ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

КИРОЧНАЯ УЛИЦА (продолжение)

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Следующий дом по правой стороне находится на углу Знаменской улицы, ныне ул. Восстания (Кирочная ул., 19/46):

 

 

23 мая 2016 г.

 

Это бывший доходный дом А.М.Александрова, построенный в 1914 - 1915 гг. по проекту В.Ф.Иванова [1]. Фасады, пожалуй, чрезмерно тяжеловесны, довольно грубы в деталях. И все же здание производит скорее благоприятное впечатление, без него уже трудно представить себе это место.

 

 

Вид вправо от Кирочной улицы на ул. Восстания (Знаменскую):

 

 

23 мая 2016 г.

 

 

Дом на левом углу (Кирочная ул., 21/55):

 

 

23 мая 2016 г. 16 сентября 2007 г.

 

Эклектика, весьма деликатная архитектура. К сожалению, история строительства этого дома мне неизвестна. Ясно только, что он построен во второй половине XIX в. (в крайнем случае в первые годы XX в.).

 

 

Дом на левой стороне, на углу Воскресенского проспекта, ныне пр. Чернышевского (Кирочная ул., 28):

 

 

26 августа 2007 г.

 

Еще одна красивая, изящная работа в духе эклектики. Увы, и об истории этого дома мне ничего не известно.

 

 

Далее, на участке по Кирочной ул., 28А (выходящем противоположной стороной на Фурштатскую ул., 29А) стояла церковь св. Косьмы и Дамиана. Эта церковь погибла в советское время.

Церковь была устроена для Саперного батальона, размещавшегося поблизости (насколько мне известно, он занимал часть казарм Преображенского полка).

Храм не сразу приобрел тот вид, какой он имел перед сносом. Первоначальное здание  было построено в 1876 - 1879 гг. по проекту М.Е.Месмахера [1; 4, том второй, №145]. Это здание представлено на сделанной с фотографии гравюре, помещенной в журнале "Нива" в 1885 г. [13] (вид с юга, с  Кирочной улицы):

 

 

 

Эклектика (неороманский "стиль"). Как видим, здание было внешне не очень-то похоже на русскую православную церковь: у него не было купола (хотя справа можно все же заметить алтарную апсиду). Причины этой странности объясняются в статье, иллюстрацией к которой и является данная гравюра:

"Церковь лейб-гвардии саперного батальона (на Кирочной), воздвигнутая в память святых мучеников безсребренников Косьмы и Дамиана, отличается особой архитектурой, которая мало походит на наши обыкновенные православные храмы. Она без купола, невысока и имеет вид жилого дома. Это объясняется тем, что вначале предполагалось соединить в этом здании манеж для пехотных частей и домовую батальонную церковь. Впоследствии проект этот, по представлению бывшего настоятеля церкви покойного Бажанова был изменен и предложение устройства здесь манежа было оставлено. В настоящее время посреди здания находится пространство, где собственно предполагалось совершать богослужение, а по обеим сторонам его расположены, на высоте трех ступеней, два открытых зала, выстроенных для манежа и обращенных ныне в церковь.

Первоначально церковь Косьмы и Дамиана принадлежала артиллерийскому госпиталю и помещалась в одной из его зал. В 1760 году был выстроен здесь деревянный храм, который сгорел в пятидесятых годах. В 1855 году был высочайше утвержден новый проект каменной церкви, к постройке которой, по недостатку денежных средств, приступлено было лишь в 1877 году [очевидно, уже по новому проекту, разработанному М.Е.Месмахером - С.П.]; а в 1879 году церковь была окончена. Богослужение же все это время совершалось в одном из флигелей, принадлежащих к церкви. В настоящее время предположено устроить над церковью купол и несколько изменить положение алтаря. К работам было уже приступлено нынешнее лето [1885 год - С.П.] и вскоре церковь эта примет иной вид. [...]"

Перестройка церкви была выполнена в 1885 - 1886 г. по проекту архитектора М.А.Иванова [1, 4]. Вот как стала выглядеть церковь [14,15]:

 

 

 

(Слева вид с угла Воскресенского проспекта (пр. Чернышевского) и Кирочной улицы, справа вид с Кирочной улицы, от Знаменской (ул. Восстания). Сведения о правом снимке: Молебен перед памятником "Подвигам лейб-гвардии Саперного батальона" у церкви бессребреников Космы и Дамиана в день открытия памятника. Фотография ателье Буллы, 1899. О памятнике см. далее.)

В результате перестройки, произведенной М.А.Ивановым, церковь не только получила вид традиционный для русских православных храмов, но и стала гораздо более выразительной по архитектуре. Ее купол замыкал перспективу подходящей с противоположной стороны Знаменской улицы (ул. Восстания).

Следует заметить, что в наше время в литературе часто забывают (или только упоминают вскользь) об участии в этой работе М.А.Иванова и приписывают ее целиком М.Е.Месмахеру - гораздо более известному архитектору, одному из крупнейших мастеров эклектики (для которого эта церковь была первой значительной постройкой - и, на мой взгляд, не особенно удачной; при перестройке ее облик был значительно улучшен).

 

В середине XIX в., во времена Николая I Саперный батальон летом квартировал в Петергофе, рядом с Луговым парком (одним из пятнадцати парков в районе Петергофа и Стрельны), на северном склоне холма Бабигон. (Один из прудов парка и сейчас называется Саперным.) В 1852 г. там был установлен памятник - камень с бронзовой скульптурой орла и доской с надписью: Подвигам лейб-гвардии саперного батальона". Согласно данным [16, с. 106], автором скульптуры был знаменитый П.К.Клодт.

(В Луговом парке были и другие работы  П.К.Клодта: у дворца Бельведер стояли конные скульптуры - авторское повторение скульптур на Аничковом мосту, а на Орлином пруду на островке была скульптурная группа "Орлы, нападающие на барана". Увы, все они погибли: скульптурная группа на Орлином пруду была еще в 1870-х гг. изуродована неизвестными хулиганами, а скульптуры у Бельведера исчезли во времена немецкой оккупации в Великую Отечественную войну. И памятника подвигам Саперного батальона тоже теперь нет...)

В 1899 г. памятник подвигам Саперного батальона был перенесен на Кирочную улицу, к южному фасаду церкви Косьмы и Дамиана (см. выше вторую фотографию, запечатлевшую торжественное открытие памятника на новом месте). Вот фотография памятника крупным планом [17]:

 

 

 

 

В 1933 г. церковь Косьмы и Дамиана была закрыта и передана под библиотеку [4, том второй, №145]. Затем здание церкви было снесено. Указания о конкретном времени уничтожения церкви противоречивы. Чаще всего называют 1930-е гг., но по данным [4], она снесена позже - в конце 1940-х гг. Уже в 1930-х гг. место, где стояла церковь, было с двух сторон - с Кирочной и с Фурштатской улиц - обстроено двумя школьными зданиями - так что если здание в это время еще и существовало, то оно было закрыто для обзора.

Школа на Кирочной улице, 28А:

 

 

23 мая 2016 г.

 

Здание построено в 1936 г. Как это ни обидно, автор проекта - А.А.Оль, талантливый (в целом) мастер [18]. Неоклассика - на мой взгляд, очень посредственная.

Заметим, что примерно на этом месте стоял памятник подвигам Саперного батальона; возможно, он погиб именно при строительстве этого здания.

 

 

Школа на Фурштатской улице, 29А:

 

 

24 мая 2016 г.

 

(Эта фотография помещена также на другой странице.)

Здание построено в том же 1936 г. по типовому проекту арх. Л.Е.Асса и А.С.Гинцберга [19]. Такая же посредственная архитектура.

 

Пространство между двумя школами - то место, где была церковь (вид с запада; снимок сделан вечером, при северо-западном освещении):

 

 

23 мая 2016 г.

 

 

А позже, в 1958 г., когда церкви уже безусловно не было, с запада от бывшего храма, на пр. Чернышевского, 20) был построен наземный павильон станции метро "Чернышевская" (арх. А.С.Гецкин, В.П.Шувалова):

 

 

23 мая 2016 г.

 

С четвертой стороны, с востока между Кирочной и Фурштатской улицами проходит переулок, который и после сноса церкви по-прежнему назывался Косьмодамиановским (или Козьмодамиановским). Однако в 1952 г. это "упущенме" было "исправлено": переулок переименован в Мелитопольский.

На углу этого переулка стоит жилой дом (Кирочная ул., 30/4):

 

 

23 мая 2016 г.

 

 

26 августа 2007 г.

 

Доходный дом Г.С.Войницкого, построен в 1880 - 1881 гг. по проекту П.Ю.Сюзора - одного из крупнейших петербургских архитекторов последней трети XIX - начала XX в. [1]. Эклектика. Добротные, благородные фасады характерны для Сюзора. И все же здание довольно рядовое, это явно далеко не лучшая работа Сюзора.

 

 

Но спустя некоторое время, в 1899 - 1900 гг. П.Ю.Сюзор построил рядом с этим зданием другое, гораздо более интересное, которое можно отнести к лучшим произведениям эклектики в Петербурге, - доходный дом А.В.Ратькова-Рожнова (Кирочная ул., 32-34) [1]:

 

 

1 апреля 2017 г. 1 апреля 2017 г. 26 августа 2007 г.

 

Фасад этого большого шестиэтажного дома - очень эффектный, с богатыми украшениями. Наиболее впечатляюще выглядит центральная часть фасада с огромной аркой высотой в четыре этажа.

За аркой виден внутренний двор. Устройство арки обеспечило связь дворового и уличного пространства (чего обычно не бывает в домах эпохи эклектики с замкнутыми дворами-колодцами). В таком пространственном решении чувствуется некоторое влияние нового стиля - модерна (хотя все детали еще полностью принадлежат эклектике).

Заметим, что в это же время (1898 - 1900) Сюзор построил для того же владельца еще один дом с такой же огромной аркой - на Пантелеймоновской улице (ул. Пестеля, 13-15).

Внутренний двор за аркой получил полноценное архитектурное оформление:

 

 

26 августа 2007 г.

 

(Сейчас (2016 г.) свободного доступа во двор нет: в арке сделан металлический забор. Снимки были сделаны раньше, когда можно было заходить во двор беспрепятственно.)

Жаль только, что Сюзор был все же непоследователен в своем новаторстве: слева и справа от центрального двора находятся еще два двора, которые представляют собой традиционные "колодцы" с фасадами без архитектурной отделки.

 

Вновь выйдем на улицу и полюбуемся деталями уличного фасада:

 

 

1 апреля 2017 г. 26 августа 2007 г. 23 мая 2016 г.

 

 

26 августа 2007 г.

 

 

Обратимся к правой стороне улицы.

Кирочная ул., 23:

 

 

26 августа 2007 г.

 

Этот доходный дом построен в 1881 г. по проекту М.А.Андреева [1]. Так же, как и подавляющее большинство зданий этого архитектора (точнее, техника), рядовое, но очень неплохое здание в духе эклектики.

В конце 2000-х гг. начался косметический ремонт дома, затянувшийся на долгое время; затем ремонт был прерван, леса сняты, а фасад с тех пор уже долго остается в изуродованном виде (состояние на 2016 г.). Здесь я поместил фотографию, сделанную до начала этого горе-ремонта.

 

 

Правая сторона Кирочной улицы:

 

 

23 мая 2016 г.

 

На переднем плане дом 25. Этот доходный дом построен в 1880 г., арх. Э.В.Гольдберг [1]. Фасад явно ободран, судить о его первоначальной архитектуре я не могу.

 

 

Гораздо интереснее (в нынешнем виде) следующий дом (Кирочная ул., 27):

 

 

23 мая 2016 г.

 

Этот доходный дом построен в 1898 г. Блестящий, эффектный эклектический фасад - ранняя работа талантливого петербургского архитектора А.С.Хренова [1].

 

 

Следующий дом (Кирочная ул., 29/46) выходит на угол ул. Радищева (бывшей Спасской улицы):

 

 

23 мая 2016 г.

 

Дом перестроен из более старого в 1899 г. П.М.Мульхановым [1]. По данным [6], ранее, в 1877 г., он перестраивался по проекту В.Ф.Геккера. Рядовой дом в духе эклектики.

 

 

Теперь вновь посмотрим на левую сторону. Вот как она выглядит после дома 32-34:

 

 

1 июня 2016 г.

 

Друг за другом следуют восемь домов в духе эклектики: 36 (два корпуса), 38, 40, 42, 44, 46, 48. К сожалению, почти все они искажены, изуродованы перестройками советского времени; я их здесь не рассматриваю подробно.

Исключение составляет дом 40, фасад которого сохранился:

 

 

1 июня 2016 г.

 

Особняк А.Б.Нейдгардта, 1910, арх. И.И.Бургазлиев [1]. Крайне консервативная архитектура, очень запоздалая эклектика. Гранитный фасад грубоват, но выглядит довольно солидно, по-своему красиво. В [20] представлены современные фотографии парадной лестницы. О других интерьерах мне ничего не известно.

Подворотня этого здания (вид в сторону улицы):

 

 

21 июня 2009 г.

 

 

Последний дом в этом ряду, рсаположенный на углу Потемкинской улицы (Кирочная ул., 48/13):

 

 

26 августа 2007 г.

 

Этот доходный дом рассмотрен также на другой странице. Он построен в 1871 г., арх. А.И.Жоффрио. Скорее всего, и у этого дома фасады ободраны.

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

 

© Прохоров С.О.