Ковенский переулок_ Санкт-Петербург. Улица Жуковского

ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

КОВЕНСКИЙ ПЕРЕУЛОК

 

 

 

 

Оглавление

Страница  2

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Ковенский переулок проходит параллельно улице Жуковского и Бассейной улице (ул. Некрасова), от Надеждинской улицы (ул. Маяковского) до Лиговского проспекта.

С точки зрения архитектуры этот довольно короткий (250 м) переулок интересен тем, что на нем сосредоточились четыре незаурядных здания начала XX века - произведения разных направлений стиля модерн: гараж К.Л.Крюммеля, католическая церковь (арх. Л.Н.Бенуа и М.М.Перетяткович), дома С.В.Муяки (арх. А.С.Хренов) и А.Ф.Бубыря (к сожалению, здание гаража фактически погибло в начале XXI в.).

 

Вид на Ковенский переулок от Надеждинской (Маяковского) улицы:

 

 

1 апреля 2021 г.

 

(Эта и следующие две фотографии помещены также в разделе "Надеждинская улица (улица Маяковского)".)

 

Дом на левом углу (Ковенский пер., 2/13), фотография около 1960 г. [6]:

 

 

 

Доходный дом, 1852 - 1853, арх. А.К.Кольман [1]. Ранняя эклектика. Сухие фасады довольно характерны для этого архитектора.

Нынешний вид дома:

 

 

 1 апреля 2021 г.

 

В советское время (очевидно, в 1960 - 1970-х гг.) дом надстроен на один этаж.

(Обе фотографии дома помещены также на другой странице.)

 

 

Дом на правом углу (Ковенский пер., 1/11):

 

 

1 апреля 2021 г.

 

Дом построен в 1829 г., расширен и перестроен в 1872 г. (с сохранением в целом ампирной отделки фасадов), арх. В.Ф.Геккер. Подробности см. в разделе "Надеждинская улица (улица Маяковского)", где помещена в том числе и эта фотография.

На срезанном углу граффити - портрет поэта Даниила Хармса, жившего в этом доме.

 

 

На следующем участке по правой стороне (Ковенский пер., 5) до начала XXI в. сохранялся замечательный памятник техники начала XX века - четырехэтажный железобетонный гараж фирмы К.Л.Крюммеля. Видимо, это было первое в Петербурге здание такого рода. Проект здания выполнили Я.З.Блувштейн и М.И.Польницкий, строительство осуществила фирма "Бодо Эгесторф и К°", специализирующаяся на бетонных постройках.

В каталоге-справочнике фирмы [7, с.48,49] дано следующее описание гаража:

"С развитием автомобилизма явилась и надобность в гаражах, а в особенности в гаражах безопасных в пожарном отношении. Известная автомобильная фирма К. Крюммель (представитель фабрики Гочкис), вполне считающаяся с этим положением, шла навстречу своим клиентам и поручила нам постройку 4-хэтажного гаража и мастерской.

Гараж построен из железобетонного фахверка, заполнение стен из бетонных пустотелых камней толщ. 14''. Лестницы железобетонные, крыша также железобетонная, плоская, изолированная гарью и покрытая двуслойным толем. Крыша большою площадью служит летом для целей автомобильного хозяйства, для просушки, очистки и выколачивания ковров и подушек, для обойки их и проч. и проч.

В нижних 2-х этажах находятся гаражи, каждая камера огорожена железобетонным простенком и закрывается железною шторою. Камеры отдаются в абонемент. В 3-м этаже находятся малярная и обойная, в 4-м этаже магазин. Для сообщения между этажами имеется большой лифт."

В этом же издании помещены фотографии здания.

 

 

 

 

 

Подрисуночная подпись: "Внутренний вид 1-го этажа, сзади лифт".

 

 

 

Подрисуночная подпись: "Внутренний вид 4-го этажа магазина".

 

Новаторские конструкции определяют и внешний, и внутренний вид здания. Не зная истинного времени постройки, можно, глядя на фотографии,  принять здание за произведение конструктивизма 1920 - начала 1930-х гг.

Не знаю, насколько было бы уместно такое здание, если бы оно стояло на красной линии. Но во дворе оно было вполне на месте.

Что касается вида участка с переулка, то по красной линии шел глухой забор. Его можно увидеть, например, у правого края фотографии 1928 г. [] (похороны архитектора Л.Н.Бенуа; в [10, с. 367] эта же фотография датируется 1909 годом). Позже (видимо, в 1950-х гг.) к корпусу начала XX в. был пристроен новый, более низкий, выходящий торцом на красную линию переулка, а рядом был построен каменный забор. Фотография 1998-2000 г. []:

 

 

 

 

К сожалению, в 2000-х гг. этот интересный памятник техники практически погиб (по данным интернета, во дворе сохранен небольшой низкий корпус, который даже признан выявленным объектом культурного наследия [5, №1746]; он труднодоступен для осмотра). В 2011-2013 гг. на этом месте был построен офисно-жилой комплекс:

 

 

20 апреля 2021 г.

 

Проект был составлен в 2007-2012 гг. АМ "Евгений Герасимов и партнеры" (арх. Е.Л.Герасимов, З.В.Петрова и др.) [9]. На мой взгляд, одно из многих зданий последнего времени чуждых историческому окружению.

 

 

На соседнем участке (Ковенский пер., 7) находится выдающийся памятник архитектуры начала XX в. - католическая церковь Божией Матери [10, с.352-369].

Церковь строилась для французской колонии в Петербурге. Мысль о создании собственной французской церкви возникла во французском посольстве еще в 1860-х г. Проект храма выполнил Н.Л.Бенуа - русский архитектор с французскими корнями; храм должен был находиться на Итальянской улице. Но до практического осуществления дело дошло только в 1898 г., когда Николай II разрешил открыть католическую церковь для французской колонии. Проект новой церкви - теперь в Ковенском переулке - составил в 1902 г. сын Н.Л.Бенуа - Л.Н.Бенуа [11]:

 

 

 

Это красивое, живописное произведение поздней эклектики, с использованием мотивов южно-французского романского стиля. Стены - неоштукатуренные кирпичные с каменными деталями.

Закладка церкви состоялась 28 июня 1903 г., была построена крипта. Однако в дальнейшем строительство остановилось и возобновилось только в 1908 г. Теперь Л.Н.Бенуа переработал проект совместно с архитектором М.М.Перетятковичем. Храм, построенный по новому проекту, был освящен 22 ноября 1909 г.

Поводом для изменения фасада, очевидно, стало то обстоятельство, что в мае 1903 г. Французское строительное общество "Батиньоль" принесла в дар церкви множество гранитных плит, оставшихся при строительстве Троицкого моста через Неву; после этого стало возможно облицевать сплошь весь фасад гранитом. Фотография 1909-1910 г. [12, с.22]:

 

 

 

Но изменение коснулось не только материала облицовки, оно оказалось более существенным. Хотя по-прежнему использованы мотивы романского стиля, но общий характер фасада другой, теперь он выполнен в стиле модерн.

 

Л.Н.Бенуа переделал и проект интерьера. Если раньше храм проектировался в виде трехнефной базилики, то теперь он стал однонефным, с железобетонным сводом. Фотография 1909-1910 г. [12, с.24]:

 

 

 

 

В советское время церковь утратили статус французской. Она практически никогда не закрывалась. С послевоенного времени храм называется церковью Лурдской Божией Матери.

 

Современные фотографии:

 

 

20 апреля 2021 г.

 

Интерьер церкви хорошо сохранился - светлый, просторный, в нем легко дышать.

 

К 1909 году заказчики отказались от строительства причтового дома слева от церкви (см. проект 1902 г.), и на этом месте сохранился маленький дом в три оси с треугольным фронтоном. Этот домик виден на представленной выше фотографии 1909-1910 г. Фотография дома крупным планом, около 1960 г. [25]:

 

 

 

Очевидно, дом был построен во времена классицизма, 1820 - 1830-х гг. (На "Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [31] на этом участке показаны только деревянные строения, а на генеральном плане участка 1839 г.[32] на этом месте показано уже  существующее каменное здание; правда, неизвестно, как оно выглядело и было ли оно двухэтажным.)

К сожалению, теперь его облик искажен (см. первую из двух современных фотографий церкви, а также помещенную выше фотографию 1998-2000 г., где фасад уже переделан).

 

 

Следующий дом по правой стороне (Ковенский пер., 9), фотография около 1960 г. [26]:

 

 

 

Доходный дом П.Т.Епифановой, 1899, арх. М.А.Андреев [1, 14]. Эклектика. Неплохой рядовой дом - один из многих построенных М.А.Андреевым. Интересная особенность (сравнительно редко встречающаяся в рядовых доходных домах XIX в.) - то, что на балконах установлены не металлические перила, а балюстрады. (На фотографии части балконов уже нет - очевидно, это последствия военных разрушений.)

Современная фотография:

 

 

20 апреля 2021 г.

 

В целом фасад неплохо сохранился, только балюстрад больше нет- вместо них установлены стандартные металлические решетки.

 

 

Ковенский пер., 11:

 

 

 20 апреля 2021 г.

 

Построен в 1862 г., арх. П.Д.Соханский [1]. Еще один неплохой рядовой дом в стиле эклектики.

 

 

Ковенский пер., 13, фотография около 1960 г. [28]:

 

 

 

Эклектика. История строительства мне практически неизвестна (по данным [1], дом построен в 1840 г. по проекту К.И.Брандта, а позже перестроен). Неплохой рядовой дом.

Современная фотография:

 

 

20 апреля 2021 г.

 

Ободран декор первого и последнего этажа. Теперь здание воспринимается как совершенно ординарная постройка.

 

 

По адресу: Ковенский пер., 15 находится детский сад:

 

 

20 апреля 2021 г.

 

Построен в 1959 г. [15]. Обычная убогая постройка хрущевского времени. Хорошо, что здание хотя бы находится в глубине и частично закрыто деревьями.

 

 

Теперь посмотрим дома на противоположной, левой стороне переулка.

Ковенский пер., 4:

 

 

20 апреля 2021 г.

 

Этот доходный дом построен в 1879-1880 гг., арх. Х.Х.Тацки [1]. Эклектика, неплохой рядовой дом.

Сравним с фотографией около 1960 г. [27]:

 

 

 

На балконах второго и третьего этажа были балюстрады. На фотографии они уже полуразрушены. Теперь их совсем нет, вместо них установлены стандартные металлические перила. Кроме того, ободраны некоторые лепные украшения фасада.

 

 

Ковенский пер., дома 6 и 10 (дома 8, кажется, нет):

 

 

20 апреля 2021 г.

 

Правый дом (Ковенский пер., 10) намного старше, чем левый. Этот дом с двух разных сторон изображен на фотографиях около 1960 г. [16а,б]:

 

 

 

На первой фотографии виден левый боковой фасад, который впоследствии был закрыт домом, пристроенным слева.

История строительства правого дома мне неизвестна; видимо, это классицизм конца XVIII - первой половины XIX в. (в довольно примитивном варианте). Левый дом построен не ранее 1960-х гг., его фасад подражает фасаду правого дома.

 

 

Далее следует школа (Ковенский пер., 10А):

 

 

20 апреля 2021 г.

 

1930-е, арх. Д.П.Бурышкин [17]. Сталинская архитектура - на мой взгляд, вполне заурядная. Впрочем, здание не портит вид переулка.

 

 

 

Ковенский пер., 12 - фотография 1890 г. [] (изображение слегка обработано):

 

 

 

Громовский детский приют св. Сергия [1, 18]. Приют назван в честь благотворителей - лесопромышленника В.Ф.Громова и его первой жены Ф.Т.Громовой. В 1856-1857 гг. было построено существующее здание (на месте деревянного) по проекту В.В.Штрома. В 1872 г. здание было надстроено на один этаж (арх. Е.И.Винтергальтер) и в надстроенном этаже была устроена церковь (арх. М.А.Макаров).

Нынешний вид здания:

 

 

20 апреля 2021 г.

 

Фасад в строгих формах ранней эклектики в целом сохранился. Но есть и утраты советского времени: ободран верх - исчезли и модульоны, и аттик (на котором стоял крест домовой церкви), в результате здание стало выглядеть более сухо. Кроме того, домовая церковь была закрыта, ее внутренняя отделка исчезла.

 

 

Ковенский пер., 14, фотография около 1960 г. [29]:

 

 

 

Доходный дом потомственного почетного гражданина С.Е.Добродеева, 1903-1904, арх. Б.М.Кишкин [1, 14]. Переходная архитектура от эелектики к модерну. Не особенно интересный рядовой дом.

 

 

20 апреля 2021 г.

 

Исчезла часть декора, упрощена форма купола. Конечно, и в прежнем виде дом не был шедевром архитектуры. Но теперь он стал выглядеть довольно несуразно.

 

 

Продолжение на следующей странице.

 

 

 

Оглавление

Страница  2

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.