ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ЛИТЕЙНЫЙ ПРОСПЕКТ (продолжение)

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Мы подошли к перекрестку с Пантелеймоновской улицей, ныне ул. Пестеля.

Очень красивы виды этой улицы в обе стороны. Вид вправо от Литейного проспекта:

 

 

16 января 2021 г.

 

(Эта фотография помещена также на следующей странице.)

Перспективу улицы замыкает изящный силуэт церкви св. Пантелеимона - памятника архитектуры раннего барокко (1735 - 1739, приписывается И.К.Коробову).

 

Вид влево от Литейного проспекта:

 

 

16 января 2021 г.

 

Улица оканчивается совсем близко, и в эту сторону ее перспективу тоже замыкает храм - ампирный Спасо-Преображенский собор (1827 - 1829, арх. В.П.Стасов [3]).

 

На дальнем левом углу находится примечательное здание - яркое произведение архитектуры эклектики (Литейный пр., 24/27; третьим фасадом выходит на ул. Короленко, 14). Виды с Литейного проспекта:

 

 

16 января 2021 г.

 

Вид с угла улиц Пестеля и Короленко (бывших Пантелеймоновской и Басковой):

 

 

16 января 2021 г.

 

Это знаменитый в наше время дом Мурузи. Сведения об истории этого дома, связанного с именами Д.С.Мережковского, З.Н.Гиппиус, Н.С.Гумилева, И.А.Бродского и других поэтов, легко найти в литературе и в интернете, и здесь я не буду на них останавливаться. Скажу только о его архитектуре.

Этот доходный дом построен в 1874 - 1876 гг. по проекту А.К.Серебрякова, при участии молодых архитекторов П.И.Шестова и Н.В.Султанова [1]. Владельцем дома был князь А.Д.Мурузи - грек, выходец из Турции, и, видимо, с этим связан выбор исторического стиля - ближневосточной, "мавританской" архитектуры. Такой выбор был необычным для Петербурга того времени, это был первый в Петербурге доходный дом с "мавританскими" фасадами, он получил шумную известность и вызвал некоторые подражания (одно из них - расположенный на том же перекрестке, наискосок дом по Литейному пр., 21/14, который рассмотрен на следующей странице).

На втором этаже находилась большая квартира хозяина дома, помещения которой тоже были оформлены в "мавританском стиле". Вход на лестницу, ведущую в эту квартиру - правая  дверь на фасаде по Литейному проспекту. В советское время (по меньшей мере, до 1970-х гг.) вход в эту парадную был открыт, а на первом этаже стояли телефоны-автоматы. Можно было беспрепятственно войти в вестибюль с "восточной" отделкой, а также пройти дальше вглубь и полюбоваться лестницей с резными мраморными перилами, а на втором этаже - аркадой с тонкими мраморными колонками, и ярко раскрашенными сводами со сталактитами. Увы, теперь пройти туда проблематично. Впрочем, в интернете можно увидеть современные фотографии и этой лестницы, и некоторых других интерьеров, уцелевших в коммунальных квартирах.

Дом Мурузи, пожалуй, остался лучшей работой А.К.Серебрякова.

 

 

Продолжим знакомство с домами по левой стороне.

На участке по Литейному пр., 26 (на углу Артиллерийского пер., 2, с третьим фасадом по ул. Короленко, 12) стояло здание казарм Лейб-гвардии 1-й Артиллерийской бригады. Вид с Литейного проспекта, фотография ателье Буллы, 1908-1914 ([33], воспроизводится по [17д]):

 

 

 

История строительства мне, к сожалению, неизвестна. Судя по архитектуре, здание было построено в середине - второй половине XIX в.

В советское время здание было надстроено на два этажа и приспособлено под жилой дом. При этом оно получило новый фасад - еще более казенный, чем раньше.

В начале XXI в. здание было снесено, а на его месте в 2010 - 2012 гг. построен новодел - многофункциональный комплекс с торгово-офисными помещениями "Преображенский" (арх. С.В.Савин, Е.Е.Вяльцева) [34]. Фасад по Литейному проспекту повторяет прежний:

 

 

16 января 2021 г.

 

 

Существенно интереснее дом на другом углу Артиллерийского переулка (Литейный пр., 28/1).

Существующее здание перестроено из дома первой половины XIX в. Фасад, чертеж 1838 г. ([72], фрагмент листа 1-1в):

 

 

 

Здесь представлен лист целиком ("Фасад [...] по дому графини Васильчиковой"). Мне неизвестно, является ли данный чертеж проектным или фиксационным. На чертеже стоит не очень понятная подпись: Д.Клименов (?). Кто это - архитектор?

Боковой фасад, обращенный в Артиллерийский переулок, чертеж 1861 г. ([72], лист 4-6):

 

 

 

Здесь архитектурное оформление получил только правый край фасада рядом с Литейным проспектом, а основная часть носит утилитарный характер.

Как бы то ни было, главный фасад, обращенный на Литейный проспект, представлял собой красивое, мощное произведение ампира. Насколько мне известно, существует версия об авторстве В.П.Стасова - не знаю, насколько обоснованная.

Придется остановиться еще на одной версии, опубликованной В.Г.Исаченко в [73], а затем повторенной им в [7, с. 88]: дом построен в 1838 г. по проекту А.К.Кавоса. В [72] имя Кавоса встречается только на одном чертеже (лист 2-2в), озаглавленном "Фасад новому флигелю, предполагаемому пристроить к старому флигелю, назначенному на генеральном плане под литер. Б, по дому графини Татьяны Васильевны Васильчиковой" (чертеж см. здесь). Чертеж датирован 11 апреля 1838 г. В левом нижнем углу написано: "Подлинн. подписан Архитектор А.Кавос". На генеральном плане литерой Б обозначен флигель, расположенный в дальнем конце двора (справа наверху). Впрочем, неизвестно, был ли и этот флигель построен именно по проекту Кавоса: имеется чертеж без подписи архитектора (лист 7-10), датированный 2 июня 1838 г.: "Фасад предполагаемому новому флигелю с изменением против утвержденного [...]". Но если автором нового проекта флигеля и был сам же Кавос - все равно утверждать, что по его проекту построено и всё здание, опрометчиво.

 

В 1877 г. посередине двора был построен четырехэтажный флигель по проекту Е.С.Воротилова ([72], листы 32-40).

 

 

В 1903 г. здание капитально перестроено для графини М.Д.Нирод под магазин и кустарный склад по проекту С.С.Козлова ([72], листы 46-69; см. также [1], [35]):

 

 

16 января 2021 г.

 

Переходная архитектура от рационалистического течения эклектики к рационалистическому модерну, довольно элегантный фасад.

 

 

История строительства следующего дома (Литейный пр., 30) отражена в [74].

Два боковых крыла вместе с примыкающими к ним надворными флигелями (первоначально двухэтажные) были построены не позже начала 1820-х гг. 21 июня 1822 г. был утвержден проект, по которому между ними, посередине, на красной линии был построен более высокий, трехэтажный флигель. (Был также перестроен дом, выходящий в противоположную сторону, на Баскову улицу (ул. Короленко); мы его здесь не рассматриваем.) На листе с утверждением проекта ([74], лист 13-16) написано: "Подпис. арх. Бернаскони". Таким образом, известно имя автора проекта. Владелицей дома в это время была Тишина, дочь артиллерии полковника.

Фасад (фрагмент названного листа):

 

 

 

 

В 1836 г. боковые крылья были также надстроены до трех этажей. Перестройка выполнена для А.А.Ростовцовой. Фасад ([74], фрагмент листа 1-4):

 

 

 

(Здесь представлен лист целиком.)

 

Этот дом виден на фрагменте фотографии П.А.Оцупа 1917 г. [17e]:

 

 

 

(Фотографию целиком (манифестация на Литейном проспекте) можно посмотреть здесь.)

 

 

В советское время дом надстроен на два этажа, с некоторым изменением декора нижних этажей в центральной части:

 

 

16 января 2021 г.

 

Прежний суховатый, но вполне благородный ампир сменился смертельной скукой...

 

 

Историю строительства дома по Литейному пр., 32 можно хотя бы частично проследить по [75].

Так же, как и соседний участок по Литейному пр., 32, этот участок выходит противоположной стороной на Баскову улицу (ныне ул., Короленко, 6). И каменная застройка началась именно с той стороны. В 1848 г. для каретного мастере Г.К.Юргенса со стороны Басковой улицы был построен трехэтажный каменный дом. ([75], листы 1-8; на части чертежей стоит подпись архитектора А.Х.Пеля. По ссылкам представлены генеральный план (лист 5-6) и фасад по Басковой улице (лист 4).)

И только в 1857 г. был построен дом на Литейном проспекте. Автор проекта - Э.Г.Юргенс (вероятно, сын домовладельца). Фасад по Литейному проспекту ([75], лист 25-27):

 

 

 

Одобрен 7-го мая 1857 года, Высочайше утвержден 23-го мая 1857 года. По ссылкам можно посмотреть генеральный план ([75], лист 9) и разрешение на строительство от 1 июня 1857 г. (обратная сторона того же листа).

Ранняя эклектика. Суховатая, несколько упрощенная архитектура.

 

О том, что фасад действительно выглядел так, свидетельствует, например чертеж 1862 г. (проект устройства новой двери и обращения другой двери в окно, также выполненный Э.Г.Юргенсом - [75], лист 16-17).

Однако сейчас фасад выглядит совершенно по-другому:

 

 

 

16 января 2021 г.

 

Когда же был изменен фасад (а может быть, и вообще перестроен дом)? На приведенном выше фрагменте фотографии 1917 г. видна часть фасада этого дома, и она выглядит уже так, как сейчас. В то же время в деле [75], оканчивающемся 1890 годом, никаких данных о переделке нет.

Нынешний фасад стилизован под ампир 1820 - 1830-х гг. Вероятно, он переделан в начале XX в., когда ампир вошел в моду и в городе появлялись подобные стилизации. Если это так, то, на мой взгляд, это далеко не лучшая работа такого рода.

(Я должен сказать, что в [1] допущены ошибки в указании истории строительства этого дома.

Во-первых, имеется противоречие: в одном месте книги дом датируется 1857 - 1858 гг. и приписывается Э.Г.Юргенсу, а в другом датируется 1847 - 1848 гг. и приписывается А.Х.Пелю. На самом деле, как мы видели, правильны только первые данные, а Пель участвовал в строительстве другого дома - того, который обращен на ул. Короленко, 6.

Во-вторых, не отражен тот факт, что фасад дома изменен.)

 

 

Литейный пр., 34:

 

 

16 января 2021 г.

 

Собственный доходный дом архитектора А.Х.Пеля, 1840 [1]. Красивый ампирный фасад с весьма изящными деталями. Фасад украшают эркеры - деталь, вошедшая в моду в 1930-х гг. Скорее всего, дом надстроен на один этаж.

 

 

Следующий дом расположен на углу ул. Некрасова - бывшей Бассейной (Литейный пр., 36/2):

 

 

16 января 2021 г.

 

Этот дом широко известен благодаря той роли, которую он сыграл в культурной жизни XIX в. Здесь жил Н.А.Некрасов (с 1946 г. открыт его музей-квартира), помещалась редакция "Современника", а затем "Отечественных записок." Кроме того, здесь же жили в разное время еще и другие выдающиеся личности - хирург Н.И.Пирогов, певец Н.Н.Фигнер...

С другой стороны, дом весьма интересен и по архитектуре, это очень неплохое произведение классицизма конца XVIII - первой половины XIX в.

 

 

Дом на другом углу Бассейной улицы (Литейный пр., 38 - ул. Некрасова, 1) имеет долгую строительную историю [76,77].

В 1835 г. на углу был построен доходный дом для дочерей действительного тайного советника Болотниковых. Фасады по Литейному проспекту и  по Бассейной улице ([76], фрагменты листа 17-20):

 

 

 

 

 

Суховатые фасады имели характерные формы приходящего в упадок классицизма. По ссылкам можно посмотреть лист целиком, а также генеральный план ([76], лист 13-16). Участок вытянулся далеко вдоль Бассейной улицы, и фасад по ней занимал только около трети всей его длины - дальше стояли деревянные строения.

 

В 1875 г., когда участком владел купец В.Г.Ананьев, на Бассейной улице рядом с прежним домом быо построен еще один, примерно такой же длины, по проекту Ю.О.Дютеля. Здесь представлен генеральный план с подписью Ю.О.Дютеля ([76], лист 33-34). Фасад ([76], лист 47-50):

 

 

 

В 1904 г. [21] владельцем стал поручик запаса гвардейской кавалерии С.В.Шишкин, развернувший здесь новое большое строительство. Расширять дома было уже некуда, и их увеличение велось путем надстройки. Работы выполнял гражданский инженер В.В.Гейне.

Сначала были надстроены до шести этажей угловой дом и примыкающий к нему надворный флигель - угловой дом на три этажа, а надворный флигель на четыре! По ссылкам представлены генеральный план, подписанный В.В.Гейне ([76], лист 89), и разрешение на строительство от 20 апреля 1904 г. - начало (обратная сторона того же листа) и конец на отдельной странице ([76], лист 88). Выдержка из текста разрешения:

"[...] надстройку каменных четвертого, пятого и шестого этажей на каменном лицевом доме, показанном на плане двора под лит. А, с капитальным переустройством надстраиваемых этажей, со сломкою капитальных внутренних стен и с устройством новой каменной лестничной клетки с несгораемым перекрытием; надстройку каменных четвертого, пятого и шестого этажей на каменном надворном флигеле [вероятно, описка – должно быть "лицевом доме"? - С.П.] лит. Б, с капитальным переустройством надстраиваемых этажей, со сломкою внутренних и наружных капитальных стен и с возведением новых таковых же стен, с уничтожением существующих лестниц и с устройством новых в каменных клетках, с несгораемыми перекрытиями, надстройку каменных третьего, четвертого, пятого и шестого этажей на каменном надворном флигеле лит. В, с капитальным переустройством надстраиваемых этажей со сломкою существующей лестницы […] дозволить […] с тем, 1) чтобы ответственность за прочность всех надстраиваемых стен и их фундаментов лежала исключительно на гражданском инженере В.В.Гейне, обязавшемся в том перед Городскою Управою подпискою, данною им 16-го апреля сего года […]"

При этой капитальной перестройке были полностью изменены лицевые фасады углового дома - теперь они выполнены в стиле эклектики. Фасады по Бассейной улице и по Литейному проспекту ([76], листы 113-116 и 111-112):

 

 

 

 

Вслед за этим Гейне составил проект, по которому должны были быть надстроены до шести этажей дома, расположенные дальше от Литейного проспекта - четырехэтажный лицевой дом, построенный в 1875 г. (с полным изменением лицевого фасада), и одноэтажный (!) надворный флигель ([76], листы 117-143; проект утвержден 6 октября 1904 г.). Однако осуществление этого нового замысла затянулось: на чертежах 1908 г. ([76], листы 155-158) лицевой дом 1875 года постройки показан еще четырехэтажным (хотя вскоре он все-таки был надстроен, см. далее).

В  1906 - 1914 гг. В.В.Гейне выполнил проекты некоторых переделок, которые, видимо, большей частью остались не осуществлены ([76], листы 144-163).

 

Интересны фиксационные чертежи 1909 г. - фасады по Бассейной улице и по Литейному проспекту ([77], листы 35-41 и 42-43):

 

 

 

Реально осуществленные фасады не во всем соответствуют проектам. По краям фасада по Литейному проспекту и у правого края фасада по Бассейной улице вместо строенных окон сделаны сдвоенные. Левый корпус по Бассейной улице надстроен (очевидно, незадолго до того, как сделаны эти чертежи - не ранее 1908 г., см. чуть раньше), но при этом сохранена прежняя отделка нижних четырех этажей. Кроме того, на фасаде части, надстроенной в 1904 г., по Бассейной улице  виден скачок в уровне окон примерно посередине фасада, не предусматривавшийся в проекте; причина его появления мне неизвестна, вероятно, были какие-то технические трудности.

 

Современный вид здания:

 

 

16 января 2021 г.

 

Дом выглядит так же, как на чертежах 1909 г.

 

 

 

Литейный пр., 40:

 

 

16 января 2021 г.

 

Дом Вагница, 1841, арх. К.Ф.Леман [4, №1815]. Суховатый фасад в духе выродившегося, пришедшего в упадок классицизма был бы совсем скучным, если бы не эркер посередине.

Впрочем, в этом доме есть еще одна интересная особенность, которая, однако, теперь оказалась скрыта от глаз прохожих.

Дальний дворовый фасад, расположенный параллельно проспекту, украшен на втором этаже небольшим четырехколонным портиком, обрамляющим окно. К сожалению, я в свое время не сделал фотографию этого фасада; воспользуюсь любительскорй фотографией, выложенной в интернете (1990, В.И.Петрукович) [17ж]:

 

 

 

До недавнего времени этот портик был виден со стороны проспекта сквозь ворота, и он придавал дому своеобразную выразительность. Интересно, что при взгляде с обеих сторон проспекта портик был одинаково хорошо виден.

Увы, теперь (примерно во второй половине 2010-х гг.) створки ворот сделаны сплошными. Портик не виден, дом стал выглядеть хуже.

 

 

Следующий дом (Литейный пр., 42) - один из самых интересных на Литейном проспекте:

 

 

16 января 2021 г.

 

Это особняк княгини З.И.Юсуповой (во втором браке Шово), построенный в 1852 - 1858 гг. по проекту архитектора Л.Л.Бонштедта [1]. Это одно из лучших произведений эклектики в Петербурге, отличающееся и необыкновенной роскошью, и в то же время прекрасным вкусом.

Обращает на себя внимание великолепный фасад в духе необарокко, украшенный многочисленными скульптурами. Фасад облицован естественным камнем, что было редкостью для Петербурга того времени с его преимущественно штукатурными фасадами.

Еще замечательнее интерьеры и внутренние дворы. Покажу старые акварели (репродукции взяты с сайта [37]) и старые фотографии, где особняк виден еще в неповрежденном состоянии.

Парадная лестница, акварель В.С.Садовникова, конец 1850 - 1860-е:

 

 

 

 

Бальный зал, акварель В.С.Садовникова, конец 1850 - 1860-е:

 

 

 

 

Парадная столовая, фотография, 1860-е [36в]:

 

 

 

 

Малахитовая гостиная, акварель В.С.Садовникова, конец 1850 - 1860-е:

 

 

 

 

Парадная (Золотая) гостиная, фотография, вторая половина XIX в. [36а]:

 

 

 

 

Библиотека, акварель В.С.Садовникова, конец 1850 - 1860-е, и фотография, вторая половина XIX в. [36б]:

 

 

 

 

Кабинет, акварель:

 

 

 

 

Домовая церковь, акварель В.С.Садовникова (?):

 

 

 

 

Спальня, акварель В.С.Садовникова, конец 1850 - 1860-е:

 

 

 

 

Со двора к зданию примыкал зимний сад. Фотография, вторая половина XIX в. [36г]:

 

 

 

Это великолепное сооружение из металла и стекла не сохранилось.

На переднем плане фотографии виден внутренний двор. Вот его фотография в обратную сторону, от зимнего сада, вторая половина XIX в. [36д]:

 

 

 

Внутренний двор был разделен на две части - очевидно, парадную и служебную. Обе части образовывали некое подобие прекрасной улицы с барочными фасадами.

 

 

Один из боковых фасадов внутреннего двора, акварель В.С.Садовникова, конец 1850 - 1860-е гг.:

 

 

 

 

С 1949 г. здание стало использоваться как центральный лекторий общества "Знание". Многие интерьеры доступны для осмотра. Но, к сожалению, не всё сохранилось, а из сохранившегося не всё поддерживается в надлежащем состоянии.

Как уже сказано, исчез зимний сад. Внутренние дворы труднодоступны. Помню, однажды, много лет назад мне все же удалось полулегально посмотреть их, и я с большим огорчением увидел, что дворы хотя и сохранились, но крайне запущены. Вряд ли положение изменилось к настоящему времени...

 

 

Вторая редакция 1 марта 2021 г.

Обновление 2 марта 2021 г.

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

 

© Прохоров С.О.