ФОТОПРОГУЛКИ

 

ТРОИЦКИЙ ЗЕЛЕНЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3

 

Главная страница

 

Я использовал здесь некоторые свои фотографии, опубликованные ранее на сайте "Народный каталог православной архитектуры", страницы    http://sobory.ru/article/index.html?object=02428, http://sobory.ru/article/index.html?object=10234, http://sobory.ru/article/index.html?object=05246, http://sobory.ru/article/index.html?object=05245.   

 

 

Общий вид монастыря

15 августа 2013 г.

 

 

Столбик с киотом у дороги к монастырю.

19 августа 2011 г.

 

 

В Волховском районе Ленинградской области (бывшем Новоладожском уезде Санкт-Петербургской губернии), в поселке Зеленец расположен Троицкий Зеленецкий монастырь - небольшой по размерам, но очень красивый архитектурный ансамбль XVII века.

 

Проезд из Санкт-Петербурга:

1) С Московского или Ладожского вокзала до станции Волховстрой,  далее на электричке, идущей в направлении Тихвина (Бабаево, Пикалево), до станции Зеленец. Монастырь находится при подъезде к станции, справа по ходу движения.

ВНИМАНИЕ! Для того, чтобы съездить в Зеленец без ночлега, необходимо очень рано выехать из Санкт-Петербурга. Состояние на 2013 год: электричка с Московского вокзала отправляется в 5.35, прибывает в Волховстрой в 8.06; электричка из Волховстроя в Пикалево отправляется в 8.35, прибывает в Зеленец в 9.18.

2) В принципе, можно проехать с Ладожского вокзала на электричке, идущей в Бабаево (не каждый день), или на поезде дальнего следования. Но такие варианты требуют ночлега в Зеленце.

 

 

ПЛАН МОНАСТЫРЯ [4]

1 - Троицкий собор; 2 - Трапезная палата с церковью Благовещения; 3 - колокольня; 4 - корпуса келий; 5 - ограда

 

 

 

История монастыря

История изложена в соответствии с [1, 5].

 

Троицкий Зеленецкий монастырь был основан в XVI веке св. Мартирием Зеленецким (1603), прибывшим сюда из Тихвинского Успенского  монастыря.

Монастырь расположен на возвышенном месте среди болотистых лесов. В старину эта местность называлась Зеленым островом, а монастырь - Зеленой Мартириевой пустынью.

Точная дата основания монастыря неизвестна. Первое известное документальное упоминание о нем содержится в писцовой книге Обонежской пятины Заонежской половины, составленной в 1563-1566 гг. Андреем Лихачевым "с товарищи": "Монастырь Живоначальной Троицы Зеленая пустыня, а на монастыре церковь деревянная Живоначальныя Троицы, да на монастыре же келья строителя Мартирья, да 2 кельи, а в них 2 брата, поп да проскурник; пашни четверть полуосмины в поле, а в дву по тому же, сена 15 копен, а в обжи не положена, потому что распахали старцы на черном лесу сами". (Цитируется по [5]. В более раннем источнике [1] тоже названо имя Андрея Лихачева, но утверждается, что монастырь возник уже после его посещения этих мест - предположительно в 1565 - 1570 г. Очевидно, данный текст стал известен уже позже.)

В писцовой книге 1583 г. говорится: "В Михайловском погосте, на Ладожском пороге монастырь, словет новая пустыня Зеленая, на острову; ставится ново, на черном лесу. А в монастыре церковь Троица Живоначальная, другая церковь Благовещения св. Богородицы, с трапезою, обе деревянные. Да в монастыре же игумен Мартирий, да двенадцать старцев, а около монастыря ограда деревянная, да за монастырем двор коровнитский, да двор конюшенной. Пашни у монастыря нет. Сена ставитца." (Цитириется по [1].)

Строительство велось на пожертвования именитых новгородских людей и бояр, в том числе богатого новгородца Федора Дмитриевича Сыркова, построившего несколько храмов в разных местах (казнен Иваном Грозным в 1570 г.).

В 1582 г. св. Мартирий побывал в Твери, где в то время находился бывший касимовский хан, в крещении Симеон Бекбулатович. Мартирию удалось исцелить его сына. На пожертвования Симеона Бекбулатовича была построена первая каменная церковь монастыря - церковь Иоанна Богослова над западными вратами (здание не сохранилось; церковь в 1773 г. перенесена в нижний храм Троицкого собора).

В Смутное время монастырь бвл сожжен шведами. Восстановление началось в 1613 г.

Новый период в строительстве монастыря связан с именем Корнилия - постриженика Зеленецкого монастыря, ставшего в 1674 г. митрополитом Новгородским. Корнилий очень благоволил к Зеленецкому монастырю, и при нем монастырь был отстроен в камне. В 1680-х гг. появились все основные здания монастыря, сохранившиеся до нашего времени. В 1695 г. Корнилий оставил Новгородскую митрополию и вновь стал монахом Зеленецкого монастыря, где и скончался в 1698 г.

После смерти Корнилия монастырь пришел в упадок. Он пострадал от опустошительных пожаров 1715 и 1730 гг., когда исчезли еще остававшиеся деревянные постройки.

3/14 февраля 1747 г. монастырь посетила императрица Елизавета. В том же году, 20 июня/1 июля произошел еще один пожар. Восстановление проводилось на средства, подаренные Елизаветой во время ее посещения.

 

Расположение монастыря в глухих местах, далеко от селений делало его уязвимым для разбойных нападений.

5/16 июня 1765 г. на монастырь совершила налет секта раскольников. Группа из 23 человек (в их числе было и много женщин), вооруженных топорами, ножами, палками, ворвалась на территорию монастыря. Игумен в то время был в отъезде, большинство монахов было на полевых работах и на скотном дворе. Те немногие, кто находился в монастыре, были выгнаны. Раскольники заперли ворота, завалили все входы бревнами, засыпали землей. Они заперлись в северо-восточном корпусе, нанесли в него соломы, дров, горючих материалов и объявили, что не сдадутся живыми. Из Новой Ладоги прибыли 80 гренадер Суздальского полка (которым командовал А.В.Суворов). Солдаты стояли рядом с монастырем, не предпринимая штурма, поскольку был приказ действовать мерами кротости. Попытки переговоров не давали никаких результатов. Через месяц, 4/17 июля раскольники внезапно запалили огонь. В огне погибло 20 человек. Одному из солдат удалось выбить решетку в окне и спасти от огня двух женщин. Сам же предводитель секты - Иван Еремеев - после того, как зажег огонь (в котором погибли и его мать и сестра), спустился в отхожее место. Но бежать ему не удалось: он был схвачен солдатами, закован в цепи и отправлен в Петербург. Из столицы он был привезен на место преступления и при собрании народа со всех окрестных деревень наказан кошками. В огне погибло множество икон, рукописей и книг. Распространение пожара удалось остановить, пострадали только корпус, в котором заперлись раскольники, и ограда на несколько саженей.

Дикая история! И произошла она в просвещенном XVIII веке, в правление Екатерины II, в Санкт-Петербургской губернии.

 

А через семь лет произошло еще одно не менее дикое событие.

24 августа/4 сентября 1772 г., во время литургии в храм вбежала шайка из десяти разбойников. Они избили, перевязали и заперли в поварне монахов, приставив к ним свой караул. Из Царских врат вывели служившего иеромонаха Никифора и под пытками заставили его отдать своих и казенных 450 рублей. Затем разбойники пошли в поварню и начали пытать запертых там монахов. Они искали казначея, но он спрятался, и его не смогли найти. После того, как  разбойники покинули монастырь, литургия была дослужена с того места, на котором она была прервана, после чего казначей немедленно отправился с донесением в Петербург. В том же году все десять разбойников были пойманы. В окрестностях найдены и уничтожены несколько разбойничьих притонов. (В [1] утверждается, что разбойники были раскольниками. На мой взгляд, это очень сомнительно. Возможно, что эта история была использована как предлог для борьбы с расколом.)

 

В 1771 г. Зеленецкий монастырь, удаленный от столицы, стал местом ссылки для церковного покаяния, а также местом для помещения душевнобольных.

 

В 1790 г. монастырь вновь пострадал от пожара.

 

В период между 1815 и 1834 г. в монастыре были проведены большие ремонтные и строительные работы. К этому времени относятся, в частности, переделка ограды, постройка настоятельских покоев над западными вратами (не сохранились). Видимо, в это же время были переделаны верха церквей и колокольни, остававшиеся в таком виде до реставрации в начале XXI века. Вот, например, одна из фотографий 70 - начала 80-х гг., помещенная в книге [4] (авторы фотографии Н.А. и К.А.Дока):

 

 

 

Слева направо: колокольня, Троицкий собор, Благовещенская церковь. Ср. с современными фотографиями этих же зданий, помещенными на следующих страницах - в частности, со сделанной в том же направлении фотографией на следующей странице.

 

В 1850-х гг. (по данным [1] - в 1857 г., по данным [5] - в 1853 г.) в нижнем храме Троицкого собора была установлена новая рака св. Мартирия. Вот как выглядела [1] эта медная посеребренная рака (исчезнувшая из монастыря в начале 1920-х гг. и, скорее всего, погибшая [5]):

 

 

 

 

В 1918 году большая часть монастырских земель была передана сельскохозяйственной коммуне "Восход". В 1922 г. было произведено изъятие церковных ценностей, вскоре после этого (не позднее 1924 г.) была вывезена рака св. Мартирия. Монастырь был окончательно закрыт в 1937 г.  Здесь располагались поочередно трудовая колония города Волхова, подсобное хозяйство Волховского алюминиевого завода и Волховское профтехучилище для инвалидов. В годы войны в монастыре был размещен госпиталь. С 1945 по 1975гг. здания монастыря занимал «Дом инвалидов общего типа» (с 1969 г. – «Дом психоневротиков»). С 1975 г. в течение 17 лет здания монастыря пустовали. [5]

С 1991 г. началось возрождение монастыря. С 1992 года монастырь вновь действует. [5]

Проводится реставрация зданий монастыря. Около 2010 г. было закончено восстановление верхних частей зданий в формах XVII века.

 

Зеленецкий монастырь очень невелик. В отличие от некоторых других монастырей Ленинградской области (например, Успенского в Тихвине, Александро-Свирского, Введено-Оятского), сюда обычно не ездят ни паломники, ни туристы (хотя в нем есть что посмотреть!).

Впервые я побывал в Зеленецком монастыре 19 августа 2011 года, в праздник Преображения Господня. Я был в этот день на литургии, проходившей в нижнем храме Троицкого собора. На службе было три или четыре женщины (одна с ребенком) и столько же мужчин, включая меня (по меньшей мере, двое из них - монахи или послушники монастыря). Службу проводил один священник (насколько я понял, сам настоятель), без дьякона, ему помогал чтец - он же по совместительству продавец в свечном ящике. Конечно, ни о каком хоре не было и речи. И это в праздничный день!

Монастырь производил впечатление полного безлюдья, но было видно, что всё ухожено, производятся необходимые работы. Да и колокола звонили перед началом службы. (Может быть, люди отдыхали по случаю праздника?)

В мое второе посещение 15 августа 2013 г. (в будний день) монастырь показался мне как будто еще более безлюдным. Был открыт верхний храм Троицкого собора, но службы не было. За все время я встретил в монастыре только одного строительного рабочего (или это был монах, выполняющий послушание?). И в то же время всё по-прежнему было ухожено, без малейших признаков запустения.

Вот такие странные впечатления оставил у меня монастырь.

Впрочем, мне кажется, что именно таким и должен быть этот уединенный, удаленный от городов монастырь. Суета, многолюдье испортили бы картину, мешали бы почувствовать красоту этих мест.

 

 

 

Продолжение на следующей странице.

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3

 

Главная страница

 

 

 

 

 

© Прохоров С.О.