ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

НИКОЛАЕВСКАЯ УЛИЦА (продолжение)

Улица Марата

 

 

Оглавление

 

От Невского проспекта до Кузнечного переулка  1  2  3

Перекресток с Кузнечным переулком  2

Между Кузнечным и Свечным переулками  1  2

От Свечного переулка до Боровой улицы  1  2

От Боровой до Ивановской (Социалистической) улицы  1  2

Между Ивановской (Социалистической) и Звенигородской улицами  1  2  3  4

От Звенигородской улицы до Подъездного переулка

 

Литература

 

 

Предыдущая       Следующая

  

Главная страница

 

 

Никольская единоверческая церковь

(музей Арктики и Антарктики)

Ул. Марата, 22-24 - Кузнечный пер., 14

 

Мы подходим к перекрестку с Кузнечным переулком. На левом ближнем углу стоит монументальное здание - бывшая Никольская единоверческая церковь, ныне музей Арктики и Антарктики. На угловом участке (ул. Марата, 22-24 - Кузнечный пер., 14) стоят также здания, принадлежавшие церкви.

 

История строительства церкви такова [9, том третий, №474; 39, с.30-40].

В 1817 г. старообрядец купец К.З.Чурсинов подал прошение о постройке храма на купленном им участке. Проект составил в 1818 г. архитектор А.И.Мельников. Закладка состоялясь в 1820 г., но из-за недостатка средств строительство шло очень медленно. В 1827 г. был освящен правый придел - Тихвинский, в 1831 - главный придел - Преображенский и только в 1838 г.  левый - Никольский, давший название всему храму.

Фасад и план церкви [39, с.31]:

 

 

 

Единоверческая церковь Николая Чудотворца - одна из самых ранних работ А.И.Мельникова (если говорить о времени появления проекта), и она осталась, пожалуй, лучшей из достоверно принадлежащих ему работ.

Фотография Н.Г.Матвеева, начало XX в. [40]:

 

 

 

 

Фотография конца XIX - начала XX в. (Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, инв.№ Ф-21530 [41]):

 

 

 

(Изображение обработано. Оригинал )

 

Фотография Н.Г.Матвеева, начало XX в. (Государственный музей истории Санкт-Петербурга, ГМИ СПб Инв.№-II-А-2630 ф [41]; воспроизводится по [39, с.30]):

 

 

 

Монументальный храм имеет строго центрическую композицию, с портиками на всех четырех фасадах. Формы здание не вполне традиционны для русской школы классицизма. Необычно уже расположение колонн греко-дорического ордера в два яруса (в [39] высказывается предположение о том, что образцом послужили интерьеры (!) древнегреческих храмов). Совершенно оригинально выглядит пятиглавие - вокруг центрального объема расположены четыре звонницы, увенчанные главками.

Довольно своеобразно (хотя и не так необычно) расположение церкви. Ее алтарь ориентирован строго на восток, и в результате фасады расположены под углом к обеим улицам.

Красив был и интерьер. Старые фотографии [39, с.34,35]:

 

 

 

Необычная особенность - хоры, окружающие центральную часть храма, на которых по кругу идет обходная галерея с колоннадой коринфского ордера.

 

В 1831 г. А.И.Мельников выполнил проект двух часовен, стоящих по сторонам от западного фасада - одна на Грязной (Николаевской) улице, другая в Кузнечном переулке. Фасад часовен и генеральный план с показанием их расположения ([42], лист 5-8):

 

 

 

 

Часовни были построены в 1830-х гг. [39]. Часовня в Кузнечном переулке - фотография Н.Г.Матвеева, начало XX в. (Государственный музей истории Санкт-Петербурга, ГМИ СПб Инв.№-II-А-2632 ф [41]):

 

 

 

 

 

В 1931 г. храм был закрыт, а в 1933 г. в нем открылся Музей Арктики и Антарктики, действующий до настоящего времени (2023 г.). Современная фотография:

 

 

11 сентября 2022 г.

 

(Эта фотография помещена также на другой странице.)

При приспособлении под музей храм был перестроен. Внутри он разделен на два этажа, и теперь невозможно снизу увидеть обходную галерею во втором ярусе. Есть искажения во внешнем облике: колоннады во втором ярусе застеклены; главки над звонницами убраны, и теперь здание уже не воспринимается как пятиглавый храм. И все же даже в таком виде чувствуется красота этой торжественной, монументальной архитектуры.

 

В 1993 г. одна из часовен (правая - в Кузнечном переулке) передана единоверческой общине и теперь вновь действует:

 

 

11 сентября 2022 г.

 

(Эта фотография помещена также на другой странице.)

Теперь рассмотрим другие здания, расположенные на территории, принадлежавшей церкви.

В 1826 г. был составлен проект двухэтажного жилого дома для церковнослужителей, вытянутого перпендикулярно Грязной (Николаевской) улице и выходящего на нее коротким боковым фасадом ([42], лист 1-4):

 

 

 

Сверху вниз: фасад по Грязной (Николаевской) улице; фасад, обращенный к церкви; генеральный план. Дом вытянут перпендикулярно Грязной улице и выходит на нее коротким боковым фасадом. В правом нижнем углу: "Чертил архит. Мельников" - надпись неоднозначная; был ли он автором проекта, не совсем ясно.

 

Этот проект не был осуществлен. Фрагмент "Подробного плана Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [22]:

 

 

 

Сплошной линией обведено то место, где должен был быть построен дом, а пунктирной - соседний участок, который только позже стал принадлежать Никольской единоверческой церкви (см. далее). На месте проектируемого дома видны деревянные строения, совершенно не похожие на проектируемый дом.

Таким образом, к 1828 г. проект не был осуществлен. Дом не был построен и в следующие годы.

В 1832 г. появился новый вариант проекта, безусловно принадлежащий А.И.Мельникову ([42], лист 9-12):

 

 

 

Слева внизу: "Под. Архитектор коллежский советник Мельников. 9 июля 1832 г."

Так же, как и в проекте 1826 г., предусматривается строительство П-образного дома, обращенного главным фасадом к церкви, а на Грязную улицу выходящего боковым фасадом. Но на этом сходство с предыдущим проектом оканчивается. В новом проекте дом трехэтажный, с другим количеством осей по фасадам (что тоже косвенно свидетельствует о том, что дом по проекту 1826 г. не был построен).

Фасад П-образного здания с боковыми крыльями, увенчанными фронтонами, формально соответствует нормам классицизма. Но по сути дела это вполне ординарное, казенное строение - как и многие другие здания А.И.Мельникова (сама церковь - одно из немногих исключений).

Примечания.

1. В некоторых вполне официальных документах можно увидеть утверждение о том, что проект 1826 г. был осуществлен, а проект 1832 г. относится только  к  надстройке существующего здания. Однако достаточно взглянуть на проекты 1826 и 1832 г., чтобы понять, что если бы дело действительно обстояло так, то в 1832 г. речь шла бы не просто о надстройке, а о капитальной перестройке с перебивкой окон - что практически невероятно.

2. На проекте часовен (см. выше), появившемся немного раньше, в 1831 г., на генеральном плане уже показан дом на этом месте. Возможно, в то время еще предполагалось строительство по проекту 1826 г., а может быть, новый проект был только утвержден в 1832 г., а появился немного раньше. В любом случае ясно, что реально дома на этом месте еще не было. (Заметим также, что оба проекта были рассмотрены еще в 1980 г. в монографии о творчестве А.И.Мельникова [39], где тоже говорится о том, что проект 1826 г. не был осуществлен.)

 

Но и проект 1832 г. был осуществлен только частично - построена только половина дома со стороны Грязной (Николаевской) улицы. И только в 1847 г. архитектор К.И.Брандт составил проект, по которому дом был, наконец, достроен. Генеральный план (достраиваемая часть обозначена литерой "А") и фасад с показанием линии пристройки ([42], листы 26-27 и 22-25):

 

 

 

 

 

Под чертежом фасада справа внизу стоит подпись Брандта.

 

В дальнейшем (не позже 1868 г.) церковь приобрела также участок, примыкающий слева по Николаевской улице. На этом участке стоял очень простой двухэтажный дом с каменным нижним и деревянным верхним этажом ([42], фрагмент листа 29):

 

 

 

Были на участке и другие деревянные строения.

 

В 1872 г. по проекту В.Ф.Розинского во дворе был построен новый каменный четырехэтажный флигель на месте деревянных построек. В то же время лицевой флигель с деревянным верхним этажом сохранялся. По ссылкам представлены генеральный план и разрешение на строительство от 15 мая 1872 г. ([42], две стороны листа 30).

 

В 1901-1902 гг. [1] по проекту И.П.Володихина на месте флигеля с деревянным верхним этажом был построен новый пятиэтажный дом с мансардой, примыкающий к надворному флигелю 1872 г.; одновременно примыкающий к новому дому с другой стороны дом 1832-1847 гг. был капитально перестроен с надстройкой и объединен единым фасадом с новым домом; были произведены и переделки в надворном флигеле 1872 г. ([42], листы 60-94). По ссылкам представлены генеральный план и разрешение на "постройку каменного пятиэтажного с мансардом лицевого дома, показанного на плане двора под лит. А, надстройку каменных четвертого, пятого, мансардного этажей на лицевом доме лит. Б, с капитальным переустройством надстраиваемых этажей, и каменного шестого этажа на части каменного надворного флигеля лит. В с помещением в нем прачешной" от 10 марта 1901 г. ([42], две стороны листа 60).

Таким образом, на участке, объединенном из прежних двух, был построен новый доходный дом, принадлежащий церкви. Фасад по Николаевской улице и часть фасада, обращенного к церкви ([42], листы 71-78 и 79-82):

 

 

 

 

Современные фотографии:

 

 

11 сентября 2022 г.

 

 

10 февраля 2023 г.

 

Элегантное произведение поздней эклектики - вероятно, первое здание талантливого архитектора И.П.Володихина. Немного позже он начал работать в стиле модерн и создал в этом стиле несколько красивых зданий (лучшее из них - дом Бурцева на Бассейной улице).

 

 

В 1911-1912 гг. [1] по другую сторону от церкви, в Кузнечном переулке было построено здание реального единоверческого братства училища  имени Цесаревича Алексея Николаевича ([42], листы 108-115). Генеральный план с подписью автора проекта - И.И.Яковлева; здание училища выделено краской ([42], лист 108):

 

 

 

По ссылке представлено разрешение "произвести постройку каменных [так] на нежилых подвалах четырехэтажного лицевого и двухэтажного с мансардою надворного флигелей, показанных на плане двора под литерами А и Б […] с тем чтобы в проектируемом здании было помещено только реальное училище […]" от 17 февраля 1911 г. ([42], обратная сторона того же листа).

Фасад ([42], лист 114-115):

 

 

 

 

Современные фотографии:

 

 

10 февраля 2023 г.

 

Модернизированная неоклассика, утонченная графическая манера. Обращает на себя внимание и красивое оформление брандмауэра, обращенного в сторону церкви. Я бы отнес это сравнительно небольшое здание к числу лучших произведений И.И.Яковлева - талантливого петербургского архитектора начала XX века.

 

 

 

Оглавление

 

Предыдущая       Следующая

  

Главная страница

 

 

 

 

© Прохоров С.О.