ФОТОПРОГУЛКИ

 

УСТЬ-ИЖОРА (продолжение)

 

Оглавление

 

1. Церковь св. Александра Невского

2. На правом берегу Ижоры

3. Река Ижора. Церковь св. Князя Владимира. Верхняя Ижорская улица

4. Шлиссельбургское шоссе (западная часть)

 

 

Главная страница

 

 

По Верхней Ижорской улице мы выйдем вновь на Шлиссельбургское шоссе вблизи церкви св. Александра Невского.

Шлиссельбургское шоссе (в советское время носившее в пределах Усть-Ижоры название проспекта Девятого января) проходит вдоль левого берега Невы. Это старинный Шлиссельбургский тракт, дорога из Санкт-Петербурга в Шлиссельбург. В XX веке шоссе превратилось в тихую улицу (а транспорт идет по Петрозаводскому шоссе, расположенному дальше от Невы). После постройки в 1960-х гг. пешеходного моста через Ижору (вместо деревянного проезжего) невозможен даже сквозной проезд по шоссе.

На первых двух страницах рассмотрены части шоссе, прилегающие с обеих сторон к Ижоре: по левому берегу - район церкви св. Александра Невского, по правому - площадь у бывшего волостного управления. Здесь мы рассмотрим западную часть шоссе, в облике которой сохранился колорит старого большого села.

 

Недалеко от церкви св. Александра Невского на двух сторонах шоссе стояли два дома в "кирпичном стиле", построенные в начале XX века [5].

 

Жилой дом (Шлиссельбургское шоссе, 199):

 

 

20 сентября 2009 г.

 

Этот дом долго пустовал (что видно и на фотографии). В апреле 2016 г. я с огорчением увидел, что его сносят. Теперь (май 2016 г.) еще остается маленький бесформенный кусочек - нижняя часть стен.

 

 

Второе здание в "кирпичном стиле" сохраняется. Это бывшая богадельня, ныне воскресная школа (Шлиссельбургское шоссе, 38):

 

 

15 марта 2015 г.

 

Но все же оба эти дома - и исчезнувший, и существующий - ординарны по архитектуре. Гораздо интереснее выглядит шоссе при удалении от церкви, при движении вниз по течению Невы.

Примерно от кладбища и богадельни начинается сохранившаяся до нашего времени булыжная мостовая:

 

 

15 марта 2015 г.

 

Теперь это большая редкость. В самом Петербурге практически все булыжные мостовые (раньше многочисленные) были заасфальтированы в первой половине 1960-х гг. А здесь булыжная мостовая тянется почти на 3,5 километра. Правда, она содержится в хорошем состоянии только на протяжении 1,2 км. На остальной части (до конца Шлиссельбургского шоссе) дорога была заасфальтирована, но со временем асфальт в очень многих местах разрушился, и из-под него опять проглядывает булыжная мостовая.

На фотографии справа видны новые коттеджи - сами по себе довольно красивые, но совершенно не подходящие к этому месту. Но вскоре они заканчиваются, и мы попадаем на колоритную старую сельскую улицу.

Здесь застроена только левая (по ходу движения) сторона, а справа открываются красивые виды на Неву с высокого берега:

 

 

20 сентября 2009 г. 15 марта 2015 г.

 

 

В застройке левой (по ходу движения) стороны наиболее интересны довольно многочисленные старинные каменные двухэтажные дома, большей частью относящиеся к 1830 - 1840-м годам. (Сведения об этих домах даны в соответствии с [5].)

На следующей фотографии мы видим три каменных дома подряд:

 

 

20 сентября 2009 г.

 

Посмотрим их по отдельности крупным планом.

Шлиссельбургское шоссе, 191:

 

 

15 марта 2015 г.

 

Жилой дом, 1830 - 1840-е гг. Колоритный архитектурный примитив в стиле классицизма, есть даже треугольный фронтон.

 

 

Шлиссельбургское шоссе, 189:

 

 

15 марта 2015 г.

 

Жилой дом, построен в то же время и аналогичен по стилю предыдущему. Особенность этого дома - деревянный мезонин.

 

 

Шлиссельбургское шоссе, 187:

 

 

20 сентября 2009 г.

 

Бывшее здание начальных училищ. Это здание моложе двух предыдущих, оно построено в 1873 г. Здание пустует. В марте 2015 г. я видел, что оно затянуто сеткой; похоже, что велись какие-то строительные работы.

 

 

Продолжаем путь по Шлиссельбургскому шоссе:

 

 

15 марта 2015 г.

 

Дом, который виден на переднем плане этой фотографии (Шлиссельбургское шоссе, 181):

 

 

15 марта 2015 г.

 

Дом Захаровых, 1830 - 1840-е гг. Еще один образец примитивного классицизма. Пустующий дом пришел в аварийное состояние.

 

 

Вид на Неву с Шлиссельбургского шоссе:

 

 

 15 марта 2015 г.

 

 

Шлиссельбургское шоссе, 175 - фотографии разных лет:

 

 

20 сентября 2009 г. 15 марта 2015 г.

 

1830 - 1840-е гг. Еще один дом Захаровых, ныне почтовое отделение. Классицизм. Отрадный случай: в последние годы дом отремонтирован (жаль только, что на втором этаже вместо нормальных оконных переплетов появились стеклопакеты).

 

 

Шлиссельбургское шоссе, 169:

 

 

15 марта 2015 г.

 

Тоже дом Захаровых, 1830 - 1840-е гг.

 

 

Шлиссельбургское шоссе, 155:

 

 

17 апреля 2016 г.

 

Это большое двухэтажное здание - бывший почтовый двор, построенный в 1830 - 1840-х гг. К сожалению, облик здания явно искажен, но все-таки и сейчас чувствуются черты классицизма.

 

 

Продолжение Шлиссельбургского шоссе, справа Нева:

 

 

15 марта 2015 г.

 

 

Шлиссельбургский пр., 81:

 

 

17 апреля 2016 г.

 

Еще один дом Захаровых. Построен в середине XIX в. Классицизм.

 

 

По-прежнему правая сторона шоссе не застроена, и отсюда, с высокого берега открываются виды на Неву:

 

 

11 мая 2016 г.

 

 

А ближе и к концу шоссе, и к концу села впереди на противоположном, правом берегу впереди вдали над деревьями возвышается силуэт прекрасной двадцатипятиглавой деревянной Покровской церкви в Невском лесопарке - воссозданного в 2008 г. погибшего шедевра деревянного зодчества, Покровской церкви Вытегорского погоста, построенной в 1708 г. (в 1963 г. сгорела, в 2008 г. заново построена на новом месте):

 

 

11 мая 2016 г.

 

 

Но во всей красе эта церковь предстает уже только на окраине Усть-Ижоры:

 

 

11 мая 2016 г.

 

(Эти две фотографии помещены также в разделе "Русский этнографический парк Богословка" на странице, посвященной Покровской церкви.)

Жаль, что такой вид открывается только с каких-то задворок - с территории между двумя предприятиями. Но от этого он не становится менее красивым.

 

 

Вскоре после этого Шлиссельбургское шоссе заканчивается. Оно подходит под острым углом к Петрозаводскому шоссе, по которому можно на автобусе вернуться в Петербург.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

1. Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Издание С.-Петербургского епархиального историко-статистического епархиального комитета. Выпуск 8. С.-Петербург, 1884, с. 136 - 138

 

2. Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси. С-Петербургская епархия. С.-Петербург, 1909, выпуск V, с. 60

 

3. Земля Невская православная. Краткий церковно-исторический справочник. СПб, "Лики России", 2006, №№93 - 95

 

4. Н.А.Яковлев. Михаил Щурупов. СПб, "Белое и черное", 2001

 

5. Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность (с изменениями на 1 декабря 2010 года), №№807 - 822. http://www.assembly.spb.ru/manage/page?tid=633200015&nd=8348128&nh=1

 

6. Е.В.Гусарова. "В память сего Ижерского места..."  "Ленинградская панорама", 1988, №10, с. 34 - 39 и №11, с. 32 - 35

 

7. Г.И.Трубников. Каким быть мемориалу? "Ленинградская панорама", 1988, №11, с. 35

 

8. История создания памятника Александру Невскому на месте "Невской битвы". 18 ноября 2008 г. Колпино-сити. Сайт родного города. http://kolpino-city.ru/city/history/4/217/

 

9. Санкт-Петербург. Энциклопедия: а) Александру Невскому, памятник (Шлиссельбургский пр. Усть-Ижора, д. 217),  http://www.encspb.ru/object/2805550166?lc=ru; б) Петру I (Усть-Ижора), памятник, www.encspb.ru/object/2805567846?lc=ru

 

10. Мария Фишер. Творчество добра. Петербургский архитектор Андрей Петрович Аплаксин (1879 - 1931). СПб, ТО "Балтийская звезда", 2013, с. 137, 138

 

11. Б.Н.Калинин, П.П.Юревич. Памятники Ленинграда и его окрестностей. Справочник. Л., 1965

 

 

 

 

Предыдущая

 

 

Оглавление

 

Главная страница

 

 

 

 

 

© Прохоров С.О.