ФОТОПРОГУЛКИ

 

ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗДАНИЙ

НА ПЛАНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 1753 ГОДА

 

 

Оглавление

 

1. Сравнение с другими изображениями и с фотографиями сохранившихся зданий  1  2  3  4

2. Здания, для которых достоверные изображения неизвестны  1  2

Приложение 1. Гравюры по рисункам М.И.Махаева, приложенные к плану

Приложение 2. Церковь Марии Магдалины на Малой Охте

Литература

 

Следующая

 

 

Главная страница

 

В 1753 г. Академией наук был издан составленный под руководством И.Ф.Трускотта "План столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших оного проспектов" [1]:

 

 

 

Считается, что это первый подробный план Санкт-Петербурга.

Мы не будем здесь рассматривать подробно весь план. Обратим внимание только на одну особенность издания: кроме собственно плана, имеются изображения видов города и различных зданий. Виды Петербурга представлены на приложенных к плану гравюрах по рисункам М.И.Махаева (см. приложение), а на самом плане даны аксонометрические изображения отдельных значительных городских построек. Большинство этих построек известны и по другим изображениям (а некоторые вообще сохранились до нашего времени). Но есть и некоторое (весьма большое) количество не сохранившихся зданий, другие изображения которых или неизвестны, или известны примитивные рисунки, не внушающие особого доверия. С этой точки зрения план Трускотта, по-моему, представляет особый интерес.

Однако в то же время понятно, что в миниатюрных изображениях на плане неизбежно есть условность.  И прежде чем смотреть на здания, облик которых нам неизвестен, есть смысл сравнить изображения известных зданий с другими, заведомо достоверными изображениями (или с фотографиями, если здание сохранилось). Такое рассмотрение поможет понять степень условности изображений на плане, выяснить, насколько можно им доверять.

В соответствии со сказанным, данный раздел состоит из двух частей:

1. Сравнение с другими изображениями и с фотографиями сохранившихся зданий (первые четыре страницы).

2. Здания, для которых достоверные изображения неизвестны (следующие две страницы).

 

 

 

1. Сравнение с другими изображениями

и с фотографиями сохранившихся зданий

 

Петропавловская крепость

 

 

 

Так же, как и на многих других картах XVIII века, на плане Трускотта север внизу.

Та же территория в наше время (карта Яндекса; север наверху, как принято сейчас):

 

 

 

В середине XIX в. на месте кронверка был построен арсенал (ныне Артиллерийский музей), а на территории окружающего его гласиса разбит Александровский парк (в западной части которого вскоре возник зоопарк), но план в целом остается тем же самым.

 

 

Более крупно - фрагмент с изображением зданий:

 

 

 

Над крепостью возвышается Петропавловский собор (1712 - 1733, арх. Д.Трезини). Здание сохранилось до нашего времени:

 

 

20 октября 2013 г.

 

(Эта фотография помещена в разделе "Петроградская сторона".)

Как видим, изображение очень похожее - и общая композиция, и пропорции здания, и даже какие-то элементы отделки фасада.

 

На заднем плане два здания, построенные за несколько лет до издания плана: слева Инженерный дом (1748 - 1749), справа Комендантский дом (1743 - 1746). Эти два корпуса тоже сохранились. На левой фотографии Инженерный дом, на правой Комендантский дом:

 

 

3 января 2009 г. 19 октября 2013 г.

 

(Эти фотографии тоже помещены в разделе "Петроградская сторона".)

Фасады переданы очень схематично, деталей отделки не видно - и вряд ли можно ожидать чего-то большего на миниатюрных изображениях. В то же время и планы (см. фрагмент карты "Яндекса" выше), и количество этажей показаны правильно. (Такое впечатление, что на изображении на плане нижние части домов выше, чем сейчас - но вполне возможно, что за прошедшее время просто нарос культурный слой.)

 

 

Адмиралтейство

 

 

 

Как известно, ныне существующее здание Адмиралтейства перестроено из более старого. Это здание и изображено на плане (в 1732 - 1738 гг. перестроено по проекту И.К.Коробова из Адмиралтейства Петра I; см., например, [2]).

Адмиралтейство изображено на двух гравюрах по рисункам М.И.Махаева, приложенных к плану. Слева фрагмент гравюры с изображением Адмиралтейства со стороны Невы, справа гравюра, на которой Адмиралтейство изображено с противоположной стороны, с Адмиралтейского луга:

 

 

 

Изображение на плане очень хорошо согласуется с гравюрами.

 

 

 

Исаакиевский собор

 

 

 

Собор стоял у берега Невы. Он строился в 1712 - 1727 гг. по проекту Г.-И.Маттарнови, после смерти которого (1719) строительство продолжали Н.-Ф.Гербель, Г.Киавери, М.Г.Земцов. Проект Г.-И.Маттарнови [5]:

 

 

 

После пожара 1735 г. здание восстанавливал в 1739 - 1742 гг. П.-А.Трезини [3,4]. Однако вскоре выяснилась ненадежность фундамента, и в 1760 г. по предложению С.И.Чевакинского собор был разобран и на новом месте, дальше от Невы началось строительство нового собора.

 

На плане собор изображен после восстановления П.-А.Трезини. Его вид довольно сильно отличается от проекта Г.-И.Маттарнови: на колокольне нет шпиля, а барабан с куполом значительно выше.

Храм виден также на двух гравюрах по рисункам М.И.Махаева, приложенных к плану. Слева фрагмент гравюры с видом со стороны Невы, справа - фрагмент гравюры с видом с Адмиралтейского луга:

 

 

 

Изображение на плане, при всей его условности, хорошо согласуется с рисунками Махаева. Значит, П.-А.Трезини действительно довольно сильно переделал храм.

 

 

Зимний дворец

 

 

 

На плане изображено здание, предшествующее нынешнему Зимнему дворцу (строительство которого начнется только в следующем, 1754 году.). Это так называемый Третий Зимний дворец, располагавшийся на месте части нынешнего. Дворец был построен для императрицы Анны Иоанновны по проекту Ф.-Б.Растрелли в 1732 - 1736 гг. В царствование Елизаветы, в 1746 - 1749 гг. Растрелли сделал пристройку к дворцу, асимметрично примкнувшую к нему с юго-запада и доходившую до рва вокруг Адмиралтейства (на рисунке - вверху справа). [6]

 

 

Сначала сравним это изображение с чертежами Третьего Зимнего дворца (музей Альбертина, Вена) [6].

План дворца с пристройкой (копия с чертежа Ф.-Б.Растрелли 1749 г.):

 

 

 

Как видим, изображение на плане Петербурга 1753 г. соответствует этому плану.

 

Фасад, выходящий на Неву (чертеж Ф.-Б.Растрелли, 1732 г.):

 

 

 

Фасад был асимметричным, что довольно необычно для архитектуры того времени. Это объясняется тем, что здание было перестроено из двух старых дворцов Петровского времени.

Изображения Зимнего дворца на гравюрах по рисункам М.И.Махаева. Фрагменты двух гравюр, приложенных к плану:

 

 

 

На плане 1753 г. фасад Зимнего дворца изображен, пожалуй, не лучшим образом. Понятно, что детали отделки не могут быть хорошо переданы на маленьком изображении, но еще и искажены пропорции: здание кажется короче, чем на самом деле; кроме того, совсем странно выглядят главы домовой церкви. Но в то же время правильно переданы и расположение всех ризалитов, и лучковый фронтон с лепкой, украшающий наиболее парадную правую часть. В целом и это изображение узнаваемо.

 

 

Старый Зимний дворец Петра I

 

 

 

Дворец Петра I находился на участке на углу набережной Невы и Зимней канавки. Первый Зимний дворец был построен в 1712 г. в глубине участка, у нынешней Миллионной улицы. В 1716 - 1720 гг. по проекту Г.-И.Маттарнови был построен Второй Зимний дворец, вытянувшийся вдоль Зимней канавки и выходивший на Неву торцовым фасадом. В 1725 - 1726 гг. по повелению Екатерины I дворец был значительно расширен по проекту Д.Трезини. Весь прямоугольный участок по периметру окружили корпуса дворца. Лицевой корпус вытянулся вдоль Невы, в его фасад был включен прежний торцовый фасад Маттарнови, ставший правый ризалитом. [6]

В 1780-х гг. лицевой корпус был капитально перестроен Дж.Кваренги в Эрмитажный театр. Со временем были капитально перестроены и остальные части бывшего Второго Зимнего дворца. В 1980 - начале 1990-х гг. удалось раскрыть и реставрировать внутри часть дворца, и в 1992 г. в здании был открыт музей.

Лицевой корпус Второго Зимнего дворца изображен на гравюре по рисунку М.И.Махаева, приложенной к плану:

 

 

 

На плане 1753 г. фасад лицевого корпуса изображен довольно условно. Как и на изображении Третьего Зимнего дворца, пропорции вытянуты вверх и, конечно, не видны детали отделки; не соответствует количество осей по фасаду; сверх того, не вполне правильно показаны выступающие и западающие части. И все же самое главное показано - это портик посередине, увенчанный картушем, и два ризалита по сторонам. Общий характер архитектуры передан правильно.

Интересно, что на рисунке на плане изображен и расположенный рядом разводной мост.

 

 

 

Летний сад и Царицын луг

 

 

 

Как известно, Летний сад основан Петром I в 1704 г. Он сформировался в основном в 1710-х гг.

В наше время Летний сад находится на четырехугольном острове, ограниченном Невой, Фонтанкой, Мойкой и Лебяжьей канавкой (см. левую нижнюю четверть представленного фрагмента плана) - это так называемые Первый и Второй Летние сады (Первый Летний сад, украшенный скульптурами, находится ближе к Неве). Но сначала территория Летнего сада была существенно больше - по другую сторону Мойки находился Третий Летний сад, или "сад у Золотых хором" (верхняя половина фрагмента плана). Кроме того, в прогулочную зону был включен и Большой (Царицын) луг (середина нижней части фрагмента плана); правда, уже в середины 1740-х гг. за ним перестали следить, и со временем он превратился в место военных учений и парадов - нынешнее Марсово поле. (См., например, [8].)

Рассмотрим изображения отдельных зданий.

 

 

Летний дворец Петра I

 

 

 

Построен в 1710 - 1714 гг., арх. Д.Трезини, предположительно при участии А.Шлютера [2]. Здание сохранилось. Современная фотография:

 

 

7 сентября 2018 г.

 

В данном случае изображение совершенно условное - но иначе и не может быть для такого здания, где главное - мелкие детали изящной отделки. Все же нужно сказать, что объем здания показан правильно.

 

 

 

Летний дворец Екатерины I

 

 

 

 

Дворец (Новые палаты) находился на углу Невы и Лебяжьей канавки. Он строился по распоряжению Петра I для его супруги Екатерины I. Строительство было начато в 1721 г., а закончено уже после смерти Петра I - в 1727 г. Автор проекта - С.ван Звитен, строительством руководили Ф.де Вааль, Д.Трезини, М.Г.Земцов. [8,9].

Здание не сохранилось до нашего времени. Известны фиксационные чертежи М.Г.Земцова 1725 - 1727 гг. (Эрмитаж, инв.№№ 6492, 6493) [9]:

 

 

 

Здание имело в плане форму буквы F. "Перекладину" буквы образовывал одноэтажный корпус картинной галереи. Как видно на плане 1753 г., к этому времени картинная галерея уже не существовала и здание имело Г-образную форму, к Неве обращена более короткая сторона; к ней сделана еще какая-то короткая пристройка слева.

Сравнение с чертежом невского фасада (на левом чертеже внизу) показывает, что и в этом случае изображение весьма условное, поскольку на нем невозможно показать мелкие детали. В то же время оно сделано вполне добросовестно, показаны даже четыре дымохода.

 

 

 

Летний дворец Елизаветы

 

 

 

Деревянный Летний дворец для императрицы Елизаветы Петровны был построен по проекту Ф.-Б.Растрелли в 1741 - 1745 гг. [10]. Он находился к югу от Мойки, на территории Третьего Летнего сада. В 1796 г. здание было снесено, и на его месте воздвигнут Михайловский (Инженерный) замок.

К плану приложена гравюра по рисунку М.И.Махаева, на которой это прекрасное здание изображено с угла Фонтанки и Мойки:

 

 

 

Изображение на плане весьма условное, с различными отличиями в деталях (пропорции, количество осей по фасаду; почему-то не изображен крытый мост через Мойку напротив правого крыла). И все же это миниатюрное изображение передает общее впечатление великолепия дворца.

 

 

 

Почтовый двор (?)

 

На плане изображено здание на берегу Невы, напротив Царицына луга:

 

 

 

Вероятно, это Почтовый двор. Здание было построено при Петре I и служило своеобразной гостиницей, уда устраивали приезжих именитых иностранцев [8].

Кроме изображения на плане 1753 г., мне известно еще одно изображение этого здания - на гравюре О.Эллигера по рисунку Х.Марселиуса "Панорама набережной Невы в Петербурге от Летнего сада до Исаакиевской церкви (2 лист)", 1728 - 1729 (Эрмитаж, инв.№ ЭРГ-17138) [7]. Здесь можно посмотреть гравюру целиком, а вот интересующий нас фрагмент (у левого края гравюры; справа от дома - Красный канал, проходивший по западной границе Царицына луга, позже засыпанный):

 

 

 

К сожалению, это единственное известное мне изображение примитивно, сравнивать не с чем.

 

 

Продолжение на следующей странице

 

 

Оглавление

 

 

Следующая

 

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.