ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

НИКОЛАЕВСКАЯ УЛИЦА (продолжение)

Улица Марата

 

 

Оглавление

 

От Невского проспекта до Кузнечного переулка  1  2  3

Перекресток с Кузнечным переулком  1  2

Между Кузнечным и Свечным переулками  1  2

От Свечного переулка до Боровой улицы  1  2

От Боровой до Ивановской (Социалистической) улицы  1  2

Между Ивановской (Социалистической) и Звенигородской улицами  1  2  3  4

От Звенигородской улицы до Подъездного переулка

 

Литература

 

 

Предыдущая       Следующая

  

Главная страница

 

 

 

Следующий дом по левой стороне (ул. Марата, 74):

 

 

11 сентября 2022 г.

 

Доходный дом, 1867-1868, арх. В.Ф.Розинский [1]. Довольно живописный фасад в неороманском "стиле" (направление эклектики).

 

 

Дом А.А.Коровина

Ул. Марата, 76

 

 

11 сентября 2022 г.

 

Первоначально - доходный дом Сироткиных, построен в 1879-1880 гг., арх. К.Г.Прейс [1; 4, №1844]. При взгляде на дом совершенно ясно, что его фасад довольно сильно ободран: исчезли элементы декора верхнего этажа, а также эркера. К сожалению, хорошие старые изображения фасада мне неизвестны (есть якобы фиксационный чертеж 1886 г. ([92], лист 2-3), но на нем видны значительные отличия в деталях - очевидно, вместо фиксационного чертежа бл использован проектный). Единственное известное мне достоверное изображение еще не ободранного фасада - мелкое, нечеткое на фотографии 1929 г. [93]:

 

 

 

 

Увеличенный фрагмент фотографии:

 

 

 

Хотя детали и не видны как следует, но ясно, что это был совершенно полноценный эклектический фасад.

 

Однако этот дом интересен сточки зрения не столько архитектуры, сколько истории русской культуры [94, 95].

В 1898-1917 гг. [32] дом принадлежал А.А.Коровину. Успешный купец, потомственный почетный гражданин, Коровин был в то же время художником-любителем и коллекционером. Он собрал очень хорошую коллекцию работ современных ему художников. Кроме того, Коровин собрал и коллекцию фарфора. После 1917 г. коллекция А.А.Коровина попала в музеи - видимо, в основном в Русский музей.

В начале 1917 г. в журнале "Столица и усадьба" [94] вышла статья о коллекции А.А.Коровина с фотографиями комнат его квартиры в этом доме, которые сами были обставлены с хорошим вкусом, в некоторых случаях с мебелью, изготовленной специально по эскизам художников. Посмотрим эти фотографии и прочитаем описания комнат (к сожалению, я вынужден сокращать эти описания (сами по себе очень интересные) - они даже в таком виде занимают много места). Нам то и дело будут встречаться известные теперь картины, которые находятся преимущественно в Русском музее.

Передняя:

 

 

 

"Большая передняя или, вернее, holl его квартиры в собственном доме на Николаевской оригинально отделана в старо-русском вкусе по рисункам художницы О. Н. Каратыгиной, жены известного музыкального критика. Низкие дубовые и такие же резные кресла крыты белой с синими цветами материей вроде кустарной набойки. Изразцы невысокого камина скопированы в аракчеевском Грузине. В особой нише с задвигающимися дверцами устроена вешалка. Картины, украшающие гладкие белые стены, также по преимуществу из русского быта. Над камином большой холст А. П. Рябушкина "Семья купца" [...] Неподалеку висит акварель А. Ф. Афанасьева "У приказных ворот". Тоже типичный русский художник, дающий, несмотря на некоторый шарж, полные юмора, характерные фигуры приказных, дьяков, бояр и „серой челяди". С другой стороны висит "Старая Москва" А. М. Васнецова, "В приказной избе" С. И. Иванова, "На базаре" Б. Кустодиева, "Дама в голубом" Бориса Григорьева, декоративное панно Гончаровой и несколько других произведений современной живописи. В настоящее время Коровиным приобретен большой декоративный портрет В. Э. Мейерхольда работы того же Григорьева, находившийся на выставке "Мира Искусства" последнего сезона."

 

Кабинет, фотография ателье Буллы, 1915 (негатив - [96а]):

 

 

 

"Из передней направо ход в кабинет. Большая светлая комната уставлена мебелью красного дерева "елисаветинского" стиля, крытой темной кожей. Этажерки фундаментального письменного стола и верхние доски двух невысоких книжных шкапов уставлены фарфоровыми фигурками русских заводов. С потолка свешивается, в виде цветочной корзины, хрустальная люстра. Много художественных безделушек, но главный интерес представляют, конечно, картины, густо покрывающие все стены. Над дверью, ведущей в переднюю, хороший пейзаж Л. В. Туржанского, затем несколько полотен Н. К. Рериха, эскиз к картине "Сходятся старцы", "Заморские гости", "Славяне на Днепре" и большой этюд "Облака". Неподалеку карандашный вариант известной картины И. Е. Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г." и рядом несколько набросков парижских типов, сделанных Репиным во время его заграничная пенсионерства в 70-х гг. [...] Три большие характерные малявинские "бабы" украшают стену против двери, ведущей в белую гостиную. [...]

Около них висит его же мастерской карандашный рисунок - конечно, тоже смеющаяся молодуха. Но было время, когда Малявин писал и портреты. К этому времени относится портрет К.А.Сомова, сидящего в задумчивой позе. [...] Творчество Врубеля представлено несколькими холстами: "Букет", "Садко" и большим дамским портретом, в котором отчасти можно узнать известную меценатку кн. М.К.Тенишеву. [...] Неподалеку от малявинских баб висит акварельный рисунок В. А. Серова "Извозчик", написанный в сильном ракурсе, как бы сверху. [...]

Неподалеку висит большой холст М. [В].  Нестерова, этого замечательного представителя русской религиозной живописи. Этюд св. Сергия "Удящий пустынник", "Под благовест" и несколько полных поэзии карандашных рисунков, где кроткие, умиленные фигуры старцев и пустынножителей неразрывно слиты с скудной северной природой. [...]

Большой скачок от этого художника народных поверий и легенд - к яркому, полному жизнерадостности плэнеристу К. А. Коровину с его ослепительными розами юга ("Nature morte") или кусочком Крыма ("Гурзуф"). Затем идут холсты таких артистов кисти, как передвижник А. Е. Архипов ("Возвращение с базара"), В. И. Суриков ("Портрет г-жи Коровиной"), Л. Бакст (рисунки), Е. Е. Лансере, И. И. Левитан. "Перевоз" С. Малютина висит над дверью, ведущей в белую гостиную, где по преимуществу сосредоточены работы корифеев "Мира искусства" - Сомова, Бенуа, Бакста."

 

Белая гостиная, фотографии Я.В.Штейнберга, 1915 и 1912 г. (негативы - [96б,в]):

 

 

 

"Гладкие белые стены, светлой корельской березы мебель стиля директуар, исполненная [...] по рисункам Бакста, обитая бледно-зеленым шелком, под ногами пушистый ковер, - такова белая гостиная, где висят серовская "Ифигения", около тридцати работ Сомова, акварели Бенуа, А. Я. Головина и В. Э. Борисова-Мусатова, этюды А. Иванова, эскизы Н. Н. Ге... Налево от дверей, ведущих в кабинет, висит „Ифигения" [...]

Над диваном висит большой холст Сомова "Свидание": забравшись в густую заросль, сидит парочка. [...] Над тем же диваном висит его акварель "На балконе": две фигуры в фижмах и буклях любуются бледным закатом."

 

Горка корельской березы с русским фарфором:

 

 

 

"У окна, над горкой фарфора висят еще две его работы: "Зимой" и "Осмеянный поцелуй". В простенке, между окнами овал "На охоте".

Много места отведено и другому мироискуснику - А. Н. Бенуа, родоначальнику и насадителю версальского стиля, также насквозь пропитанному интимной сущностью стародавней эпохи пудры и боскета (таково его "Купанье маркизы"); вместе с тем он является выдающимся декоратором.

Достаточно взглянуть на „Итальянскую комедию", чтобы понять, как близка ему сцена со всем ее обаянием неверного вечернего света рампы. Наряду с этим он легко и правдиво воссоздает старый Петербург. "Смотр времен Павла I": валит мокрый снег с свинцового неба, низко надвинувшегося над Инженерным замком; на плацу перед замком парад одетых на прусский манер солдат в белых, обсыпанных мукой париках с нелепыми косичками. [...]

Большой простенок между двумя дверьми занят декоративным пейзажем А. Я. Головина [...] Неподалеку уверенно набросанный цветными карандашами портрет хозяина собрания работы Бакста, произведения которого украшают почти все комнаты. [В том числе: "Ужин", "Ливень".]

Небольшой балконный выступ занят масляными эскизами и этюдами головок А. Иванова и Н. Ге; из них "Голова Иоанна Богослова" относится к творчеству 1862 года. Около сомовскаго „Свидания" висит холст Бориса Григорьева "Мать", бывший на выставке "Mиpa Искусства" 1915 года. [...] Остается еще упомянуть о нежном этюде Борисова-Мусатова, этого романтика и проникновенного певца старых усадеб..."

 

Малая гостиная, фотография Я.В.Штейнберга, 1912 (негатив - [96г]):

 

 

 

"Следующая за гостиной небольшая комната с зеленовато-бирюзовыми обоями, мебелью красного дерева стиля Жакоб, обитой ярко-красной кожей, вся увешана жеманно-наивным романтизмом С. Судейкина. буйно-красочными декоративными эскизами Б. Анисфельда, большим холстом талантливого декоратора Н. Сапунова „Карусель", живописно-музыкальным искательством Чурляниса [Чюрлёниса], красочной фантастикой Милиоти, превосходными декоративными эскизами Бакста, Коровина и Григорьева."
 

Столовая, фотография Я.В.Штейнберга, 1912 (негатив - [96д]):

 

 

 

 

"Большая столовая, отделанная светлым дубом по рисункам Бакста, также полна произведений искусства.

Над низким буфетом большое декоративное панно Григорьева "Розы“ - яркие, красочные пятна в хаотическом беспорядке с невиданными лепестками и цветами. Над длинной дубовой полкой, идущей вдоль всей задней стены и уставленной фарфоровыми птицами и домашними животными, пейзажи С. Васильковского, И. Колесникова, жанр М. Латри „Именины бабушки" и несколько других холстов художников умеренного толка. Над большим обеденным столом свешивается на цепях оригинальная прямоугольная никелированная лампа. Есть еще две небольшие комнаты, также завешанные картинами, среди которых привлекают внимание "Музыкант" А. Яковлева - фантастическая фигура как бы из сказок Гофмана, - "Праздник в деревне" Б. Кустодиева, китайские фантазии Калмыкова и ряд других работ, дающих полное представление о главнейших течениях современной русской живописи.

Кроме картин, в собрании Коровина много старого русского фигурного фарфора.

Собрание Коровина представляет для любителей особый интерес; у него относительно очень мало посуды. Несколько ваз фарфорового завода. изделия Софронова, Попова, Гарднера, пожалуй, исчерпывают этот отдел, но зато по части фигурок его собрание необыкновенно богато и цельно. Все. что только представляет какой-либо интерес в этой области, у него имеется в отличных образцах. При отсутствии каталога трудно даже приблизительно определить все богатство образцов, которые находятся в замечательном собрании Коровина; многие являются униками в смысле целости и сохранности."

 

 

 

Следующий дом по левой стороне (ул. Марата, 78):

 

 

11 сентября 2022 г.

 

У дома сохранился старый классицистический фасад. В [4, №1845] этот дом датирован первой третью XIX в. Однако такая датировка явно требует уточнения. Дело в том, что на "Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [22] на этом месте не показано вообще никаких строений, даже деревянных. Значит, этот дом построен, во всяком случае, не ранее 1828 г. Я бы датировал его более осторожно - периодом с конца 1820-х до 1840-х гг. На мой взгляд, здание не отличается какими-то архитектурными достоинствами и характерно для времени упадка классицизма.

 

Во дворе сохранились довольно живописные флигели второй половины XIX - начала XX в., уходящие далеко вглубь участка. Вид из подворотни; "улица" с двухэтажными флигелями по сторонам; флигель в самом конце участка, слева:

 

 

10 марта 2023 г.

 

Следует сказать об одном недоразумении. В [1] указано, что дом перестраивался в 1895 г. про проекту М.А.Иванова. Но этим данным противоречат материалы [97]. По ссылкам представлены две стороны листа 27: генеральный план и разрешение на строительство от 18 мая 1895 г.

Во-первых, подпись на генеральном плане принадлежит вовсе не М.А.Иванову, а его однофамильцу А.Иванову (скорее всего, это какая-то мелкая работа выдающегося архитектора А.В.Иванова).

Во-вторых - в чем же состояла перестройка? Разрешение дано на "надстройку 4-го этажа на лицевом доме, обозначенном на плане двора под лит. А, и 2-х этажей на одноэтажных сараях под лит. Б, с пристройкой новой лестницы". Таким образом, лицевой дом должен был быть надстроен. По ссылке представлен лицевой фасад с показанием линии надстройки (лист 34-35); совершенно ясно видно, что предполагалось надстроить трехэтажный дом четвертым этажом. Но ведь дом и сейчас остается трехэтажным и при этом сохраняет прежнюю ампирную отделку. Значит, проект надстройки лицевого дома (кому бы он ни принадлежал) не осуществлен.

Не осуществлен и проект надстройки сараев. Здесь можно посмотреть проект фасада надстраиваемого флигеля (лист 28-30). Сравнение с левой фотографией из представленных выше показывает, что бывшие сараи действительно перестроены (а скорее, построены на прежнем месте), но по какому-то другому проекту: дом не трехэтажный, а двухэтажный, с другим расположением окон.

Я на всякий случай проверил ведомости ходатайствам о постройках в "Неделе строителя" за весь 1895 г.: не было ли какого-то другого проекта, подписанного, возможно, однофамильцем А.Иванова - и нашел только одну запись за 10-17 мая 1895 г. (1895, №21, с.114), которая соответствует именно данному проекту: № по порядку: 196; Моск. ч. 1 уч.; Николаевская ул., №78; фамилия домовладельцев: Александров; зодчие и техники: Иванов [жаль, без инициалов]; род построек: надстройка 4-го этажа на лицев. кам. доме и надстр. 2 этажей над сараями. Больше никаких записей за 1895 год нет.

Таким образом, данные [1] вдвойне ошибочны: имя архитектора указано неверно, а сам проект не осуществлен.

 

В то же время следует заметить, что какие-то работы во дворе позже все-таки велись. Уже сказано о флигеле, построенном на месте сараев. Кроме того, самый дальний флигель (см. правую фотографию) в [97] не обозначен на генеральных планах, в том числе и на самом позднем, июля 1914 г. (лист 36) - значит, он построен не ранее 1914 г.

 

 

Ул. Марата, 80 - фиксационный чертеж 1910 г. ([98], лист 21-22):

 

 

 

 

Фрагмент фотографии 1929 г. [93] (фотографию целиком см. выше):

 

 

 

Построен в 1884-1884 гг., арх. А.И.Рейнбольдт [1]. Эклектика. Довольно странный фасад - с тремя эркерами на разных уровнях. Впрочем, добротная отделка компенсировала несовершенство композиции.

 

Современная фотография:

 

 

11 сентября 2022 г.

 

Теперь фасад ободран и выглядит совсем примитивно.

 

 

 

На участке по ул. Марата, 82 никогда не было больших капитальных зданий. В 1891-1904 гг. участком владела "жена купеческого сына" А.И.Ванюкова [32, 99, 100, 101]. В 1893-1894 гг. для нее по проекту П.С.Самсонова здесь были построены службы [1]. Очевидно, именно эти службы запечатлены на фиксационных чертежах 1898 и 1910 г. ([101], листы соответственно 5-22 и 23-46); следует заметить, что здания, изображенные на чертежах 1898 г., оставались почти неизменными и в 1910 г. Что же представляли собой эти службы?

Генеральный и детальный планы, 1898 ([101], листы 5-6 и 15-19):

 

 

 

 

 

В зданиях располагались многочисленные конюшни, а в глубине участка стоял манеж при них (лит. А). Интересно, что на плане обозначены два круга - очевидно, арены для выездки лошадей (на плане 1910 г. ([101], лист 25-29) этих кругов нет).

 

Фасад манежа с примыкающими к нему с обеих сторон конюшнями, 1898 ([101], лист 7-10):

 

 

 

 

Один из корпусов конюшен (лит. F) был вытянут перпендикулярно улице и обращен на нее торцом. Продольный фасад этого корпуса ([101], лист 11-14):

 

 

 

Вход в конюшни украшен фронтоном с вазами, а над воротами установлена скульптура - лошадиная голова.

Торцовый фасад этого корпуса изображен на чертеже 1910 г. ([101], лист 31-32):

 

 

 

Этот фасад тоже украшен лошадиными головами (видимо, барельефами) и вазами. (К 1910 г. данный корпус был перепланирован ([101], лист 25-29), и на торцовой стене, которая в 1898 г. была глухой, появилась дверь. Возможно, что и украшения фасада появились уже после 1898 г.) Справа от конюшен на улицу выходил небольшой деревянный дом.

Торцовый фасад здания конюшен (к тому времени уже использовавшегося по-другому) виден на помещенной выше фотографии 1929 г. Увеличенный фрагмент фотографии:

 

 

 

К сожалению, изображение нечеткое, и трудно понять, сохранялись ли к этому времени скульптурные изображения лошадиных голов.

 

Ванюковы владели участком до 1909 г., когда владельцем стал купец В.И.Иванов. Возможно, в связи с этим изменился статус манежа, который теперь стал публичным. (В издании "Весь Петербург" - "Весь Петроград" [32] он указан в разделе "Манежи" в каждом выпуске с 1910 по 1917 год.) Манежем до 1914 г. руководили Л.Г.Кон и В.Г.Довгопольский. В 1914 г. Довгопольский отделился и организовал собственный манеж (на Галерной ул., 38), а Кон до 1917 г. по-прежнему работал в манеже на Николаевской улице; с 1914 г. он был и казначеем общества любителей верхового спорта. [32]

 

Увидеть, как манеж выглядел внутри, можно на фотографии ателье Буллы 1914 г. [102а] (аннотация: Всадники и всадницы в костюмах различных эпох и народностей; тема: Манеж Л.Г.Кона и В.Г.Довгопольского (Николаевская, 82); имеются еще три аналогичные фотографии [102б-г]):

 

 

 

 

В.И.Иванов оставался владельцем участка до 1916 г., когда участок купило Акционерное общество словолитни "О.И.Леман" [32]. До этого словолитне принадлежал соседний участок по Звенигородской ул., 20. Видимо, словолитня собиралась построить здесь новые производственные корпуса. Но не успела: вскоре произошла революция. Больше того: даже тогда, когда словолитня уже владела участком, манеж Кона по прежнему продолжал действовать (см. [32], выпуск на 1917 г.).

Впрочем, в советское время здесь все же располагались разные предприятия; старые корпуса конюшен и манежа, очевидно, были перестроены. Предприятие находится здесь и в наше время, причем в конце XX - начале XXI в. произошла или новая перестройка, или строительство новых корпусов на месте прежних. Современная фотография:

 

 

11 сентября 2022 г.

 

 

Примечание. В наше время с одного сайта на другой гуляет неверное изложение истории этого участка: утверждается, что здесь до 1917 г. были производственные корпуса словолитни "А.О.Леман" (а о конюшнях и манеже не упоминается ни единым словом). Могу предположить (судя по ссылке на сайте Citywalls [103а]), что источник ошибочной информации - краеведческая книга [103б]. Впрочем, сам я эту книгу не читал.

 

 

 

Первая редакция 27 февраля 2023 г.

Последнее обновление 30 июля 2023 г.

 

 

 

 

Оглавление

 

Предыдущая       Следующая

  

Главная страница

 

 

 

 

© Прохоров С.О.