ПЕТЕРГОФ
СЕРГИЕВКА
2. Дворец (продолжение). Служебные корпуса. Поляна перед дворцом. Церковь св. Екатерины
5. Парк к северу от Большого пруда. Ферма. Нижняя часть парка
Дворец (продолжение)
(Начало на предыдущей странице.)
С запада к северному фасаду примыкает пергола (галерея для вьющихся растений):
23 октября 2017 г.
Это одна из пергол перед западным фасадом дворца:
23 октября 2017 г.
Западный фасад, на первый взгляд, повторяет восточный - такие же три портика, на двух из них были устроены балконы, а над третьим балкона нет, и он увенчан фронтоном, явно нарушающим симметрию фасада (так же, как и асимметричное расположение двухэтажного корпуса).
Но здесь есть и существенные отличия от восточного фасада. Одно из них бросается в глаза - это устройство пергол, причем расположенных асимметрично. Другое отличие: если на восточном фасаде центральный портик выдвинут вперед по отношению к двум другим, то здесь он, наоборот, находится в глубине (и притом все четыре его колонны квадратные - как на северном фасаде). И здесь такое же разнообразие форм, такая же неправильность, непринужденность - и нет полного повторения противоположного фасада.
Перед восточным фасадом, между перголами был партерный сад с цветником. Вот как он выглядел (фотография 1905 - 1910 г. [6г]):
То, что есть теперь - жалкие остатки былой роскоши. Но посмотрим и их. Войдем в этот бывший сад:
23 октября 2017 г.
Виды на перголы:
23 октября 2017 г.
Пройдя через проем в стене у правого флигеля (который, как видно из старой фотографии, находился в глубине еще одного портика меньшей высоты), попадем в еще один бывший партерный садик, расположенный перед южным фасадом:
23 октября 2017 г.
Но лучше все же выйти отсюда, пройти на поляну перед дворцом и начать знакомство с южным фасадом с более далекого расстояния, откуда он виден в целом:
23 октября 2017 г.
В отличие от остальных трех фасадов, южный фасад, с его строго симметричной композицией с курдонером, выглядит торжественно, весьма монументально.
Конечно, и здесь есть потери - если не в архитектурных деталях самого фасада, то в окружении. Слева фотография 1864 - 1871 г. (фотограф И.Г.Ностиц) [6д], справа фотография 1910 - 1911 г. [6е]:
В курдонере был цветник с оградой, украшенной вазами. А на поляне перед дворцом тоже были устроены цветники, стояли скульптуры и фонтан. Теперь всех этих изящных мелочей нет. Хотя даже в таком виде южный фасад красив.
Теперь вновь подойдем ближе и познакомимся с деталями. Центральный корпус:
23 октября 2017 г.
Правый флигель:
23 октября 2017 г.
Торец флигеля украшен подлинным античным портиком [2]:
9 октября 2009 г.
Такой же портик украшал и левый флигель, но он разрушен во время войны. Вид флигелей, на заднем плане остатки левого портика:
9 октября 2009 г.
Мы обошли весь дворец вокруг. Знакомство с его фасадами закончено.
Об интерьерах я почти ничего не могу сказать. После войны более или менее полно восстановлен, кажется, только центральный зал, тоже оформленный в духе академизма, украшенный каннелированными колоннами коринфского ордера. (Я был в этом зале, но фотографии у меня нет. Его можно увидеть через окна северного фасада.)
Служебные корпуса
К юго-востоку от дворца, напротив входа в парк находятся два служебных корпуса (именно их мы и видим прежде всего, войдя в парк):
9 октября 2009 г.
Слева Гофмейстерский, или Кавалерский корпус, прямо Кухонный корпус. Они построены одновременно с дворцом, в 1840 - 1842 гг., также по проектам А.И.Штакеншнейдера. (По данным [1], в 1949 г. корпуса перестраивались. Насколько сильной была перестройка, не берусь судить, так как не видел их старых изображений. Во всяком случае, стиль явно сохранен: здесь видна та же архитектура академизма, что и в облике дворца.)
Кухонный корпус крупным планом:
9 октября 2009 г.
В целом строгая, благородная архитектура. Только странно выглядит нарушение симметрии - слева ниши и ложные окна над ними, справа полноценные окна. Может быть, эта асимметрия - результат перестройки? (Подозреваю, что первоначально и справа были ниши и ложные окна. Такие фасады без окон иногда устраивались на зданиях кухонь в усадьбах. Напомню более ранний пример (еще из архитектуры классицизма): кухонный корпус на Елагином острове, построенный К.И.Росси.)
Не менее красив Гофмейстерский (Кавалерский) корпус:
23 октября 2017 г.
9 октября 2009 г.
Левый боковой фасад этого корпуса виден с дороге при входе в парк (см. фотографию на предыдущей странице). Посмотрим также его задний фасад (обращенный в сторону Собственной дачи):
23 октября 2017 г.
Конечно, этот фасад скромнее, но и он красив и выдержан в том же стиле.
На юг от этих двух зданий находятся другие корпуса - утилитарные постройки с неоштукатуренными красными кирпичными фасадами. Их я здесь не показываю.
Поляна перед дворцом. Церковь св. Екатерины
Начинаем знакомство с парком, созданным архитектором А.И.Штакеншнейдером и садовым мастером П.И.Эрлером.
План усадьбы Сергиевка (переснят со стенда на ее территории 23 октября 2017 г.)
Перед южным фасадом дворца расположена большая поляна. Вид на поляну от дворца - фотография 1881 - 1882 г., фотограф А.И.Ясвоин [6ж]:
Нынешний вид поляны:
23 октября 2017 г.
Теперь нет ни цветников, ни скульптур, ни фонтана.
На старой фотографии впереди видно белое здание. Приглядевшись, можно и сейчас заметить его за кустами - теперь это развалины:
23 октября 2017 г.
Это бывшая церковь (или часовня?) св. Екатерины, построенная в 1845 - 1846 гг. по проекту А.И.Штакеншнейдера в память об умершей в 1843 г. маленькой дочери четы Лейхтенбергских. Об истории этой церкви или часовни и даже о ее конфессиональной принадлежности почти ничего не известно. (См. [5].) Иногда эту постройку называют "капеллой".
Фасады церкви (часовни) были облицованы белым мрамором. До военных разрушений она была хорошо видна от дворца и играла заметную роль в облике поляны.
Вот старая фотография этого здания [6и]:
Так же, как и другие постройки в Сергиевке, эта церковь или часовня была выполнена в строгих формах "академического" направления эклектики. Единственный внешний признак православного культового сооружения (если оно было православным) - это (судя по описанию [5]), надписи на церковно-славянском языке во фризе. Оригинальная деталь - скульптуры ангелов между узкими окнами на продольном фасаде.
Перед входом на пьедестале стояла еще одна скульптура - евангелист Иоанн [2]; рядом с евангелистом был его символ - фигура орла.
К сожалению, это здание очень сильно повреждено. Вот его нынешнее состояние:
23 октября 2017 г.
9 октября 2009 г.
Вторую фотографию я слегка обработал: в оригинале видна надпись, сделанная каким-то быдлом прямо по остаткам мраморной облицовки.
Кстати: может быть, я ошибаюсь, но подозреваю, что разрушения здесь - не только военные: похоже, что не немцы (их здесь не было), а кто-то из "наших" ободрал мраморную облицовку - видимо, еще до войны. Какова судьба скульптур, мне неизвестно.
На западной стороне поляны, на краю оврага стоял построенный А.И.Штакеншнейдером Чайный павильон. Фотография 1920-х гг. (Муей истории Санкт-Петербурга, ГМИ СПб Инв.№-II-А589н [7]):
К большому сожалению, этот красивый павильон был снесен еще до войны [2].
От церкви (часовни) открывается красивый вид на поляну и южный фасад дворца:
23 октября 2017 г.
© Прохоров С.О.