ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

СЕРГИЕВСКАЯ УЛИЦА

Улица Чайковского

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

На двух предыдущих страницах рассмотрены здания на левой стороне улицы между Литейным и Воскресенским (Чернышевского) проспектами.

На этой и следующей страницах представлены фотографии домов на правой стороне на том же отрезке.

 

 

Дом 23, фотография около 1960 г. [37]:

 

 

 

В начале XX века этот дом принадлежал графине С.В.Паниной - известной общественной деятельнице, сделавшей много для просвещения рабочих, основательницы Лиговского народного дома.

К сожалению, история строительства здания мне практически неизвестна. Строгий фасад относится, очевидно, к середине XIX в. - времени ранней эклектики. (По данным [3], здание перестраивал в 1856 г. архитектор П.И.Таманский.)

 

Вот некоторые старые фотографии интерьеров дома С.В.Паниной; все они взяты с сайта [29].

Коридор:

 

 

 

 

Разные комнаты:

 

 

 

 

Библиотека:

 

 

 

 

Будуар:

 

 

 

 

Спальня:

 

 

 

 

 

Современная фотография - на переднем плане дом 23:

 

 

21 апреля 2013 г.

 

Дом надстроен на два этажа, эта надстройка его совершенно обезличила. От роскошных интерьеров вряд ли что-то сохранилось.

 

 

Ул. Чайковского, 25:

 

1 июня 2016 г. 21 апреля 2013 г.

 

Этот жилой дом принадлежал Сергиевскому собору, стоявшему на противоположной стороне улицы, наискосок. Здание построено в 1883 - 1884 гг. по проекту В.И.Серкова [1]. Весьма красив фасад здания в неороманском "стиле". Очень хорош и навес на чугунных колонках.

 

 

Следующие два дома, имеющие один и тот же адрес: ул. Чайковского, 27, - а также еще один дом, выходящий на Фурштатскую ул., 10, составляют единый комплекс усадьбы В.П.Давыдова (в 1856 г. получившего графский титул и фамилию Орлов-Давыдов).

 

Правый корпус - это главное здание усадьбы, особняк:

 

21 апреля 2013 г.

 

Особняк построен в 1838 - 1839 гг. по проекту Г.Фоссати [5, с. 262]. Здание первоначально было двухэтажным. Оно было надстроено на два этажа после Великой Отечественной войны [6, с. 102].

Фасад особняка характерен для того времени, когда на смену отживающему классицизму приходили новые архитектурные формы. Декор носит еще классицистический (ампирный) характер, но два эркера по сторонам - это новая форма, только еще появляющаяся в петербургской архитектуре.

Интересная деталь - кронштейны, поддерживающие балкон, с водостоками по сторонам от них:

 

 

21 апреля 2013 г.

 

В середине XIX в. некоторые интерьеры особняка были отделаны Г.Э.Боссе [6, с. 101, 102]. В 1872 - 1874 гг. в здании производил переделки архитектор Р.А.Гедике [1]. К сожалению, во время войны здание было сильно разрушено, и его интерьеры не сохранились.

 

Слева от особняка, на участке на углу Друскеникского переулка, 1 находятся флигели усадьбы Орловых-Давыдовых. Они были построены в 1867 г. архитектором К.К.Кольманом; угловое здание переделано в 1914 г. по проекту С.А.Данини [1]:

 

 

16 сентября 2007 г. 1 июня 2016 г.

 

Фасады в существующем виде - это произведение неоклассики, они стилизованы под ампир. Но остальные флигели сохранились в прежнем виде. Фрагменты дворовых фасадов:

 

 

16 сентября 2007 г.

 

 

Вид на флигели из Друскеникского переулка в сторону Сергиевской улицы:

 

 

21 апреля 2013 г.

 

Впрочем, даже на неоклассическом фасаде углового флигеля можно увидеть не удаленную эклектическую деталь - створки ворот:

 

 

16 сентября 2007 г.

 

 

Территория усадьбы распространяется вглубь  вдоль Друскеникского переулка и доходит до Фурштатской улицы. На углу Фурштатской улицы и Друскеникского переулка находится бывший доходный дом В.П.Орлова-Давыдова (Фурштатская ул., 10/1):

 

 

15 сентября 2007 г.

 

(Эта фотография помещена также на другой странице.)

Здание построено в 1865 г., арх. К.К.Кольман [1].

 

 

Следующий дом, выходящий на другой угол Друскеникского переулка (ул. Чайковского, 29/2):

 

 

1 июня 2016 г. 21 апреля 2013 г. 1 июня 2016 г.

 

На этом участке стоял дом, принадлежавший А.П.Ганнибалу (прадеду А.С.Пушкина), построенный в 1780 г. В 1855 г. дом был расширен и полностью перестроен для нового владельца - князя П.Н.Трубецкого. Автор проекта особняка Трубецкого - Г.Э.Боссе. Позже, в 1875 - 1876 гг. правая часть особняка была переделана и расширена вдоль Друскеникского переулка для нового владельца - В.Л.Нарышкина по проекту Р.А.Гедике. При этом фасад по Сергиевской улице остался без изменений. [6, с. 56-58]

В оформлении фасада причудливо смешаны мотивы разных исторических стилей: классический "античный" портик неожиданно завершается барочным лучковым фронтоном. И такое сочетание не только не выглядит противоестественным, но, напротив, делает фасад очень изящным.

 

Со стороны Друскеникского переулка располагался сад, в который выходил задний фасад особняка с остекленным полукруглым объемом зимнего сада. Видимо, такая композиция была более выразительной, чем нынешняя, возникшая при расширении здания в 1875 - 1876 гг., при котором сад был уничтожен. Вид из Друскеникского переулка в сторону Сергиевской улицы:

 

 

16 сентября 2007 г.

 

Интерьеры особняка сейчас труднодоступны. Вот как выглядит гостиная, сохранившая отделку Г.Э.Боссе [6]:

 

 

 

 

В марте 2012 г., во время ремонта особняка была сделана сенсационная находка - большой клад фамильного серебра (см., например, [21]).

 

 

 

Следующее здание (ул. Чайковского, 31):

 

 

1 июня 2016 г.

 

Доходный дом построен в 1873 г. по проекту И.И.Шапошникова [1]. Это неплохое рядовое здание в духе эклектики.

 

Во время первой мировой войны, в 1916 г. в доме появилась богатая отделка в квартире И.П.Мануса - промышленника, банковского и биржевого деятеля (одного из негодяев, нажившихся на войне; царские власти подозревали его в шпионаже в пользу Германии, а большевики расстреляли в 1918 году).

Автор проекта отделки - архитектор М.И.Рославлев [1, 41]. Интерьеры квартиры Мануса, проектные рисунки [41]:

 

 

 

Довольно любопытное произведение неоклассики. В отделке использованы мотивы ампира и отчасти ренессанса (см. правый рисунок). На мой взгляд, здесь самое главное - чрезмерная, бьющая в глаза роскошь (очень далекая от классических прототипов).

Сохранилось ли в нынешних квартирах что-нибудь от этой отделки, я не знаю. А вот  отделка парадной лестницы, ведущей в квартиру, дошла до нашего времени.

Вход, вид в сторону площадки между первым и вторым этажом, отделка стены между первым и вторым этажом:

 

 

30 января 2010 г.

 

Вид в обратную сторону:

 

 

30 января 2010 г.

 

 

Вид с площадки в сторону второго этажа:

 

 

30 января 2010 г.

 

Впереди - вероятно, главный вход в квартиру Мануса. По сторонам от него - еще две двери. Вот одна из них (левая):

 

 

30 января 2010 г.

 

Итак, квартира Мануса - на втором этаже. Но ведь дом - четырехэтажный. Как же выглядит лестница выше этой квартиры? А вот как:

 

 

30 января 2010 г.

 

Еще отделана стена, ведущая на площадку между вторым и третьим этажом - чтобы не оскорблять взор Мануса (у левого края фотографии). А выше - уже нет никакой больше мраморной отделки. И в самом деле, ведь Манус - не благотворитель какой-нибудь, чтобы тратить деньги на отделку всей лестницы. Взглянув наверх, мы почувствуем всю фальшь этой архитектуры.

 

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

 

© Прохоров С.О.