САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ПЛОЩАДЬ
Преображенская площадь (в советское время - площадь Радищева) находится в 100 м к востоку от Литейного проспекта, к ней ведет пересекающая проспект Пантелеймоновская улица, ныне ул. Пестеля.
На этой странице рассмотрен храм, стоящий посередине площади и давший ей название.
Собор Преображения Господня
Преображенская площадь, 1
Основные источники информации - [1, 2].
Основание собора связано с историей воцарения императрицы Елизаветы Петровны.
С 1726 г. эта местность застраивалась деревянными казармами (светлицами). С 1739 г. здесь был размещен лейб-гвардии Преображенский полк. На месте будущего собора находилась съезжая изба гренадерской роты полка.
В ночь на 25 ноября (6 декабря) 1741 г. в съезжую избу приехала цесаревна Елизавета и отсюда повела за собой офицеров и солдат гренадерской роты Преображенского полка в Зимний дворец. С их помощью был осуществлен переворот, в результате которого Елизавета взошла на престол.
Через несколько дней, 7(18) декабря 1741 г. императрица Елизавета посетила съезжую избу гренадерской роты и тогда же выразила пожелание возвести на этом месте храм. Проект храма составил архитектор М.Г.Земцов. Закладка в присутствии Елизаветы состоялась 9(20) июня 1743 г.
В октябре 1743 г. М.Г.Земцов умер, и работа была поручена архитектору П.-А.Трезини, который составил новый проект собора. Чертежи храма (Эрмитаж, инв. №№ ОР-6848 и ОР-6849 [7]):
Проект представляет собой блестящее произведение зрелого (елизаветинского) барокко.
(П.-А.Трезини - один из крупнейших мастеров петербургской архитектуры середины XVIII века, долгое время остававшийся незаслуженно полузабытым (его даже путали с другим человеком - П.Трезини, сыном архитектора петровского времени Д.Трезини); да и теперь он не настолько известен, как он того заслуживает.)
Во внешнем облике собора формы общеевропейского барокко сочетаются с традиционным русским пятиглавием. Следует сказать, что пятиглавие, совершенно вышедшее из употребления в начале XVIII в., вновь стало активно употребляться в храмах елизаветинского времени, и, видимо, именно Спасо-Преображенский собор был первым (по времени проектирования) петербургским пятиглавым храмом.
В дальнейшем подчеркнутый русский национальный характер здания был еще усилен.
"1745 году марта 7 числа, ея императорского величества камер-юнкер господин Лялин объявил ея императорского величества именной изустный указ, что ея величество изволила указать при строящейся лейб-гвардии Преображенского полку в слободах каменной церкви, на куполе и лантернинах главы делать не против апробованного плана и фасада, но против глав, имевшихся в Москве, на соборной церкви Успения Пресвятыя Богородицы. Того ради, сей ея императорского величества указ для ведома и надлежащего исполнения в полковой канцелярии записать в книгу. И о том определенным к строению оной церкви архитектору Трезину и квартирмейстеру Усмееву объявить.
Подписал Граф Румянцев."
(Цитируется по [1, с.95].)
Итак, теперь форма глав изменилась - они стали луковичными, как в русских храмах XVII века.
Изображение Спасо-Преображенского собора на "Плане столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших оного проспектов" (плане И.Ф.Трускотта, 1753 г.) [8]:
Чертежи 1826 г. [9]:
Рисунок К.Ф.Сабата, начало 1820-х гг. (Государственный Исторический музей, инв. № ДКА-р 80 [10]):
В создании собора принял участие и знаменитый Ф.-Б.Растрелли. Он составил новый проект золоченого пятиярусного иконостаса, который и был принят с некоторыми поправками [1,с.97-104]. Иконостас вырезали по эскизу Растрелли московские мастера Кобылинские; они же вырезали великолепную алтарную сень [2]. Образа для иконостаса писал М.Л.Колокольников под смотрением И.Я.Вишнякова [1,с.104-108; 2]
Храм трехпрестольный. Главный придел - во имя Преображения Господня. Второй придел - во имя священномучеников Климента папы римского и Петра архиепископа александрийского (день памяти этих святых, 25 ноября (по старому стилю) - это день воцарения Елизаветы Петровны). Третий придел - во имя св. Сергия Радонежского (как покровителя вообще русского царского дома) [1,с.92,93].
Строительство собора было закончено в 1754 г., он был освящен 5(16) августа.
В 1796 г. по повелению Павла I Спасо-Преображенский собор стал именоваться собором Всей гвардии. В 1799 г. он был вновь обращен в приходскую церковь, но в 1806 г. храм вновь стал Спасо-Преображенским Всей гвардии собором и оставался таковым до 1917 г. [1,с.116-119].
К огромному сожалению, этот прекрасный храм погиб в пожаре. Пожар произошел 8(20) августа 1825 г. по неосторожности рабочих, производивших пайку железных листов главного купола. Огонь показался сначала наверху главного купола, и потушить его не было возможности из-за большой высоты. Пожар длился около восьми часов. Сгорели все пять куполов (они были деревянными), иконостас. От здания остались только стены. Спасены от пожара антиминсы, иконы, часть образов из иконостаса, ризница, утварь и денежная казна. [1, с.125,126].
Проект восстановления собора составил архитектор В.П.Стасов в том же 1825 г., однако работы начались только в 1827 г. Освящение собора состоялось 5(17) августа 1829 г., в канун престольного праздника и ровно через 75 лет после освящения прежнего собора. [1,с. 127-130; 2]
В советское время собор не закрывался.
Современные фотографии:
15 апреля 2021 г.
15 апреля 2021 г.
В.П.Стасов полностью изменил облик собора и придал ему характер ампира. Это общепризнанный шедевр классицизма (официально - объект культурного наследия федерального значения [5]).
Красив интерьер собора, с белыми стенами, золотой утварью, белым с позолотой иконостасом - торжественный и в то же время по-своему уютный. (Я все же не решился делать фотографии в действующем храме.)
И внутреннее убранство храма, и оформление территории вокруг него соответствовало его значению Всей гвардии собора. Внутри собора были установлены многочисленные воинские трофеи - знамена, бунчуки, ключи от крепостей и т. п. [1,с.179-183]. Теперь этих трофеев не видно, какова их судьба, мне неизвестно.
В 1829 г. вокруг собора была установлена ограда из 104 поставленных дулом вниз трофейных орудий, взятых в войне с Турцией 1828-1829 гг. Автор проекта ограды - также В.П.Стасов. [1,с.135,136,184] Эта ограда сохранилась до нашего в времени и в конце XX или начале XXI в. была реставрирована.
Главные ворота:
6 сентября 2021 г.
Немного позже внутри ограды были установлены 12 орудий на чугунных лафетах. Они были в той же войне взяты в 1828 г. при сражении под Варной. Эти орудия были пожалованы Николаем I Польше для сооружения памятника королю Владиславу III, погибшему в 1444 г. при сражении с турками под Варной. Однако во время восстания в Варшаве в 1830 - 1831 гг. поляки использовали орудия против русских войск, а гвардейцы их отобрали. По повелению Николая I орудия были установлены вокруг Спасо-Преображенского собора на специально изготовленных чугунных лафетах. [1,с.184]
Кроме того, с внешней стороны ограды по сторонам от главных ворот были установлены на чугунных лафетах два единорога, также отнятые у поляков в 1830-1831 гг. Эти единороги видны на рисунке неизвестного автора начала XX в. (Государственный Исторический музей, инв. № ИР 909 [10]:
Ни орудий внутри ограды, ни единорогов по сторонам от ворот здесь теперь нет; очевидно, они удалены в советское время по идеологическим причинам. Какова судьба всех этих орудий, мне неизвестно.
Еще одно сооружение в ограде (на этот раз не связанное с военной тематикой) - часовня к югу от собора:
15 апреля 2021 г.
Часовня построена в 1886 г., арх. И.Б.Слупский [3].
Спасо-Преображенский собор замыкает перспективу Пантелеймоновской улицы, ныне ул. Пестеля, подходящей к площади с запада. Виды улицы от перекрестков с Литейным прогспектом и с Моховой улицей:
(Эти фотографии помещены также на других страницах: 1 2 )
Продолжение на следующей странице.
© Прохоров С.О.