САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
НИКОЛАЕВСКАЯ УЛИЦА (продолжение)
Улица Марата
От Невского проспекта до Кузнечного переулка 1 2 3
Перекресток с Кузнечным переулком 1 2
Между Кузнечным и Свечным переулками 1 2
От Свечного переулка до Боровой улицы 1 2
От Боровой до Ивановской (Социалистической) улицы 1 2
Между Ивановской (Социалистической) и Звенигородской улицами 1 2 3 4
От Звенигородской улицы до Подъездного переулка
Дом Торгово-промышленного товарищества
"Ф.Г.Бажанов и А.П.Чувалдина" (часть 2-я)
Ул. Марата, 72
Теперь познакомимся с созданными П.Ф.Алешиным интерьерами особняка (точнее, квартиры Ф.Г.Бажанова). Они не менее прекрасны, чем лицевой фасад и дворы.
Теперь в парадных помещениях находится детская библиотека. Большое спасибо сотрудникам библиотеки - хорошим, приветливым людям, благодаря которым можно беспрепятственно осматривать интерьеры.
Парадные залы находятся на втором этаже. По ссылке представлен проектный чертеж П.Ф.Алешина - план второго этажа ([88], лист 38-41), на который я нанес обозначения помещений. Следует, однако, заметить, что план реально построенного дома несколько отличается от проекта - в некоторых местах по-другому расположены двери и окна (о конкретных отличиях я буду писать отдельно); но, во всяком случае, расположение помещений - такое, как на плане.
Вход в особняк находится у левого края уличного фасада. За металлическими створками расположена резная деревянная дверь:
10 марта 2023 г.
Дверь ведет в тамбур. Проходя через него, обратим внимание на расположенные по бокам ниши:
10 марта 2023 г.
Далее мы попадаем в вестибюль:
10 марта 2023 г.
Войдя в следующую стеклянную дверь, мы увидим парадную лестницу (на плане обозначена под номером 1). Фотография ателье Буллы, 1912 [91а] (воспроизводится по [110]):
Современная фотография:
21 января 2022 г.
Прекрасный модерн. Беломраморная лестница, изготовленная мастерской М.А.Кузнецова [49], ведет на второй этаж, где и находятся парадные помещения.
Поднимаемся на второй этаж:
10 марта 2023 г.
Наверху слева, за открытыми проемами - холл (на плане под номером 5), а прямо с верхней площадки дверь ведет в очень примечательное помещение - бывшую приемную, украшенную камином М.А.Врубеля (на плане под номером 2). Туда мы сейчас и пойдем, но прежде все-таки остановимся на верхней площадке и еще раз полюбуемся парадной лестницей:
10 марта 2023 г.
10 марта 2023 г.
Интересно, что куколки в окошках стояли уже в начале XX в. (см. выше фотографию 1912 г.).
И, наконец, мы вошли в приемную:
10 марта 2023 г.
10 марта 2023 г.
Майоликовый камин выполнен П.К.Ваулиным и повторяет известный камин на тему былины о Вольге и Микуле Селяниновиче, сделанный гениальным художником М.А.Врубелем в Абрамцеве, под Москвой.
(Я видел, по меньшей мере, еще два таких камина - один, кажется, в Абрамцеве, другой - тоже в Москве, в музее в Коломенском; и все три камина отличаются друг от друга оттенками цветов. Есть и еще два таких камина. Следует заметить, что сам Врубель уже не мог принимать участие в оформлении этого дома, поскольку к этому времени страдал тяжелой психической болезнью.)
Далее мы увидим и другие изразцовые камины, тоже выполненные в мастерской П.К.Ваулина и О.О.Гельдвейна.
Приемная - первый из соединенных друг с другом четырех залов - фактически анфилады, вытянувшейся вдоль лицевого фасада от одного края здания до другого: после приемной следуют две гостиные и белый зал (на плане под номерами 2, 3, 4 и 8). Но сейчас (март 2023 г.) двери между этими помещениями закрыты, и мы будем входить в них из других, соседних комнат, которые сами по себе так же интересны по архитектуре.
Выходя из приемной, обратим внимание на резные украшения двери:
10 марта 2023 г.
Теперь пройдем в небольшой холл, соединяющийся открытыми проемами с парадной лестницей (на плане под номером 5). Вид от входа с парадной лестницы:
10 марта 2023 г.
Окно холла обращено во двор. Справа сквозь двери видны три следующих друг за другом помещения - проходная комната, малая столовая и белый зал (на плане под номерами 6, 7 и 8).
Холл украшен еще одним изразцовым камином - не таким броским, как камин Врубеля, но очень элегантным. В верхней части камина - барельеф. Барельефы украшают и стены, они опоясывают все помещение, образуя своеобразный фриз. Темы барельефов - сельская жизнь: покос, сев, жатва, молотьба, посадка дерева; прощание с женой крестьянина, отправляющегося на заработки; труд бурлаков; и здесь же - праздничное гуляние (?), детские игры. Вот, например, два барельефа по сторонам от камина - детские игры и сев:
10 марта 2023 г.
К сожалению, имя автора барельефов мне неизвестно.
Красив потолок с легкими лепными украшениями:
10 марта 2023 г.
Из холла войдем в одну из двух гостиных - ту, которая примыкает к приемной (на плане под номером 3). Вид от входа:
10 марта 2023 г.
Слева дверь во вторую гостиную (на плане под номером 4), справа одно из двух окон, выходящих на улицу.
Вид из гостиной в приемную (на плане под номером 2), фотография ателье Буллы, 1912 [91б] (воспроизводится по [110]):
В открытую дверь виден камин Врубеля.
Когда-то, много лет назад я впервые в жизни увидел этот камин именно отсюда. Но сейчас (2023 г.) эта дверь закрыта:
10 марта 2023 г.
Вид в сторону холла - впереди дверь, в которую мы вошли:
10 марта 2023 г.
Слева в углу виден еще один камин - третий на нашем пути. Вот он крупным планом:
10 марта 2023 г.
Прежде чем покидать гостиную, полюбуемся ее потолком:
10 марта 2023 г.
Вновь выйдем в холл и из него пройдем еще в одно помещение - маленькую, без окон проходную комнату (на плане под номером 6; по проекту предполагалось устроить из этой комнаты вход на вторую лестницу, но фактически это не было сделано, а там, где предполагался вход, поставлен камин; вход на лестницу был сделан из малой столовой, см. далее).
Виды комнаты в две противоположные стороны - из холла в сторону малой столовой и белого зала и из малой столовой в сторону холла и парадной лестницы:
10 марта 2023 г.
Люстра в проходной комнате:
10 марта 2023 г.
Еще один изразцовый камин - пожалуй, самый скромный из всех, но тоже красивый:
10 марта 2023 г.
Напротив камина - дверь, ведущая во вторую гостиную (на плане под номером 4). Вид от входа:
10 марта 2023 г.
Прямо - дверь в белый зал (на плане под номером 8), справа одно из двух окон, выходящих на улицу. Особенность этой гостиной - опоясывающий ее скульптурный фриз с пейзажами. К сожалению, имя автора фриза мне неизвестно.
Виды левее:
10 марта 2023 г.
Слева краешек двери в проходную комнату, справа дверь в белый зал.
Для сравнения - вид примерно в том же направлении в начале XX века - фотография ателье Буллы 1912 г. [91в] (воспроизводится по [49]):
Вид еще левее:
10 марта 2023 г.
Слева дверь в предыдущую гостиную (на плане под номером 3), справа дверь в проходную комнату - та, через которую мы вошли.
Фрагменты дверных порталов:
10 марта 2023 г.
Люстра в гостиной:
10 марта 2023 г.
Возвратившись в проходную комнату, пройдем из нее в следующее помещение. Это малая столовая [89] (или приемная [49, 91г]? На плане под номером 7). Вид от входа из проходной комнаты:
10 марта 2023 г.
В этой элегантной комнате с деревянной обшивкой - четыре двери, ведущие в разные помещения. На этой фотографии видны две двери - слева дверь в столовую (большую), справа дверь в белый зал.
Вид левее:
10 марта 2023 г.
Окно комнаты выходит во двор. справа дверь в столовую, а слева - дверь на вторую лестницу - вероятно, для повседневного использования. Но этот вход закрыт, общего доступа на лестницу нет. (А может быть, она вообще не принадлежит библиотеке?)
Вид на стену противоположную той, с которой мы начали осмотр:
10 марта 2023 г.
Справа та же дверь на лестницу. Слева дверь, через которую мы вошли.
Над четырьмя дверями расположены гербы Санкт-Петербурга, Москвы, Ярославской и Олонецкой губерний [89].
Вид на четвертую стену, фотография ателье Буллы, 1912 [91г] (воспроизводится по [49]):
С этой стороны окон нет. Судя по этой фотографии, в обрамление было вставлено зеркало.
Теперь это место выглядит несколько по-другому (к сожалению, у меня пока нет фотографии надлежащего качества): на месте, где висело зеркало, сделана небольшая дверца, которая должна вести в предыдущую рассмотренную нами гостиную. Очевидно, она была проделана не ранее 1912 г. - уже после того как ателье Буллы сделало фотографии: ее нет ни на этой фотографии, ни с обратной стороны на фотографии гостиной (см. выше). Как это место гостиной выглядит сейчас, не удается рассмотреть: оно загорожено стеллажами (см. выше современные фотографии гостиной).
Отсюда пройдем в белый зал [90] (на плане под номером 8; есть небольшие несоответствия между планом и реально существующим интерьером). Вид в сторону улицы, фотография ателье Буллы, 1912 [91д] (воспроизводится по [110]):
Современная фотография - вид от входа из малой столовой:
10 марта 2023 г.
В этом зале П.Ф.Алешин, пожалуй, отдал некоторую дань старой архитектуре эклектики. Использованы мотивы ренессанса и отчасти готики. Лепное убранство создал скульптор Л.А.Дитрих [49].
Здесь есть интересная особенность. Так же, как в малой столовой, в белом зале - четыре дверных портала. Однако на самом деле дверей только две, ведущие направо - в гостиную и в малую столовую. Левая стена - это уже брандмауэр, и здесь принципиально не может быть никаких дверей. Двери в этой стене ложные - большие зеркала.
Вид зала в противоположную сторону, фотография ателье Буллы, 1912 [91е] (воспроизводится по [110]):
Большая трехстворчатая дверь ведет в столовую (на плане под номером 9).
Современные фотографии:
10 марта 2023 г.
Теперь эта дверь закрыта, и вход осуществляется через малую столовую. Придется нам туда вернуться. По пути обратим внимание на дверной портал:
10 марта 2023 г.
Прежде чем осматривать столовую, нужно познакомиться с ее былым обликом. (На плане этот интерьер обозначен под номером 9. В реальном интерьере есть отличия от плана: несколько другое расположение антресолей, дополнительная балконная дверца.)
Это был, вероятно, наиболее эффектный, наиболее впечатляющий интерьер в доме. Его достопримечательностью был "Богатырский фриз" - семь живописных панно на темы русских былин и сказаний, написанные известным художником Н.К.Рерихом. К большому сожалению, в 1964 г. [49] "Богатырский фриз" был удален отсюда (по какой причине - мне неизвестно). Теперь эти картины находятся в Русском музее. Рассмотрим старые фотографии столовой, сделанные в 1912 г. ателье Буллы, и репродукции картин.
Стена с дверью из белого зала [91ж] (воспроизводится по [110]):
На этой стене находилось самое большое панно - "Садко":
Дальше будем двигаться по часовой стрелке. Стена с окнами [91и,к] (первая фотография (воспроизводится по [110]), вторая фотография - по [49]):
Окна зала, а также мальнькая балконная дверца выходят во двор. Слева и справа от окон - два панно, изображающие непримиримых врагов - "Илья Муромец" и "Соловей Разбойник":
А между этими большими панно на фотографиях видны меньшие по размерам - над окнами и между окнами. К сожалению, я не видел их или их репродукций.
На правой фотографии видна левая часть следующей стены, в которой устроен балкон антресолей. Слева от балкона видно маленькое панно "Боян". Справа от балкона симметрично ему (см. далее) висит панно таких же размеров "Витязь":
Четвертая стена [91л,м] (воспроизводятся по [110]):
В левой половине первой фотографии видна также часть предыдущей стены с балконом антресолей и панно "Витязь", а у правого края второй фотографии - часть стены, с которой мы начали осмотр, с частью панно "Садко". А на этой стене слева и справа от камина - панно "Вольга" и "Микула Селянинович":
Увы, теперь в этом помещении мало что осталось от былой красоты. Вид от входа из малой столовой:
10 марта 2023 г.
Не только сняты панно Рериха, но и еще заделан балкон антресолей. Стена с бывшим балконом - впереди; по сторонам от него были маленькие панно "Боян" и "Витязь". На стене справа было панно "Вольга".
Впрочем, некоторые остатки прежнего великолепия остались - это люстра оригинальной формы и камин.
При взгляде отсюда камин загорожен стеллажом. Мы увидим камин чуть позже, а пока посмотрим вид в другом направлении - примерно в том же, что третья представленная здесь старая фотография столовой:
10 марта 2023 г.
Справа от окон висело панно "Соловей Разбойник", а на другой стене - "Боян".
Конечно, нынешнее состояние столовой вызывает уныние. Но чтобы оно не было полным, посмотрим ту часть, которая сохранилась, очевидно, во всей красе. Это большой, монументальный изразцовый камин мастерской П.К.Ваулина и О.О.Гельдвейна:
10 марта 2023 г.
10 марта 2023 г.
Мы закончили осмотр интерьеров. Выйдем на улицу и еще раз посмотрим лицевой и дворовый фасады - теперь мы сможем определить, где находятся окна парадных залов.
Лицевой фасад (повторение фотографии, помещенной на предыдущей странице):
11 сентября 2022 г.
Широкое окно слева на втором этаже - приемная с камином Врубеля (на плане под номером 2). Следующие четыре окна - две гостиные, по два окна в каждой (на плане под номерами 3 и 4). Тройное окно справа - белый зал (на плане под номером 8).
Вид в первом дворе (повторение фотографии на предыдущей странице):
21 января 2023 г.
Полукруглый выступ - лестница, на которую нет общего доступа. На втором этаже к лестнице справа примыкает окно холла (на плане под номером 5). Слева от лестницы окно малой столовой (на плане под номером 7; на плане показаны два окна, но в построенном здании сделано только одно).
На левом фасаде дальше от нас - тройное окно и дверца с балконом в столовой (на плане под номером 9; на плане дверца с балконом не показана), а ближе два ряда окон друг над другом - основной этаж и антресоли, балкон которых раньше выходил в столовую.
Наше знакомство с домом Бажанова окончено.
© Прохоров С.О.