ПЕТЕРГОФ
СОБСТВЕННАЯ ДАЧА
Собственная дача до 1941 года
Южный партер (Собственный садик)
Интерьеры дворца: первый этаж
Вестибюль и Парадная лестница. Служебная лестница. Голубая и Желтая угловые комнаты. Столовая
Дубовый кабинет Александра II. Уборная Александра II. Лестница Александра II. Камердинерская
Интерьеры дворца: второй этаж
Верхняя площадка Парадной лестницы. Гостиная. Кабинет Марии Александровны
Библиотека (Малиновая гостиная). Спальня. Ванная комната. Камер-юнгферская
Третий этаж дворца (мансарда). Парк с востока, севера и запада от дворца. Церковь Св. Троицы
ПРИЛОЖЕНИЕ. Перечень фотографий интерьеров дворца
Собственная дача до 1941 года
(продолжение)
ИНТЕРЬЕРЫ ДВОРЦА (продолжение)
ТРЕТИЙ ЭТАЖ (МАНСАРДА)
Мы закончили осмотр интерьеров второго этажа в Камер-юнгферской. Отсюда можно выйти в соседнее помещение - Служебную лестницу и подняться на третий этаж. (Расположенная рядом Парадная лестница поднимается только до второго этажа.)
На третьем, мансардном этаже находились служебные помещения и жилые комнаты служащих, и интерьеры этого этажа не были обфотографированы столь подробно, как интерьеры первых двух этажей; мне даже неизвестно назначение части комнат. Покажу имеющиеся фотографии.
Коридор (фотография Ю.Ф.Никольского, 1931 г.):
ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 5119-фд [11]
Вид на восток. Справа на переднем плане дверь, через которую мы вошли, выходящая на Служебную лестницу, за ней дверь в помещение, назначение которого мне неизвестно. Слева на переднем плане лестница, ведущая, видимо, на крышу (на плане А.И.Штакеншнейдера 1843 г. она еще не обозначена), за ней виден свет, проникающий сквозь открытую дверь Гардеробной (сама дверь за лестницей не видна). В глубине, в конце коридора - верхняя площадка Лестницы Александра II с узорчатыми перилами.
На следующих двух фотографиях изображена Гардеробная. Это помещение находится в центре северной части здания и вытянуто с запада на восток.
Вид Гардеробной на восток (фотография Ю.Ф.Никольского, 1931 г.):
ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 5124-фд [11]
Вид на юго-запад (фотография Ю.Ф.Никольского, 1931 г.):
ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 5125-фд [11]
Комната освещается только одним окном в центре продольной стороны (на фасаде это окно во фронтоне северного этажа). Похоже, что такого освещения несколько недостаточно.
Еще на двух фотографиях Ю.Ф.Никольского 1931 г. изображена комната камеристки, расположенная в северо-западном углу здания. Фотографии сделаны в двух противоположных направлениях - на юго-запад и на северо-восток:
Снимок одной из служебных комнат, на котором изображена кровать с таким же пологом, как на второй фотографии комнаты камеристки (фотография В.В.Варжанского, 1918 г.):
ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 5115-фд [11]
Я здесь не рассматриваю еще одну фотографию - обивочную ткань в одном из помещений третьего этажа. В перечне указан инвентарный номер этой фотографии, и при желании любой может ее посмотреть введя на сайте [11] в строку поиска этот номер.
Мы закончили осмотр дворца. Спустимся вниз и вновь выйдем в южный партер. Его мы уже видели раньше. Теперь осмотрим парк с других сторон от дворца.
Дворец стоит между двумя глубокими оврагами и противоположной стороной выходит на край склона, идущего параллельно берегу Финского залива (расположенного довольно далеко на севере). Над оврагами были построены мосты. Мосты XVIII - начала XIX в., имевшие скромный вид, были в середине XIX в. по проекту А.И.Штакеншнейдера заменены новыми, пышно украшенными в формах необарокко.
Мост над восточным оврагом, вид с юга (фотография Ю.Ф.Никольского, 1931):
ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 5038-фд [11]
У северо-восточного угла моста стояла бронзовая скульптура "Девочка, кормящая попугая", выполненная в 1849 г. в мастерской Линдруса и Гизе (фотография Ю.Ф.Никольского, 1931):
ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 5047-фд [11]
Мост был очень широким и имел вид террасы перед восточным фасадом дворца. Вид с моста на восточный фасад дворца (фотография 1880 - 1903 г. [5д]):
Заметим, что при, всей тщательности воспроизведения форм барокко, дворец не является имитацией постройки XVIII века. Металлический навес на тонких колонках, устроенный над балконом - ярко выраженная деталь свойственная середине - второй половине XIX века. Такой же навес был сделан и над балконом на западном фасаде, см. далее. И это не какое-то позднее дополнение: навесы показаны сразу в проектных чертежах А..Штакеншнейдера.
Следует сказать об одной неуклюжей детали фасада, которую А.И.Штакеншнейдер тщательно замаскировал. Если мы посмотрим на планы дворца, то увидим, что на обоих этажах окна в центре - фальшивые, поскольку в этом месте к фасаду примыкает внутренняя капитальная стена (то же самое относится и к западному фасаду). Эта неприятная особенность была уже в прежнем здании времени Екатерины II (см. планы), и Штакеншнейдер при перестройке был вынужден ее сохранить. Однако он сделал так, чтобы это не выглядело уродливо: в фальшивые окна вставлены рамы со стеклами. И только если внимательно посмотреть на фотографию, можно заметить, что за окнами слева и справа видны занавески, а за центральными окнами ничего нет. (В верхнем фальшивом окне все же было проделано небольшое окошко для освещения Лестницы Александра II. На фотографии его не разглядеть за стеклами.)
На восточном фасаде находится боковой вход, расположенный справа от центра (расположить его в центре фасада было бы физически невозможно). Этот вход ведет в Кабинет Александра II. Император мог пройти сюда, минуя все другие помещения дворца. По сторонам от входа установлены мраморные скульптуры львов - копия с оригинала знаменитого итальянского скульптора А.Кановы. Фотография В.В.Варжанского, 1918 г.:
ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 5049-фд [11]
Вид на восточный мост со второго этажа дворца, из Библиотеки (фотография Ю.Ф.Никольского, 1931):
ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 5033-фд [11]
На переднем плане балконная решетка работы Ивана Шарбау.
Выйдем к северному фасаду дворца, расположенному на краю склона. Вид от дворца, фотография 1920-х гг. [4, с. 271]:
"От северного фасада дворца спускается вниз красивая каменная лестница, в конце которой посреди цветника поставлена статуя Амура работы Пименова. Спустившись с террасы, сад доходит до Ораниенбаумского шоссе и за ним продолжается до самого берега моря." [2]
На фотографии 1920-х гг. статуи Пименова (вероятно, имеется в виду Н.С.Пименов) уже нет, вместо нее поставлена ваза. Но остальное соответствует этому описанию. Эффектный вид с морем вдали.
Между цветником и шоссе - прямоугольный пруд. Я видел упоминание о том, что он существовал уже во времена Феофана Прокоповича.
В 1854 г. в цветнике были поставлены два фонтана по проекту А.Ф.Гейрота (о чем он сам пишет в книге "Описание Петергофа" [1]). Один из фонтанов (фотография Ю.Ф.Никольского, 1931 - 1932):
ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 5048-фд [11]
Вид от пруда на каменную лестницу и дворец (фотография Ю.Ф.Никольского, 1931):
ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 5037-фд [11]
Вновь поднимемся к дворцу.
Западный овраг значительно глубже восточного, по его дну протекает ручей. В отличие от широкого восточного моста-террасы западный мост - узкий, он проходит немного севернее дворца. Проект А.И.Штакеншнейдера, 1848:
ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП ПДМП 1460-ар [11]
Акварель В.С.Садовникова, 1860 [12]:
Вид дворца с северо-запада, с моста через западный овраг (слева фотография 1881 - 1882 г., А.И.Ясвоин [5е]; справа фотография начала XX в. [5ж]):
Северный фасад идентичен южному, а западный восточному.
Обернувшись назад, мы увидим за мостом, на западной стороне оврага церковь, обращенную сюда восточной, алтарной стороной. Фотография 1880 г., из коллекции М.Ю.Мещанинова [8а]:
Каменная Троицкая церковь построена на месте деревянной церкви XVIII века. Первоначально в 1843 г. ее проект поручили составить К.А.Тону - признанному мастеру церковной архитектуры, лидеру "русско-византийского стиля". Однако по неизвестным причинам этот проект не появился. Осуществлен проект А.И.Штакеншнейдера. Церковь построена в 1858 - 1860 гг. [6, 9].
Вид церкви с противоположной стороны - главный вход (1881–1882, фотограф А.И.Ясвоин [5и]):
Так же, как и дворец, церковь выполнена в духе необарокко. Завершение церкви - барочный купол и русская луковичная глава - отчасти напоминает церковь петергофского Большого дворца, построенного Ф.-Б.Растрелли (конечно, в меньших масштабах и в упрощенном виде).
Интерьер церкви - акварель Н.Ф.Брюллова, 1860 (ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 9-ак [11]; здесь воспроизводится по [8б] (изображение из коллекции М,Ю.Мещанинова):
Фотография 1890 г. (из коллекции М,Ю.Мещанинова) [8в]:
Фотография Ю.Ф.Никольского, 1931:
ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП ПДМП 5068-фд [11]
Здесь уже удалены иконы из иконостаса.
Внутри церковь тоже отделана в духе необарокко. Это относится и к отделке стен и купола, и к золоченому иконостасу.
Отмечу одно удивительное обстоятельство. А.Ф.Гейрот (человек безусловно грамотный, прекрасно разбирающийся в архитектуре) в книге [1] почему-то характеризует эту церковь как построенную в "русско-византийском стиле". Что же, у каждого могут быть свои пристрастия. Но замечательно, что эту откровенно ошибочную характеристику бездумно повторяют некоторые современные авторы.
© Прохоров С.О.