ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ПЛОЩАДЬ (продолжение)

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3

Предыдущая       Следующая

 

Литература 

 

Главная страница

 

 

Мы рассмотрели стоящий посередине площади Спасо-Преображенский собор. На этой и следующей страницах рассматриваются дома, расположенные по сторонам площади.

По западной стороне проходит конечная часть Басковой улицы, ныне ул. Короленко. В этом месте к площади подходит Пантелеймоновская улица, ныне улица Пестеля. На левый угол выходит большой жилой дом - бывший доходный дом А.Д.Мурузи (ул. Короленко, 14 - ул. Пестеля, 27 - Литейный пр., 24). Фасад по Басковой улице и вид с угла Басковой и Пантелеймоновской улиц:

 

 

15 апреля 2021 г. 16 января 2021 г.

 

Этот эффектный "мавританский" дом (1874 - 1876 гг., арх. А.К.Серебряков, при участии П.И.Шестова и Н.В.Султанова) рассмотрен в разделе "Литейный проспект", где есть в том числе и правая фотография.

 

На противоположной стороне улицы Пестеля находится школьное здание (ул. Пестеля, 16Б):

 

 

15 апреля 2021 г.

 

Школа построена в 1936 г., арх. Н.Ф.Хомутецкий [11]. На мой взгляд, бледная, невыразительная работа. (Хомутецкий более известен  исследованиями по истории архитектуры.)

 

 

По северной стороне площади проходит начало Манежного переулка.

 

Дом по Манежному пер., 2 сформировался в несколько этапов, и в результате получилось красивое, эффектное здание. Увы, оно грубо искажено в советское время.

Самая старая часть дома показана на "Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [12]:

 

 

 

К этому времени существовал каменный дом, занимавший левую половину участка. Фасад этого дома изображен на чертеже 1835 г. ([13], лист 1-4):

 

 

 

Старый дом на генеральном плане сплошь закрашен. Его фасад - средний из трех здесь изображенных (с фронтоном). Это был красивый дом в стиле классицизма.

В 1835 г. жена действительного статского советника Дирина предприняла строительство на участке новых флигелей - проект показан на том же чертеже. Справа  к старому дому пристраивается еще один, заполняющий всё свободное пространство по красной линии (№1).

Предусматривается также строительство надворных флигелей (№№2, 3 и 4).

Справа внизу написано: "Постройка вновь каменных строений городскими правилами не воспрещается. 25-го апреля 1835 г. Начальник чертежной Габерцеттель".

Подпись начальника чертежной Габерцеттеля (не путать с Ф.И.Габерцеттелем, родившимся в 1832 г.!) часто встречается на чертежах 1830-х гг. Но здесь его подпись повторена на чертеже еще раз - уже в другом качестве. В левом нижнем углу написано: "Подп. Габерцеттель". Такая подпись свидетельствует о том, что в данном случае Габерцеттель был и автором проекта. (Вообще-то интересная ситуация: автор сам же выдает себе разрешение на строительство.)

Однако вскоре Габерцеттель переработал свой проект. Новый чертеж лицевого фасада, также подписанный (дважды) Габерцеттелем, датированный 26 июня 1835 г. ([13], лист 5-8):

 

 

 

 

Еще раз крупнее - отдельно фасад:

 

 

 

Теперь фасад нового здания повторяет фасад старого дома. Этот проект и был осуществлен.

 

В 1878-1879 гг. [3, 13] дом был перестроен для жены потомственного почетного гражданина Ш.Э.Латкиной по проекту И.И.Буланова. По ссылкам представлены генеральный план с подписью И.Буланова и разрешение на "надстройку 3-го этажа над существующим каменным 2-хэтажным лицевым домом, означенным на плане лит. А, и в связи с ним над надворными флигелями Б и С" от 24 июня 1878 г. ([13], две стороны листа 32).

Фасад ([13], лист 33-35):

 

 

 

Фасад получил новую отделку в формах эклектики. В то же время сохранилась особенность свойственная прежнему фасаду - он состоит из двух одинаковых частей. (Заметим, однако, что внутренняя планировка этих двух частей различна, что видно на генеральном плане.)

 

В 1897 г. дом еще раз надстроен для той же владелицы по проекту В.Р.Курзанова. По ссылкам представлены генеральный план с подписью архитектора и разрешение на строительство от 10 января 1897 г. ([13], две стороны листа 55).

Фасад ([13], лист 60-62):

 

 

 

Фотография 1898 г. [14]:

 

 

 

Фасад, по прежнему состоящий из двух одинаковых частей, теперь украшен двумя шатрами. Дом стал выглядеть весьма эффектно.

В.Р.Курзанов - талантливый архитектор, сначала работавший вместе с А.Ф.Красовским, а затем самостоятельно построивший в Петербурге несколько красивых домов в стиле эклектики. Надстройка дома на площади у Спасо-Преображенского собора вполне достойно представляет творчество этого мастера.

 

Современная фотография:

 

 

15 апреля 2021 г.

 

(Две последние фотографии - старая и современная - помещены также на другой странице.)

Увы, в советское время шатры были уничтожены, облик здания испорчен.

 

 

Следующий отрезок Манежного переулка изогнут и следует северной границе ограды Спасо-Преображенского собора. Он появился, вероятно, только в середине XIX в. (на приведенном выше плане 1828 г. переулка в этом месте еще нет).

Сюда (Преображенская пл., 4) выходил служебный флигель (конюшни) офицерских казарм жандармского дивизиона (1858-1860, арх. Р.Б.Бернгард [3, 15]; главное здание находится с противоположной стороны участка, на Кирочной ул., 5). Фасад, чертеж Р.Б.Бернгарда ([15], лист 8-11):

 

 

 

 

Фотография В.Т.Лаптева, 1958 г. [16]:

 

 

 

 

В 2003-2004 гг. на этом месте построено здание генерального консульства Финляндии:

 

 

15 апреля 2021 г.

 

(Эта фотография помещена также на другой странице.)

Нижняя часть фасада повторяет в общих чертах прежний фасад Бернгарда. О новом здании существуют разные мнения. Мне все же кажется, что оно не испортило это место.

 

 

К северо-восточному углу Преображенской площади подходит Церковный переулок, ныне переулок Радищева. Он пересекает Манежный переулок и продолжается по восточной стороне площади.

Дом в северо-восточном углу площади (Манежный пер., 6 - пер. Радищева, 2):

 

 

15 апреля 2021 г.

 

(Эта фотография помещена также на другой странице.)

Этот доходный дом построен в 1859-1861 гг., арх. А.Ф.Занфтлебен [3]. Возможно, что фасады ободраны. В существующем виде дом малоинтересен.

 

 

На участке, расположенном другом углу Манежного и Церковного переулков (Манежный пер., 1 - пер. Радищева, 4), находятся три разновременных постройки.

Изображение участка на "Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [12]:

 

 

 

В 1828 г. на участке был только один каменный дом, расположенный на углу. Вот этот дом - самый старый на участке:

 

 

15 апреля 2021 г.

 

(Перавя фотография помещена также на другой странице.)

Скромный рядовой дом эпохи классицизма, не выделяющийся высокими достоинствами, но по-своему живописный.

 

В 1838 г. слева по Манежному (в то время 1-му Спасскому) переулку к этому дому был пристроен еще один для статского советника П.Часовникова по проекту архитектора З.Ф.Краснопевкова. Фасады и генеральный план ([17], лист 1-4):

 

 

 

 

Современная фотография:

 

 

15 апреля 2021 г.

 

(Фотография помещена также на другой странице.)

 

Для сравнения - фиксационные чертежи обоих домов 1883 г. -  фасады по Манежному переулку, по Церковному переулку (Преображенской площади) и надворный фасад ([18], листы 15, 16 и 17):

 

 

 

Лицевые фасады обоих домов и надворный фасад углового дома хорошо сохранились. Что же касается надворного фасада дома 1838 г., то там теперь нет ни пристройки, ни галереи, и рустовка на нижнем этаже исчезла.

 

В 1906 г. для совладельцев гг. Гершельман был построен по проекту А.П.Соскова новый флигель, выходящий торцовым фасадом на Преображенскую площадь и вытянутый вглубь двора параллельно Манежному переулку. Местоположение флигеля обозначено на генеральном плане ([17], лист 19; флигель выделен темной краской):

 

 

 

 

Проект лицевого (торцового) фасада ([17], лист 20):

 

 

 

А.П.Сосков начал работать в конце XIX в. и был представителем эклектики. Данный проект он выполнил в привычных ему формах. Однако к 1906 г. такая архитектура была уже анахронизмом. На чертеже слегка намечена от руки другая отделка - та, которая и была осуществлена при строительстве. Фиксационный чертеж 1907 г. ([18], лист 22):

 

 

 

Такой фасад более или менее близок к начинавшей распространение неоклассике.

Современная фотография:

 

 

15 апреля 2021 г.

 

Теперь еще и изменено оформление первого этажа, и здание окончательно приобрело вид некоей стилизации под классицизм. Когда именно произошло это изменение, мне неизвестно.

 

Вид на два дома из сквера в ограде Спасо-Преображенского собора:

 

 

15 апреля 2021 г.

 

 

Справа от этой группы домов стоит дом на углу Спасской улицы, ныне ул. Рылеева (ул. Рылеева, 2 - пер. Радищева, 6 - Преображенская пл., 6):

 

 

15 апреля 2021 г.

 

(Фотография помещена также на другой странице.)

Эклектика. Этот большой дом строился в несколько этапов.

В 1852 г. для жены надворного советника Е.П.Дементьевой по проекту К.Е.Егорова на месте одного из деревянных строений, стоявших на участке, был построен каменный трехэтажный доходный дом. Он располагался в части участка отдаленной от Преображенской площади (правые восемь осей по фасаду по Спасской улице) ([19], листы 1-7).

В 1870 г. для той же владелицы дом был существенно расширен и приобрел нынешние размеры; автор проекта расширения - П.П.Меркулов ([19], листы 8-22). Фасады по площади и по Спасской улице с показанием линии пристройки ([19], листы 12-13 и 20-22):

 

 

 

 

В 1898 г. [21] дом стал принадлежать четырем совладельцам, однирм из которых был архитектор Н.В.Дмитриев. В этом же году Н.В.Дмитриев составил проект надстройки дома на два этажа ([19], листы 23-45). При строительстве фасады получили оформление, несколько отличающиеся от проекта. Фасад, обращенный на площадь - фиксационный чертеж 1898 г. ([20], лист 13-14):

 

 

 

Сравнение с современной фотографией показывает, что фасад хорошо сохранился. Нет только лепных украшений в двух сандриках над окнами третьего этажа; но, возможно, их никогда и не было? (Следует заметить, что генеральный план в [20] подписан самим же Н.В.Дмитриевым.)

В целом Н.В.Дмитриев (не путать с А.И.Дмитриевым!) - талантливый мастер, построивший в Петербурге несколько красивых зданий. Однако данный дом я никоим образом не могу отнести к его лучшим работам. По-моему, и после надстройки дом остался таким же скучным, как и раньше.

 

 

Продолжение на следующей странице.

 

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.