ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗДАНИЙ
НА ПЛАНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 1753 ГОДА
(продолжение)
1. Сравнение с другими изображениями и с фотографиями сохранившихся зданий 1 2 3 4
2. Здания, для которых достоверные изображения неизвестны 1 2
Приложение 1. Гравюры по рисункам М.И.Махаева, приложенные к плану
Приложение 2. Церковь Марии Магдалины на Малой Охте
Площадь на Стрелке Васильевского овтрова
Рассмотрим здания, изображенные на этом фрагменте.
Двенадцать коллегий
Строительство здания для высших правительственных органов - сената и коллегий велось с 1722 до 1742 г. по проекту Доменико Трезини и Теодора Швертфегера, под руководством Доменико Трезини, после его смерти (1734) - Джузеппе Трезини, завершено Михаилом Григорьевичем Земцовым [2, 11, 16]. Оно сохранилось до наших дней. К сожалению, сейчас его длинный фасад трудно обозреть единым взглядом из-за разросшихся деревьев. Здание изображено на гравюре по рисунку М.И.Махаева, приложенной к плану:
К сожалению, у изображения на плане - неудачный ракурс, так что продольные фасады не видны. В то же время совершенно ясно показано своеобразное завершение здания - двенадцать мансардных крыш с переломом, выстроившихся в ряд. Справа видна также пристройка с задней стороны, где на первых двух этажах располагались открытые галереи (теперь сохранилась только часть галереи на первом этаже).
На северной стороне площади показаны два здания, выходящие противоположными фасадами на Неву - Академия наук и Кунсткамера:
Академия Наук (дворец царицы Прасковьи Федоровны)
Здание строилось в 1720-х гг. как дворец царицы Прасковьи Федоровны (жены царя Ивана - брата Петра I; 1664 - 1723). Автор проекта - Н.-Ф.Гербель, после его смерти (1724) строительство завершил. Г.Киавери [9]. Снесено в 1820-х гг., на его месте построен южный пакгауз (ныне Зоологический музей).
Фасад здания по Неве - фрагмент гравюры по рисунку М.И.Махаева, приложенной к плану:
Изображение этого здания более позднего времени - фрагмент панорамы Петербурга А.Тозелли 1820 года [17]:
Рисунок сделан с башни стоящей рядом Кунсткамеры. Верх бокового фасада подтверждает изображение Махаева.
Главный фасад, обращенный к Неве, здесь, к сожалению не виден. Но зато ясно видны выступы на нем посередине и по краям, что тоже подтверждает изображение Махаева. В то же время видно, что на заднем фасаде выступов нет, он вытянут в одну линию.
Изображение здания на плане 1753 г. очень похоже на то, что изобразили М.И.Махаев и А.Тозелли - но с одной странностью: создается впечатление, что на этом изображении здание развернуто в обратную сторону и изображен не задний, а главный, невский фасад. Как бы то ни было, здание на рисунке узнаваемо.
Кунсткамера
Строительство здания Кунсткамеры было начато в 1718 г. архитектором Г.-И.Маттарнови, после его смерти (1719) продолжено Н.-Ф.Гербелем, а после смерти Гербеля (1724) - Г.Киавери и завершено в 1734 г. М.Г.Земцовым. В 1747 г. в здании произошел сильный пожар. При этом, в частности, сгорел верхний ярус башни. Здание было восстановлено уже после составления плана Петербурга, в 1754 - 1758 гг. С.И.Чевакинским. [16]. При восстановлении здания верхний ярус башни не был построен, и многие поколения жителей Петербурга - Ленинграда знали Кунсткамеру именно в таком изувеченном виде. Открытка 1946 года:
В 1947 - 1948 гг. верхний ярус башни был воссоздан архитектором Р.И.Каплан-Ингелем.
Итак, к моменту издания плана здание Кунсткамеры было повреждено пожаром, его восстановление еще не началось. Следует заметить, что на приложенной к плану гравюре по рисунку Махаева здание изображено в том виде, какой оно имело до пожара. Фрагмент гравюры:
В отличие от этой гравюры, на плане честно изображено здание в том виде, какой оно имело в это время.
Павильон Готторпского глобуса
Один из самых интересных экспонатов Кунсткамеры - Готторпский глобус погиб при пожаре в 1747 г. Вскоре он был воссолздан петербургскими мастерами. Для размещения глобуса в 1751 - 1753 гг. (как раз ко времени издания плана) был построен специальный павильон по проекту И.-Я.Шумахера, при участии Ю.М.Фельтена - в то время молодого, начинающего архитектора. Павильон был разобран в 1829 г. [18]
Чертеж павильона Готторпского глобуса, выполненный Ю.М.Фельтеном [18]:
Изображение павильона на панораме А.Тозелли 1820 г. [17]:
Как видим, на плане 1753 г. павильон изображен очень похоже.
Инртересно, что на гравюре по рисунку М.И.Махаева, приложенной к плану, примерно на месте павильона видно какое-то странное сооружение:
К сожалению, я не знаю, что это такое. Возможно, что это была какая-то временная постройка на месте будущего павильона. (Напомню, что его строительство закончено как раз в 1753 г.)
Гостиный двор и пакгауз
Гостиный двор был построен в 1720-х гг. Д.Трезини. Снесен в конце XIX - начале XX в.
Фасад здания по Малой Неве изображен на гравюре по рисунку М.И.Махаева, приложенной к плану:
Часть противоположного фасада, выходящего на площадь, видна на приведенной выше другой гравюре по рисунку Махаева - той, на которой изображены Двенадцать коллегий.
Фотографии из книги Г.К.Лукомского "Старый Петербург" (1917 г.) [19]:
В первой половине XIX в. была изменена отделка уличных фасадов, но сохранились и прежняя открытая аркада в первом этаже, и размеры окон второго этажа, и чердачные окна. А дворовые фасады, очевидно, сохранялись в первоначальном виде.
Изображение гостиного двора на плане вполне согласуется и с гравюрой, и с фотографиями.
Пакгауз слева от гостиного двора исчез значительно раньше: уже в 1829 - 1832 гг. на его месте было построено новое здание таможни (арх. И.Ф.Лукини). Другие изображения пакгауза мне неизвестны.
Кадетский корпус
(Меншиковский дворец)
Строительство дворца светлейшего князя А.Д.Меншикова началось в 1710 г. по проекту Дж.-М.Фонтана, с 1712 - 1713 г. строительство продолжал И.-Г.Шедель, работавший до 1727 г., когда Меншиков попал в опалу. В 1731 г. бывший Меншиковский дворец был передан Кадетскому корпусу. Здание сохранилось до нашего времени, в 1976 - 1981 гг. он был реставрирован, после чего открыт как музей. [20]
Здание неоднократно переделывалось и расширялось. На плане видно, как оно выглядело к 1753 году.
Первоначальный облик Меншиковского дворца виден на известной гравюре А.Ф.Зубова "Триумфальный ввод шведских кораблей в Санкт-Петербург после победы при мысе Гангут", 1714 (Эрмитаж, инв.№ ЭРГ-17062) [7]:
Вид с Невы. Дворец - у левого края гравюры. Первоначально он был меньше по размерам, чем сейчас. С 1716 г. началось строительство западного, северного и восточного корпусов. Однако к 1727 году был построен только западный корпус (слева от центральной части, на углу нынешней Кадетской линии), для остальных корпусов были только заложены фундаменты. В таком виде дворец изображен на рисунке Х.Марселиуса "Палаты его светлости князя Меншикова", 1725 (отдел рукописей Библиотеки Академии наук) [20]:
Из плана видно, что здание оставалось в таком же состоянии и к 1753 году - по-прежнему существовали только центральная часть и левое (западное) крыло. Правое крыло было построено уже позже - между 1758 и 1774 г.
Следует сказать, что уже к 1740-м гг. был изменен невский (южный) фасад центральной части здания. Он изображен, в частности, на фрагменте гравюры по рисунку М.И.Махаева, приложенной к плану:
Несколько позже (уже после 1753 г.) в центре, между ризалитами была изменена форма окон второго и третьего этажа - окна второго этажа стали арочными, а третьего - овальными. В наше время мы такой фасад не сможем увидеть в натуре: около 1981 г. выл воссоздан первоначальный фасад - такой, каким мы его видим на изображениях А.Ф.Зубова и Х.Марселиуса.
На плане Меншиковский дворец изображен с противоположной стороны - с севера. Другие изображения дворца того времени с северной стороны мне неизвестны, остается только полагаться на план 1753 г.
Скажем о других зданиях, входивших в усадьбу А.Д.Меншикова, которые видны на изображениях А.Ф.Зубова и Х.Марселиуса [20]. Справа от дворца на берегу Невы стояла мазанковая Воскресенская церковь, построенная в 1714 г., а в глубине на гравюре Зубова видно П-образное здание - "Посольские хоромы" - деревянный дворец, построенный еще до начала строительства каменного дворца, в 1704 - 1710 гг.
Из плана видно, что к 1753 г. мазанковая церковь уже исчезла. В то же время на плане видны характерные П-образные очертания "Посольских хором", а перед ними - регулярный сад. Значит, в это время "Посольские хоромы" еще существовали! Жаль, что их фасад не показан.
Сампсониевский собор на Выборгской стороне
Собор прп. Сампсония Странноприимца с отдельно стоящей колокольней построен в 1728 - 1740 гг. Первоначально собор был одноглавым. В 1761 г. к центральному барабану были пристроены четыре малых барабана с луковичными главками. [15, том первый, №40; 16]. Сохранился, один из ценнейших памятников архитектуры раннего барокко.
Современные фотографии:
24 апреля 2010 г.
К сожалению, изображение на плане повреждено, не виден шатер колокольни (форма уникальная для петербургской архитектуры XVIII в.). Но сам собор в основном виден. В это время собор еще не был превращен в пятиглавый, и мы видим высокий барабан, увенчанный куполом с одной луковичной главкой. Правильно изображен боковой фасад с тремя осями окон трапезной и пятью открытыми арками вдоль основного объема храма.
Подзорный дворец
Подзорный дворец Петра I находился на островке при впадении Фонтанки в Финский залив. Дворец строился для Петра I в 1720-х гг. по проекту С.ван Звитена, под руководством Ф.Вааля, завершен в 1731 г. М.Г.Земцовым с некоторыми изменениями проекта. Разобран в 1-й четверти XIX в. Позже был засыпан Подзорный канал, отделявший остров от берега. Ныне территория завода "Адмиралтейские верфи". [9, №21; 22, с. 40,41]
Проект дворца, арх. Ф.Вааль, 1723 (Эрмитаж, инв.№ 2738; см. описание [9, №21]; само изображение там отсутствует, я нашел его в интернете):
Гравюра П.Штелина "Подзорный дворец и Калинкинский прядильный дом", 1760-е (репродукция имеется в [22], но я нашел в интернете изображение более высокого качества):
Вид вниз по течению Фонтанки, впереди Финский залив. Изображение примитивное, но на нем видна ориентация здания в пространстве; главный фасад обращен в сторону моря. (О Калинкинском прядильном доме сказано на другой странице.)
На плане 1753 г. хорошо передана общая композиция здания. Некоторые отличия от чертежа Ф.Вааля (другая форма крыш, отсутствие угловых павильонов) - это, возможно, те изменения, которые М.Г.Земцов внес в проект.
Продолжение на следующей странице
© Прохоров С.О.