ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ЗВЕНИГОРОДСКАЯ УЛИЦА (продолжение)

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Вернемся к перекрестку с Николаевской улицей (ул. Марата) и продолжим осмотр левой стороны Звенигородской улицы.

Дом на углу (Звенигородская ул., 18 - ул. Марата, 84) состоит из трех автономных частей - на Николаевской улице, на углу и на Звенигородской улице:

 

 

11 сентября 2022 г.

 

Этот дом несколько подробнее рассмотрен в разделе "Николаевская улица (улица Марата)", где, кроме этих трех фотографий, помещены также старые чертежи. Здесь я пишу более кратко.

Самая часть дома - угловая, она существовала, по меньшей мере, в 1828 г. В 1871 г. по проекту Ю.О.Дютеля эта часть была перестроена, а к ней пристроенв новая часть по Николаевской улице. В 1874 г. тот же архитектор построил и третью часть - по Звенигородской улице. Следует сказать, что дом с самого начала выглядел несколько странно: две части дома по обеим улицам - с полноценными эклектическими фасадами, а между ними - очень скромная угловая часть. В советское время положение еще усугубилось: на угловой части был ободран и тот немногочисленный декор, что был. Кроме того, частично ободрана и часть по ул. Марата (бывшей Николаевской). И только фасад части по Звенигородской улице практически полностью сохраняется.

 

 

Следующий участок (Звенигородская ул., 20), по меньшей мере, с конца 1860-х гг. [24] принадлежал Волковской единоверческой церкви. Судя по генеральному плану 1886 г. ([25], лист 30), на участке были только деревянные постройки.

 

В 1899 г. [21] участок приобрело Акционерное общество словолитни "О.И.Леман" (названное так по имени основателя предприятия - Оскара Ивановича Лемана, 1833-1873) для постройки нового здания словолитни. Проект нового здания ([25], листы 33-59) составил архитектор А.Г.Эренберг. Разрешение на строительство было получено 15 июня 1899 г. ([25], лист 47), здание построено в 1899-1900 гг. [1].

По ссылкам представлены планы первого, второго и третьего этажей с пояснением назначения разных помещений [26].

"Здание состоит, во-первых, из четырехэтажного над подвальным этажом корпуса, в котором помещается производство; во вторых, из трехэтажного корпуса по улице, в котором помещается выставочный зал, правление, приемная контора, а также четыре квартиры, и в-третьих, из надворных построек, в которых находятся котельная, прачешная и ледники. Большому двору приданы такие размеры, чтобы оставалась возможность построить со временем над надворными постройками флигеля не менее четырех этажей." [26]

Итак, собственно производственные помещения располагаются в глубине двора, а на улицу выходит лицевое строение, в котором размещены административные помещения и квартиры. Лицевой фасад, фотография около 1901 г. [26] и фотография ателье Буллы 1910-х гг. [27]:

 

 

 

(Вторая фотография обработана - убраны дефекты изображения. Оригинал )

 

Современные фотографии:

 

 

2 сентября 2023 г.

 

 

2 сентября 2023 г.

 

По внешнему виду едва ли можно заподозрить производственное назначение здания. Элегантный, красивый фасад выполнен в формах поздней эклектики. Отчасти чувствуется и влияние зарождающегося стиля модерн - в пластичном характере фасада, в облицовке его естественными материалами, отчасти в декоре. Это влияние ощутимо в мелких декоративных деталях, в которых применены растительные мотивы - особенно в обрамлениях картушей с датами основания фирмы и постройки здания. А в металлических створках ворот модерн приобретает уже вполне "чистый" характер:

 

 

17 ноября 2023 г.

 

Предприятие того же профиля оставалось здесь и в советское время (шрифтолитейный завод). Однако теперь (2024 г.) здание используется как бизнес-центр.

 

 

Дом по Звенигородской ул., 22 - бывший доходный дом потомственного почетного гражданина С.П.Вульфсона. Проект дома ([28], листы 13-35) был составлен в 1896 г. архитектором С.А.Баранкеевым (не путать с В.И.Баранкеевым, строившим на Звенигородской ул., 4!). Генеральный план ([28], лист 13):

 

 

 

На обратной стороне - разрешение на "постройку каменного 4-хэтажного на нежилом подвале лицевого дома, обозначенного на плане двора под  лит. А, в связи с ним таковых же 4-хэтажных надворных флигелей лит. В и С и такого же 2-хэтажного надворного флигеля лит. D», 19 апреля 1896 г.

Фасад ([28], лист 14-17):

 

 

 

Эклектика. Был задуман строгий фасад с использованием мотивов раннеренессансных флорентийских палаццо.

 

Проект был осуществлен не сразу. На генеральном плане 1897 г. ([28], лист 36) показаны уже построенные надворные флигели, а лицевого дома еще нет. В 1899 г. чертежник К.И.Никифоров выполнил проект надстройки лицевого дома пятым этажом, однако этот проект не был осуществлен ([28], листы 40-51; чертежа фасада нет; существовал ли реально к этому времени дом, мне неизвестно).

 

Строительство лицевого дома было завершено в 1900-1901 гг. Однако он получил совершенно не такой фасад, какой был предусмотрен в проекте 1896 г., и этот новый фасад был специально утвержден. По ссылкам представлены генеральный план и постановление: "измененный лицевой фасад каменного четырехэтажного дома под лит. А, согласно детальным чертежам, утвердить от 6 февраля 1901 г. ([28], две стороны листа 52). Вот этот фасад ([28], лист 53-56):

 

 

 

Вместо задуманного строгого неоренессанса появилось пышное, эффектное необарокко. (Должен сказать, что мне лично этот фасад нравится больше, чем проектировавшийся сначала.)

Не совсем понятно авторство этого нового фасада. На чертежах, составленных для утверждения нового фасада, нет подписи С.А.Баранкеева, а вместо этого стоит подпись самого владельца - Вульфсона, причем дважды - на генеральном плане (с датой: 20 ноября 1900 г.) и собственно на чертеже фасада. Это позволяет предположить, что фасад был изменен без участия С.А.Баранкеева, а также допустить, что автором нового фасада стал сам владелец - С.П.Вульфсон.

 

Современные фотографии:

 

 

2 сентября 2023 г.

 

К сожалению, фасад довольно сильно ободран. Но даже в таком виде дом красив.

 

В наше время в доме размещается бизнес-центр. Вход на парадную лестницу:

 

 

17 ноября 2023 г.

 

 

 

Вернемся к фрагменту "Подробного плана Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [5], показанному на первой странице, и рассмотрим ту его часть, где показан конец Звенигородской улицы (в то время - Седьмой линии):

 

 

 

По той стороне улицы, которую мы осматриваем - пустопорожние места, среди которых выделяется островок из трех участков с постройками (обозначенных почему-то двумя одинаковыми номерами 373) - нынешних четырех участков по Звенигородской ул., 24, 26, 28 и 30. На всех участках преобладают деревянные строения - в том числе и на нынешнем участке по Звенигородской ул., 24. Здесь есть только одно маленькое каменное строение в глубине участка, остальные дома деревянные. Эти постройки сохранялись и значительно позже: такое же расположение видно на генеральных планах участка 1836, 1853, 1872, 1876, 1878 гг. ([29], листы 9-12, 21, 25-26, 29-30, 35). Из пояснений к плану 1853 г. видно, что каменное строение - это кузница; в 1872 г. предполагалось обратить это одноэтажное строение в жилье и надстроить на один этаж, но это намерение было осуществлено только в 1876 г. по новому проекту, по которому здание было надстроено уже на два этажа (автор обоих проектов - техник Н.Н.Бобров).

В 1878 г. архитектор В.М.Некора выполнил для крестьянина И.Я.Ковылина проект нового четырехэтажного флигеля у задней межи участка ([29], листы 35-39), однако этот проект не был осуществлен. Через два года, в 1880 г. Некора составил для того же владельца - И.Я.Ковылина - новый проект ([29], листы 40-60), предуматривающий строительство лицевого дома с надворными флигелями. Генеральный план ([29], лист 40):

 

 

 

На обратной стороне листа - разрешение на "постройку каменного 4-хэтажного лицевого дома лит. А, надстройку 4-го этажа на существующем 2-хэтажном [описка, должно быть: 3-хэтажном] надворном флигеле лит. В, пристроить к нему 4-хэтажный с службами в нижних этажах флигель лит. Г, построить 4-хэтажный со службами в 1 этаже флигель лит. Б, построить каменные же одноэтажные службы лит. Д и Е, устроить деревянную помойную яму лит. Ж и прокладку по двору сточных подземельных труб", 27/30 мая 1880 г. В новое здание включен и старый флигель, надстроенный в 1876 г. до трех этажей и теперь надстраиваемый еще на один этаж (лит. В).

Фасад ([29], лист 59-60):

 

 

 

Красивая, колоритная эклектика.

 

Современная фотография:

 

 

2 сентября 2023 г.

 

Фасад отличается от проекта в деталях и выглядит в целом проще. К сожалению, я не видел старых фотографий или фиксационных чертежей фасада и не могу уверенно судить о том, были ли эти отступления от проекта с самого начала или фасад позже был несколько ободран. Но мне все же более вероятным кажется второе. Вместе с тем существующий фасад хотя и уступает проектировавшемуся, но все же выглядит вполне красиво, представляет неплохое рядовое произведение архитектуры эклектики.

 

На следующем участке (Звенигородская ул., 26) в 1828 г. были только деревянные строения (см. план Шуберта выше). Первые каменные постройки были построены по проекту, составленному в 1839 г. для нового владельца - мещанина М.Иванова ([30], лист 1-4):

 

 

 

В шапке написано: "№1. Желает построить каменный флигель в два этажа. №2. Построить каменные службы. №3. Деревянные службы. №4. Деревянное жилое с мезонином строение". Таким образом, в проекте предусмотрены два каменных сооружения - двухэтажный флигель в глубине двора и примыкающие к нему слева службы.

На листе стоит виза 16 сентября 1839 г. Слева внизу подпись автора проекта: "Подписал архит. Головин".

 

В следующем, 1840 году М.Иванов предпринял строительство лицевого каменного дома, в твкже каменных служб во дворе взамен деревянных строений ([30], лист 5-8):

 

 

 

"№1. Желает построить вновь каменное жилое в 3 этажа строение с галереею. №2. Построить каменную лестницу к 2-хэтажному каменному во дворе строению под лит. В. №3. Построить вновь каменные службы, заключающиеся в навесе и сараях". Виза 1 августа 1840 г. Слева внизу надпись: "На под: под: План сверял с натуры и чертил 12-го класса Александр Андреев". Возможно, что Андреев - автор проекта. Видимо, это Александр Яковлевич Андреев (см. [1]).

Итак, теперь появился и лицевой каменный дом. Отдельно крупно фрагмент - фасад дома:

 

 

 

Скромный фасад с простым ампирным декором.

 

В 1877 г. лицевой дом и правый флигель были капитально перестроены для купца И.М.Оленчикова ([30], листы 23-34). Генеральный план ([30], лист 23):

 

 

 

По ссылке представлена обратная сторона листа - разрешение на "сломку существующего каменного строения и взамен его постройку вновь такового же 4-хэтажного на нежилых подвалах надворного флигеля, означенного на плане под лит. В; капитальную перестройку и утолщение стен третьего этажа в существующем каменном доме по плану лит. А с надстройкою на нем четвертого этажа и устроить деревянную помойную яму лит. С", 26 ноября 1877 г.

На генеральном плане стоит подпись автора проекта - архитектора Е.И.Ферри-де-Пиньи. (Замечу, что в [1] этот дом в списке зданий Е.И.Ферри-де-Пиньи не назван.)

В соответствии с проектом, лицевой дом не только надстраивается на один этаж, но и получает новый, более совершенный фасад в стиле эклектики ([30], лист 25-26):

 

 

 

На чертеже фасада также стоит подпись Е.И.Ферри-де-Пиньи.

 

Дальнейшие изменения производились только во дворе. Вскоре И.М.Оленчиков приобрел еще небольшой кусочек земли в глубине участка, за задним флигелем (генеральный план 1881 г., [30], лист 35). В 1904 г. на этой территории, на заднем дворе он построил еще один флигель - трехэтажный, вдоль задней межи; автор проекта - В.А.Липский ([30], листы 48-56; по ссылкам представлены две стороны листа 48 - генеральный план и разрешение на строительство от 9 марта 1904 г.).

 

К нашему времени (2024 г.) исчезли служебные постройки во дворах, но сохранились все жилые здания: лицевой дом с примыкающим к нему правым флигелем, флигель 1839 г. (теперь надстроенный до трех этажей) и параллельный ему флигель 1904 г. (см., например, карту "Яндекса"). Что же касается лицевого фасада, то он, увы, целиком ободран:

 

 

2 сентября 2023 г.

 

К сожалению, я пока не нашел никаких старых изображений этого дома (имеются фотографии 1968 г. [31а,б], на которых уже виден ободранный фасад).

В принципе, можно допустить, что у реально построенного дома был не совсем такой (или даже совсем не такой) фасад, как проектировал Ферри-де-Пиньи. Но одно, кажется, ясно: фасад не мог  быть с самого начала таким бесстыдно голым - это уже результат деятельности советских строителей.

 

 

 

Первая редакция 25 января 2024 г.

Обновление 1 февраля 2024 г.

 

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.