ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ФУРШТАТСКАЯ УЛИЦА

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Основной источник данных - [1]. Другие источники оговариваются особо.

 

На этой странице рассмотрены здания по левой стороне от Воскресенского проспекта (пр. Чернышевского) до Потемкинской улицы, у которой и заканчивается Фурштатская улица.

 

 

На углу пр. Чернышевского (Фурштатская ул., 38/16) расположен хлебозавод (ныне носящий название "Арнаут"). Здание обращено главным фасадом на проспект:

 

 

24 мая 2016 г.

 

Здание хлебозавода построено в 1937 г., арх. П.М.Сергеев [13]. Модернизированная неоклассика - пожалуй, довольно неплохая.

 

 

Далее по левой стороне следуют неплохие по архитектуре рядовые дома времени эклектики.

Фурштатская ул., 40:

 

 

15 сентября 2007 г.

 

Особняк Е.И.Гиппиус, 1885, арх. Х.Х.Тацки.

 

 

Фурштатская ул., 42, фотография около 1960 г. [27]:

 

 

 

Доходный дом, 1864, арх. Гамазов. Неплохой, довольно изящный фасад в стиле эклектики (необарокко).

Современные фотографии:

 

 

24 мая 2016 г. 15 сентября 2007 г.

 

Исчезли некоторые элементы декора - ободран верх здания, упрощена форма наличников в центре второго этажа, нет рустовки на первых двух этажах. Но все-таки эти потери не так велики, общий характер архитектуры сохранился.

 

 

Фурштатская ул., 44, фотография около 1960 г. [28]:

 

 

 

Эклектика, довольно живописный фасад. Первоначально - особняк А.И.Андреевой, 1843, арх. А.Я.Андреев. В 1860 г. здание расширено и переделано под доходный дом, арх. Е.А.Пиргов. В 1876 г. надстроено, арх. А.И.Долотов. Возможно, что в строгой архитектуре первых двух этажей сохранялись первоначальные формы фасада 1843 г., но определяющую роль в облике дома играла более поздняя отделка верхних этажей, принадлежащая, очевидно, А.И.Долотову.

Нынешний вид дома:

 

 

24 мая 2016 г. 15 сентября 2007 г.

 

Фасад ободран, и притом значительно сильнее, чем у предыдущего дома. На общем убогом фоне выделяются отдельные полноценные лепные украшения.

Что означает монограмма "Н" на фасаде и когда она появилась, мне неизвестно.

 

 

Фурштатская ул., 46:

 

 

24 мая 2016 г.

 

История строительства мне неизвестна. Отделка фасада принадлежит, очевидно, советскому времени. В то же время весьма массивные пропорции позволяют предположить, что здание в основе значительно более старое.

 

 

Следующие два дома имеют один и тот же адрес - Фурштатская ул., 48. Первый дом, фотография около 1960 г. [29]:

 

 

 

Особняк Н.С.Петелина, 1881 - 1882, арх. Н.К.Рейзман. Эклектика. Неплохой, довольно строгий фасад.

Современные фотографии:

 

 

24 мая 2016 г. 15 сентября 2007 г.

 

Фасад частично ободран, но даже в таком виде производит довольно приятное впечатление.

 

 

Второй дом по тому же адресу (Фурштатская ул., 48):

 

 

24 мая 2016 г.

 

Красивая, добротная эклектика (неоренессанс). На мой взгляд, этот дом значительно интереснее, чем все рассмотренные до сих пор на этой странице. Но, к большому сожалению, я ничего не знаю об истории его строительства.

 

 

Фурштатская ул., 50:

 

 

 24 мая 2016 г.

 

Здание общины сестер милосердия во имя Христа Спасителя (ныне жилой дом). Построено в 1886 г., арх. А.И .Шамбахер. В 1914 г. надстроено, арх. А.И.Носалевич. Эклектика. Общий казенный характер фасада несколько смягчается изящными лепными украшениями (возможно, появившимися при перестройке в 1914 г.).

Еще один корпус общины (в котором находится больница) обращен фасадом в противоположную сторону, на  Сергиевскую улицу (ул. Чайковского, 73).

 

 

Большой интерес представляет следующее здание (Фурштатская ул., 52):

 

 

24 мая 2016 г. 24 ноября 2007 г. 24 ноября 2007 г.

 

 

24 мая 2016 г. 24 ноября 2007 г. 24 ноября 2007 г.

 

Особняк К.А.Варгунина (владельца Невской писчебумажной фабрики), 1896 - 1899, арх. А.И.фон Гоген. Здание представляет собой выдающееся произведение архитектуры эклектики. Очень красив элегантный асимметричный фасад с многочисленными украшениями. (А.И.фон Гоген известен прежде всего как мастер архитектуры модерна. Но не менее (а на мой взгляд, даже более) интересны его ранние работы, относящиеся к эклектике.)

Чертеж фасада, помещенный в архитектурной энциклопедии Г.В.Барановского [7, том IV, отдел 3-й, с. 69]:

 

 

 

Фотография конца XIX - начала XX в. (Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, инв.№ Ф-9439 [38]):

 

 

 

 

На чертеже слева от здания видны красивые узорчатые ворота с фонарями. Судя по фотографии 1975 г. [14], к тому времени уцелели только фрагменты - венчающие части ворот и калиток и основания фонарей. На фотографии 2007 г. нет и этих фрагментов (впрочем, может быть, они были сняты для реставрации?):

 

 

24 ноября 2007 г.

 

Теперь (2016 г.) ворота, слава Богу, реставрированы:

 

 

24 мая 2016 г.

 

В 1963 г. в здании был открыт второй в городе Дворец бракосочетания (первый находится на Английской наб., 28).  

Великолепны интерьеры здания. У меня лично нет фотографий, но их легко найти в интернете. Я покажу здесь только старые чертежи парадной лестницы из архитектурной энциклопедии Г.В.Барановского [7, том IV, отдел 3-й, с. 70]:

 

 

 

На продольном разрезе - справа внизу вход со стороны Фурштатской улицы, а на площадке на втором этаже три двери с трех сторон (видна только одна дверь справа вверху) ведут в парадные залы. На поперечном разрезе изображен вид справа, видны первый лестничный марш и нижняя сторона маршей, ведущих в обратном направлении; впереди окна, выходящие во двор. Очень красивы, элегантны марши слегка изогнутой формы.

Эта лестница в основном сохранилась, но на ней нет изображенных на чертежах скульптур (которые, скорее всего, существовали в реальности).

 

 

Фурштатская ул., 54:

 

 

24 мая 2016 г.

 

На представленном выше чертеже фасада особняка К..Варгунина у правого края виден фрагмент фасада этого дома до перестройки. Дом был трехэтажным, с окнами такой же высоты, декор фасада был близок к нынешнему (на первых трех этажах).

В 1911 г. по проекту А.Ф.Голензовского (не путать с С.П.Галензовским!) дом был перестроен, при этом надстроен на два этажа. Стиль фасада неопределенный: к обычному эклектическому декору добавлены модные "ампирные" веночки - и не эклектика, и не неоклассика, На мой взгляд, посредственная, безликая работа.

 

 

Фурштатская ул., 56, фотография около 1960 г. [30]:

 

 

 

Доходный дом, 1912 - 1913, арх. В.В.Шауб. Классицизирующий модерн. Добротный, но, пожалуй, довольно шаблонный фасад. Дом явно не принадлежит к числу лучших работ этого выдающегося (в целом) мастера. Высота здания кажется здесь чрезмерной - хотя в этом нет вины архитектора.

Современный вид здания:

 

 

24 мая 2016 г.

 

Высота теперь еще больше - надстроен седьмой этаж, при этом погибло оформление верхней части фасада. Дом стал еще более чужд окружению.

 

 

Далее до конца улицы следуют три разных по архитектуре, но одинаково интересных здания.

По Фурштатской ул., 58 находится особняк, построенный для Н.В.Спиридонова в 1895 - 1896 гг. по проекту, разработанному А.Н.Померанцевым, при участии И.С.Китнера и (по некоторым данным) В.Ф.Свиньина:

 

 

24 мая 2016 г. 15 сентября 2007 г.

 

 

Ворота, а в глубине - зимний сад, спроектированный И.С.Китнером:

 

 

24 мая 2016 г.

 

 

Ограда слева от основной части здания и садик за ней (к сожалению, теперь заасфальтированный):

 

 

24 мая 2016 г.

 

А.Н.Померанцев - выдающийся русский архитектор, представитель эклектики. Он жил в Петербурге, преподавал а Академии Художеств. И в то же время получилось так, что все наиболее значительные произведения он создал в других городах, а также за границей (наиболее известные работы Померанцева - Верхние торговые ряды (ныне ГУМ) на Красной площади в Москве, собор Александра Невского в центре Софии - столицы Болгарии). Что же касается его петербургских зданий, то они не только немногочисленны, но и явно не принадлежат к числу его лучших работ.

Особняк Спиридонова в целом красив, но, к сожалению, впечатление портят нелепые, приземистые атланты по сторонам от входа. А при более внимательном рассмотрении мы заметим какое-то странное несоответствие пропорций окон первого и второго этажа. В богатом особняке видны неуместные черты архитектурного примитива.

И все же, при всем несовершенстве, это яркая, выразительная работа. Здание напоминает какой-то дворец из сказки.

 

С 1965 г. в бывшем особняке Спиридонова размещается Дворец торжественной регистрации рождений "Малютка". Широко известны богатые и красивые интерьеры здания. У меня нет фотографий, но их легко найти в интернете. Я покажу здесь разрез здания вдоль парадной лестницы из архитектурной энциклопедии Г.В.Барановского [7, том IV, отдел 3-й, с. 62]:

 

 

 

Фурштатская улица - справа (виден один из атлантов на фасаде). Справа наверху - главный зал.

 

 

 

Фурштатская ул., 60:

 

 

24 мая 2016 г. 15 сентября  2007 г. 15 сентября  2007 г.

 

Этот доходный дом тоже принадлежал Н.В.Спиридонову, но построен позже, в 1904 - 1905 гг. Автор проекта - В.И.Шёне. Этот архитектор, построивший прекрасные особняки в стиле модерн (на Каменном острове, а также на Карповке), в данном случае выступил в не свойственном ему амплуа. Перед нами произведение неоклассики, и притом одно из очень ранних в Петербурге; в фасаде использованы мотивы архитектуры ренессанса. Здание довольно нестандартно по архитектуре, ярусное расположение ордеров редко встречается в петербургских зданиях начала XX века. На мой взгляд, этот благородный фасад принадлежит к числу лучших произведений петербургской архитектуры того времени.

В то же время следует сказать, что от здания Шёне остался, вероятно, только фасад. С 1980-х гг. оно долго пустовало. В начале XXI в. дом восстановлен - похоже, что фактически отстроен заново. При этом надстроенная часть в глубине участка еще и испортила вид с Потемкинской улицы следующего здания, расположенного на углу - последнего по левой стороне Фурштатской улицы (Фурштатская ул., 62 - Потемкинская ул., 9). Это здание рассмотрено в разделе "Потемкинская улица", здесь я повторяю только одну из фотографий:

 

 

17 мая 2012 г.

 

Особняк С.С.Боткина, 1903 - 1905, арх. А.И.Дитрих. Тоже одно из ранних произведений неоклассики, но другого ее направления - использующего мотивы петровского барокко. Выбор исторического стиля выглядит естественно для хозяина - врача и коллекционера картин, близкого к художественному объединению "Мир искусства".

 

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

 

© Прохоров С.О.