ФОТОПРОГУЛКИ

 

АПРАКСИН ДВОР

 

Оглавление

 

Садовая улица, Апраксин переулок, Фонтанка

Апраксин рынок  1  2  3 

Мариинский (Щукин) рынок  1  2

 

Литература

 

Главная страница

 

Мариинский рынок

 

Основной источник информации - [1]. Другие источники оговариваются особо.

Схемы расположения корпусов:

1. Современная схема расположения корпусов Апраксина двора (составлена мною на основе схемы на сайте [4], с дополнением данных из карты "Яндекса";

2. Схема Мариинского рынка из адресной и справочной книги "Весь Петербург" на 1914 г. [5, с. 1430].

3. Та же схема с нанесенными не нее современными номерами корпусов.

4. План Мариинского рынка, выполненный архитектором А.И.Кракау, около 1863 - 1864 (опубликован в 1876 г. [6]).

5. Тот же план с нанесенными не него современными номерами корпусов.

Рекомендуется при чтении смотреть на первую или третью схему.

 

 

Начинаем знакомство со второй частью Апраксина двора - Мариинским (или Щукиным) рынком.

"Мариинский рынок построен в 1863 - 64 годах на месте истребленного страшным пожаром 1862 года Щукина двора, по планам и под руководством проф. архитектуры, Александра Ивановича Кракау. Вторая половина рынка, как-то: курятный ряд, трактир и все лавки, примыкающие к дому министерства народного просвещения, построены арх. Фонтана по Высочайше утвержденным планам А. И. Кракау. Отказ автору, заслуженному строителю, в исполнении его сочинения мотивировался составленною им будто бы слишком высокою сметою." [6]

 

Сравнение плана, составленного А.И.Кракау, с современной схемой показывает, что первоначальное расположение корпусов полностью сохранилось. Единственное существенное дополнение - строительство в 1898 г. еще одного корпуса, по современной нумерации 42.

 

Повторяю последнюю фотографию на предыдущей странице:

 

 

17 сентября 2017 г.

 

Мы входим в ворота, проделанные в 1887 г. в двух смежных длинных корпусах, расположенных вдоль межи, разделяющей рынки - корпусе 15 на Апраксином рынке и корпусе 16 на Мариинском рынке.

 

Войдя на Мариинский рынок, посмотрим сначала на фасад корпуса 16, через который мы вошли. Вдоль корпуса проходит Суконная линия. Вид линии вправо от прохода:

 

 

17 сентября 2017 г.

 

Корпус 16 в основном сохранился с 1863 г., когда он был построен А.И.Кракау. (Об одной незначительной переделке речь пойдет несколько дальше.)

Суконная линия значительно уже, чем Чернышёвский проезд на Апраксином рынке, и фасад корпуса 16 значительно проще фасада корпуса 15. Это неудивительно: на плане А.И.Кракау в этом корпусе показаны кладовые. Впрочем, одна часть корпуса 16 получила полноценную архитектурную отделку - это конец здания, выходящий в сторону Торгового переулка; мы видели его уже из Апраксина рынка. Подробнее мы рассмотрим корпус 16 на следующей странице.

Сфотографировать (да и просто увидеть) фасад в противоположном направлении практически невозможно: там весь узкий проход загроможден торговыми стендами.

 

 

Ворота устроены напротив Часовенного проезда. Пройдя совсем немного, мы выйдем на небольшую площадь, расположенную справа от проезда, на углу Фруктовой линии. Эту площадь огибает несколько необычный по плану корпус 41 (бывший Левый Большой Фруктовый ряд), выходящий другим фасадом на Фруктовую линию:

 

 

17 сентября 2017 г.

 

Первоначальное здание - двухэтажное с мансардой - было построено в 1864 г. по проекту А.И.Кракау, под руководством Л.Ф.Фонтана. В конце XIX - начале XX в. бόльшая часть здания была постепенно надстроена до четырех этажей с мансардой (на фотографиях мансарда не видна из-за вынужденно близких точек съемки). В 1898 г. была надстроена часть корпуса, выходящая на площадь (лавки 5, 6, см. схему из "Всего Петербурга") по проекту А.А.Пашихина. В 1901 г. надстроена средняя часть фасада по Фруктовой линии (лавки 9-11), в 1910 - удаленная часть фасада (лавки 12,13) и, наконец, в 1914, по проекту В.Ф.Иванова - промежуток между надстроенными к тому времени частями. Когда именно на остальной части здания появился третий этаж вместо мансарды, мне неизвестно.

Следует заметить, что фасады надстроенного четырехэтажного здания были совсем не так аскетичны, как сейчас. И А.А.Пашихин, и те, кто надстраивали корпус после него, украсили фасад в духе эклектики, хотя и довольно скромно. Но 25 февраля 1919 г. в здании произошел пожар, в результате которого (скорее всего, при восстановлении) декор был утрачен. Мы можем увидеть, как выглядело здание, на фотографии К.К.Буллы, сделанной во время тушения пожара [1]:

 

 

 

Эта фотография очень интересна и в другом отношении: у ее левого края видна часть стоявшей на площади часовни.

Строительство часовни на этом месте было сразу, в 1863 г. предусмотрено А.И.Кракау (см. план). Но реализован этот замысел оказался значительно позже - часовня св. Марии Магдалины была построена только в 1882 г., причем автором проекта был сам же А.И.Кракау.

Еще одна фотография, на которой виден фрагмент часовни с металлическим навесом над входом - фотография ателье Буллы, сделанная на крестном ходе в 1912 г. [18] (эта фотография в более низком разрешении есть и в [1]):

 

 

 

Эх, не догадался фотограф повернуться правее - так, чтобы была видна вся часовня целиком.

 

Как это ни печально, изображений часовни целиком мне пока вообще не удалось найти. Могу показать только современный проект воссоздания часовни [19]:

 

 

 

Насколько достоверно проект совпадает с прежней постройкой, я не знаю. Во всяком случае, навес над входом выглядит не так, как на старой фотографии.

 

В наше время на площади установлен поклонный крест в память о погибшей часовне, а в помещении на первом этаже корпуса 41 устроена новая часовня св. Серафима Вырицкого:

 

 

17 сентября 2017 г.

 

 

Как уже сказано, корпус 41 расположен на углу Часовенного проезда и Фруктовой линии. На другом углу расположен корпус 40 (бывший Правый Большой Фруктовый ряд), фасад которого вытянулся вдоль Фруктовой линии:

 

 

17 сентября 2017 г. 19 сентября 2017 г.

 

Первоначальное здание построено в 1864 - 1865 гг. по проекту А.И.Кракау, под руководством Л.Ф.Фонтана. До нашего времени более или менее сохранилась двухэтажная часть в три лавки рядом с Часовенным проездом (см. правую фотографию), хотя фасады явно огрублены - может быть, уже в последние годы.

Наиболее удаленная часть (лавки 7-10, см. схему из "Всего Петербурга") принадлежала магазину "Фарфор и фаянс" Товарищества М.С.Кузнецова. Для этого магазина в 1878 г. была произведена внутренняя перестройка - объединены три лавки (7-9), а в начале 1910-х гг. мансарда заменена третьим этажом. Позже, в середине XX века эта часть корпуса надстроена до пяти этажей и потеряла всякое обаяние.

Гораздо интереснее выглядит средняя часть корпуса (лавки 4-6, см. схему из "Всего Петербурга"). Эта часть в 1914 г. была надстроена, а ее фасад красиво оформлен в духе неоклассики. К сожалению, архитектор неизвестен.

 

 

Оглянемся с площади у бывшей часовни назад - к проходу, через который мы вошли на Мариинский рынок:

 

 

17 сентября 2017 г.

 

Справа от ворот - небольшая (в три лавки) часть корпуса 16, перестроенная в 1905 г. по проекту С.Ю.Красковского (ближе ее трудно увидеть из-за толкучки). Это, кажется, единственная переделанная часть всего длинного корпуса.

 

 

Повернувшись правее, мы увидим отходящую от площади Москательную линию:

 

 

17 сентября 2017 г.

 

Слева корпус 17 (бывший Посудный ряд), построенный в 1863 - 1864 гг. по проекту А.И.Кракау. (К сожалению, не удалось его как следует сфотографировать из-за толкучки.) Впереди один из двух ризалитов лицевого корпуса.

А справа корпус 18 - составная часть интересного сооружения - пассажа, который мы теперь рассмотрим.

 

 

Корпуса 18 (Москательный ряд), 19 (Кафтанный ряд) и пассаж между ними построены в 1863 - 1864 гг. по проекту А.И.Кракау. (Этот пассаж появился немного позже пассажа в Апраксином рынке (между корпусами 37 и 38), построенного по проекту И.Д.Корсини в 1858 - 1861 гг. и возобновленного после пожара 1862 г. тем же архитектором, в том же 1862 г.)

Торцовые фасады двух корпусов и пассажа, обращенные на Часовенный проезд, хорошо видны на представленной выше фотографии крестного хода в 1912 г. А вот современные фотографии:

 

 

17 сентября 2017 г.

 

Как видим, этот фасад хорошо сохранился.

Интерьер пассажа тоже долго сохранялся в советское время. В 1920-х гг. пассаж использовался как склад ценной мебели, вывезенной из национализированных дворцов и особняков. А в середине XX в. в пассаже размещался автомобильный магазин. Вот фотографии этого времени [20]:

 

 

 

В 1970-х гг. здание было капитально перестроено, при этом, в частности, уничтожена часть пассажа: между  лавками 4 - 8 (см. схему из "Всего Петербурга") были устроены междуэтажные перекрытия.

Но части пассажа с двух концов (бόльшая по протяженности - со стороны Часовенного проезда, меньшая - со стороны проезда у лицевого корпуса) сохраняются. К сожалению, и эти части претерпели искажения (видимо, хотя бы часть их при желании нетрудно устранить).

Вид пассажа от входа с Часовенного проезда:

 

 

19 сентября 2017 г.

 

Сейчас продольные стены загорожены с обеих сторон выставленными на большую высоту товарами. И только обернувшись назад, можно несколько лучше увидеть торцовую стену (но большое полукруглое окно теперь закрыто):

 

 

19 сентября 2017 г.

 

 

На втором, более коротком отрезке (к нему можно пройти прямо сквозь помещения нынешнего первого этажа) отделка стен видна гораздо лучше:

 

 

17 сентября 2017 г.

 

Но, как это ни обидно, здесь вместо стеклянной крыши - обычный потолок!

 

 

Выйдем из пассажа с этой стороны. Фасад, обращенный к лицевому корпусу:

 

 

17 сентября 2017 г.

 

Правая часть фасада (часть корпуса 18) изуродована перестройкой 1970-х гг.

 

Вид в ту же сторону, слева задний фасад лицевого корпуса:

 

 

17 сентября 2017 г.

 

Задний фасад имеет полноценную архитектурную отделку. Жаль, что он сейчас в таком состоянии. И жаль, что открытая галерея на втором этаже сейчас почтя вся закрыта. (Небольшой ее кусочек все же открыт, его фотография представлена на следующей странице.)

 

От этого проезда отходит Москательная линия (которую мы видели с другого конца, от Часовенного проезда). Напротив Москательной линии находится один из двух ризалитов лицевого корпуса. Вид с Москательной линии:

 

 

17 сентября 2017 г.

 

 

Пойдем по Москательной линии по направлению к Часовенному проезду:

 

 

17 сентября 2017 г.

 

Справа корпус 17, а слева корпус 18 - составная часть пассажа. Рассмотрим отдельные фрагменты его фасада.

Разрыв между двухэтажными частями корпуса (лавка 5, см. схему из "Всего Петербурга"):

 

 

17 сентября 2017 г.

 

В глубине видна стеклянная крыша. Может быть, и сейчас какие-то помещения на втором этаже освещаются верхним светом?

 

Продолжение фасада:

 

 

17 сентября 2017 г.

 

Вдали видна небольшая надстроенная часть (две лавки). Надстройка была выполнена в 1914 г., арх. В.Ф.Иванов. Она, во всяком случае, не улучшила вид корпуса.

 

Центральная часть фасада:

 

 

19 сентября 2017 г.

 

Здесь был устроен сквозной проход через корпус 18, пассаж и корпус 19 (между лавками 8 и 9, см. схему из "Всего Петербурга"). Через арку видна стеклянная крыша, перекрывающая сохранившуюся часть пассажа. Сквозного прохода теперь нет.

Такие же проходы были в параллельных корпусах по обе стороны - 17 и 20. Все эти проходы заделаны.

 

 

Дойдя до Часовенного проезда, обогнем корпуса с пассажем и пойдем вновь по направлению к лицевому корпусу по Мариинскому проезду:

 

 

17 сентября 2017 г.

 

Впереди второй ризалит лицевого корпуса, справа корпус 20 (Холщевый ряд, 1863 - 1864, арх. А.И.Кракау), а слева корпус 19.

 

Фрагмент корпуса 19 - бывший поперечный проезд через корпуса 19,18 и пассаж (см. ранее):

 

 

17 сентября 2017 г.

 

В арку видна стеклянная крыша пассажа.

онрепо-моё отдохновение

Источник: http://красотамания.рф/nature/park-monrepo-moyo-otdohnovenie.htlm
© Красотамания.рф

Парк Монрепо-моё отдохновение

Источник: http://красотамания.рф/nature/park-monrepo-moyo-otdohnovenie.htlm
© Красотамания.рф

 

 

 

 

Предыдущая       Следующая 

 

 

Оглавление

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.