ФОТОПРОГУЛКИ

 

ТРОИЦКИЙ ЗЕЛЕНЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3

 

Главная страница

 

 

 

Общий вид монастыря

29 июня 2017 г.

 

 

Столбик с киотом у дороги к монастырю.

19 августа 2011 г.

 

 

В Волховском районе Ленинградской области (бывшем Новоладожском уезде Санкт-Петербургской губернии), в поселке Зеленец расположен Троицкий Зеленецкий монастырь - небольшой по размерам, но очень красивый архитектурный ансамбль XVII века.

 

Проезд из Санкт-Петербурга:

1) С Московского или Ладожского вокзала до станции Волховстрой,  далее на электричке, идущей в направлении Тихвина (Бабаево, Пикалево), до станции Зеленец. Монастырь находится при подъезде к станции, справа по ходу движения.

2) Без пересадок на электричке с Московского вокзала на электричке, идущей в Тихвин - только по выходным.

 

 

 

ПЛАН МОНАСТЫРЯ [4]

1 - Троицкий собор; 2 - Трапезная палата с церковью Благовещения; 3 - колокольня; 4 - корпуса келий; 5 - ограда

 

 

 

История монастыря

История изложена в соответствии с [1, 5].

 

Троицкий Зеленецкий монастырь был основан в XVI веке св. Мартирием Зеленецким (1603), прибывшим сюда из Тихвинского Успенского  монастыря.

Монастырь расположен на возвышенном месте среди болотистых лесов. В старину эта местность называлась Зеленым островом, а монастырь - Зеленой Мартириевой пустынью.

Точная дата основания монастыря неизвестна. Первое известное документальное упоминание о нем содержится в писцовой книге Обонежской пятины Заонежской половины, составленной в 1563-1566 гг. Андреем Лихачевым "с товарищи": "Монастырь Живоначальной Троицы Зеленая пустыня, а на монастыре церковь деревянная Живоначальныя Троицы, да на монастыре же келья строителя Мартирья, да 2 кельи, а в них 2 брата, поп да проскурник; пашни четверть полуосмины в поле, а в дву по тому же, сена 15 копен, а в обжи не положена, потому что распахали старцы на черном лесу сами". (Цитируется по [5]. В более раннем источнике [1] тоже названо имя Андрея Лихачева, но утверждается, что монастырь возник уже после его посещения этих мест - предположительно в 1565 - 1570 г. Очевидно, данный текст стал известен уже позже.)

В писцовой книге 1583 г. говорится: "В Михайловском погосте, на Ладожском пороге монастырь, словет новая пустыня Зеленая, на острову; ставится ново, на черном лесу. А в монастыре церковь Троица Живоначальная, другая церковь Благовещения св. Богородицы, с трапезою, обе деревянные. Да в монастыре же игумен Мартирий, да двенадцать старцев, а около монастыря ограда деревянная, да за монастырем двор коровнитский, да двор конюшенной. Пашни у монастыря нет. Сена ставитца." (Цитириется по [1].)

Строительство велось на пожертвования именитых новгородских людей и бояр, в том числе богатого новгородца Федора Дмитриевича Сыркова, построившего несколько храмов в разных местах (казнен Иваном Грозным в 1570 г.).

В 1582 г. св. Мартирий побывал в Твери, где в то время находился бывший касимовский хан, в крещении Симеон Бекбулатович. Мартирию удалось исцелить его сына. На пожертвования Симеона Бекбулатовича была построена первая каменная церковь монастыря - церковь Иоанна Богослова над западными вратами (здание не сохранилось; церковь в 1773 г. перенесена в нижний храм Троицкого собора).

В Смутное время монастырь был сожжен шведами. Восстановление началось в 1613 г.

Новый период в строительстве монастыря связан с именем Корнилия - постриженика Зеленецкого монастыря, ставшего в 1674 г. митрополитом Новгородским. Корнилий очень благоволил к Зеленецкому монастырю, и при нем монастырь был отстроен в камне. В 1680-х гг. появились все основные здания монастыря, сохранившиеся до нашего времени. В 1695 г. Корнилий оставил Новгородскую митрополию и вновь стал монахом Зеленецкого монастыря, где и скончался в 1698 г.

После смерти Корнилия монастырь пришел в упадок. Он пострадал от опустошительных пожаров 1715 и 1730 гг., когда исчезли еще остававшиеся деревянные постройки.

3/14 февраля 1747 г. монастырь посетила императрица Елизавета. В том же году, 20 июня/1 июля произошел еще один пожар. Восстановление проводилось на средства, подаренные Елизаветой во время ее посещения.

 

Расположение монастыря в глухих местах, далеко от селений делало его уязвимым для разбойных нападений.

5/16 июня 1765 г. на монастырь совершила налет секта раскольников. Группа из 23 человек (в их числе было и много женщин), вооруженных топорами, ножами, палками, ворвалась на территорию монастыря. Игумен в то время был в отъезде, большинство монахов было на полевых работах и на скотном дворе. Те немногие, кто находился в монастыре, были выгнаны. Раскольники заперли ворота, завалили все входы бревнами, засыпали землей. Они заперлись в северо-восточном корпусе, нанесли в него соломы, дров, горючих материалов и объявили, что не сдадутся живыми. Из Новой Ладоги прибыли 80 гренадер Суздальского полка (которым командовал А.В.Суворов). Солдаты стояли рядом с монастырем, не предпринимая штурма, поскольку был приказ действовать мерами кротости. Попытки переговоров не давали никаких результатов. Через месяц, 4/15 июля раскольники внезапно запалили огонь. В огне погибло 20 человек. Одному из солдат удалось выбить решетку в окне и спасти от огня двух женщин. Сам же предводитель секты - Иван Еремеев - после того, как зажег огонь (в котором погибли и его мать и сестра), спустился в отхожее место. Но бежать ему не удалось: он был схвачен солдатами, закован в цепи и отправлен в Петербург. Из столицы он был привезен на место преступления и при собрании народа со всех окрестных деревень наказан кошками. В огне погибло множество икон, рукописей и книг. Распространение пожара удалось остановить, пострадали только корпус, в котором заперлись раскольники, и ограда на несколько саженей.

Дикая история! И произошла она в просвещенном XVIII веке, в правление Екатерины II, в Санкт-Петербургской губернии.

 

А через семь лет произошло еще одно не менее дикое событие.

24 августа/4 сентября 1772 г., во время литургии в храм вбежала шайка из десяти разбойников. Они избили, перевязали и заперли в поварне монахов, приставив к ним свой караул. Из Царских врат вывели служившего иеромонаха Никифора и под пытками заставили его отдать своих и казенных 450 рублей. Затем разбойники пошли в поварню и начали пытать запертых там монахов. Они искали казначея, но он спрятался, и его не смогли найти. После того как  разбойники покинули монастырь, литургия была дослужена с того места, на котором она была прервана, после чего казначей немедленно отправился с донесением в Петербург. В том же году все десять разбойников были пойманы. В окрестностях найдены и уничтожены несколько разбойничьих притонов. (В [1] утверждается, что разбойники были раскольниками. На мой взгляд, это очень сомнительно. Возможно, что эта история была использована как предлог для борьбы с расколом.)

 

В 1771 г. Зеленецкий монастырь, удаленный от столицы, стал местом ссылки для церковного покаяния, а также местом для помещения душевнобольных.

 

В 1790 г. монастырь вновь пострадал от пожара.

 

В период между 1815 и 1834 г. в монастыре были проведены большие ремонтные и строительные работы. К этому времени относятся, в частности, переделка ограды, постройка настоятельских покоев над западными вратами (не сохранились). Видимо, в это же время были переделаны верха церквей и колокольни, остававшиеся в таком виде до реставрации в начале XXI века. Вот, например, одна из фотографий 70 - начала 80-х гг., помещенная в книге [4] (авторы фотографии Н.А. и К.А.Дока):

 

 

 

Слева направо: колокольня, Троицкий собор, Благовещенская церковь. Ср. с современными фотографиями этих же зданий, помещенными на следующих страницах - в частности, со сделанной в том же направлении фотографией на следующей странице.

 

В 1850-х гг. (по данным [1] - в 1857 г., по данным [5] - в 1853 г.) в нижнем храме Троицкого собора была установлена новая рака св. Мартирия. Вот как выглядела [1] эта медная посеребренная рака:

 

 

 

 

В 1918 году большая часть монастырских земель была передана сельскохозяйственной коммуне "Восход". В 1922 г. было произведено изъятие церковных ценностей, вскоре после этого (не позднее 1924 г.) была вывезена рака св. Мартирия. Монастырь был окончательно закрыт в 1937 г.  Здесь располагались поочередно трудовая колония города Волхова, подсобное хозяйство Волховского алюминиевого завода и Волховское профтехучилище для инвалидов. В годы войны в монастыре был размещен госпиталь. С 1945 по 1975гг. здания монастыря занимал «Дом инвалидов общего типа» (с 1969 г. – «Дом психоневротиков»). С 1975 г. в течение 17 лет здания монастыря пустовали. [5]

В 1991 г. началось возрождение монастыря. С 1992 года монастырь вновь действует. [5]

Проводится реставрация зданий монастыря. Около 2010 г. было закончено восстановление верхних частей зданий в формах XVII века. К 2017 году воссоздано керамическое убранство фасадов Троицкого собора. К 2022 г. воссоздан декор фасада северо-восточного корпуса.

 

Зеленецкий монастырь очень невелик. В отличие от некоторых других монастырей Ленинградской области (например, Успенского в Тихвине, Александро-Свирского, Введено-Оятского), сюда обычно не ездят ни паломники, ни туристы (хотя в нем есть что посмотреть!).

Впервые я побывал в Зеленецком монастыре 19 августа 2011 года, в праздник Преображения Господня. Я был в этот день на литургии, проходившей в нижнем храме Троицкого собора. На службе было три или четыре женщины (одна с ребенком) и столько же мужчин, включая меня (по меньшей мере, двое из них - монахи или послушники монастыря). Службу проводил один священник (насколько я понял, сам настоятель), без дьякона, ему помогал чтец - он же по совместительству продавец в свечном ящике. Конечно, ни о каком хоре не было и речи. И это в праздничный день!

Монастырь производил впечатление полного безлюдья, но было видно, что всё ухожено, производятся необходимые работы. Да и колокола звонили перед началом службы.

В следующие мои посещения (в будние дни) монастырь казался мне как будто еще более безлюдным. Был открыт Троицкий собор, но службы не было. Людей почти не было видно. И в то же время всё по-прежнему было ухожено, без малейших признаков запустения.

Впрочем, мне кажется, что именно таким и должен быть этот уединенный, удаленный от городов монастырь. Суета, многолюдье испортили бы картину, мешали бы почувствовать красоту этих мест.

 

 

 

Продолжение на следующей странице.

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3

 

Главная страница

 

 

 

 

 

© Прохоров С.О.