САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЕТРОГРАДСКАЯ СТОРОНА
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177
КРОНВЕРКСКИЙ ПРОСПЕКТ
Кронверкский проспект (в советское время пр. Максима Горького) проходит по плавной кривой линии вдоль границы Александровского парка. Все дома находятся только на одной стороне проспекта и обращены фасадами в парк. Такой проспект выглядит очень живописно.
Так же, как и почти на всей Петроградской стороне, в архитектуре Кронверкского проспекта господствует стиль модерн.
На начальном отрезке - от ул. Куйбышева (Большой Дворянской), проходящей по северной стороне Троицкой площади, до Каменноостровского проспекта - проспект представляет собой узкую тихую улочку (правда, с трамвайными рельсами), и зелень Александровского парка находится почти рядом с фасадами домов.
Первые три здания - очень разные, и притом все три - талантливые произведения архитектуры.
Первое здание, выходящее на угол ул. Куйбышева (Большой Дворянской) - знаменитый особняк М.Ф.Кшесинской (Кронверкский пр., 1-3 - ул. Куйбышева, 2-4):
Особняк для выдающейся балерины был построен в 1904 - 1906 гг. по проекту А.И. фон Гогена [1] и представляет собой, в свою очередь, выдающееся произведение архитектуры модерна. О нем написано очень много, и я не буду утомлять читателя своими комментариями. Просто посмотрим еще несколько фотографий.
Фасад по Кронверкскому проспекту:
20 октября 2013 г. | 19 сентября 2018 г. | 19 сентября 2018 г. | 19 сентября 2018 г. |
(Первая и вторая фотографии помещены также на других страницах.)
Парадный двор и вход в особняк со стороны Кронверкского проспекта:
Вид на особняк из сада со стороны ул. Куйбышева (Большой Дворянской):
22 марта 2008 г.
Интерьеры особняка (созданные А.И. фон Гогеном при участии А.И.Дмитриева) не отличались стилистической цельностью. Не все из них были отделаны в формах "чистого" модерна; главный зал был оформлен в духе неоклассики. Впрочем, до нашего времени интерьеры почти не сохранились (сохранился только главный зал - и то, кажется, с искажениями).
Как это ни жаль, придется упомянуть об одном обстоятельстве (особняк широко известен именно благодаря этому обстоятельству, а вовсе не архитектурным достоинствам): в апреле 1917 г., в отсутствие хозяйки, особняк был самовольно захвачен большевиками, и здесь они развернули активную деятельность по подготовке захвата власти, Ленин произносил свои речи с балкона.
В 1938 - 1956 гг. в особняке размещался музей С.М.Кирова, а с 1957 г. - музей октябрьской революции. Этот музей остается здесь и в настоящее время, только в 1991 г. он был лицемерно переименован в музей политической истории России.
Я лично никогда не посещал такие музеи. Но для особняка Кшесинской однажды, в 70-х годах сделал исключение: я надеялся увидеть интерьеры. Но обнаружил, что практически ничего не сохранилось! Казалось бы, было бы естественно для музея сохранить (или восстановить) всё так, как было в 1917 году. Но это не было сделано: устроителей музея интересовала не подлинная история, а пропагандистские штампы. Я убедился, что смотреть здесь нечего и больше никогда не был - и, думаю, никогда не буду - в особняке Кшесинской. Во всяком случае, пока в нем существует этот музей.
Кронверкский пр., 5. Вид от особняка Кшесинской:
(Первая фотография помещена также на другой странице.)
Это бывший жилой дом Второго Каменноостровского товарищества постоянных квартир, построенный в 1913 - 1914 гг., арх. А.И.Клейн [1]. (Теперь это один из корпусов Санкт-Петербургского государственного морского технического университета.)
Здание представляет собой яркое произведение архитектуры неоклассики - того ее направления, которое основано на использовании мотивов ренессанса.
Очень интересно выглядит двор, отделенный стенкой от соседнего участка, на котором стоит особняк Кшесинской:
22 марта 2008 г.
20 октября 2013 г.
В 2013 году я, к своей неожиданности, увидел во дворе такие деревянные скульптуры:
20 октября 2013 г.
Это фрагменты скульптурной композиции, которая раньше стояла в Михайловском саду, недалеко от павильона Росси - "Дерево свободы" (по другим данным, "История русского народа"). Эту скульптуру сделал из дубового ствола скульптор-самоучка А.П.Соловьев в 1929 г. Вот как она выглядела (фотография 1990 г., автор Anspok Evgeny [35]):
В конце XX века, с началом работ по реставрации Михайловского сада эта скульптура исчезла. Я долго ничего не знал о ее судьбе - и вот, вдруг увидел ее фрагменты здесь.
Позже мне удалось узнать следующее [495а] (благодарю пользователя, выступающего на сайте Citywalls под ником "Риэлтор" [495б], сообщившего эти данные).
В ходе реставрации Михайловского сада (около 1999 - 2003 гг.) скульптура была из него убрана. Ее распилили на три части примерно по 700 кг каждый и перевезли во двор Русского музея (туда, где раньше стояла скульптура Александра III работы П.П.Тубецкого). В 2013 г. фрагменты скульптуры взял музей политической истории России (см. выше) с намерением выставить скульптуру, однако вскоре он отказался от этой идеи из-за плохого состояния скульптуры. В конце концов фрагменты скульптуры были переданы Морскому техническому университету, где и стоят до настоящего времени (2021 г.).
Но вернемся к архитектуре дома по Кронверкскому пр., 5. При всех его достоинствах, есть в нем странность (на нее обратил внимание много лет назад мой знакомый - Александр Калинин). Вот как выглядит фасад, обращенный к следующему участку, на котором стоит мечеть:
22 марта 2008 г.
К мечети дом обращен непривлекательным задним фасадом! Почему это произошло? Я не знаю. Может быть, заказчики и архитектор продемонстрировали таким образом свое презрение к мусульманам?
Итак, на следующем участке (Кронверкский пр., 7 - Конный пер., 1) расположена Соборная мечеть:
20 октября 2013 г.
(Эта фотография представлена также на другой странице.)
В 1908 г. прошел конкурса на проект мечети. В результате конкурса победил проект Н.В.Васильева - выдающегося мастера архитектуры модерна. Строительство началось в 1909 г. по проекту, доработанномув Васильевым при участии С.С.Кричинского и А.И. фон Гогена. Службы в мечети начались в 1913 г., в дни празднования 300-летия династии Романовых. Но отделка продолжалась до 1920 года. [36].
(По какому-то недоразумению в литературе 1950 - 1960-х гг. автором проекта мечети называли одного С.С.Кричинского.)
Виды мечети:
22 марта 2008 г. | 22 марта 2008 г. | 20 октября 2013 г. |
22 марта 2008 г.
22 марта 2008 г.
Архитектура мечети очень своеобразна. С одной стороны, майоликовые украшения вызывают в памяти архитектуру Средней Азии, а с другой стороны, облицованные гранитом стены придают зданию специфический северный колорит. По существу, мечеть - произведение "северного модерна"! А асимметричная композиция (асимметричное положение портала, расположение минаретов не по сторонам от портала, а на боковом фасаде) придает архитектуре своеобразный "авангардистский" характер (вообще свойственный творчеству Н.В.Васильева).
Как это ни удивительно, мечеть не стала чем-то чуждым окружению, но, наоборот, прекрасно вошла в облик Петербурга, в панорамы Невы.
На следующем участке (Кронверкский пр., 9 - Конный пер., 2 - Крестьянский пер., 1 - 3) в 1908 г. были построены деревянные здания увеселительных заведений - кинематограф "Колизей" (арх. Я.Г.Гевирц) и цирк "Модерн" (арх. Н.Ф.Романченко). Эти здания сгорели около 1919 г. (Их изображения можно увидеть, например, в [37,38].)
В 1932 г. на этом месте было построено здание Академии сигнализации и связи (предположительно арх. Г.А.Симонов, П.В.Абросимов и А.Ф.Хряков [6,№1271]); с 1950-х гг. это одно из зданий, принадлежащих Ленинградскому институту инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ, ныне Петербургский государственный университет путей сообщения - ПГУПС):
20 октября 2013 г.
В наше время об этом здании нередко пишут как о выдающемся произведении конструктивизма, и оно даже попало в официальный список вновь выявленных памятников архитектуры [6,№1271]. На мой взгляд, такая оценка очень завышена. Планировка здания вполне рациональна (я сам некоторое время назад неоднократно бывал в нем по служебным делам и видел его изнутри), но снаружи оно, по-моему, откровенно уродливо.
Корпус ПГУПС выходит одним из фасадов в Крестьянский (бывший Дункин, или Дунькин) переулок. На другом углу переулка стоит старый доходный дом (Кронверкский пр., 13/2; дома под номером 11 нет):
22 марта 2008 г.
Дом построен в 1879 г., арх. А.К.Серебряков [1]. Позже здание надстроено, а в конце XX века сделана стеклянная пристройка к первому этажу.
Это здание не отличается особыми архитектурными достоинствами. Но оно интересно как один из довольно немногих сохранившихся жилых домов, построенных до начала строительного бума, в те времена, когда Петербургская сторона была окраиной (см. вступление к разделу).
Продолжение на следующей странице.
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177
© Прохоров С.О.