установлена в 2005 г. [13]. Но не на прежнем месте: во-первых, это место теперь застроено (см. выше), а во-вторых, туда нет общего доступа. И скульптуру установили в Нижнем парке, в центре воссоздаваемого сада Бахуса. (Пока я не сделал фотографию этой скульптуры на новом месте: в то время, когда я готовил данный раздел сайта (конец октября 2018 г.), скульптура уже была упрятана на зиму в деревянный чехол. Возможно, потом я все же сделаю такую фотографию.)
В принципе, осмотреть район бывшей Купеческой пристани (сад Бахуса) можно в Нижнем парке. Оттуда же можно хотя бы со стороны увидеть здание бывшей Гранильной фабрики (см. мою фотографию выше). Однако в нашу прогулку не входит посещение Нижнего парка. Посмотрим на сад Бахуса сверху, от бывшей Большой слободы - примерно с того же места, что и на показанной выше старой гравюре, только немного в другом направлении (Купеческая пристань была слева, отсюда она не видна за зеленью):
15 октября 2018 г.
Естественную восточную границу Большой слободы образовывал Фабричный овраг, продолжающий овраг в Английском парке.
В Государственном музее-заповеднике "Петергоф" имеются два чертежа И.И.Шарлеманя 1-го 1832 г., на которых представлен проект некого деревянного моста (инв. №№ПДМП 483-ак, ПДМП 482-ак [18]; воспроизводятся по [24, с.180]):
Заголовок: "План и вид рустического моста с березовыми перилами, чрез большой овраг, по вновь предполагаемой дороге".
"Большой овраг" - это, вероятно, и есть Фабричный овраг (есть еще овраг с Троицким ручьем, но он меньше), и данный "рустический" (дикий, не тронутый цивилизацией) мост был построен, скорее всего, именно над этим оврагом. См. также...
Этот мост, видимо, уже очень давно исчез. Дело в том, что в 1845 г. в Фабричном овраге был устроен большой пруд на ручье и разбит новый парковый район в пейзажном стиле, соединяющий Английский парк с садом Купеческой пристани (садовый мастер П.И.Эрлер и инженер-гидротехник М.И.Пилсудский) [3, с.256].
Судя по старым фотографиям, очень живописно выглядели деревянные мосты с легкими, ажурными конструкциями. Большую роль в облике этого района играла расположенная на западном берегу оврага Знаменская церковь. Открытки начала XX в. [14а,14б,14а]:
На всех трех фотографиях видна пара деревянных мостов: внизу Малый Знаменский мост через ручей, наверху Большой Знаменский мост через овраг, по которому проходит Знаменская улица. Подпись на последней фотографии свидетельствует о том, что район Фабричного канала иногда воспринимался как часть Английского парка.
Как уже написано на предыдущей странице, Знаменская церковь погибла в годы Великой Отечественной войны. Фактически погиб и парковый район в Фабричном овраге. В настоящее время (2018 г.) овраг совершенно зарос кустами. Вид примерно в том же направлении, что на последней старой фотографии (с несколько более высокой точки - спуститься ниже затруднительно):
23 октября 2018 г.
Продолжим знакомство с бывшей Большой слободой, разрушенной в 1941 - 1944 гг. Пойдем по единственной сохранившейся улице слободы - Знаменской. (Знаменская церковь, стоявшая в начале этой улицы, рассмотрена на предыдущей странице, а находившихся напротив нее зданиях Конно-Гренадерского полка написано в начале данной страницы.)
Знаменская улица, старая открытка [15]:
Знаменская улица, современные фотографии:
Была большая улица с множеством жилых домов. А теперь - чистое поле...
Справа от дороги (см. правую фотографию) - большое пространство, приспособленное, если не ошибаюсь, под парковку экскурсионных автобусов (я был здесь не в экскурсионный сезон, пространство было пустым). А слева впереди на левой фотографии видны посадки - ряд туй (на правой фотографии туи закрыты деревьями и кустами, расположенными ближе).
Эти туи - часть мемориала, посвященного боям, проходившим здесь в Великую Отечественную войну [10, с.45; 13].
В 1961 г. слева, на значительном расстоянии от этой улицы была поставлена стела в память о Великой Отечественной войне (арх. Т.Н.Воронихина, М.К.Мелихова, М.К.Щербин), расположенная рядом с Красным (ныне Санкт-Петербургским) проспектом и обращенная к нему лицевой стороной. Затем, в 1967 г. от Знаменской улицы (в то время ул. Красных железнодорожников) к стеле была проведена прямая аллея, обсаженная туями. Туями обсажена с трех сторон и площадь у стелы. Эти посадки придали памятнику необходимую значительность, торжественность.
Путь от Знаменской улицы к памятнику:
15 октября 2018 г.
Вид на памятник с противоположной стороны - от Санкт-Петербургского проспекта:
15 октября 2018 г.
И только в конце улицы, недалеко от Ораниенбаумского спуска мы увидим единственный сохранившийся дом (Знаменская ул., 29). Но прежде чем его осматривать, познакомимся с историей этого участка.
Сохранившееся здание - это бывшие конюшни при даче принца П.Г.Ольденбургского. Главное здание дачи, погибшее в годы войны, находилось в глубине участка, над Нижней дорогой, краю склона естественной террасы параллельной берегу Финского залива.
Следует сказать, что сведения в литературе об архитектуре дачи принца Ольденбургского (так же, как и расположенной внизу фермы принца Ольденбургского) крайне скудны. Могу назвать [3, с.257,258]; [16, с.135 ]; [20, с.308 (статья о В.П.Стасове)] - всё это отрывочные, явно очень неполные сведения. Этого мало: как это ни странно, я до сих пор не смог найти ни одной фотографии внешнего облика дачи принца Ольденбургского. До недавнего времени ее облик был мне известен только по двум чертежам (один из фасадов главного здания и фасады служб), воспроизведенным в [16] при очень плохом качестве печати.
Но недавно положение несколько улучшилось. В марте 2023 г. я обнаружил, что на сайте Госкаталога [18] появились оцифрованные проектные чертежи из Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств (я нашел более 50 чертежей главного здания и служб, а также около 15 чертежей фермы принца Ольденбургского и оранжерей при ней). Теперь можно и представить себе, как выглядела дача, и понять историю ее строительства. В 2024 г. в интернете появились две фотографии одного из залов в здании (см. далее).
Первоначальный проект дачи был составлен в 1837 г. знаменитым архитектором В.П.Стасовым. Чертеж, подписанный Стасовым - генеральный план (север наверху), фасады павильона, служб и западный фасад дворца (Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, инв.№ А-18932 [18]; воспроизводится более крупное изображение [23]):
Заголовок: "Каменная дача Принца Ольденбургского в г. Петергофе". Ниже помещен генеральный план с подробными пояснениями.
На участке разбит пейзажный сад. Главный вход с Знаменской улицы устроен у левой (западной) границы участка (№10 - "Главные ворота с караулками"). Правее на Знаменскую улицу выходят экипажные каменные сараи (№7) и каменная кухня (№3), а еще правее, на берегу оврага - павильон (№8); фасад павильона представлен справа от генерального плана.
Справа от аллеи, ведущей от главного входа в сад, находятся служебные флигели. Два флигеля (№4 - "Сарай с жилыми комнатами наверху" и №5 - "Конюшни с жилыми комнатами наверху") стоят под углом 45° к аллеям, а между ними - изогнутое в плане здание - "Летняя конюшня" (№6). Такое расположение зданий довольно необычно.
У западной границы участка стоит "Каменный дом главный прислуги" (№2), рядом находится ледник (№3).
Главное здание (№1 - "Главная дача с подъездом [на горной равнине?]") стоит в глубине, на краю склона, над Нижней дорогой. Здание двухэтажное, с бельведером. На этом же листе помещен чертеж западного фасада с парадным подъездом. На отдельном листе изображен северный фасад, обращенный к Нижней дороге (там же, инв.№ А-18929):
В.П.Стасов известен в первую очередь как мастер ампира (позднего классицизма). Однако в некоторых его поздних работах уже видны поиски новых форм, черты нового стиля - эклектики. Это отчасти относится и к данному зданию. При общем классицистическом характере декора в композиции уже чувствуются новые черты. Парадный подъезд расположен асимметрично на боковом, западном фасаде, а над подъездом устроен не портик (что было бы естественно для классицизма), а металлический навес на тонких колонках. Классицистическая строгость уступает место чувству комфорта.
Но еще более явный отход от классицизма (можно сказать, разрыв с классицизмом) виден в службах (на генеральном плане - №№4, 5, 6); как уже сказано, необычно уже само расположение этих зданий. Один из фасадов сараев с жилыми комнатами наверху (№4) изображен на том же листе, что и генеральный план. Этот же фасад, а также другой - очевидно, противоположный ему - нарисованы на отдельном листе (инв.№ А-18930):
Эти здания (почти наверняка деревянные) выполнены в "швейцарском стиле" - направлении эклектики популярном в дачной архитектуре середины XIX в. Здесь уже не остается ничего общего с классицизмом.
В "швейцарском стиле" оформлен и "фасад внутри двора для постройки конюшен и сараев" (инв.№ А-18926):
Справа наверху надпись: "Высочайше утверждено, кроме сделанного на крыше балкона, коего столбы исправить или вовсе уничтожить. 22 апреля 1837", и далее подпись.
(Замечу, что, вопреки этой надписи, чертеж официально датирован 1843 годом, что, конечно, ошибочно. Есть и еще несколько подобных же ошибок - датировка вступает в прямое противоречие с тем, что написано на чертеже. Поэтому я игнорирую официальную датировку этих листов и там, где можно, датирую их самостоятельно.)
Где именно должен был стоять этот корпус, мне неизвестно, соответствия генеральному плану я не нашел.
При входе Стасов проектирует торжественные ворота с двумя караулками по бокам (№10 на генеральном плане) (инв.№ А-18928):
Это, кажется, единственная часть проекта, выполненная в стиле классицизма без каких-то существенных оговорок. Хотя вазы на пьедесталах - форма довольно нестандартная для этого стиля. Впрочем, на чертеже эти пьедесталы с вазами зачеркнуты...
Однако осуществлял строительство не сам В.П.Стасов, а другой архитектор - Л.Я.Тиблен. (В [20], с.308; архитектор ошибочно назван "А.Я.Тибелен").Тиблен внес в проект Стасова изменения - и они коснулись прежде всего именно главного здания.
Фасады - южный, западный, северный, восточный (инв.№№ А-17917, А-17914, А-17916, А-17915):
Планы подвала, первого и второго этажей, бельведера (инв.№№ А-17922, А-17923, А-17924, ):А-17925
Один из разрезов - по линии, проведенной с востока на запад, вид на юг (инв.№ А-17919):
Первое, наиболее существенное отличие можно увидеть, рассматривая планы и разрезы (разрез здесь показан только один). Судя по заголовку генерального плана, подписанного В.П.Стасовым, он проектировал каменное здание. А Л.Я.Тиблен, сохранив внешнее сходство, построил деревянное здание на каменном подвале.
Второе отличие: с юго-востока сделана пристройка, сделавшая здание полностью асимметричным. Но это отличие появилось не сразу при строительстве. Имеются некоторые чертежи, на которых этой пристройки еще нет. (например, план бельведера, на котором изображена симметричная крыша - инв.№ 17950; чертеж северного фасада, на котором на заднем плане слева нет никакой пристройки - инв.№ А-17945). Есть также чертежи (фасады и планы) с клапаном, на котором изображена пристраиваемая часть (например, чертеж южного фасада - инв.№А-17946). Кроме того, на "Плане Петергофа и Александрии съемки Шуберта" 1842 г. [21] (план, точности которого, по-моему, можно доверять) здание показано еще без пристройки:
Но если проект главного здания Тиблен изменил, то в зданиях служб и в проекте ворот он в целом следовал проектам Стасова, только с учетом Высочайше сделанных замечаний: здание сараев и конюшен - без балкона, ворота - без пьедесталов с вазами (инв.№№ А-17928, А-17929, А-17961, А-17934):
На приведенном выше фрагменте плана Петергофа Шуберта 1842 г. показаны и главное здание (еще без пристройки), и все службы, что свидетельствует о том, что к этому времени проект В.П.Стасова, переработанный Л.Я.Тибленом, был уже осуществлен. Нет только ворот с двумя караулками и павильона на Знаменской улице; они не обозначены и на более поздних планах - очевидно, они не были построены.
Что касается юго-восточной пристройки к главному зданию, то на одном из приведенных выше чертежей фасадов, принадлежащих явно одной и той же серии и выполненных, когда пристройка или проектировалась, или уже существовала, под подписью Тиблена стоит дата: 1851. Таким образом, пристройка сделана Л.Я.Тибленом, очевидно, между 1842 и 1851 г.
Около 1854-1861 гг. на даче и на ферме принца Ольденбургского работал другой архитектор - Г.Х.Штегеман. Наиболее значительным был, видимо, его вклад в облик фермы (см. другое место сайта). Интересен подписанный Штегеманом не датированный чертеж северного фасада главного здания дачи (инв.№ А-17972):
Этим проектом предусматривается изменение отделки фасадов в ясно выраженных формах эклектики. Видимо, проектируется и внутренняя переделка - во всяком случае, бельведер должен быть уничтожен. Был ли этот проект осуществлен, мне неизвестно, поскольку мне до сих пор неизвестны фотографии внешнего вида здания.
Что же касается интерьеров, мне известны пока две фотографии 1930-х гг., на которых изображены разные части одного и того же зала (Государственный Музей истории Санкт-Петербурга, ГМИ СПб Инв.№-II-А-18287 ф, ГМИ СПб Инв.№-II-А-18288 ф [18]):
(Оба изображения обработаны. Оригиналы: 1 2 )
На фотографиях видна характерная отделка середины XIX в. с "помпейскими" росписями.
В 1860 г. Г.Х.Штегеман составил проект нового здания конюшен на красной линии Знаменской улицы на месте двух прежних служебных строений - экипажных сараев и кухни (инв.№№ А-17970, А-17971):
Проект Высочайше утвержден 14 сентября 1860 г. Понятно, что строительство могло закончиться не ранее, чем в следующем, 1861 году.
Позже - очевидно, уже в советское время - этот флигель был приспособлен под жилье и в таком виде дошел до нашего времени:
26 ноября 2018 г.
В советское время (не знаю, до или после войны) к старому двухэтажному флигелю справа пристроена трехэтажная часть. А старая часть довольно хорошо сохранила свой облик - разумеется, с поправкой на то, что теперь в нижнем этаже окна жилых помещений.
Вид со двора:
15 октября 2018 г.
На дворовом фасаде расположение лестничных выступов не такое, как в проекте - не два выступа по краям, а оба в центральной части. Является ли это результатом перестройки или так было сделано с самого начала, я не знаю.
Главное здание сохранялось до Великой Отечественной войны. Об этом свидетельствует план Петергофа, изданный в 1944 г. [22], на котором фактически зафиксировано состояние перед войной:
Во время войны главное здание погибло. А бывший конюшенный флигель сохраняется до сих пор. Это всё, что осталось не только от дачи принца Ольденбургского, но и от всей Большой слободы!
Дом по Знаменской ул., 29 - последний, который нам предстояло осмотреть. Прогулка закончена.
Третья редакция 18 марта 2023 г.
Последнее обновление 7 октября 2024 г.
© Прохоров С.О.