ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

СЕРГИЕВСКАЯ УЛИЦА

Улица Чайковского

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Следующие четыре страницы посвящены участку между Литейным и Воскресенским (Чернышевского) проспектами. На первых двух страницах - этой и следующей - представлены фотографии домов на левой стороне улицы.

 

 

Ул. Чайковского, 16:

 

 

21 апреля 2013 г.

 

Этот доходный дом построен в 1879 г., арх. Э.Г.Юргенс. Неплохое здание в духе эклектики.

 

 

Далее следуют еще три рядовых доходных дома времени эклектики, тоже неплохой архитектуры.

 

Ул. Чайковского, 18:

 

 

21 апреля 2013 г.

 

1876 - 1877, арх. И.И.Шапошников.

 

 

Следующие два дома имеют один и тот же адрес: ул. Чайковского, 20.

Левый корпус:

 

 

21 апреля 2013 г.

 

Доходный дом Н.В.Оболенской. 1875, арх. В.А.Кенель. Самая известная (и, пожалуй, лучшая) постройка этого архитектора - цирк Чинизелли на Фонтанке.

 

Правый корпус:

 

 

21 апреля 2013 г.

 

1844, арх. Я.И.Реймерс. Фасад, пожалуй, чрезмерно сухой.

 

 

Ул. Чайковского, 22:

 

 16 сентября 2007 г.

 

История этого дома мне неизвестна. Об одном могу сказать уверенно (вопреки сведениям, которые можно найти в интернете): существующий фасад относится к 1930 - 1950-м годам - во всяком случае, верхние два этажа.

 

 

Следующее здание (ул. Чайковского, 24) гораздо интереснее по архитектуре:

 

 

21 апреля 2013 г.

 

16 сентября 2007 г.

 

Это доходный дом О.В.Серебряковой, построенный в 1900 г. по проекту Б.И.Гиршовича - талантливого петербургского архитектора конца XIX - начала XX века. (На Сергиевской улице он построил еще два здания, рассмотренные на других страницах, - дома 38 и 61.) Это красивое произведение необарокко, конечно, еще принадлежит эклектике, но в относительной строгости, в изысканном декоре чувствуется некоторое влияние модерна (хотя бы и слабое).

 

Во дворе обращает на себя внимание оформление входа в подъезд:

 

 

21 апреля 2013 г.

 

 

Следующий дом (ул. Чайковского, 26):

 

 

21 апреля 2013 г.

 

Доходный дом построен в 1873 - 1874 гг. архитектором В.И.Серковым для военного педагога и историка В.А.Абазы [1; 13,№2149]. Это очень неплохая работа в духе эклектики.

Вот две фотографии аттика - до и после реставрации:

 

 

16 сентября 2007 г. 21 апреля 2013 г.

 

В лепных украшениях аттика есть необычная деталь - голова оленя. Причина появления здесь этой детали мне неизвестна. Это, во всяком случае, не герб владельца: в гербе рода Абаза есть голова зубра, пронзенного мечом, а не оленя; я проверил и гербы других владельцев дома, перечисленных в [19] (гербы легко найти в интернете), но ни в одном из гербов нет головы оленя. Может быть, В.А.Абаза или кто-то из следующих владельцев дома был любителем охоты?

 

 

Продолжение левой стороны улицы:

 

 

24 ноября 2007 г.

 

Это, пожалуй, наиболее интересная часть всей Сергиевской улицы. На фотографии видны дома 28, 30, 32, 34, 36. Каждый из этих домов (а также следующий - дом 38/9 на углу пр. Чернышевского) представляет собой незаурядное произведение архитектуры эклектики.

На этой странице мы рассмотрим только первый из этих домов. Фотографии домов с 30 по 36 представлены на следующей странице, а фотографии дома 38/9 - на странице 8.

 

 

Итак, ул. Чайковского, 28:

 

 

21 апреля 2013 г.

 

Это бывший особняк А.Ф.Кельха.Здание было построено в основном в 1896 - 1897 гг. Авторами проекта называют В.И.Чагина и В.И.Шёне - замечательных мастеров архитектуры рубежа XIX и XX веков, часто работавших вдвоем. Это, видимо, последняя их работа в духе эклектики; уже в следующем, 1898 году они стали работать в стиле модерн (одними из первых в Петербурге).

Фасад, облицованный светлым камнем, выглядит очень изысканно.

Следует сказать, что история строительства этого здания не вполне ясна. Хотя на фасаде и написаны даты 1896 - 1897 (на скошенных гранях эркера в центре фасада; на представленных здесь уменьшенных изображениях их трудно увидеть), но имеются данные о том, что строительство было окончательно завершено только в 1903 году - возможно, по проекту, переработанному другим выдающимся мастером - К.К.Шмидтом (см. [4], с. 690, 691, автор статьи И.Г.Калужинская). Неясность еще увеличивается, если учесть, что и Шмидт уже с 1899 года работал в стиле модерн.

Но кто бы ни был автором, здание прекрасно.

(Замечу, что Г.В.Барановский в своей архитектурной энциклопедии [25] (том IV, 3-й отдел, с. 78, а также различные фотографии в томе VI, см. далее) авторами этого здания называет только В.И.Чагина и В.И.Шёне.)

 

 

Следует сказать и об интерьерах, в которые нет широкого доступа. (В советское время в здании размещался райком КПСС, а теперь - "Дом юриста". Однажды я все-таки вошел в это здание. Вахтер тут же попросил меня выйти - но я все же успел увидеть фантастической красоты парадную лестницу.)

 

Далее представлены старые фотографии этих прекрасных интерьеров. Все фотографии, кроме одной, взяты из VI тома архитектурной энциклопедии Г.В.Барановского [25], опубликованного в 1904 г.

Парадная лестница (первая фотография - [15], две других - [25, том VI, с. 342]):

 

 

 

 

Гостиная [25, том VI, с. 229]:

 

 

 

В стене сделаны три проема - дверь и два окна (!), сквозь которые видно соседнее помещение - очевидно, еще одна гостиная. Вот она крупным планом [25, том VI, с. 218]:

 

 

 

 

Столовая  [25, том VI, с. 265]:

 

 

 

Эта фотография помещена также в [15] (в несколько странном виде - со значительной обрезкой краев) под названием "Готическая столовая".

 

 

Спальня:

 

 

 

Насколько я могу судить по фотографиям (и по мимолетному впечатлению от увиденной мною парадной лестницы, см. выше), это большая архитектура - очень талантливая и очень эмоциональная.

 

 

Очень интересен двор, оформленный с использованием мотивов готики. (Как это ни обидно, в советское время можно было беспрепятственно входить во двор, а теперь ворота наглухо закрыты.) Вот как он выглядит [16]:

 

 

 

Главное здание, выходящее противоположной стороной на Сергиевскую улицу - слева. Судя по фотографии, помещенной в [15], в "портике" стояла женская статуя.

 

За этим двором расположен еще один. Если память мне не изменяет, он тоже носит "готический" характер.

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

 

© Прохоров С.О.