САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
БОЛЬШОЙ И МАЛЫЙ КАЗАЧЬИ ПЕРЕУЛКИ
(продолжение)
Великолепные бани Е.С.Егорова, построенные в 1875 -1885 гг. по проекту П.Ю.Сюзора, оказали влияние и на архитектуру некоторых других зданий в Большом Казачьем переулке, построенных уже в начале XX века - произведений эклектики и модерна.
Вот фотография переулка Ильича (как назывались в советское время оба Казачьих переулка), сделанная в 1931 г. [7в]:
Изображен вид широкой части Большого Казачьего переулка от Гороховой улицы (в то время ул. Дзержинского).
Впереди пятиэтажный корпус бань. Отсюда, издали за этим корпусом видна башенка, часть которой сохраняется и сейчас на заднем фасаде (см. конец предыдущей страницы).
На левой стороне переулка стоят жилые дома с репрезентативными фасадами, образующие вместе единую композицию, главную роль в которой играет здание Сюзора.
А вот как выглядит переулок теперь, после перестройки здания бань:
23 апреля 2016 г.
Центр ансамбля исчез. Но тем не менее остаются другие красивые дома.
Впрочем, прежде чем их рассматривать, посмотрим два дома в начале переулка, на углах Гороховой улицы.
Дом на правом углу (Большой Казачий пер., 1/61):
16 сентября 2012 г.
Фрагмент фасада по Гороховой улице:
19 января 2013 г.
Доходный дом Е.А.Дерновой, построен в 1901 - 1902 гг., арх. И.Н.Иорс [1]. Красивое, талантливое произведение эклектики (неоренессанса) - последняя и, пожалуй, лучшая работа умершего в 1902 н. И.Н.Иорса - техника-строителя, работавшего на уровне хорошего архитектора.
На левом углу (Большой Казачий пер., 2/63) стоял доходный дом в духе эклектики, построенный в 1870-х гг. - гораздо более скромный, но довольно приятный; его старую фотографию можно увидеть на сайте [13а]. К сожалению, этот дом был снесен примерно через 100 лет после постройки, и участок долгое время оставался пустым. В 2009 г. на этом месте построено новое здание - бизнес-центр "Петербург Газ" (арх. В.Н.Питанин [13б]):
16 сентября 2012 г.
По-моему, неплохое здание, вполне согласующееся с окружением.
Но гораздо интереснее следующий дом (Большой Казачий переулок, 4):
23 апреля 2016 г.
Доходный дом Н.П.Семенова, построен в 1914 - 1915 гг. по проекту С.Г.Гингера [1]. Это, видимо, последнее осуществленное здание Гингера - талантливого мастера, который, как мне кажется, заслуживает гораздо большей известности.
Здание в стиле модерн выполнено в характерных строгих формах, свойственных поздней стадии развития этого стиля. Красива общая композиция, с восьмигранными башнями на углах курдонера. Элегантны гранитные фасады.
И, как это часто бывает у Гингера, с богатой фантазией сделаны декоративные детали - в данном случае это скульптурные вставки - барельефы.
Две таких барельефа украшают входной портал в глубине курдонера:
Я бы охарактеризовал тему барельефов как "детство будущего властелина": он учится и военному делу, и верховой езде. (Может быть, имелся в виду какой-то конкретный литературный источник? Мне это все же кажется маловероятным.)
Подняв взгляд наверх, мы увидим еще один барельеф на эркере, между окнами третьего и четвертого этажа:
23 апреля 2016 г.
Будущий властелин учится ремеслу.
Еще один барельеф расположен выше - асимметрично слева между окнами четвертого и пятого этажа:
23 апреля 2016 г.
Этот барельеф всего лишь повторяет один из барельефов портала.
Следует сказать, что сохранились явно не все барельефы. На фотографии 1931 г., помещенной в начале этой страницы, виден еще один барельеф на скошенной грани правой башни; к сожалению, его изображение слишком мелкое.
Красиво оформлена нижняя часть правого крыла здания:
Элегантный классицизирующий декор. Не исключено, что и он сохранился не полностью. На фотографии 1931 г. над порталом видна какая-то вставка; но как знать, может быть, это всего лишь эмблема Осоавиахима? (эту эмблему можно довольно часто увидеть на старых петербургских зданиях).
Фасад следующего дома по левой стороне (Большой Казачий пер., 6) выполнен совсем в другом духе, но не менее добротно и не менее красиво:
23 апреля 2016 г.
Доходный дом М.В.Захарова, 1901 - 1903, арх. П.Н.Батуев [1]. Поздняя эклектика. Эффектный фасад. Обильное применение керамики, высокие купола (несколько огрубленные при каком-то ремонте, ср. фотографию 1931 г. в начале страницы), общий "фантастический" колорит говорят о косвенном влиянии модерна. Пройдет еще три - четыре года, и Батуев начнет работать в стиле модерн; но, честно говоря, мне кажется, что лучшими в его творчестве остались ранние работы в духе эклектики - в том числе и это здание.
Весьма красива парадная лестница в этом доме. Наружное оформление:
23 апреля 2016 г.
Вестибюль, вид от входа:
6 сентября 2023 г.
Перила:
6 сентября 2023 г.
На двух верхних междуэтажных площадках сохранились фрагменты витражей в стиле модерн.
Витраж на предпоследней площадке:
6 сентября 2023 г.
Витраж на верхней площадке:
6 сентября 2023 г.
Выходя на улицу, полюбуемся еще раз на вестибюль:
6 сентября 2023 г.
Следующий дом (Большой Казачий пер., 8) стоит на углу широкой и узкой частей переулка. Главный фасад обращен в широкую часть:
23 апреля 2016 г.
Этот доходный дом получил свой вид в результате расширения и перестройки в 1904 г., также по проекту П.Н.Батуева [1]. Эклектика, причем более консервативная, чем в доме 6 (хотя дом 8 и построен чуть позже); в то же время и здесь фасад имеет торжественный, приподнятый характер.
Боковой фасад, выходящий в узкую часть переулка, значительно длиннее. Он имеет примерно такую же отделку, только без выделения центра:
23 апреля 2016 г.
Продолжение на следующей странице.
© Прохоров С.О.