САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ЯМСКАЯ УЛИЦА - УЛИЦА ДОСТОЕВСКОГО
(продолжение)
Дом архитектора Г.В.Барановского
Ул. Достоевского, 36
Дома, которые мы до сих пор видели - часто очень неплохие, но в общем рядовые. Следующие три здания по левой стороне улицы - выдающиеся работы очень высокого уровня. И особенно замечателен первый из них - бывший собственный дом архитектора Гавриила Васильевича Барановского, построенный в 1897 г. и представляющий одно из первых в Петербурге произведений стиля модерн - и одно из лучших в русской архитектуре произведений этого стиля. (Жаль только, что его нынешнее (2018 г.) состояние оставляет желать лучшего.)
Здание одинаково интересно и снаружи, и внутри - во всяком случае, это касается двух парадных лестниц и двора. Рассмотрению здания посвящены две страницы - эта и следующая.
По первоначальному проекту, утвержденному в июне 1897 г., дом должен был быть шестиэтажным, однако уже 30 июля Барановский создал новый проект с пятью этажами [4, с. 173]. Вот как должен был выглядеть фасад по новому проекту [4, с. 168]:
В оформлении фасада не применяются "исторические стили", образ строится на выявлении функциональных элементов. Фасад с керамической облицовкой прорезан равномерно расположенными окнами. Главный выразительный элемент - идущие вдоль всего фасада длинные балконы (необычные для петербургской архитектуры в целом, но иногда встречающиеся именно в творчестве Барановского). В то же время Барановский, очевидно, стремился избежать сухого рационализма и ввел возвышенный, эмоциональный мотив - по краям фасада должны были стоять скульптуры драконов с высокими флагштоками.
В дальнейшем в процессе осуществления Барановский изменил некоторые части проекта. Окончательный, осуществленный проект представлен в издававшейся Барановским "Архитектурной энциклопедии" [2]; здесь можно посмотреть лист из этой книги с чертежами дома.
Вот как, в частности, стал выглядеть фасад (чертеж [2] и фотография конца XIX - начала XX в. [4, с. 167]):
Барановский удалил из проекта пафосное украшение - фигуры драконов, а также некоторые мелкие декоративные детали при входах в парадную лестницу и во двор, в результате фасад получил цельный рационалистический характер. С другой стороны, изменился рисунок решеток, теперь в них появились кривые линии, созвучные тому, что создавалось в эти годы в западноевропейском (венском, брюссельском, парижском) модерне. Следует, однако, заметить, что полного сходства с западными образцами нет, это вполне самостоятельная архитектура, развивающая прежние рационалистические традиции в русской архитектуре. И в этом смысле здание Г.В.Барановского, по-моему, имеет более высокие достоинства, чем появившиеся в то же время (а точнее, на один - два года позже!) работы в стиле модерн некоторых других петербургских архитекторов, откровенно ориентировавшиеся на западную архитектуру (В.И.Чагин и В.И.Шёне, В.В.Шауб и др.)
А вот современные фотографии фасада:
14 апреля 2018 г.
Сравнение со старой фотографией показывает, что фасад сохранился почти полностью, исчез только фигурный парапет крыши.
Я хотел бы сказать об одной интересной особенности этой архитектуры.
Может быть, это только мое восприятие, но мне кажется, что, при всем внешнем рационализме, в этой архитектуре есть повышенная эмоциональность, некий фантастический колорит - то, что вообще свойственно раннему модерну (а в творчестве Г.В.Барановского проявилось уже задолго до обращения к этому стилю, см., например, дом Г.Г.Елисеева на Фонтанке).
Это впечатление становится все сильнее по мере знакомства с внутренним устройством дома - с его парадными лестницами, с внутренним двором. Всё здание в целом имеет единый, возвышенный, несколько мрачноватый образ.
Познакомимся с парадными лестницами. (Сейчас (2018 г.) дверь закрыта на домофон, но можно дождаться, пока кто-нибудь будет выходить...)
Вход в парадную, увеличенные фрагменты чертежей, представленных выше - слева проект, справа осуществленное здание:
При осуществлении проекта Барановский убрал и те скромные украшения, которые были предусмотрены сначала. Вход получил совершенно строгие формы.
Современные фотографии:
14 апреля 2018 г.
Вид от входа:
14 апреля 2018 г.
Справа на переднем плане лифт. Лифт был установлен на этой лестнице сразу при постройке [4, с.173]. Но, к большому сожалению, первоначальное оформление лифтовой шахты не сохранилось. Можно только догадываться, насколько красивее выглядела лестница. Впрочем, не сохранились и некоторые мелочи, которые существовали еще недавно - видимо, даже в 2000-х годах - витражи геометрического рисунка, гравированные стекла с растительным узором...
Справа внизу дверь, ведущая в бывшее помещение для швейцара. А наверху, на высоте лестничного марша виден переход во вторую парадную лестницу. В доме две парадные - одна в лицевом корпусе, другая в дворовом. Сначала по проекту вход во вторую парадную должен был находиться во дворе. Но уже в процессе строительства Барановскому пришла блестящая идея - соединить две лестницы переходом, пересекающим двор - так, чтобы вход на обе лестницы был с улицы. В результате возникла еще и интересная композиция двора. (См. [4, с. 173]; двор рассмотрен на следующей странице.)
Начнем подъем по первой лестнице:
.
14 апреля 2018 г.
Необычная особенность обеих парадных лестниц: марши сделаны металлическими. К металлическим конструкциям добавлены и многочисленные металлические же украшения, созвучные европейскому модерну (перила - с элементами "удара бича").
Вид в пролет лестницы на верхнюю площадку с металлическим фонарем:
14 апреля 2018 г.
Подъем на второй этаж:
14 апреля 2018 г.
Подъем на площадку между вторым и третьим этажом:
14 апреля 2018 г.
На площадке расположена стеклянная дверь, выходящая на плоскую крышу перехода между лестницами. Сейчас (апрель 2018 г.) эта дверь закрыта, и мне пришлось снять вид на крышу перехода сквозь довольно грязное стекло:
14 апреля 2018 г.
Напротив, с другого конца перехода - дверь, выходящая со второй лестницы, которая находится выше уроdня крыши перехода. Раньше перед дверью была площадка, с которой по обе стороны симметрично спускались изогнутые лестницы - возможно, металлические; эти лестницы видны на разрезах, а также на плане мансарды. Теперь лестниц нет, и дверной проем висит в воздухе. (См. также следующую страницу.)
Третий этаж и подъем на следующую междуэтажную площадку:
14 апреля 2018 г.
Верх лестницы. Вид с четвертого этажа в сторону последней междуэтажной площадки:
14 апреля 2018 г.
Фонарь на площадке пятого этажа:
14 апреля 2018 г.
Продолжение на следующей странице.
© Прохоров С.О.