САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ЕКАТЕРИНИНСКИЙ КАНАЛ
Канал Грибоедова
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
Здесь представлены фотографии короткого прямого участка канала между Невским проспектом и первым поворотом у Банковского моста.
Вид этого участка от Невского проспекта вниз по течению:
29 августа 2009 г.
Впереди виден резкий поворот вправо, над которым возвышается здание с портиком - бывший Ассигнационный банк. Справа вблизи - край колоннады Казанского собора.
Здесь канал еще по-прежнему прямой, но он уже выглядит гораздо живописнее, чем на участке вверх от Невского проспекта - благодаря и близкому повороту, и неординарной пространственной композиции Казанского собора (1801 - 1811, арх. А.Н.Воронихин; официальный адрес - Казанская пл., 2).
С собора мы и начнем. Правда, о нем написано очень много, и его фотографий не счесть. Я ограничусь только видом северного фасада по Невскому проспекту и парой видов со стороны канала.
(Левая фотография помещена также на другой странице.)
А теперь посмотрим на дома, расположенные на левом берегу, напротив Казанского собора. Здесь нет шедевров, хоть сколько-нибудь соизмеримых с творением Воронихина. Но эти дома - очень хороший фон, прекрасно соответствующий месту.
Дом на углу Невского проспекта (наб. кан. Грибоедова, 18/27), а также два дома, примыкающие к нему с двух сторон (Невский пр., 27 и наб. кан. Грибоедова, 20) во второй половине XIX века принадлежали купцам Лесниковым.
Угловой дом до начала 1880-х гг. сохранял фасады второй половины XVIII в. в духе архитектуры переходной от барокко к классицизму. Фасады по Невскому проспекту и по набережной (по Казанской площади), фиксационные чертежи 1881 г. ([151], листы 142-144 и 139-141):
В 1881 г. эти довольно непритязательные фасады были изменены и получили новую богатую отделку в стиле эклектики. Автор проекта - архитектор С.О.Шестаков. По ссылке можно посмотреть разрешение на "изменение штукатурного вида фасадов с устройством вновь каменных парапетов" от 25 августа 1881 г. ([151], лист 131-132). Новые фасады, чертежи, подписанные С.О.Шестаковым ([151], лист 133-138):
Фасад по Екатерининскому каналу, фотография Л.Г.Андреевского, 1926 г. (Государственный музей истории Санкт-Петербурга, ГМИ СПб Инв.№-II-А-522 ф [110]):
Фасад по Невскому проспекту, фотография начала 1970-х гг.(?) [9]:
Этот дом не сохранился. В 1973-1974 гг. он был снесен, а на его месте появился новодел, повторяющий совершенно ординарные фасады прежнего дома второй половины XVIII века:
13 мая 2008 г.
Следует сказать, что в 1883 г., через два года после изменения фасадов углового дома был изменен и фасад дома по Невскому проспекту - также по проекту С.О.Шестакова. По ссылкам представлены фиксационный чертеж прежнего классицистического фасада ([151], лист 160-165), разрешение на "изменение штукатурного вида лицевого фасада по Невскому проспекту, с устройством вновь каменных парапетов на каменном лицевом четырехэтажном доме [...] и устройство на чердаке того же лицевого дома фотографического павильона" от 22 апреля 1883 г. ([151], лист 149-150), чертеж нового фасада с подписью Шестакова ([151], лист 151-156), а также фотография К.К.Буллы 1900-1901 г. [152]. Увы, и этот фасад не дошел до нашего времени. В 1950-х гг. он был изменен с насильственным приближением к классицизму и приобрел довольно уродливый вид (я его не сфотографировал, но соответствующие фотографии легко найти в интернете.)
Примечание. В литературе иногда связывают дома Лесниковых с именем М.А.Макарова - талантливого архитектора, мастера эклектики, знаменитого при жизни. Действительно, М.А.Макаров выполнил различные работы во всех трех домах Лесниковых в 1869-1870 гг. Но что это были за работы? Перечислю их в соответствии с [151] - привожу цитаты из текстов разрешений на строительство и номера листов с соответствующими чертежами: а) "устройство трех каменных лестниц в угловом 3-хэтажном каменном доме [...], с переделкой части надворного фасада его по прилагаемым чертежам, устройство тут же из одного окна на улицу - двери с постановкой над нею металлического на колонках зонтика [...] и заложение закладных рам с оконными переплетами и дверными полотнами в девять арочных отверстий нижнего этажа каменного же 4-хэтажного дома [наб. кан. Грибоедова, 20 - С.П.]" (листы 61-77); б) "устройство фотографического павильона на каменном 3-хэтажном доме с надворной стороны" (листы 78-82); в) "открытие полуциркульных фрамуг у 5-ти дверей и стольких же окон лицевого на Невском проспекте каменного 3-хэтажного дома [...] без изменения в самом фасаде здания" (листы 83-89); г) некие переделки в надворном флигеле (листы 90-94); д) "[капитальная перестройка] 3 и 4-го этажей каменного дома [наб. кан. Грибоедова, 20 - С.П.] и 2 и 3-го этажей такового же флигеля с переменою закладных рам, [выломка] внутри оных каменных стен, [перемена] полов и потолков с их балками и [замена] последних в доме [...] металлическими, основанными по 3-му этажу на чугунных колонках, [перестройка] парадной лестницы в доме [...] с возведением для сего каменной пристройки с надворной стороны [...], устройство на крыше поперечного брандмауэра [...] и [переделка] двери на подъезде с постановкой на ней металлического на колонках зонтика [...], повышение стен верхнего этажа и карниза на флигеле [...], устройство внутри оного каменной снизу до чердака лестницы и крытого сводом прохода от большого двора на малый, [замена] двух деревянных пристроек у оного каменными в 3 этажа переходами [...] и устройство водяного отопления в обоих помянутых строениях" (листы 95-119). Итак, работы, выполненные М.А.Макаровым в 1869-1870 гг., многочисленны. Но все они носили технический характер и не сыграли роли ни во внешнем облике домов, ни в их интерьерах. Сравнение изображений углового дома и дома по Невскому проспекту на панораме Невского проспекта 1830-х гг. В.С.Садовникова [9] и приведенных выше фиксационных чертежей 1881 и 1883 г. показывает, что за этот период их фасады не изменились. Что же касается фасада дома 20, то он и поныне сохраняет прежний классицистический характер (см. далее). Поэтому оснований для того, чтобы приписывать М.А.Макарову создание фасадов домов или хотя бы участие в нем, нет. Замечу, что об этом писал такой очень авторитетный специалист, как покойный Б.М.Кириков [153, с.52]. (Я здесь только подробно выписал произведенные Макаровым работы.)
|
Наб. кан. Грибоедова, 20:
29 августа 2009 г.
На фотографии на дом легли тени от Казанского собора.
Как уже сказано, во второй половине XIX в. этот дом принадлежал купцам Лесниковым. К сожалению, мне неизвестна история строительства этого дома. Ясно только, что это ампир первой половины XIX века, с небольшими переделками. Полукруглые сандрики над окнами второго этажа в центральной части фасада - явно более позднего происхождения, 1840-1860-х гг. (во всяком случае, до 1869 года: в [151] имеются чертежи, датированные этим годом, на которых эти сандрики показаны как уже существующие).
При всей скромности, дом украшает свое место.
Прежде чем идти дальше, есть смысл заглянуть во двор (кажется, и сейчас вход во двор не заперт). Пройдя немного налево, мы увидим весьма живописный дворовый фасад дома 27 (левая часть) по Невскому проспекту:
13 мая 2008 г.
Такие открытые галереи были весьма распространены на дворовых фасадах в первой половине XIX века, но теперь почти нигде не сохранились К сожалению, и эта галерея не подлинная, а новодел 70 - 80-х годов XX века.
(На другой странице (не относящейся к Екатерининскому каналу) можно увидеть редкое исключение - сохранившиеся подлинные галереи.)
Наб. кан. Грибоедова, 22, фотография Л.Г.Андреевского, 1926 г. (Государственный музей истории Санкт-Петербурга, ГМИ СПб Инв.№-II-А-527 ф [110]):
К сожалению, и об истории этого дома я не могу сказать что-то определенное. А ведь он интересен уже тем, что отделка его фасада - такая же, как у дома 18/27 на углу Невского проспекта, только подлинная! Вероятно, он построен во второй половине XVIII века.
Современная фотография:
29 августа 2009 г.
В 1958 г. дом надстроен с устройством мастерских для художников [10]. По-моему, это возмутительное варварство.
Наб. кан. Грибоедова, 24:
29 августа 2009 г.
Это здание хорошо знакомо многим гостям Петербурга: здесь сейчас находятся центральные железнодорожные кассы.
Здание построено в 1884 г. по проекту М.Ф.Петерсона как меблированные комнаты В.А.Ратькова-Рожнова. Позже, в 1893 - 1894 гг. оно было перестроено внутри (для того же хозяина) по проекту П.Ю.Сюзора как пассаж. [3]
В принципе, именно пространство бывшего пассажа и используется теперь как железнодорожные кассы. Но, к сожалению, при приспособлении под кассы в 1960 - начале 1970-х гг. интерьер был полностью переделан. Но красивый фасад эпохи эклектики сохранился до нашего времени.
Последнее здание в этом ряду - это Малый гостиный двор, выходящий своими фасадами также на ул. Ломоносова (бывший Чернышев переулок) и Думскую ул. (наб. кан. Грибоедова, 26 - ул. Ломоносова, 2 - Думская ул., 9). Фасад по Екатерининскому каналу, фотография Л.Г.Андреевского, 1926 г.
(Государственный музей истории Санкт-Петербурга, ГМИ СПб Инв.№-II-А-529 ф [110]):
Современные фотографии - фасады по каналу и по улице Ломоносова:
(Вторая фотография помещена также на другой странице.)
Здание построено в конце XVIII в. по проекту Дж.Кваренги [1]. Но фасад по каналу изуродован переделками середины XIX - начала XX в. (и немного ободран в советское время). Насколько эти переделки бездарны и насколько красивее было здание Кваренги, можно почувствовать, сравнив фотографии этих двух фасадов (на последней фотографии виден неповрежденный классицистический фасад). Впрочем, даже это изувеченное здание не в силах испортить общий вид канала.
Малый гостиный двор стоит на углу ул. Ломоносова (бывшего Чернышева переулка). Вид этой улицы от канала:
2 мая 2017 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
На правом углу стоит еще одно торговое здание - Новая банковская линия (наб. канала Грибоедова, 28/1; третьим коротким фасадом здание выходит на Садовую ул., 19):
2 мая 2017 г.
Это Новая банковская линия. Здание перестроено из более старого в конце 1840 - начале 1850-х гг., арх. Н.П.Гребенка; в дальнейшем оно неоднократно перестраивалось [47, №1824]. В существующем виде здание грубо по архитектуре, но все же по-своему колоритно. (Несколько подробнее я написал о Новой банковской линии в разделе "Чернышев переулок (ул. Ломоносова)"; там представлена эта же, а также другие фотографии здания.)
А теперь вернемся на правый берег и посмотрим еще некоторые здания, расположенные ниже Казанского собора.
На южной стороне Казанской площади находится большой ампирный доходный дом, выходящий также на канал и на ул. Сергея Тюленина (бывший Зимин переулок) (Казанская пл., 3 - наб. кан. Грибоедова, 23 - ул. Сергея Тюленина, 4).
Каменный дом на этом месте существовал, по меньшей мере, уже в 1822 г, когда для его владельца - купца Петра Лесникова часть двухэтажного дома была надстроена на один этаж. Проект ([131], лист 1-4):
Каменный дом, существовавший в 1822 г., охватывал не весь периметр участка: в Зимином переулке был большой разрыв, в котором находился деревянный дом. В шапке написано: "№1 и 2-й. Желает над существующим каменным строением надстроить третий этаж [...]". №1 - часть дома на Екатерининском канале, №2 - часть дома в Зимином переулке. Соответственно, в верхней части листа изображены фасады по Зимину переулку и по Екатерининскому каналу. Этот проект был осуществлен (см. далее современные фотографии).
В 1830 г. для того же владельца был выполнен проект перестройки (с расширением вглубь двора) части дома, обращенной на площадь перед Казанским собором ([131], лист 9-14). В соответствии с этим проектом лицевой фасад этой части должен был получить более совершенный декор, чем фасады предыдущих двух частей: сандрики в наличниках окон второго этажа имеют лепные украшения, а под окнами сделаны балясины.
Однако вскоре появился другой, более выразительный проект, который и был осуществлен ([131], лист 69-72):
В соответствии с этим проектом средняя часть должна быть четырехэтажной, при этом весь фасад получает новую, довольно нестандартную отделку. В левом нижнем углу надпись: "Подписал: Архитектор Мельников". Таким образом, известно имя автора проекта - это видный петербургский архитектор, представитель ампира (позднего классицизма) А.И.Мельников. Этот фасад интереснее, чем многие другие его работы, большей частью довольно казенные.
К сожалению, этот чертеж не датирован (и вообще расположен в [131] странным образом - в отрыве от остальных чертежей этого времени, в самом конце). Но кажется очевидным, что он выполнен вскоре после оставшегося не осуществленным проекта - в том же 1830 году или немного позже (второе кажется мне более вероятным, учитывая то, что в облике фасада уже видны первые черты отхода от классицизма).
Участие А.И.Мельникова в строительстве этого дома не ограничилось данным проектом. В 1834 г. он же составил проект, по которому был заполнен разрыв в застройке по Зимину переулку ([131], лист 19-22):
Подпись Мельникова - в левом нижнем углу. Проект одобрен 19 декабря 1834 г., следовательно, строительство могло начаться только в следующем, 1835 году.
В 1881 г. на фасаде по Казанской площади дома, принадлежащего "наследникам Лесниковым", был надстроен фотографический павильон по проекту В.А.Кенеля. Чертежи павильона ([131], лист 47-48):
Павильон примыкал слева к четырехэтажной части дома. Он нарушил симметрию фасада и, как мне кажется, изуродовал его. (Хотя в целом В.А.Кенель - хороший архитектор, но эта его работа, по-моему, крайне неудачна.)
Вид дома в 1926 г.:
(Изображение составлено из трех фотографий Л.Г.Андреевского 1926 г. из Государственного музея истории Санкт-Петербурга [110]: ГМИ СПб Инв.№-II-А-440 ф, ГМИ СПб Инв.№-II-А-339 ф и ГМИ СПб Инв.№-II-А-338 ф .)
Современный вид фасада по Казанской площади:
10 апреля 2012 г.
В советское время (после 1926 г.) все трехэтажные части дома надстроены до четырех этажей. Пожалуй, это не повредило облику дома, а удаление фотографического павильона только сделало его лучше.
Вид с угла Зимина переулка (пер. Сергея Тюленина) и ворота в центре фасада по переулку (ср. проект 1834 г.):
12 марта 2022 г.
Фасады по Екатерининскому каналу и по Зимину переулку выглядят значительно хуже - монотонные, с бедным, сухим декором, они характерны для времени упадка классицизма.
Следует сказать, что в списке вновь выявленных объектов культурного наследия [47, №1669] датировка и данные об авторстве немного другие: первая четверть XIX в. - автор не установлен; 1830, перестройка - архитекторы Д.Е.Филиппов, А.И.Мельников. Здесь, по-моему, есть ошибки.
Во-первых, указание Филиппова в качестве одного из авторов представляется ошибочным. Подпись Филиппова на неосуществленном проекте 1830 г. - в шапке, с указанием должности: старший архитектор - носит явно визирующий характер. Такие же подписи этого архитектора стоят на многих проектах 1820-1830-х гг., они никоим образом не говорят о его авторстве. (Кстати, и на проекте 1822 г. тоже стоит такая же подпись Филиппова; хорошо еще, что ему не приписали первоначальный дом первой четверти XIX в.)
Во-вторых, и время перестройки - 1830 г. - указано неточно. На самом деле она закончена не ранее 1835 г.
На другом углу ул. Сергея Тюленина находится дом, который я назвал бы в числе самых интересных (наб. кан. Грибоедова, 25 - ул. Сергея Тюленина, 3):
12 сентября 2009 г.
Это бывший дом купца Степана Зимина - один из старейших домов на канале. Первое упоминание о доме относится к 1771 году, но несомненно, что он был построен еще значительно раньше - в середине XVIII века [11; 47,№1670].
Данные о более поздних перестройках содержатся в [57].
В 1836 г. дом был надстроен на один этаж архитектором П.(И.?)Риглером (очевидно, родственником владельца дома - Ф.К.Риглера). Проект надстройки - разрез и фасады по Екатерининскому каналу и по Зимину переулку [57, листы 5-8]:
В первых трех этажах сохранена отделка середины XVIII в. в стиле барокко, которая существует и в наши дни.
По проекту предполагалась также надстройка до четырех этажей двухэтажного флигеля в Зимином переулке с изменением фасада. Однако тогда этот проект не был осуществлен, и дело ограничилось небольшой встройкой между угловым зданием и флигелем. Проект 1837 г. [57, листы 9-12, фрагмент]:
На этом чертеже видно, что в это время не только угловой дом, но и флигель рядом с ним еще сохранял фасад середины XVIII в. Однако позже этот флигель все же дважды перестраивался. Первая капитальная перестройка произошла около 1894 г., а вторая около 1900 г., по проекту Р.А.Берзена, надстроившего здание с лицевой стороны третьим этажом и мансардой, а с надворной стороны - двумя этажами. В таком виде флигель сохраняется и в наши дни - здание по-своему живописное, но уже потерявшее черты архитектуры XVIII в.:
12 марта 2022 г.
Что же касается главного, углового здания, то в его фасадах хорошо сохраняются черты архитектуры барокко. (Поздние изменения невелики - это, как уже сказано, надстроенный этаж, а также входной портал со стороны набережной, появившийся в 1894 г. и вполне тактично стилизованный под барокко.)
Бывший дом Зимина - редкий образец рядовой архитектуры середины XVIII в. Конечно, здание далеко не так великолепно, как дворцы и храмы елизаветинского времени. Но это и не дворец. Таких зданий осталось очень мало в Петербурге. Но именно на канале Грибоедова и рядом с ним мы увидим еще три подобных дома! (См.: 1; 2,3.)
И, наконец, еще один дом на правом берегу - наб. кан. Грибоедова, 27:
31 марта 2012 г.
Этот доходный дом построен в 1878 г., арх. М.Ф.Петерсон [3].
Четвертая редакция 30 марта 2022 г.
Обновление 24 июня 2022 г.
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
© Прохоров С.О.