САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ТРОИЦКАЯ УЛИЦА
Улица Рубинштейна
Вид улицы от Невского проспекта
5 марта 2017 г.
Улица возникла в первой половине XVIII в. Со второй половины столетия она носила название Троицкой - по выходящей на нее территории подворья Троице-Сергиевой лавры, главное здание которого обращено в противоположную сторону, на Фонтанку (современный адрес: наб. Фонтанки, 44 - ул. Рубинштейна, 3). Современное название улица получила в 1929 г. в честь знаменитого пианиста и композитора А.Г.Рубинштейна, жившего в доме 38.
Троицкая улица (ул. Рубинштейна) расположена за Фонтанкой. Эта местность до середины XIX в. оставалась городской окраиной и только во второй половине XIX в. превратилась в полноценный городской район. Облик улицы определяют доходные дома второй половины XIX - начала XX в., среди которых немало красивых произведений эклектики, модерна, неоклассики.
Дом на левом углу Невского проспекта (ул. Рубинштейна, 2/45) - слева чертеж фасада, опубликованный в 1878 г. [3], справа современная фотография (5 марта 2017 г.):
Доходный дом И.И.Ростовцева, построен (перестроен из более старого здания) в 1875 - 1877 гг., арх. А.Л.Гун [1]. (Немного раньше, в 1874 г. построены дворовые флигели по проекту П.Ю.Сюзора [3,4], а в 1908 г. сделана еще одна пристройка со двора по проекту В.А.Липского [2, №1909].)
Сравнение чертежа и фотографии показывает, что фасад в целом хорошо сохранился; нет только некоторых украшений наверху (может быть, не все из них были осуществлены?) и металлического навеса над входом (действительно существовавшего [3]).
Эклектика. Красивая, талантливая работа. Угловатые, "колючие" формы (вообще характерные для А.Л.Гуна) придают дому индивидуальный, запоминающийся облик.
Дом на правом углу Невского проспекта (ул. Рубинштейна, 1/43:
11 февраля 2012 г.
Еще одно хорошее произведение эклектики (необарокко). Доходный дом Великого Князя Сергея Александровича, построен в 1900 г., арх. А.В.Кащенко [1]. Рядом, на углу Фонтанки (Невский пр., 41/42) находится бывший дворец Белосельских-Белозерских, также принадлежавший в это время В. Кн. Сергею Александровичу. Этот прекрасный дворец, построенный А.И.Штакеншнейдером, рассмотрен в разделе "Фонтанка"; там же помещена и данная фотография доходного дома.
Примечателен следующий дом по правой стороне (ул. Рубинштейна, 3):
(Первая фотография помещена также на другой странице.)
Это бывший доходный дом подворья Троице-Сергиевой лавры, построенный в 1871 - 1872 гг. по проекту М.А.Макарова [1]. (Главное здание подворья, выходящее на наб. Фонтанки, 44, рассмотрено в разделе "Фонтанка".) Весьма живописен фасад в неороманском "стиле" (одно из направлений эклектики).
Примечательна личность автора проекта - М.А.Макарова, с работами которого мы еще неоднократно встретимся на этой прогулке.
Вот текст некролога, помещенного в 1873 г. в журнале "Зодчий" [5]:
"19 ноября, в 5 часов пополудни, скончался в
Петербурге талантливый архитектор, профессор Михаил Алексеевич МАКАРОВ. Надеясь
поместить более полные сведения о покойном в следующем нумере, ограничимся
краткою заметкою о его деятельности. М.А.Макаров умер в цвете лет, в пору самой
широкой его деятельности, на 44-м году своей жизни
[ошибка, должно быть: "на 46-м
году" - С.П.].
М.А.Макаров родом из Киева, где он занимался у архитект. Беретти. Талант его
заметил А.Н.Барбе, состоявший производителем работ при постройке киевского
кадетского корпуса, он пригласил его, в декабре 1850 года, в Петербург и
познакомил с архитекторами И.В. и В.В.Штром, чрез посредство которых М.А.Макаров
поступил в Академию художеств. Впоследствии он был приглашен заниматься к
П.А.Боссе [вероятно,
опечатка, должно быть: "Г.А.Боссе" - С.П.]
и позже к А.И.Штакеншнейдеру.
В Академии художеств М.А.Макаров большой золотой медали не получил, хотя, как
известно, программа его отличалась от всех наибольшею художественностью
сочинения и выполнения, поэтому он отправился за границу на свои средства.
Первая постройка его, обратившая на себя всеобщее внимание, была - дом
М.И.Лопатина, на Невском проспекте
[дом 100 - С.П.]
; затем успех его шел crescendo, о чем
свидетельствует целый ряд воздвигнутых по его проектам зданий."
Творчество М.А.Макарова было очень популярно, его нередко называли великим архитектором. Очень важно, что, в значительной мере благодаря популярности Макарова, закончилось время засилья утилитаризма в архитектуре петербургских доходных домов. Но когда прошла злободневность его деятельности, стало ясно, что достоинства его работ все же преувеличены. (Характерно, что никаких "более полных сведений" о Макарове, обещанных в некрологе, так и не появилось ни в следующем номере "Зодчего", ни позже.) Вероятно, уже к началу XX века М.А.Макаров был забыт. О нем вновь вспомнили - уже без преувеличенных восторгов - в 1970 - 1980-х гг., во времена переоценки архитектуры эклектики.
И все-таки, дома, построенные Макаровым, по-своему красивы, колоритны.
Следует заметить, что особенно много зданий (преимущественно доходных домов) Макаров построил на Невском проспекте между Фонтанкой и Знаменской (Восстания) площадью (пять домов - 80 (позже перестроенный), 96, 98, 100, 112) и в окрестностях с обеих сторон от проспекта, в том числе и на Троицкой улице. Здесь сохранились четыре дома Макарова; мы познакомились с первым, остальные три увидим далее - один на этой странице, два других - на третьей странице.
Следующий дом по правой стороне (ул. Рубинштейна, 5):
5 марта 2017 г.
Доходный дом Г.Г.Мекленбург-Стрелицкого, 1896 - 1897, арх. В.П.Стаценко [1]. Эклектика. Строгий, благородный фасад.
Этот участок противоположной стороной выходит на наб. Фонтанки, 46, где расположен особняк, принадлежавший Г.Г.Мекленбург-Стрелицкому с 1895 г. Этот особняк (расширенный в 1897 г. также по проекту В.П.Стаценко) рассмотрен в разделе "Фонтанка".
Рассмотрим дома на противоположной, левой стороне.
Ул. Рубинштейна, 4:
5 марта 2017 г.
Доходный дом П.К.Палкина, построен в 1903 - 1904 гг. по проекту А.С.Хренова [1]. Интересное, яркое произведение декоративного варианта стиля модерн.
На фасаде установлена доска с именем архитектора:
5 марта 2017 г.
В 1970 - 1980-х гг. эта доска почему-то была перенесена и установлена в подворотне. На рубеже XX и XXI в. она установлена на прежнем месте. (Доска находится на первом этаже слева, ее можно разглядеть на первой фотографии фасада.)
А.С.Хренов построил в Петербурге более 30 зданий. В его творчестве есть произведения разных стилей - эклектики, модерна, неоклассики, и практически все они сделаны ярко, талантливо. Но именно здания в стиле модерн, на мой взгляд, особенно красивы. (На сайте рассмотрены, в частности, построенные им дома на Таврической улице, а также доходный дом С.В.Муяки на Знаменской (Восстания) улице, на котором тоже установлена доска с именем Хренова.)
Следующий дом по левой стороне (ул. Рубинштейна, 6):
11 февраля 2012 г.
Доходный дом, 1896 г. арх. П.И.Балинский [1]. Неплохая добротная эклектика.
Ул. Рубинштейна, 8:
Этот дом построен по проекту уже известного нам М.А.Макарова: доходный дом С.И.Крундышева, 1870 г. [2, №2013].
Эклектик М.А.Макаров работал в разных исторических "стилях" и смешивал их друг с другом. В данном случае в фасаде преобладают мотивы барокко. Живописный, уютный домик.
Следующие два дома по левой стороне в существующем виде малоинтересны.
Ул. Рубинштейна, 10:
5 марта 2017 г.
Доходный дом, 1881, арх. И.В.Вольф [1]. Эклектика ("кирпичный стиль"). Есть отдельные красивые детали, но в целом фасад выглядит убого. Не исключено, что он ободран в советское время.
Ул. Рубинштейна, 12:
5 марта 2017 г.
Совсем невыразительный фасад. Скорее всего, он получил такой вид в результате перестройки советского времени. История этого дома мне неизвестна.
Мы подошли к пересечению с Графским переулком (в советское время - Пролетарский пер., затем (с 1964 г.) ул. Марии Ульяновой). Рассмотрим угловые дома.
Дом на правом ближнем углу (ул. Рубинштейна, 7) безобразен по архитектуре, но представляет интерес своей историей [2,№2012; 6,7]:
5 марта 2017 г.
До конца 1920-х гг. на этом месте стоял дом, датируемый концом XVIII в. (к сожалению, я пока не нашел его изображений). А в 1930 - 1932 гг. вместо него построено нынешнее конструктивистское здание - дом-коммуна инженеров и писателей (арх. А.А.Оль, совместно с К.А.Ивановым и А.И.Ладинским). Сейчас он известен под ироническим названием "Слеза социализма".
Молодые люди - члены кооператива решили построить дом нового, социалистического типа, такой, в котором они были бы свободны от всяких бытовых забот и жили дружным коллективом. В доме были устроены столовая, детский сад, библиотека, парикмахерская и т.п. - а квартиры были сделаны без кухонь! Сначала все жили дружно, весело. Но скоро эйфория прошла, да и бытовое обслуживание было, мягко говоря, не на высоте. Жильцы стали испытывать неудобства, пришлось все же устраивать импровизированные кухни - на ванны клали доски, а на них ставили примусы.
В начале 1960-х гг. дом был капитально перестроен внутри и приспособлен для нормальной жизни.
Что касается архитектурного облика, то он, на мой взгляд, совсем плох (это одна из худших работ А.А.Оля). Единственная точка, откуда здание выглядит более или менее выразительно - угол улицы Рубинштейна и Графского (в то время Пролетарского) переулка; именно с нее и сделана помещенная здесь фотография. Отсюда виден своеобразный силуэт верхней части здания, где был устроен солярий.
В то же время в истории "Слезы социализма" есть и один по-настоящему значительный момент: среди жильцов этого нелепого дома была поэтесса Ольга Федоровна Берггольц - автор знаменитых блокадных стихов. Она поселилась здесь (вместе с мужем - Н.С.Молчановым) сразу после постройки, в 1932 г. и жила до 1943 г. В 1990 г. на доме была установлена посвященная ей мемориальная доска (арх. А.Н.Васильев, ск. В.И.Винниченко) [8]:
5 марта 2017 г.
Вид Графского переулка вправо от Троицкой улицы:
5 марта 2017 г.
Справа ограда дома-коммуны. Впереди расположенная недалеко отсюда Фонтанка.
Дом на другом углу Графского переулка (ул. Рубинштейна, 9/3):
5 марта 2017 г.
Этот доходный дом [1] построен в 1876 г. по проекту Е.И.Винтергальтера - талантливого архитектора-эклектика 1850 - 1870-х гг., ныне, к сожалению, полузабытого. Фасады выполнены в характерной для Винтергальтера мягкой, интеллигентной манере, с использованием мотивов стиля Людовика XVI.
Винтергальтер построил на Троицкой улице еще один дом (ул. Рубинштейна, 36).
Вид Графского переулка влево от Троицкой улицы:
5 марта 2017 г.
Переулок оканчивается у Владимирского проспекта. Впереди виден фрагмент расположенного на противоположной стороне проспекта (Владимирский пр., 12) прекрасного ампирного здания, построенного в 1826 - 1828 гг. по проекту А.А.Михайлова 2-го (дом А.И.Корсакова, позже Купеческий клуб, ныне театр имени Ленсовета) [9].
Рассмотрим угловые дома.
Дом на левом углу (ул. Рубинштейна, 14-16/6):
5 марта 2017 г.
История строительства этого дома мне неизвестна. В нынешнем виде он неинтересен.
Зато красив дом на правом углу (ул. Рубинштейна, 18/5):
5 марта 2017 г.
Доходный дом И.А.Жевержеева (М.А.Жевержеевой) [1; 2,№2015], построен в 1899 г. по проекту А.И.фон Гогена - выдающегося архитектора конца XIX - начала XX века. Дом с башенкой - красивое, эффектное произведение национального направления эклектики - "русского стиля".
На рубеже XX века А.И.фон Гоген начал работать в новом стиле - модерн (в этом стиле выполнено и самое известное его здание - особняк М.Ф.Кшесинской.) В стиле модерн он спроектировал еще один доходный дом для Жевержеевых, который должен был быть построен рядом с угловым домом, на Троицкой улице (адрес тот же: ул. Рубинштейна, 18). Проект помещен в журнале "Зодчий" в 1904 г. [10]. Вот фасад дома (а планы можно посмотреть здесь):
Заголовок: "Дом П.А.Жевержеева в С.-Петербурге, Троицкая ул. №18". Красивый, элегантный дом. Жаль, что он не был построен.
Вместо этого стоявшее здесь здание было в 1911 г. перестроено под Троицкий театр миниатюр (арх. Г.А.Косяков, В.В.Фридлейн) [1]. В советское время здесь размещались разные небольшие театры и кинотеатр, а с 1956 г. находится Малый драматический театр - Театр Европы. Здание было еще раз перестроено в советское время [1]; насколько сильной была перестройка, я не могу судить, так как не видел старых изображений здания. В настоящее время (2010-е гг.) здание, кажется, в очередной раз реконструируется. Перед ним постоянно стоят какие-то фуры и "газели", которые мешают сфотографировать фасад:
Довольно неплохой фасад в дузе модернизированной неоклассики. Но, по-моему, он гораздо хуже того, что проектировал на этом месте А.И.фон Гоген.
© Прохоров С.О.