ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

КАБИНЕТСКАЯ УЛИЦА (продолжение)

Улица Правды

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Продолжаем осматривать дома по левой стороне улицы.

Ул. Правды, 6:

 

 

14 апреля 2018 г.

 

Доходный дом вдовы санкт-петербургского купца Л.Я.Сидоровой, 1876, арх. А.А.Докушевский [12]. Неплохое рядовое здание в стиле эклектики.

 

 

Дом по ул. Правды, 8 дошел до нас в искаженном виде.

Первоначальный дом был построен по проекту, составленному для жены почетного гражданина Ларионовой в 1837 г. ([13], лист 1-4):

 

 

 

Это был небольшой двухэтажный дом со скромным классицистическим фасадом, по сторонам от которого были двое ворот. Внизу слева написано: "Подписал: Архитектор Куц". Согласно [1], эта фамилия в наше время пишется несколько по-другому: Куци. [1] это здание включено в список работ А.М.Куци, только авторы забыли написать, что оно перестроено - что, впрочем, вполне очевидно.)

 

В 1873 г. архитектор А.И.Ланге составил для жены потомственного почетного гражданина Н.И.Ларионовой (не знаю, это та же владелица или ее потомок) проект, по которому дом должен был быть расширен ([13], листы 14-25). По ссылкам представлены генеральный план с подписью Ланге, разрешение на строительство от 10 октября 1873 г. ([13], две стороны листа 14), фасад и разрез ([13], лист 15-18).

Фасад ([13], фрагмент листа 15-18):

 

 

 

Лицевой дом был расширен вправо, на место бывших ворот, а у левого края устроен вход с зонтиком на металлических колонках. Симметрия была нарушена, фасад стал выглядеть более непринужденно.

(Замечу, что в [1] данная работа отсутствует в списке зданий А.И.Ланге.)

 

О том, что проект А.И.Ланге 1873 г. был осуществлен, свидетельствует генеральный план 1899 г. ([13], лист 34), на котором лицевой дом показан уже расширенным вправо. Этот план был выполнен в связи с составленным для вдовы гвардии отставного штаб-ротмистра В.А.Ларионовой проектом ([13], листы 32-41), предусматривавшим  переделки надворных флигелей, а со стороны улицы - устройство новых ворот слева от дома. На генеральном плане стоит подпись автора проекта - архитектора А.В.Кащенко. Здесь можно прочитать разрешение на строительство от 21 апреля 1899 г. ([13], обратная сторона листа 34).

Проект ворот ([13], лист 41):

 

 

 

Кроме того, А.В.Кащенко проектировал и художественную отделку торцовой глухой стены надворного флигеля (лит. D на генеральном плане), обращенный в сторону улицы ([13], лист 40):

 

 

 

(В заголовке ошибочно указано: "Литера А". На самом деле чертеж относится к литере D - см. генеральный план и разрешение на строительство, где в числе работ назван "капитальный ремонт надворного флигеля лит. D с возведением новой каменной боковой стены".)

О том, что, по крайней мере, ворота по этому проекту были построены, свидетельствует фотография Д.М.Трахтенберга 1946-1947 г. [36]:

 

 

 

У правого края видна часть данного дома, а слева от него - ворота.

 

Современная фотография:

 

 

 

После 1946-1947 г. (очевидно, в 1950-х гг.) здание расширено влево - туда, где были ворота - и надстроено на три этажа. В нынешнем виде дом выглядит казенно, с неприятным "сталинским" привкусом.

 

 

Здание по ул. Правды, 10 - первоначально Железнодорожный клуб, перестроенный из более старого здания в 1912-1913 гг. по проекту А.Г.Голубкова [1]. Некоторое представление об облике этого здания дают фотографии, сделанные в 1914 г., когда здесь в связи с началом первой мировой войны был открыт лазарет [14а-г].

Вид здания с Кабинетской улицы [14а]:

 

 

 

Главный вход в здание находился в корпусе, расположенном далеко в глубине участка. К этому корпусу примыкали два крыла, имевшие (судя по фотографии) разную длину и образовывавшие асимметричную композицию: левое крыло было длиннее и, возможно, доходило до красной линии улицы, а правое было коротким. Такая асимметрия созвучна стилю модерн, однако декор фасадов далек от этого стиля (к началу 1910-х гг. уже вышедшего из моды), здесь сочетаются черты неоклассики (неоампира) и, казалось бы, ушедшей в прошлое эклектики. Но при всей неопределенности стиля, здание выглядело, кажется довольно красиво.

Такой же половинчатый, компромиссный характер носили и интерьеры. Парадная лестница [14б]:

 

 

 

 

Помещение, которое стало приемной лазарета [14в]:

 

 

 

 

Еще одно помещение, ставшее палатой для раненых [14г]:

 

 

 

В первых двух интерьерах преобладает эклектика, а в последнем - неоампир.

 

В советское время здесь размещался дом культуры работников пищевой промышленности. Здание для него было перестроено по проекту В.П.Макашова. Фотографии 1938 г. и 1940-1960-х гг. [15а,б]:

 

 

 

Теперь композиция стала симметричной, оба крыла доходят до красной линии, их фасады украшены портиками ионического ордера. Облик здания однозначно приобрел характер неокласики. Возможно, что оно стало даже красивее.

 

В конце XX - начале XXI в. здание не использовалось и приходило в запустение. В 2005 г. в нем произошел пожар.

В 2008-2013 гг. здание перестроено под гостиницу "Эрмитаж":

 

 

14 апреля 2018 г.

 

На мой взгляд, вид здания если и ухудшился, то совсем ненамного. Оно и сейчас вполне красиво.

 

 

Следующий дом по левой стороне расположен на углу Ивановской (ныне Социалистической) улицы (ул. Правды, 12/12).

Угловая часть дома показана уже на генеральном плане 1822 г. ([16], лист 9-12). Фасад по Кабинетской улице запечатлен на фиксационном чертеже 1860 г. ([16], лист 15-16):

 

 

 

 

В 1860 г. для вдовы поручика Х.Матушевич был составлен проект капитальной перестройки дома ([16], листы 13-26). На генеральном плане ([16], лист 13 стоит подпись: "План снимал с натуры и проект перестройки составлял архитектор поручик Черненко. 16 апреля 1860 года." Таким образом, автор проекта - военный инженер Ф.И.Черненко (см. также [1]). Фасады по Кабинетской и Ивановской улицам ([16], листы 14/17 и 18-19):

 

 

 

Разрешение на строительство ([16], лист 13) было выдано 8 июня 1860 г. Вскоре был представлен новый проект (([16], листы 27-54), по которому здание существенно расширялось по обеим улицам, а кроме того, предусматривалось строительство надворных флигелей. Генеральный план ([16], лист 54):

 

 

 

На плане также стоит подпись Ф.И.Черненко. Разрешение на строительство получено 20 июня 1860 г. ([16], лист 27). Фасады пристраиваемых частей лицевого дома по обеим улицам ([16], листы 28-30 и 31-32):

 

 

 

 

В 1861 г. был изменен проект служб во дворе, а также спроектирован новый флигель посреди двора. Генеральный план ([16], лист 66):

 

 

 

На плане - такая же подпись, как и на предыдущих: "План снимал с натуры и проект составлял архитектор поручик Черненко. 7-го марта 1861 года". По ссылке представлено разрешение от 5 июня 1861 г. на "постройку каменного 4-хэтажного флигеля, означенного на плане под лит. А, и каменных нежилых служб под лит. С, взамен разрешенных к постройке 20-го июня 1860 г."

 

Современные фотографии.

Общий вид и пристроенная часть здания со стороны Кабинетской улицы:

 

 

14 апреля 2018 г.

 

(Левая фотография помещена также в разделе "Ивановская (Социалистическая) улица".)

Неплохой дом в строгих формах ранней эклектики.

 

Виды во дворе - флигель посередине двора и бывшие службы:

 

 

6 апреля 2023 г.

 

Заметим, что флигель - не четырехэтажный (как проектировалось), а трехэтажный.

 

 

Теперь обратимся к правой стороне улицы.

Участок по Кабинетской улице (ул. Правды), 5 исторически составлял единое домовладение с примыкающим к нему со стороны двора участком по Ивановской (Социалистической) улице, 8 (эти два участка не выходят на угол улиц), а до 1860-х гг. еще и с третьим участком - по Ивановской (Социалистической) ул., 6. В издании 1849 г. [37; 1 паг. с.116,118; 2 паг. с.178] у участков по обеим улицам назван один и тот же владелец - граф Виктор Никитич Панин, действительный тайный советник - очевидно, министр юстиции в 1841-1862 гг.

Этот объединенный участок показан на генеральном плане 1865 г. ([38], лист 1). Участок был не застроен, на нем находились огороды, а также три ледника. Как видно из заголовка генерального плана, участок, принадлежавший графу В.Н.Панину, в это время арендовала крестьянка П.А.Крутина. План составлен в связи со строительством на участке новых пяти ледников (на обратной стороне листа - разрешение на строительство от 20 июня 1865 г.).

В 1867-1870 гг. на участке строятся всё новые ледники ([38], листы 4-22). Вскоре огороды исчезают, а ледники занимают всю территорию. Очевидно, ледники сдавались внаем и стали источником немалого дохода. К 1870 году П.А.Крутина и ее сын В.П.Крутин - уже не арендаторы, а новые владельцы участка. (см. [38], лист 16; впрочем, часть участка по Ивановской ул., 6 отошла другому владельц; о том, что В.П.Крутин - сын П.А.Крутиной, можно узнать из документов на землю 1874 г. - [38], листы 48-52).

К 1873 году Крутины разбогатели настолько, что оказались в состоянии построить большой доходный дом на Кабинетской улице ([38], листы 23-47). Генеральный план ([38], лист 23-24):

 

 

 

Справа внизу подпись автора проекта - архитектора А.В.Малова. Характерно, что на всём остальном участке по-прежнему расположены ледники.

Фасад ([38], лист 25-27):

 

 

 

Согласно данным [1], дом был построен в 1873-1875 гг. Современная фотография:

 

 

 

Рядовой дом в стиле эклектики.

 

Следует заметить, что позже, в 1896 г. Крутины построили еще один доходный дом - теперь со стороны Ивановской улицы (а во дворе по-прежнему оставались ледники) [39]; этот дом рассмотрен в разделе "Ивановская (Социалистическая) улица". Участок с двумя доходными домами и с ледниками принадлежал семье Крутиных до 1917 г. [5].

 

 

Следующие два дома построены в 1882 г. по проектам А.В.Иванова. Впрочем, я не отнес бы их к числу значительных работ этого в целом большого мастера архитектуры эклектики.

Дом по ул. Правды, 7 перестроен А.В.Ивановым из более старого здания в 1882 г. для жены врача Л.Н.Погожевой [1, 17]. Проект фасада ([17], лист 2-4):

 

 

 

Современная фотография:

 

 

14 апреля 2018 г.

 

К сожалению, при осуществлении проект был упрощен, и вместо добротного фасада появилось нечто довольно безликое.

 

 

Следующий дом стоит на углу Ивановской (ныне Социалистической) улицы (ул. Правды, 9/10). Первоначальное каменное здание на этом участке было построено по проекту, составленному для действительного статского советника Аллера в 1840 г. ([18], лист 5-8):

 

 

 

Слева внизу написана фамилия архитектора: "На плане напис.: Архитектор Габерцеттель."

Дом трехэтажный. Со стороны Кабинетской улицы он занимает всю ширину участка, количество и расположение осей - такое, как у нынешнего дома. Со стороны Ивановской улицы дом значительно короче, чем сейчас. Фрагмент того же листа - фасад по Кабинетской улице:

 

 

 

Строгая ранняя эклектика. На срезанном углу эркер - форма модная в то время.

 

В 1882 г. дом был расширен и перестроен для купца А.Н.Лялина по проекту А.В.Иванова ([18], листы 27-49). Генеральный план ([18], лист 27):

 

 

 

Здесь можно ознакомиться с разрешением на строительство от 12 июня 1882 г. ([18], обратная сторона того же листа).

К дому пристроены новая часть со стороны Ивановской улицы и надворные флигели, изменена отделка лицевых фасадов. Фасады по Ивановской и Кабинетской улицам ([18], листы 47-49 и 31-33):

 

 

 

Современные фотографии:

 

 

21 января 2023 г. 14 апреля 2018 г. 14 апреля 2018 г. 14 апреля 2018 г.

 

(Первая и вторая фотографии помещены также в разделе "Ивановская (Социалистическая) улица".)

Хорошая, добротная эклектика.

 

Посередине улицы Правды, в пешеходной зоне в 2005 г. была установлена скульптура Дм. и Дан.Каминкеров "Слепой" (или "Одинокий") [33]:

 

 

14 апреля 2018 г.

 

 

Тогда же по другую сторону Социалистической улицы была установлена скульптурная композиция "Три ангела" (ск. Б.М.Сергеев) [33]:

 

 

14 апреля 2018 г.

 

Честно говоря, у меня эти скульптуры не вызывают восторга.

 

 

Первая редакция 11 апреля 2023 г.

Последнее обновление 9 января 2024 г.

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.