САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
КАЗАНСКАЯ УЛИЦА (продолжение)
Казанская улица, вид от Демидова переулка (пер. Гривцова):
12 марта 2022 г.
На правом углу (Казанская ул., 29/5) расположен ценный (хотя и дошедший до нас в искаженном виде) памятник архитектуры XVIII в. - флигель при бывшей усадьбе Демидовых (см. [3], где в адресе флигеля допущена ошибка - написано: пер. Гривцова, 1). Главный дом усадьбы (1757-1759, позже перестраивался [3]) находится значительно правее, по адресу: пер. Гривцова, 1; мы его не будем здесь рассматривать - это увело бы довольно далеко от темы.
Фасады здания, еще не искаженные перестройкой, видны на чертежах 1858 г. Слева фасад по Большой Мещанской (Казанской) улице, справа фасад по Демидову переулку ([48], листы 6-9 и 10-13; чертежи выполнены по случаю обращения окон на первом этаже в двери, в остальном чертежи - фактически фиксационные):
Дом, вытянувшийся вдоль Казанской (в то время Большой Мещанской) улицы, представлял собой блестящее произведение барокко середины XVIII в. Очень жаль, что дом не дошел до нашего времени в таком виде.
Усадьба Демидовых располагалась вдоль Демидова переулка от Мойки до Большой Мещанской (Казанской) улицы. Позже их владения сократились, и участок на углу Казанской улицы и Демидова переулка стал самостоятельным землевладением, принадлежащим другим владельцам.
В 1871-1873 гг. на этом участке, принадлежавшем жене подполковника А.И.Лишиной, было предпринято строительство доходных домов. Архитектор Р.А.Гедике выполнил последовательно три варианта проекта ([48], листы 21-145). По первому из них, выполненному в1871 г. ([48], листы 21-65) должны были быть построены два лицевых дома в Демидовом переулке с примыкающими к ним надворными флигелями, а к старому демидовскому дому делались пристройки со стороны двора и одна пристройка с улицы - слева, в одну ось. В 1872 г. ([48], листы 66-102) был переделан проект надворных флигелей, а в пристройке слева от старого дома сделано на втором этаже окно больших размеров (существующее и сейчас). К 1873 г. ([48], листы 103-145) относится окончательный проект, который и был осуществлен: не только построены два дома в Демидовом переулке с надворными флигелями, но и перестроен старый демидовский дом - он был надстроен на два этажа. По ссылкам представлены генеральный план с подписью Р.А.Гедике и разрешение на "взамен разрешенных работ, но еще не исполненных по планам, утвержденным 8 июля 1871 года и 12 июня 1872 года, постройки лицевого по Демидову переулку 4-хэтажного каменного строения в плане лит. А [А’? - С.П.] с таковыми же надворными 4-хэтаж. (частью с подвалами) флигелями лит А и В, одноэтажной каменной прачечной лит. Н, капитальное исправление и надстройку над существующим угловым лицевым 2-хэтажным домом лит. С двух этажей с изменением фасада, пристройку к тому же дому с надворной стороны лит С [С’? - С.П.]" от 30 июля 1873 г. ([48], две стороны листа 103).
Фасады по Большой Мещанской (Казанской) улице и по Демидову переулку ([48], листы 142-145 и 124-128):
И фасады обоих домов по Демидову переулку, и верхнюю часть фасада дома по Казанской улице Гедике выполнил в обычных для него формах "стиля Людовика XVI" (направление эклектики).
Старый дом, перестроенный из флигеля дома Демидова:
12 марта 2022 г.
На мой взгляд, при всём изяществе, новый фасад по Казанской улице очень уступает прежнему. К счастью, при перестройке все же сохранены старые лепные украшения:
12 марта 2022 г.
Теперь отойдем от Казанской улицы вправо и посмотрим построенные Р.А.Гедике два дома в Демидовом переулке (пер. Гривцова):
12 марта 2022 г.
Дом на левом углу Демидова переулка (Казанская ул., 34 - пер. Гривцова, 7):
12 марта 2022 г.
Дом Артемьевых, построен в конце XVIII - начале XIX в., перестроен в 1835 г. [4, №130]. Весьма живописное здание. Классицизм (ампир) - уже не очень "чистый", в лепных украшениях над окнами второго этажа видно влияние нового стиля - эклектики.
Рассмотрим следующие дома по левой стороне.
На участке по Казаноской ул., 36, по меньшей мере, уже в 1824 г. стоял трехэтажный каменный дом. В этом году для жены титулярного советника Воцкого был составлен проект изменения фасада ([49], лист 1-4):
В шапке написано: "Под №1-м желает в существующем каменном трехэтажном доме при переменах закладных рам окна переделать и дать лучший вид". Новый фасад выполнен в характерных формах безордерного ампира. В правом нижнем углу подпись архитектора - вероятно, С.И.Косолапова. (См. [85, с.344]; там имеются данные о двух архитекторах с такой фамилией, но авторство второго - Г.И.Косолапова - маловероятно: в 1824 г. ему исполнился 21 год.)
К 1835 г. относится еще один чертеж фасада ([49], фрагмент листа 11-14):
По ссылке представлен лист целиком. На листе написано: "Одобр. 1835. 13-го июня". К сожалению, непонятно, к чему именно относится лист, что именно одобрено. Возможно, что это проект какой-то мелкой переделки или ремонта, но и не исключено, что речь идет о более серьезных изменениях. Фасад выглядит почти так, как в проекте 1824 г., отличие в отделке - только в форме сандриков. Другое, более серьезное отличие: дом на одну ось короче ("недостающая" ось должна бы быть слева); с чем это связано, мне неизвестно.
Фиксационный чертеж 1855 г. ([49], лист 15-16):
Здесь фасад нарисован подробнее. Видно, что его венчал фриз с кронштейнами (или триглифами?) и розетками.
Этот чертеж выполнен в связи с предстоящей надстройкой, проект которой выполнил в 1855 г. архитектор В.Е.Морган для купеческой жены П. Долбежевой. Кроме того, Морган спроектировал новые надворные флигели и переделки существующих. (Проект - [49], листы 15-52, 98, 99.) Генеральный план с соответствующими пояснениями ([49], лист 36):
На плане стоит подпись В.Е.Моргана. Судя по более поздним чертежам, флигель посередине двора не был построен.
Лицевой фасад ([49], лист 17-19):
Справа внизу написано: "Проект составлял архитектор Морган". Проект Высочайше утвержден 17 марта 1855 г.
Отделка фасада выполнена в формах переходных от классицизма к эклектике. По-моему, довольно посредственная архитектура (как и обычно у Моргана).
Есть еще один чертеж фасада ([49], лист 98). Чертеж помещен отдельно от других (в конце [49]), он не подписан и не датирован, но, судя по тому, что в заголовке упомянута та же владелица - купчиха Пелагея Долбежева, он относится к тому же времени - около 1855 г. На этом чертеже фасад носит вполне чистый классицистический характер. Могу предположить, что это предварительный вариант проекта В.Е.Моргана.
В 1913 г. дом был капитально перестроен для купца С.А.Бегунова по проекту В.Ф.Иванова ([49], листы 68-96). Генеральный план с подписью В.Ф.Иванова ([49], лист 68):
На обратной стороне листа - разрешение на "капитальную перестройку каменного 4-хэтажного лицевого дома, показан. на плане двора под лит. А и такового же флигеля лит. Б с выломкою старых перегородок и установкою новых, с переделкою лестничных клеток, оконных и дверных проемов и с надстройкою на лицевой части дома лит. А 5-го этажа и мансарда, а на надворной его части и флигеле лит. Б - 5 и 6-го этажей, а также постройку 7-эт. каменных флигелей лит. В и Г" от 3 января 1913 года.
Фасад ([49], лист 94-96):
О том, что проект В.Ф.Иванова был осуществлен практически полностью, свидетельствуют фиксационные чертежи 1914 г. [50].
Генеральный план ([50], лист 1):
Фасад ([50], лист 40-44):
Фотография 1949 г. [86]:
Это было довольно интересное произведение позднего модерна. Красива была уравновешенная несимметричная композиция. Очень важную роль играли детали - легкие лепные украшения, закругления углов, сочетание гладкой штукатурки и фактурной (двух видов), изразцы в верхней части фасада...
Но, к сожалению, в 1980-х гг. дом обрушился. Он был заново отстроен 1988 г. [1]. Современный вид:
12 марта 2022 г.
Вместо прежнего элегантного здания появился безобразный муляж. В чем дело? На первый взгляд, может показаться, что фасад воспроизведен вполне правильно. Но если мы посмотрим внимательнее, то увидим и некоторое искажение пропорций, и варварское пренебрежение к деталям: гладкие стены (какая уж там фактурная штукатурка), геометрически правильные формы без каких-то закруглений - этакий "евроремонт". Лепные украшения, кажется, воспроизведены более или менее правильно, но одни они не могут компенсировать искажение целого.
Казанская ул., 38:
12 марта 2022 г.
Этот доходный дом построен в 1851 г., арх. В.В.Витт [1]. Довольно примитивный, упрощенный фасад. Впрочем, не исключено, что он ободран в советское время.
Казанская ул., 40:
12 марта 2022 г.
1874, арх. Х.И.Грейфан (перестроен из более старого здания) [1]. Эклектика. Живописный дом с фигурным аттиком. Остается пожалеть, что в советское время ободран декор верхней части фасада.
Последний рассмотренный дом стоит напротив Нового переулка (ныне пер. Антоненко), соединяющего Казанскую улицу с Мойкой и Исаакиевской площадью. Посмотрим дома на правой стороне Казанской улицы, расположенные на углах этого переулка.
Дом на правом углу (Казанская ул., 31/10) - фасады по Новому переулку и по Казанской улице, фиксационные чертежи 1910 г. ([51], листы 6-9 и 10-13):
Фотография 1949 г. [52]:
По данным [4, №25], дом построен во второй половине XVIII в. (считаю необходимым уточнить: не ранее, чем в 1780-х гг.), а позже - предположительно в 1813 г. - расширен. Дом представлял собой произведение архитектуры классицизма - может быть, не очень совершенное, но вполне благородное.
Нынешний вид дома:
12 марта 2022 г.
Теперь фасад полностью ободран и выглядит совершенно примитивно. Когда точно произошло это варварство, мне, к сожалению, неизвестно; думаю, что в 1960-х гг.
Дом на левом углу (Казанская ул., 33/5) сохранился, вероятно, значительно лучше:
12 марта 2022 г.
Дом капитана М.Ф.Жербина, 1903, арх. А.А.Шевелев [1, 9]. Эклектика, довольно нарядный дом.
Следующий дом по правой стороне (Казанская ул., 35), фиксационный чертеж фасада, 1859 ([53], лист 5-6):
Дом был двухэтажным. Фасад в стиле раннего классицизма (довольно несовершенный) относится, очевидно, к концу XVIII в.
В 1859 г. для коллежского советника Бихнера дом был надстроен на один этаж ([53], листы 1-20,20а). При этом был и переделан фасад ([53], лист 3-4):
Фасад получил строгие формы ранней эклектики. Справа внизу надпись: "Составлял арх. Гримм". Очевидно, это Генрих Богданович Гримм (см. также [1]. Было бы странно предположить, что автор этого довольно ординарного фасада другой Гримм - Давид Иванович, один из крупнейших архитекторов эпохи эклектики.)
Современная фотография:
12 марта 2022 г.
Фасад хорошо сохранился.
Вновь обратимся к левой стороне улицы. Весьма интересна история и архитектура дома по Казанской ул., 42 [1; 4,№133; 54; 55].
В первой трети XIX в. на этом участке был построен трехэтажный ампирный дом [4]. Представление об этом доме дают недатированные фиксационные чертежи ([55], листы 16-24). Лицевой фасад ([55], лист 16-18):
По ссылкам представлены также планы первого, второго и третьего этажей ([55], листы 19-20, 23-24 и 21-22).
В 1897 г. [9] владельцем дома стал П.Ю.Сюзор - один из ведущих петербургских архитекторов, построивший множество красивых зданий в стиле эклектики, а впоследствии, в начале XX в. перешедший к модерну.
Через восемь лет, в 1905 г. Сюзор перестроил дом с надстройкой его до пяти этажей. По ссылкам представлены генеральный план с подписью Сюзора и разрешение на "переделку окон каменного 3-хэтажного лицевого дома, показанного на плане двора под лит. А, с устройством новой лестницы и крытого балкона и надстройкою двух этажей, а также надстройку двух этажей на 3-хэтажном флигеле лит. В" от 25 мая 1905 г. ([54], две стороны листа 12). Фасад ([54], лист 5-7):
Красивая, эффектная композиция в стиле модерн.
В натуре дом выглядит несколько по-другому:
12 марта 2022 г.
В нижней части фасада нет витрин, и дом выглядит более прозаично. В то же время изменены многие детали декора, которые приобрели довольно необычный характер:
12 марта 2022 г.
Появились не предусмотренные в проекте "египетские" мотивы: "египетские" маски, факелы, сужающиеся кверху наличники окон. Впрочем, как мне кажется, образцами для таких украшений были не столько собственно произведения древнеегипетского искусства, сколько рлмантические стилизации начала XIX века - тем более, что "египетские" мотивы смешаны с мотивами ампира: характерными лепными украшениями, ограждениями балконов ("ампирные" мотивы тоже не были предусмотрены в проекте).
Осуществленный фасад несколько уступает проектному чертежу в эффектности, зато выглядит более оригинально.
Следует заметить, что в петербургской архитектуре начала XX века "египетские" мотивы встречаются очень редко. Мне известны еще только три "египетских" дома: по Захарьевской ул., 23 (1911 - 1913, арх. М.А.Сонгайло); по Зверинской ул., 31 (1913, арх. Н.Н.Никонов-младший) и по Большому пр. П.С., 65 (1912 - 1913, арх. А.Ф.Барановский, Н.Ф.Прокопович).
В 1906 г. П.Ю.Сюзор построил во дворе новый флигель на месте старого двухэтажного строения. По ссылкам представлены генеральный план и разрешение на "постройку каменного 5-эт. флигеля на месте, показанном на плане двора под лит. А" от 1 марта 1906 г. ([54], две стороны листа 24). Фасад ([54], лист 33-35):
По проекту надворный флигель должен был получить полноценный, красивый фасад в стиле модерн.
Увы, у реально построенного здания нет ничего похожего на этот фасад, это обычная утилитарная дворовая постройка. Фиксационный чертеж 1907 г. ([55], лист 7-9):
Современный вид:
12 марта 2022 г.
Единственное украшение фасада - слегка украшенные балконные решетки.
На следующем участке (Казанская ул., 44) каменный дом обозначен на "Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [12]. Как он выглядел в то время, мне неизвестно, но можно уверенно говорить о том, что к 1839 году он был уже четырехэтажным и имел в целом такой ампирный фасад, как сейчас. Об этом свидетельствует чертеж 1839 г. ([56], лист 7-8; лицевой фасад показан в верхней части листа, с подписью "Существующий фасад").
На фиксационном чертеже 1858 г. ([57], лист 1) более подробно показаны детали отделки:
Фотография 1949 г. [58]:
К этому времени уже исчезла орнаментальная полоса спирали между первым и вторым этажом, но в остальном старый фасад сохранялся.
Современная фотография:
12 марта 2022 г.
В конце XX или начале XXI в. надстроена мансарда, при этом ниже искажена форма модульонов. Вместе с тем воссоздана спираль между первым и вторым этажом. Впрочем, на мой взгляд, в данном случае отдельные мелкие изменения не так уж важны: фасад с самого начала был ординарным и остается таким и сейчас.
Казанская улица, вид от дома Сюзора:
12 марта 2022 г.
Отсюда уже довольно отчетливо видно замыкающее перспективу здание с лучковым фронтоном - дом по Фонарному пер., 9 (новодел на месте снесенного дома, повторяющий в общих чертах его композицию).
Посмотрим на правую сторону улицы.
По адресу: Казанская ул., 37 находится церковь св. Николая Чудотворца. Она находится в глубине, к ней ведет проход между домами 35 и 39:
12 марта 2022 г.
Отсюда неожиданно открывается вид на купол Исаакиевского собора. Собор находится довольно близко отсюда, но благодаря его огромной высоте расположенные ближе здания не закрывают вид на купол.
Итак, мы подошли к церкви Николая Чудотворца:
12 марта 2022 г.
Церковь располагается в здании бывшего манежа 3-го Стрелкового полка. Она была устроена в манеже в 1897-1898 гг. по проекту инженер-капитана Н.И.Полешко; церковь была отделена от остального помещения раздвижной перегородкой. После 1917 г. храм стал приходским, а в 1922 г. был закрыт. [59, том второй, №148].
Здание использовалось как спортзал, одно время в нем был каток с искусственным льдом, в 1990-х гг. фитнес-клуб. 18 декабря 2015 года, в день памяти святителя Николая храм был передан епархии, с 2016 г. он вновь действует. [60].
Вернемся на Казанскую улицу. Следующий дом по правой стороне (Казанская ул., 39):
12 марта 2022 г.
Дом И.Иохима, построен в первой четверти XIX в. [2]. Классицизм. Прекрасная, благородная архитектура.
Этот дом является еще и литературной достопримечательностью. В 1828-1829 гг. в нем жил польский поэт Адам Мицкевич (о чем сообщает мемориальная доска), а вскоре после этого, в 1829 г. - молодой Н.В.Гоголь.
Последний рассмотренный дом расположен напротив Столярного переулка (в 1950-1998 гг. - ул. Пржевальского). Рассмотрим дома на углах Столярного переулка.
На левом углу (Казанская ул., 46/2) на "Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [12] обозначены деревянные строения. Существующий каменный дом построен по проекту, составленному в 1839-1840 гг. для губернского секретаря Вельцына архитектором П.Жако - выдающимся мастером ампира (позднего классицизма). Проект здания ([61], лист 1-4):
Справа внизу надпись: "Под: Архитектор Жако". Виза, разрешающая постройку - 12 октября 1839 г. Очевидно, строительство могло быть осуществлено только в следующем, 1840 году.
Отдельно крупнее фрагменты - фасады по Большой Мещанской (Казанской) улице и по Столярному переулку:
Довольно красивая композиция с пилястрами, охватывающими два нижних этажа.
При осуществлении проекта появилась еще и одна интересная деталь, которой не было в проекте. Фотография ателье Буллы, около 1913 г. [62]:
Угол дома сделан срезанным, и на этом срезанном углу устроен трехгранный эркер - форма, вошедшая в моду в 1830-1840-х гг. (и сам Жако способствовал этой моде - эркеры украшают его собственный доходный дом на Большой Морской ул., 11).
Еще одна фотография - 1949 г. [63]:
На этой фотографии угловая часть дома с эркером видна на всю высоту; кроме того, реклама не закрывает декор фасадов.
Современная фотография:
12 марта 2022 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
Эркер, который был "изюминкой" в облике дома, исчез! Вместо него и балкона над ним - глухая стена. Когда именно произошло такое изменение, мне неизвестно.
Впрочем, дом и в таком виде красив; он в целом соответствует первоначальному проекту Жако.
Вид на Столярный переулок с Казанской улицы:
12 марта 2022 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
На правом углу (Казанская ул., 48/1) на упомянутом плане Шуберта 1828 г. показан каменный дом. По меньшей мере, к 1840 году он был трехэтажным. Фасады по Столярному переулку (чертеж 1844 г., [64], фрагмент листа 9-10) и по Большой Мещанской (Казанской) улице (чертеж 1843 г., [64], фрагмент листа 5-8):
Фотография ателье Буллы, около 1913 г. [65а]:
Это было убогое, фактически утилитарное строение.
Во время Великой Отечественной войны здание было повреждено (имеется фотография 20 ноября 1941 г. [65б], на которой показаны военные разрушения). В 1953 г. на месте этого дома была построена школа (арх. А.А.Лейман) [66]:
12 марта 2022 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
© Прохоров С.О.