ПЕТЕРГОФ
ЗНАМЕНКА
Вход в усадьбу. Церковь Петра и Павла
Петергоф - это не только фонтаны. Кроме двух регулярных парков с фонтанами - Нижнего и Верхнего, в Петергофе и ближайших окрестностях (Стрельна, Мартышкино) есть еще 13 парков. Один из них - парк бывшей великокняжеской усадьбы Знаменка, расположенной на Петергофской дороге (Санкт-Петербургском шоссе) к востоку от довольно известного парка Александрия.
Проезд из Санкт-Петербурга: от станции метро "Автово" на автобусе 200 или 210 или на маршрутном такси, идущем в Петергоф (не доезжая Александрии). Можно также пройти пешком от петергофского парка Александрия по Нижней или Морской дороге.
Усадьба Знаменка сформировалось на месте нескольких дач, появившихся во времена Петра I. Ее ранняя история весьма подробно описана в [3], здесь я пишу только об основных моментах.
В 1730 - 1740-х гг. центральная часть имения (территория нынешнего парка) и деревня Знаменская к западу от нее принадлежали адмиралу Н.Ф.Головину, который построил большой деревянный дом на месте нынешнего дворца.
В середине XVIII в. владельцем усадьбы стал известный государственный деятель, фаворит императрицы Елизаветы А.Г.Разумовский. В 1760 - начале 1770-х гг. [2] он построил на месте деревянного дома новый каменный дворец, а к западу от него - каменную церковь св. Петра и Павла.
После смерти А.Г.Разумовского в 1771 г. оно перешло к его брату - К.Г.Разумовскому; в этом же году была приобретена расположенная восточнее дача И.И.Шувалова (не менее известного деятеля, друга М.В.Ломоносова). В 1790-х гг. имение купил сенатор П.В.Мятлев, который стал его благоустраивать. В частности, был устроен пейзажный Верхний сад к югу от дворца. На месте обветшавшего дома И.И.Шувалова был построен новый (деревянный), который по-прежнему называли "шуваловским".
В 1835 г. Знаменку приобрел у вдовы П.В.Мятлева император Николай I для своей жены Александры Федоровны. Во второй половине 1830-х гг. парк был реконструирован под руководством Дж.Буша. В 1836 г. архитектор А.И.Штакеншнейдер составил проект перестройки дворца, который, однако, был осуществлен только частично. [3-6].
Преобразились и территории к западу и востоку от парка. В 1836 - 1838 гг. деревни Знаменская (на западе) и Поэзи (ныне Шуваловка, на востоке) были перестроены по специально разработанным проектам в "русском стиле". В 1837 - 1838 гг. "шуваловский дом", располагавшийся восточнее Поэзи, был перестроен в "швейцарском стиле" в ферму "Крейт". [3] В 1846 г. к западу от парка, на берегу моря по проекту А.И.Штакеншнейдера был построен павильон Ренелла.
В 1856 г. императрица Александра Федоровна подарила Знаменку сыну - великому князю Николаю Николаевичу (старшему).
С 1850 г. в Знаменке начинает работать архитектор Г.Э.Боссе, сыгравший исключительно важную роль в создании Знаменки. В 1853 - 1855 гг. он построил конюшни на западной окраине парка - выдающееся произведение необарокко. Боссе продолжил работу в Знаменке и после смены владельца. В 1857 - 1859 гг. для великого князя Николая Николаевича по проекту Г.А.Боссе был полностью перестроен дворец, получивший прекрасные фасады в формах необарокко. Боссе построил также дома садовых мастеров и оранжереи.
Последним существенным дополнением к дворцово-парковому ансамблю стала часовня у входа в парк, построенная в 1867 г. по проекту Н.Л.Бенуа. В 1870-х гг. производились также перестройки и новое строительство на территориях к западу и востоку от парка - в деревне Знаменка и на ферме "Крейт".
В 1924 г. в Знаменке разместилась детская колония, а в 1932 г. усадьба была передана Ленинградскому плодоовощному институту.
Огромный ущерб был нанесен усадьбе во время Великой Отечественной войны. Дворец был разрушен пожаром. От павильона Ренелла остались только валуны фундамента на берегу Финского залива. Кажется, нет больше никаких следов старых деревянных построек в деревнях Знаменка и Шуваловка, а также фермы "Крейт" (впрочем, я не знаю, когда точно они исчезли - может быть, частично уже до войны).
После войны парк зарос самосевом, остались только основные дороги. Вплоть до второй половины 1960-х гг. и сам дворец был скрыт густыми зарослями самосева. Церковь не была разрушена, но пустовала, стояла без окон. В хорошем состоянии поддерживались бывшие конюшни, в которых располагалась птицефабрика.
В 1969 - 1976 гг. дворец был восстановлен и стал использоваться как пансионат "Пассажиравтотранса". Восстановлены не только фасады, но и некоторые интерьеры: вестибюль, парадная лестница, танцевальный зал.
Одновременно начались работы по реставрации парка. В частности, был полностью ликвидирован самосев вокруг дворца и на располагающейся перед ним внизу поляне, доходящей до берега Финского залива - таким образом, дворцу было возвращено его центральное положение в ансамбле. Началась и реставрация утраченных пейзажных дорожек в Верхнем саду.
Казалось бы, всё было хорошо. Но в дальнейшем работы по реставрации парка прекратились, и мало того, на расчищенных пространствах вновь поднялся самосев (особенно прискорбно, что вновь заросла поляна между дворцом и заливом). Прекрасный конюшенный корпус, из которого была удалена птицефабрика (с тем чтобы приспособить его под пансионат), пустует и разрушается. Единственное отрадное явление - то, что в конце XX - начале XXI в. восстановлена и вновь действует церковь Петра и Павла.
Когда я после перерыва около 25 лет, в 2009 г. вновь побывал в Знаменке, то пришел в ужас от увиденного мною. Но, оказывается, это еще было не самое плохое. Еще через десять лет я увидел, что нижняя поляна окончательно заросла и вновь потерялась всякая зрительная связь дворца с морем (в обе стороны), и уже на склоне перед дворцом самосев все увереннее закрывает вид на дворец вблизи, с Нижней дороги. Очень существенно и такое искажение, как появившийся за эти годы глухой забор вдоль Нижней дороги, уродующий вид отсюда на дворец.
В довершение всего пансионат прекратил существование в 2010 г., дворец передан управляющему делами президента и с тех пор пустует, территория вокруг дворца и центральной части парка огорожена забором. Впрочем, сейчас (2019 г.) вход на территорию свободен, все ворота и калитки открыты. Как используется дворец, неясно, он заперт; правда, состояние фасадов удовлетворительное.
Мы осмотрим только территорию парка (влючая также место, где был павильон Ренелла). Осматривать нынешние поселки Знаменку и Шуваловку бессмысленно, так как от их старых деревянных построек не осталось и следа.
План парка в Знаменке (составлен на основании плана, приведенного в Викимапии):
Вход в усадьбу
Главный вход осуществляется с Санкт-Петербургского шоссе по западной аллее Верхнего сада. На левом углу стоит часовня св. Иосифа Песнопевца. Открытка 1900-х гг. (Государственный музей-заповедник "Петергоф", инв. № ПДМП 1173-от [8]) и моя фотография 23 октября 2019 г.:
Часовня построена в 1867 г. по проекту Н.Л.Бенуа в память о спасении Александра II при покушении Д.В.Каракозова 4/16 апреля 1866 г. [1,2] (как известно, имя человека, оттолкнувшего руку убийцы с пистолетом - Осип Иванович Комиссаров). Эклектика. Весьма красивое сооружение в "русском стиле".
По сторонам от шатровой часовни были большие двускатные навесы, напоминающие крыши деревенских изб с резными украшениями. В советское время часовня, конечно, не действовала, главка с крестом и навесы исчезли. Часовня вновь действует с конца XX - начала XXI в. К сожалению, восстановление неточное: нет луковичной главки, форма воссозданных навесов отличается от прежней. (Внутри мне пока не удалось побывать.)
23 октября 2019 г.
От Санкт-Петербургского шоссе отходит западная аллея, которая называется также Церковным проспектом [3]. В конце аллеи видна церковь Петра и Павла.
По пути к церкви мы увидим справа большой комплекс - П-образное здание оранжерей, на концах боковых крыльев которого расположены два дома садовых мастеров, выходящие на Церковный проспект. Оранжереи и дома садовых мастеров построены в 1856 - 1858 гг. по проекту Г.Э.Боссе [2,3].
Первый (по пути следования) дом садовых мастеров (правое крыло):
23 октября 2019 г.
Второй дом (левое крыло):
23 октября 2019 г.
И еще два старых изображения - акварели Иос.Иос.Шарлеманя, 1861 г. (Эрмитаж [8]): "Дом садового мастера в Знаменке" (инв. № ЭРР-6483) и "Оранжерея в Знаменке" (инв. № ЭРР-6482):
(В аннотации к второй акварели стоит дата 1886 г. Она безусловно ошибочна: Иос.Иос.Шарлемань умер в 1870 г. Очевидно, акварель выполнена в то же время, что и другие акварели этой серии (также представленные в данном разделе сайта) - в 1861 г.)
На первой акварели изображен тот же фасад второго дома, что и на первой его фотографии (он обращен в сторону аллеи перед дворцом). На второй акварели - задний фасад оранжерей проходящей параллельно Церковному проспекту.
Здание оранжерей с домами садовых мастеров выполнено в "кирпичном стиле". Это одно из ранних произведений данного направления эклектики. В отличие от большинства работ такого рода, здание выглядит не только не казенно, но, напротив, весьма изящно.
При сравнении изображений одного и того же фасада - фотографии и акварели - обращает на себя внимание, насколько это место парка было более ухоженным.
Церковь Петра и Павла
Напротив Церковного проспекта стоит церковь св. Апостолов Петра и Павла, обращенная сюда южным фасадом:
Церковь построена при А.Г.Разумовском, в 1766 - 1767 гг., перестраивалась (вероятно, не сильно) в 1790-х гг. и в 1877 г. Закрыта в 1930 г. [10].
Не знаю, пострадала ли церковь во время войны - во всяком случае, ее стены и купола и в 1960-х гг. были целы. Но церковь пустовала, в ней не было ни оконных переплетов, ни дверей, практически ничего не осталось от внутренней отделки.
В 1993 г. полуразрушенное здание было возвращено Церкви, в восстановленном храме с 2000-х гг. проводятся службы. Впрочем, и сейчас (2019 г.) церковь внутри выглядит очень скромно.
Храм представляет собой интересное произведение архитектуры переходной от барокко к классицизму. Довольно необычно для наших мест расположение трех куполов, вытянувшихся в ряд - такое расположение характерно для Украины (что и не удивительно: А.Г.Разумовский был родом с Украины).
Обойдем вокруг церкви:
23 октября 2019 г.
На последней фотографии мы видим короткий западный фасад с входом в церковь. При взгляде на него возникает некое неудовлетворение, чего-то здесь не хватает.
И действительно, этот фасад искажен. Прежний его облик виден на акварели Иос.Иос.Шарлеманя "Вид церкви в Знаменке", 1861 г. (Эрмитаж, инв. № ЭРР-6494 [8]):
При входе был притвор, исчезнувший в XX веке.
© Прохоров С.О.