ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ДМИТРОВСКИЙ ПЕРЕУЛОК (продолжение)

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

Теперь рассмотрим дома на правой стороне Дмитровского переулка.

О доме по Дмитровскому пер., 1/7 на углу Стремянной улицы сказано на предыдущей странице (и значительно подробнее - в разделе "Стремянная улица").

Следующие два дома объединены одним и тем же адресом - Дмитровский пер., 3-5. (С чем это связано, мне неизвестно: исторически это были два разных дома разных владельцев, имевшие номера 3 и 5.)

На правом участке (Дмитровский пер., 3) до середины XIX в. были только деревянные строения (см. план Шуберта 1828 г.). В 1851 г. эти строения были снесены, а на их месте построен каменный двухэтажный особняк купеческой жены М.Кудрявцевой. Проект здания ([26], лист 1-8):

 

 

 

К лицевому дому примыкает флигель, вытянувшийся вдоль правой межи. В дальнем левом углу - одноэтажный флигель с конюшнями.

Справа внизу - подпись автора проекта - архитектора М.Б.Вебеля.

Отдельно крупно фрагмент - лицевой фасад:

 

 

 

Эклектика, довольно благородный, строгий фасад.

Фасад реально построенного здания, не датированный чертеж ([26], фрагмент листа 26-27; это проект установки зонтика над входом, в остальном чертеж фактически фиксационный):

 

 

 

Фасад в целом соответствовал проекту, только некоторые детали были изменены.

 

В 1856-1857 гг. архитектор А.И.Ланге выполнил проекты перестроек дома со стороны двора: в 1856 г. - проект надстройки третьего этажа на лицевом корпусе с надворной стороны ([26], листы 9-12), а в 1857 г. - проект надстройки флигеля в дальнем левом углу и постройки перехода между ним и правым флигелем ([26], листы 13-17). Был ли осуществлен второй проект, мне неизвестно, а первый не был реализован. Об этом свидетельствует то, что в 1867 г. был составлен (также для М.Кудрявцевой) новый проект надстройки лицевого корпуса с надворной стороны (арх. Л.Ф.Фонтана; [26], листы 18-21); был ли осуществлен этот новый проект, мне тоже неизвестно.

 

Позже (в 1920-1930-х гг.?) дом был надстроен на два этажа. Он виден на заднем плане фотографии 1949 г. [27]:

 

 

 

Современная фотография:

 

 

13 апреля 2024 г.

 

Теперь (в 1960-1970-х гг.?) ободран декор и на втором этаже старого дома, и на обоих надстроенных этажах. Правда, взамен появились (возможно, позже) крохотные львиные маски и лепные замковые камни - но это никоим образом не компенсировало утрату, только внесло в облик дома черты примитивизма.

 

Вместе с тем в здании сохранилась красивая отделка интерьеров до второго этажа.

Парадная лестница:

 

 

20 января 2025 г.

 

 

20 января 2025 г.

 

Судя по фотографиям, представленным на сайте Citywalls [28б], еще эффектнее выглядят комнаты на втором этаже с богатой лепной отделкой. (Сейчас (2025 г.) в них размещаются мастер-классы по декоративно-прикладному искусству.)

 

Скажу об одном обстоятельстве, связанном с этим домом. В некрологе А.И.Ланге, помещенном в 1881 г. в "Неделе строителя" (приложении к журналу "Зодчий") [29], в числе зданий, построенных этим архитектором назван особняк "г-жи Кудрявцевой, в Поварском пер.". Указание явно неточное: особняк Кудрявцевой находился не в Поварском переулке, а в соседнем Дмитровском. Кроме того, по данным [26] (см. выше), Ланге только выполнил проекты перестроек со стороны двора, причем наиболее значительная - надстройка дворовой части лицевого дома - не была осуществлена. (Впрочем, я не знаю, когда и кем были отделаны интерьеры - может быть, это все-таки работа А.И.Ланге?)

К этому добавилась еще одна путаница. В [1] в списке зданий А.И.Ланге есть и такой пункт: "19. Особняк Кудрявцевой. Дмитровский пер., 8. Сер. XIX в. (?)".
(Согласно принятым в книге обозначениям, вопросительный знак в скобках после точки в конце пункта означает, что атрибуция предположительна.) Понятно, что исправлена ошибка в [
29]: совершенно справедливо назван не Поварской, а Дмитровский переулок - но почему-то вместо дома 3 назван дом 8, который, кажется, никогда не принадлежал ни М.Кудрявцевой, ни кому-нибудь еще с такой фамилией. По версии участницы сайта Citywalls, выступающей под ником Lonely Walker, в [1] была допущена опечатка: вместо цифры 3 была напечатана цифра 8 (см. [28а]). Мне эта версия представляется очень вероятной - тем более, что перестройка дома по Дмитровскому пер., 3 в [1] в списке работ Ланге не упомянута.
 

 

Теперь рассмотрим левый дом по тому же адресу - Дмитровский пер., 3-5 (или Дмитровский пер., 5).

В Сенатском атласе 1798 г. на этом участке уже показан каменный лицевой дом с выступами со стороны двора, у левой и правой межей. На плане Шуберта 1828 г. - очевидно, тот же дом, только к выступ у правой межи расширен.

В 1855 г. для жены действительного тайного советника Суковкиной  во дворе был построен новый флигель, примыкающий к лицевому дому и вытянутый вдоль левой и задней межей ([30], листы 6-10). По ссылкам представлены генеральный план и фасад флигеля параллельный левой меже ([30], листы 6 и 9-10). Генеральный план подписан двумя архитекторами - П.И.Таманским и А.А.Кулаковым, все остальные чертежи (в том числе представленный здесь фасад) - только П.И.Таманским, который, видимо, и был основным автором. Фасад в проекте имеет архитектурную отделку, но в реальном здании он не отделан. П.И.Таманский - в целом выдающийся мастер архитектуры ранней эклектики, но данная его работа незначительна.

 

В следующем, 1856 году дом принадлежал уже другой владелице - дочери титулярного советника Мельниковой. Для нее был перестроен лицевой дом ([30], листы 15-20). По ссылкам представлены генеральный план и разрешение на "постройку каменного 2-хэтажного дома, согласно во всем Высочайше утвержденному в 3 день марта 1856 года фасаду, с увеличением высоты фундамента, как показано на фасаде красною краскою", 1 февраля 1856 г. ([30], две стороны листа 15-16). К сожалению, упомянутый в тексте чертеж фасада отсутствует.

На генеральном плане стоит подпись: "С подлинным верно. Архитектор. пом. Гримм". (Очевидно, это Г.Б.Гримм. Не следует путать его с его современником Д.И.Гриммом - одним из крупнейших мастеров эклектики в русской архитектуре.) Такая же подпись, с теми же словами стоит и на других чертежах - разрезе и планах. Вроде бы ясно, что эта подпись - не авторская, а всего лишь заверяющая копию. Однако в [1] этот дом включен в список зданий, построенных Г.Б.Гриммом. Может быть, авторы работы [1] располагали какими-то другими данными, помимо [30]?

 

Еще одна перестройка особняка последовала в 1900 г., когда он принадлежал статскому советнику И.Г.Пыхачеву ([30], листы 32-41). Генеральный план ([30], лист 32):

 

 

 

На плане стоит подпись автора проекта - гражданского инженера Б.Я.Зонна.

На обратной стороне листа - разрешение на "надстройку третьего каменного этажа на лицевом доме, показанном на плане двора под лит. А, с внутренним переустройством первого и второго этажей этого дома; постройку каменных одноэтажных служб лит. В; каменных отхожего места и помойной ямы лит. С" от 14 марта 1900 г.

Фасад ([30], лист 36-37):

 

 

 

Эклектика. Красивая, весьма элегантная архитектура. К сожалению, мне неизвестно, как выглядел фасад до этой перестройки, и я не могу судить, какова была доля участия Б.Я.Зонна в создании этого фасада - были ли сохранен прежний декор нижних двух этажей или он был изменен.

В [1] в списке работ Б.Я.Зонна эта перестройка не указана.

 

В 1913 г. [31] владельцами стали купцы М.А.Маслов и П.И.Савинов. Для них гражданский инженер Н.И.Котович составил в том же году проект надстройки здания (теперь уже ставшего доходным домом) - и лицевого дома, и флигелей, в том числе лицевого дома - четвертым этажом и мансардой, с изменением фасада ([30], листы 52-63). По ссылке представлен фасад ([30], лист 62-63). Однако этот проект не был осуществлен.

И все же в конечном счете дом был надстроен - на два каменных этажа. Видимо, это произошло уже в 1920-1930-х гг., см. выше фотографию 1949 г. А вот любительская фотография 1950-1955 г. [32], на которой изображена только старая, нижняя часть фасада:

 

 

 

Современная фотография:

 

 

13 апреля 2024 г.

 

Фасад безбожно, варварски ободран!

 

 

На следующем участке по правой стороне (Дмитровский пер., 7) не было никаких каменных построек, по меньшей мере, до 1828 г. (см. выполненный в этом году план Шуберта). Несколько позже в глубине участка, по задней меже был построен трехэтажный надворный флигель. В 1882 г. на участке был построен большой доходный дом для купца А.А.Николаева, включивший в себя и старый флигель. Проект был составлен архитектором А.И.Климовым ([33], листы 1-12). По ссылкам представлены генеральный план, подписанный Климовым, и разрешение на "постройку 4-х и 5-тиэтажного на нежилых подвалах лицевого дома лит. А и в связи с ним такового же 5-тиэтажного на нежилых подвалах надворного флигеля лит. А’, надстройку 2-х этажей на существующем 3-хэтажном каменном надворном флигеле лит. В, с переделкою лестницы, устройство деревянной помойной ямы лит. С и прокладку по двору подземельной трубы" от 30 апреля 1882 г. ([33], две стороны листа 1). Фасад ([33], лист 10-11):

 

 

 

Современные фотографии:

 

 

13 апреля 2024 г.

 

Эклектика. Красивый, эффектный фасад.

 

Сохранилась неплохая отделка парадной лестницы:

 

 

20 января 2025 г.

 

 

На следующем участке (Дмитровский пер., 9) вплоть до рубежа 1830-х и 1840-х гг. не было каменных построек. В 1841 г. владелец участка - серебряных дел мастер Семенов предпринял строительство каменного доходного дома. Проект ([34], лист 7-10):

 

 

 

Предусматривалось строительство каменных зданий: лицевого дома и флигелей на левой и задней межах, а также деревянных служб на правой меже. Из более поздних чертежей в [34] видно, что реально были построены лицевой дом, левый флигель и деревянные службы, а задний флигель не был построен.

Отдельно крупно фрагмент - лицевой фасад:

 

 

 

В проекте это скучная, ординарная постройка характерная для времени упадка классицизма. Однако фасад реально построенного здания был не столь аскетичен и выглядел значительно красивее. Чертеж 1868 г. ([34], лист 20-21; это проект переделки сходов в подвал, в остальном чертеж фактически фиксационный):

 

 

 

На облик фасада оказали благотворное влияние новые веяния - начинающееся распространение эклектики.

 

Данный чертеж - один из листов проекта перестроек, составленного в 1868 г. для отставного гвардии поручика П.Н.Скобельцына архитектором Ф.Ф.Соловьевым ([34], листы 19-25). Проект предусматривал строительство каменного дворового флигеля вдоль задней межи - там, где он предусматривался еще в проекте 1841 г. - и еще одного каменного флигеля вдоль правой межи, на месте деревянных служб, а также некоторые мелкие переделки в лицевом доме (благодаря чему и появился приведенный здесь чертеж фасада) и в левом флигеле. Однако этот проект не был осуществлен. В 1869-1870 гг. Ф.Ф.Соловьев составил для П.Н.Скобельцына еще два проекта дворовых флигелей ([34], листы 26-32 и 33-39), и эти проекты были осуществлены - второй частично, третий полностью.

 

Через семь лет, в 1877 г. Ф.Ф.Соловьев вновь работает на этом участке - теперь уже для губернского секретаря Н.П.Скобельцына - очевидно, сына прежнего владельца ([34], листы 40-50). Генеральный план ([34], лист 40):

 

 

 

Внизу - подпись Ф.Ф.Соловьева. На обратной стороне - разрешение на "переоштукатурку фасада каменного 4-хэтажного на подвалах лицевого дома, означенного на плане под лит. Г, с устройством вновь металлического балкона; постановку над парадною дверью зонтика на чугунных колонках, взамен существующего такового гна кронштейнах, с увеличением ширины этой двери и капитальную перестройку двух существующих каменных лестниц в лицевом доме по плану лит. Б и надворном флигеле лит. А", 18 августа 1877 г.

 

Итак, теперь Ф.Ф.Соловьев изменил отделку фасада.

Фиксационный чертеж существующего фасада ([34], лист 43-44) свидетельствует о том, что фасад в это время выглядел так же, как в 1868 г. (см. выше). Новый фасад ([34], лист 41-42):

 

 

 

Эклектика, рядовая архитектура. Неплохой, довольно изящный фасад.

 

Во время Великой Отечественной войны дом был разрушен. Но его фасад уцелел. Фотография 1945 г. [35а]:

 

 

 

Вскоре после войны дом был восстановлен. Фотография 1949 г. [35б]:

 

 

 

 

Современная фотография:

 

 

13 апреля 2024 г.

 

 

 

Первая редакция 16 января 2025 г.

Обноавление 23 января 2025 г.

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

 

© Прохоров С.О.