САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ЧЕРНЫШЁВ ПЕРЕУЛОК
Улица Ломоносова
Чернышев переулок получил название по имени землевладельцев - графов Чернышевых. В 1948 г. он переименован в улицу Ломоносова.
Чернышев переулок проходит от Екатерининского канала (канала Грибоедова) до Пяти Углов. Характер переулка резко различается в разных его частях.
Первый отрезок - от Екатерининского канала (канала Грибоедова) до Чернышевой площади (пл. Ломоносова). Виды начала Чернышева переулка:
2 мая 2017 г.
(Первая фотография помещена также на другой странице.)
Здесь переулок проходит по центру города, мимо некоторых памятников архитектуры XVIII - первой половины XIX века. Но отсюда они видны большей частью с задней, непарадной стороны.
Своеобразный колорит придают переулку многочисленные старинные торговые здания (большей частью и сейчас используемые по назначению). Одно из них тянется по правой стороне от Екатерининского канала до Садовой улицы (ул. Ломоносова, 1; двумя короткими боковыми фасадами здание выходит на наб. канала Грибоедова, 28 и на Садовую ул., 19). Фрагмент фасада здания, фотография С.А.Магазинера, 1920-1930-е гг. [14]:
Это Новая банковская линия; такое название связано с тем, что на соседнем участка по каналу (наб. канала Грибоедова, 30) находился Ассигнационный (позже Государственный) банк. Здание называли также Малым гостиным двором, однако в наше время так называют другое здание, расположенное на левой стороне Чернышева переулка (см. далее). Новая банковская линия построена в конце XVIII - первой четверти XIX в. и перестроена в конце 1840-х - начале 1850-х гг. архитектором Н.П.Гребенкой. Впоследствии, во второй половине XIX - начале XX в. здание подвергалось неоднократным переделкам, в ходе которых, в частности, была заложена аркада. [2, №1824]. (В [2] поздние переделки датируются 1860 - 1870-ми гг., однако в списке из восьми архитекторов, осуществлявших эти перестройки (я его здесь не привожу), по меньшей мере, четыре физически не могли ничего строить в эти годы: они или еще не родились, или были детьми. Поэтому я здесь привожу датировку перестроек, отличающуюся от [2].)
Современные фотографии - вид с угла набережной, вид в обратную сторону, центральная часть фасада:
(Левая фотография помещена также на другой странице.)
В советское время декор фасадов довольно сильно ободран; эту потерю не могут компенсировать и советские лепные украшения в центре фасада. Здание, и без того не блиставшее архитектурными достоинствами, стало выглядеть совсем грубо.
И все же существующее здание неплохо соответствует своему месту, составляет фон для других, более совершенных по архитектуре зданий, расположенных на противоположной стороне Чернышева переулка. Рассмотрим эти здания.
Первое из них - Малый гостиный двор (ул. Ломоносова, 2), выходящее двумя другими фасадами на Екатерининский канал (наб. канала Грибоедова, 26) и на Думскую ул., 9. Вид с угла набережной, фасад по Чернышеву переулку, вид с угла Думской улицы, аркада:
5 марта 2017 г.
(Вторая фотография помещена также на другой странице.)
Здание построено в 1790-х гг. по проекту Дж.Кваренги [1]. Оно не принадлежит к числу наиболее значительных произведений этого великого мастера классицизма. Но и оно, как всегда у Кваренги, очень благородно по архитектуре. Остается только пожалеть о том, что фасад по каналу варварски искажен бездарными перестройками середины XIX - начала XX в. Но два других фасада прекрасны.
Далее к Чернышову переулку подходят две короткие параллельные улицы, начинающиеся от Невского проспекта - Думская улица и Перинная линия. Между этими улицами находилось еще одно торговое здание эпохи классицизма - Перинные ряды, погибшие в 1960-х гг. [4, №14].
Перинные ряды были построены в 1797 - 1798 гг. Как выяснилось уже после их сноса, автор проекта - все тот же знаменитый Дж.Кваренги. В 1802 - 1806 г. к торцу здания, обращенному на Невский проспект, был пристроен красивый портик по проекту Л.Руска. В 1830-х гг. от противоположной стороны Невского проспекта по замыслу К.И.Росси была проведена Михайловская улица, так, что ее перспективу замкнул портик Руска.
Старая фотография - портик Руска и фасад по Перинной линии, вид от Невского проспекта [5]:
А в сторону Чернышева переулка Перинные ряды выходили закругленным торцовым фасадом [6]:
В 1930-х гг. Перинные ряды были надстроены, но при этом портик не подвергся изменениям. И после надстройки в облике здания сохранялись черты классицизма.
Гибель наступила в хрущевское и раннее брежневское время. В 1963 г. при строительстве метро была разобрана наиболее ценная часть здания - портик Руска. Остальное здание еще некоторое время стояло в полуразрушенном состоянии. Наконец, в 1967 г. было уничтожено всё, что еще оставалось. Пространство было искажено, фасады, рассчитанные на восприятие из узкой Думской улицы, оказались в чуждом окружении. В довершение всего примерно на месте портика появился огромный и уродливый стенд, на котором была изображена карта Петрограда в 1917 году (1967 - год 50-летия октябрьского переворота).
В 1974 г. портик Руска был отстроен заново, но без стоявшего за ним здания он выглядит не так, как должен.
В конце XX века было объявлено, что Перинные ряды будут построены заново с воссозданием их внешнего вида. Вот вырезка из газеты того времени [7]:
Как видно из фотографии, прямо на месте был выставлен макет будущего восстановленного здания, примыкающего к портику. (Я еще тогда по наивности порадовался. А напрасно!)
На самом деле это был бессовестный обман. Здание Перинных рядов было построено (Думская ул., 4), но оно не воссоздает утраченное здание, и даже не примыкает к портику. Вот как теперь выглядят со стороны Чернышева переулка Думская улица и Перинная линия, с построенной между ними уродливой пародией на классицизм:
5 марта 2017 г.
Впрочем, одно все же хорошо: пространства Думской улицы и Перинной линии теперь вновь разделены, как и должно быть.
Следующее здание по левой стороне - Большой гостиный двор (1761 - 1785, арх. Ж.-Б.М.Валлен-Деламот [1]). Здание занимает квартал в форме неправильного четырехугольника между Невским проспектом, 35, Перинной линией, Чернышевым переулком (ул. Ломоносова, 4) и Садовой улицей, 17.
О Большом гостином дворе - первом (по времени начала строительства) здании в стиле классицизма в Петербурге - существует обширная литература. Я не буду здесь сколько-нибудь подробно рассматривать его архитектуру, и даже не буду касаться его фасада по Невскому проспекту. Покажу только те фасады, которые видны с Чернышева переулка. Фасад по Перинной линии, вид с угла Перинной линии и Чернышева переулка, фасад по Садовой улице:
Аркада первого этажа - вид на углу Перинной линии и вид вдоль Чернышева переулка:
5 марта 2017 г.
Аркада второго этажа на Садовой улице:
5 марта 2017 г.
Мы подошли к пересечению с Садовой улицей.
Слева от Чернышева переулка находится Воронцовский дворец - блестящее произведение барокко, созданное знаменитым Ф.-Б.Растрелли (1749 - 1757) [1]. Здесь я не рассматриваю его подробно. Главный фасад (в глубине курдонера) обращен на Садовую улицу, 26. Вид со второго этажа Большого гостиного двора:
2 мая 2017 г.
На угол Чернышева переулка выходит правый флигель дворца (ул. Ломоносова, 6/26):
2 мая 2017 г.
Справа от Чернышева переулка находится огромный торговый комплекс - Апраксин двор (Садовая ул., 28-30 - ул. Ломоносова, 3 - Апраксин пер., 2). Фасад лицевого здания по Садовой улице:
2 мая 2017 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
За этим фасадом, во дворе находится великое множество торговых и складских корпусов.
История Апраксина двора здесь излагается в соответствии с исторической справкой, помещенной на сайте [8].
В наше время принято называть Апраксиным двором весь этот комплекс Апраксиным двором (так было принято и раньше, сколько я себя помню - по меньшей мере, с начала 60-х годов). Но исторически такое применение этого названия неверно. На этой территории со второй половины XVIII в. располагались два рынка
Один из них - собственно Апраксин двор, принадлежавший графам Апраксиным - занимал западную часть территории, на углу Садовой улицы и Апраксина переулка, а третьей стороной выходил на Фонтанку.
Второй - Щукин рынок - располагался в восточной части, на углу Садовой улицы и Чернышева переулка; он принадлежал купцу И.М.Щукину. купец разорился, и в 1777 г. рынок отошел в казну, однако его по-прежнему всегда называли Щукинским рынком. Во второй половине XIX в. вошло в употребление второе название - Мариинский рынок (о его происхождении сказано немного дальше).
О том, что это были два рынка, говорит уже внешний вид здания (см. фотографию): фасад по Садовой улице разделен на две части с разным архитектурным оформлением (хотя они и объединены одной общей аркадой): ближняя к нам часть - это Щукин (Мариинский) рынок, а дальняя (которая плохо видна на фотографии) - Апраксин рынок.
В первой половине - середине XIX в. на территории обоих дворов были построены многочисленные здания, торговля процветала. Однако в 1862 г. произошло несчастье - пожар в результате поджога (злоумышленники так и не были найдены).
Пожар был настолько сильным, что практически все каменные здания оказались непригодны для дальнейшего использования, их пришлось снести; исключение составил только один корпус в Чернышевом переулке; он рассмотрен на следующей странице. Строительство новых зданий вели два архитектора: в Апраксином рынке И.Д.Корсини, а в Щукином - А.И.Кракау. В короткий срок, в 1862 - 1864 гг. Апраксин и Щукин дворы были отстроены заново.
В 1863 г. память о посещении пожарища императором Александром II с супругой - императрицей Марией Федоровной Щукин рынок стал официально именоваться Мариинским, а его лицевой корпус по Садовой улице – Мариинской линией; лицевой корпус Апраксина рынка стал называться Александровской линией.
На следующей странице мы рассмотрим различные строения Мариинского рынка, выходящие в Чернышев переулок. А пока ограничимся еще одной фотографией. Единая аркада Мариинской и Александровской линий, вид вдоль Садовой улицы от Чернышева переулка:
5 марта 2017 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
Перейдя Садовую улицу, оглянемся на пройденный путь:
5 марта 2017 г.
© Прохоров С.О.