ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

НАДЕЖДИНСКАЯ УЛИЦА (продолжение)

Улица Маяковского

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Посмотрим дома, расположенные по правой стороне улицы.

Между домами 1 и 3  от ул. Маяковского отходит вправо проезд, ведущий в сторону ул. Восстания, вдоль которого в 2001 - 2007 гг. построены различные здания по проектам архитектурной мастерской М.А.Мамошина [14] (ул. Маяковского, 3А, 3Б; ул. Восстания, 6А).

С ул. Маяковского виден стоящий в глубине один из корпусов гостиничного комплекса "Novotel":

 

 

1 апреля 2021 г.

 

Слева проходит узкий проезд, задуманный (судя по описанию в [14]) как пешеходная улица, но на самом деле проезжий и к тому же загроможденный паркующимися машинами. Пройдя вглубь вдоль этого проезда, мы увидим в глубине и другие постройки. Вид в обратную сторону, из сада Павловского института:

 

 

1 апреля 2021 г.

 

В глубине обратная сторона корпуса, который мы видели с ул. Маяковского; справа еще один корпус гостиничного комплекса "Novotel"; слева бизнес-центр "Alia Tempora". В комплекс входит также жилой дом "Новый Колизей", расположенный ближе к ул. Восстания (его фотографии я не показываю).

В облике зданий использованы мотивы архитектуры прошлого, в описании [14] делается ссылка на древнеримскую и итальянскую архитектуру (по ассоциации с "Итальянским садом", фрагментом которого которого является сад Павловского института).

Архитектура, кажется, весьма выразительная. И все же мне лично она просто неприятна, здания производят на меня гнетущее впечатление. Они действительно напоминают итальянскую архитектуру - только, как мне кажется, не древний Рим, не ренессанс или барокко, а архитектуру более позднего времени - 1930-х гг. (Между прочим, я сам был в Риме и видел  своими глазами и прекрасную архитектуру прошлых эпох, и холодные, гнетущие беломраморные здания 30-х годов.) Конечно, это мое личное мнение.

 

 

Вернемся на ул. Маяковского - Надеждинскую улицу.

Ул. Маяковского, 3, фотография около 1960 г. [15а]:

 

 

 

Этот доходный дом был построен в 1900 - 1901 гг. по проекту П.И.Гилева [1]. Как и все дома Гилева, он имел полноценный, добротный фасад в стиле эклектики.

Современный вид:

 

 

1 апреля 2021 г.

 

В советское время фасад был довольно сильно ободран, детали стали примитивными. Очевидно, это произошло в 1960-х гг. (Имеется фотография [15б], датируемая 1960г. (скорее всего, немного более поздняя), на которой виден уже ободранный фасад.)

Насколько я помню, в 2000-х гг. дом был на капитальном ремонте. Как это ни печально, фасад при этом не был восстановлен.

 

 

На следующем участке (ул. Маяковского, 5) расположено бывшее Родовспомогательное заведение - ныне родильный дом им. проф. В.Ф.Снегирева.

Это заведение имеет давнюю историю [16].

В 1771 г. был основан Родильный госпиталь. В 1784 г. основано также Повивальное училище (позже Повивальный институт). В 1835 г. оба заведения были объединены под общим названием Родовспомогательного заведения.

Родовспомогательное заведение размещалось на территории Воспитательного дома (наб. Мойки, 48-52). В 1856 г. было решено построить для него новое здание на недавно проведенной Надеждинской улице. Проекты здания составили архитекторы П.И.Таманский и Г.Х.Штегеман. Сначала был выбран проект П.И.Таманского, но в конце концов предпочтение было отдано более экономному проекту Г.Х.Штегемана [16]. Здание по проекту Штегемана было построено в 1861 - 1863 гг. [1]:

 

 

1 апреля 2021 г.

 

Строгий фасад - красивое произведение ранней эклектики.

Любопытная подробность: на фотографиях 2021 г. в центре фасада видна надпись: "250 лет на службе отечеству".  Этот год - юбилейный: в 1771 г. был основан Родильный госпиталь.

 

Здесь представлен план [16]. За лицевым зданием расположен сад - один из островков, оставшихся от разбитого в первой половине XVIII в.  большого Итальянского сада, начинавшегося от Фонтанки.

 

 

Следующий дом по правой стороне выходит на угол улицы Жуковского (ул. Маяковского, 7/27). Фотография 1949 г. [49]:

 

 

 

Дом получил такой вид в результате расширения и перестройки долее старого здания в 1874 г., арх. Л.Ф.Яфа [1].

В 1979-1980 гг. дом был снесен и заменен новоделом:

 

 

19 апреля 2021 г. 1 апреля 2021 г.

 

(Левая фотография помещена также на другой странице.)

В новом здании почти полностью повторены прежние фасады (нет, кажется, только филенок и сандриков на втором этаже).

 

 

 

Перейдем улицу Жуковского и далее посмотрим дома по левой стороне Надеждинской улицы.

Угловой дом (ул. Маяковского, 16/14):

 

 

1 апреля 2021 г.

 

1833, 1842, арх. В.Е.Морган; перестроен в 1861, арх. Н.П.Гребенка [1]. На мой взгляд, довольно безобразная утилитаристская постройка - как и многие другие здания Гребенки (хотя некоторые построенные им дома красивы и говорят о таланте).

 

 

История строительства следующего дома по левой стороне (ул. Маяковского, 18) отражена в [17].

Здесь представлен генеральный план 1858 г. ([17], лист 1; внизу Шестилавочная (будущая Надеждинская) улица). В это время на участке были две каменные постройки - жилой дом у левой границы участка (литера А) и каменный сарай (литера Е). Остальные строения были деревянными. (План составлен по случаю строительства нового каменного надворного флигеля с примыкающими к нему зданиями служб (литера J); этот флигель в дальнейшем перестраивался; здесь мы его не будем рассматривать.)

В том же году справа от существующего каменного дома был построен для полковника Цылова еще один, более крупный. По ссылкам представлены генеральный план и разрешение на строительство от 31 июля 1858 г. ([17], две стороны листа 7-8). На генеральном плане стоит подпись: "План с натурою верен. Архитектор Реймерс". В это время в Петербурге работали два архитектора с такой фамилией [1]. Сравнение с подписями на других проектах показывает, что это Я.И.Реймерс; это согласуется и с данными [1]. Лицевой фасад ([17], лист 21-22):

 

 

 

Довольно изящный фасад в стиле ранней эклектики. (Изящный, даже несмотря на явное нарушение канонов: ризалиты украшают по три кариатиды, в то время как их, по идее, должно бы быть четное количество.)

Лицевой дом построен в соответствии с проектом Я.И.Реймерса (его фасад сохранился, см. далее современные фотографии). А проект надворных флигелей был заменен другим, составленным архитектором К.И.Дитмаром для полковницы Цыловой. По ссылкам представлены генеральный план с подписью К.Дитмара и разрешение на "постройку двухэтажных флигелей, означенных в плане под лит. В, В' взамен разрешенных таковых по плану, утвержденному Пр. 10 пр.[так] 31 июля 1858, надстройку 4 этажа на существующем флигеле дома лит. А с утолщением стен 3 этажа тол. 2 ½ кир. и проведение со двора подземельных труб" ([17], две стороны листа 23).

Обратим внимание на то, что проект Дитмара предусматривает не только строительство надворных флигелей, но еще и надстройку на один этаж левого, старого лицевого дома. Лицевой фасад надстраиваемого дома ([17], лист 25):

 

 

 

В 1900 г. [19] владельцем дома стал потомственный почетный гражданин А.А.Вагенгейм. Его, очевидно, не удовлетворял невзрачный фасад левого лицевого дома, и он захотел изменить этот фасад. Проект переделки фасада левого дома выполнил К.В.Бальди. По ссылкам представлены генеральный план с подписью К.Бальди от 15 декабря (очевидно, 1900 г.) и датированное 9 января 1901 г. разрешение на

"устройство фронтона и производство некоторых изменений в оштукатурке каменного четырехэтажного, на нежилом подвале, лицевого дома, показанного на плане двора под лит. А" ([17], две стороны листа 88). Фасад ([17], лист 89-91):

 

 

 

Эклектика. Фасад правого корпуса, построенного Я.И.Реймерсом, остается без изменений. Зато фасад левого корпуса получает эффектное оформление, он увенчан высоким фигурным фронтоном в духе североевропейского ренессанса.

 

Реально осуществленный фасад запечатлен на фиксационном чертеже 1905 г. ([18], лист 3-5):

 

 

 

Фасад немного отличается в деталях (в частности, нет миниатюрного обелиска, венчающего фронтон), но в целом  вполне соответствует проекту Бальди.

К.В.Бальди - талантливый мастер, построивший несколько очень красивых зданий в стиле модерн (лучшее из них - доходный дом Ф.И.Танского). Переделка фасада дома на Надеждинской улице - сравнительно ранняя работа Бальди, еще принадлежащая эклектике. Но и здесь уже виден талант архитектора.

 

А теперь посмотрим, как выглядит этот дом сейчас:

 

 

1 апреля 2021 г.

 

 

1 апреля 2021 г.

 

Правая часть фасада, созданная Я.И.Реймерсом в 1858 г., сохранилась, А левая часть, созданная К.В.Бальди в 1900 - 1901 гг., грубо искажена! Фронтон совершенно изуродован. Когда именно это произошло, я не знаю - ясно только, что в советское время.

 

 

Ул. Маяковского, 20:

 

 

1 апреля 2021 г.

 

Дом коллежского советника Н.И.Евреинова, 1860, арх. Е.А.Пиргов [1, 68, 69]. До нашего времени фасад дошел с некоторыми изменениями, которые, однако, не носят принципиального характера, дом как был, так и остается невыразительной утилитаристской постройкой.

 

 

Ул. Маяковского, 22:

 

 

1 апреля 2021 г.

 

История строительства этого дома отражена в [70].

Сначала, в 1860 г. была построена правая часть здания - дом супруги генерал-майора А.И.Чебышевой, арх. Е.А.Пиргов ([70], листы 3-26). Фасад этого первоначального здания ([70], лист 12-13):

 

 

 

 

В 1879 г. дом был расширен больше чем в два раза. Работа была выполнена для жены действительного статского советника баронессы Э.Е.Фитингоф-Шель по проекту М.А.Андреева ([70], листы 37-53). Чертеж фасада ([70], лист 38-39):

 

 

 

Андреев сохранил и повторил в новой части здания прежнюю отделку фасада и в то же время добавил эркеры и балконы. Этот неплохой фасад в стиле эклектики сохранился до нашего времени.

 

 

Следующий дом (ул. Маяковского, 24) первоначально был построен в 1841 г. для статского советника и кавалера И.В.Волькенау. Фасад дома ([71], фрагмент листа 5-8):

 

 

 

Здесь представлен весь лист целиком, на котором можно прочитать имя автора проекта этого изящного здания в стиле ранней эклектики - З.Ф.Дильдина. На обратной стороне листа - разрешение на строительство от 6 марта 1841 г.

 

В 1873 г. дом был надстроен на один этаж для жены фридрихсгамского купца Софии Крюгер по проекту архитектора А.А.Оссолануса ([71], листы 31-43; см. также [1]). При этом отделка фасада была изменена ([71], лист 40-42):

 

 

 

В таком виде фасад сохранялся, по меньшей мере, до середины XX в. Фотография около 1960г. [50]:

 

 

 

На мой взгляд, такой фасад несколько уступал в изяществе предыдущему фасаду 1841 г., но все же был вполне красив.

Современный вид:

 

 

1 апреля 2021 г.

 

Украшения над эркерами уничтожены, в самих эркерах уменьшены окна. Фасад обезличен. Мансарда, очевидно, надстроена в конце XX - начале XXI в.

 

 

На следующем участке (ул. Маяковского, 26) вплоть до конца 1930-х гг. не было сплошной каменной застройки по красной линии. Генеральный план середины XIX в. (1853 г.?) ([72], лист 3-4):

 

 

 

В это время в глубине участка располагался сад, а ближе к улице стояли преимущественно деревянные строения. Единственный каменный флигель располагался вдоль правой границы участка перпендикулярно улице и был обращен к ней коротким торцовым фасадом, который изображен на чертеже того же времени ([72], фрагмент листа 1-2):

 

 

 

Скорее всего, этот флигель был построен еще во времена классицизма - в 1820 - 1840-х гг. (после 1828 г.: на "Подробном план Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [7] в этом месте показаны только деревянные постройки). Он не сохранился до нашего времени.

В 1855 г. симметрично этому флигелю, по левой границе участка был построен еще один каменный флигель, также обращенный к улице торцовым фасадом в три оси. Генеральный план ([72], лист 5):

 

 

 

С торца противоположного улице к дому примыкают Г-образные в плане службы (см. далее планы этажей).

Торцовый фасад дома, обращенный на улицу ([72], лист 9):

 

 

 

Дом титулярного советника Мунделя. Фасад Высочайше утвержден 28 апреля 1855 г.

Продольный боковой фасад, а также фасад и разрез служб ([72], фрагмент листа 6-8):

 

 

 

(Здесь показан лист целиком.)

Планы этажей ([72], лист 10-12):

 

 

 

 

Следует сказать, что на последних двух листах стоит подпись: "Архитектор Г.Фридрихс". Очевидно, это Густав Филиппович Фридерихс, сведения о котором имеются в [1] (однако данная работа этого архитектора в [1] не названа).

 

Фотографии 1939 г. [89а,б]:

 

 

 

Сравнение с проектом (см. и фасады, и планы) показывает, что проект осуществлен полностью, за одним исключением: архитектурную отделку получил только короткий лицевой фасад, а боковой фасад остался без отделки (в том числе нет и фальшивых окон, предусмотренных в части ближней к улице). Это ухудшило облик дома, поскольку боковой фасад (значительно больший по протяженности, чем лицевой) был хорошо виден с улицы.

 

Фотография около 1960 г. [51]:

 

 

 

 

Современные фотографии.

Лицевой фасад:

 

 

 1 апреля 2021 г.

 

Фасад, и без того очень простой, еще и частично ободран.

Боковой фасад теперь закрыт соседним зданием, и его можно увидеть только во дворе:

 

 

26 октября 2021 г.

 

За время, прошедшее с 1939 г., произошло изменение: в углубленной части теперь нет ни входа в здание, ни широких окон лестницы. (Осталась ли сама лестница на том же месте, мне неизвестно.)

К дому по-прежнему примыкает одноэтажное здание служб (что не так уж часто можно увидеть в наше время):

 

 

26 октября 2021 г.

 

На месте трех широких ворот появились сдвоенные окна.

 

 

Справа к этому дому примыкает школа, которая заняла всю остальную часть участка по ул. Маяковского, 26:

 

 

1 апреля 2021 г.

 

1940, арх. В.Ф.Белов и А.А.Лейман [20]. Банальная сталинская архитектура.

 

 

Ул. Маяковского, 28:

 

 

1 апреля 2021 г.

 

История строительства этого ампирного дома мне неизвестна.

 

 

Вторая редакция 22 октября 2021 г.

Последнее обновление 10 февраля 2022 г.

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.