ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

КУЗНЕЧНЫЙ ПЕРЕУЛОК (продолжение)

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Следующий дом по левой стороне - Кузнечный пер., 8.

Изображение этого участка на "Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [12]:

 

 

 

Показан каменный лицевой дом, занимающий не всю ширину участка и расположенный посередине. Остальные постройки деревянные; в глубине слева сад.

В 1840 г. владелец участка - "Его Императорского Высочества Цесаревича метрдотель Петров" решил существенно расширить каменный дом. Лист с генеральным планом ([15], лист 5-8):

 

 

 

(Здесь можно посмотреть увеличенный фрагмент - генеральный план, на котором отчетливо видны обозначения.)

В шапке написано: "№1. Пристроить к существующему дому. №2. Построить флигель. №3. Пристроить вновь каменную галерею со сводами. №4. Провести подземельную трубу." Таким образом, теперь дом расширяется в обе стороны и занимает всю ширину участка, а кроме того, расширяется и вглубь.

На этом же листе наверху расположен чертеж с разрезом лицевого дома и фасадом левого флигеля. Слева внизу указана фамилия автора проекта: "Подлинный подписан: с натурою верен Егоров"; согласно данным [1], это военный инженер К.Е.Егоров. На листе стоит виза от 16 мая 1840 г.

На отдельном листе (также с указанием фамилии Егоров) представлены фасады лицевого дома - наверху фасад по Кузнечному переулку, внизу фасад галереи, пристраиваемой со стороны двора ([15], лист 1-4):

 

 

 

Надворный фасад выполнен в формах классицизма. Что же касается лицевого фасада, то он носит уже переходный характер к эклектике. Хотя декор формально принадлежит классицизму, но само его обилие уже говорит о новых вкусах. А самое главное - общая композиция фасада. Совершенно "неклассически" выглядят очень широкие трехчастные окна в центре - и, конечно же, трехгранные эркеры.

 

Однако построенное здание отличалось от проекта, о чем свидетельствуют чертежи 1857 г. [15]. Если на генеральном плане ([15], лист 13) очертания дома примерно соответствуют проекту 1840 г., то фасад выглядит существенно по-другому ([15], лист 10-12; на чертеже показано предполагавшееся изменение высоты окон, в остальном он фактически фиксационный):

 

 

 

Фрагмент этого фасада виден у правого края фотографии 1863 г. (Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, инв.№ ФД-2705 [6]; эта фотография помещена также на предыдущей странице):

 

 

 

Центральная часть фасада, очевидно, сохранялась от прежнего здания (последняя треть XVIII в.?), новый декор получили только пристроенные части по обеим сторонам. И совершенно по-другому выглядели эркеры - не трехгранные, а прямоугольные, и притом получившие (как это ни странно) вполне чистый ампирный декор (так же, как и пристроенные части). Осуществленное здание оказалось ближе к классицизму, чем в проекте.

 

В 1868 г. дом подвергся перестройке для вдовы мещанина А.А.Тимофеевой ([15], листы 41-63). Генеральный план ([15], лист 41):

 

 

 

На обратной стороне - разрешение от 23 июля 1868 г. на "постройку каменного 4-хэтажного флигеля в плане под лит. В и двух таковых же нежилых одноэтажных с сеновалами флигелей под лит. С и D с помещением в нижнем этаже 1-го из них прачешни, надстройку на лицевом каменном доме лит. А (со двора) 4-го этажа и повышение карниза оного с улицы с переделкой фасада и с пристройкой каменной лестницы лит. А’ взамен существующей тут деревянной, устройство в левом флигеле таковой же 4-хэтажной лестницы с отхожими местами под лит. F и проложение по двору подземельной трубы с форменным колодезем, как показано синими чертами и лит. Е".

На генеральном плане стоит подпись: "Архитектор Роберт Оссоланус". Таким образом, автор проекта - Р.Я.Оссоланус.

(Любопытное обстоятельство: совсем недалеко отсюда, на Кузнечном пер., 2 находится флигель, построенный в 1861 г. другим архитектором с такой же фамилией (видимо, его родственником?) - А.А.Оссоланусом.)

Итак, лицевой дом был со двора надстроен четвертым этажом, а со стороны переулка остался трехэтажным, но его фасад был изменен. Проект фасада, подписанный Р.Я.Оссоланусом ([15], лист 61-63):

 

 

 

Суховатый, но изящный фасад в стиле эклектики - на мой взгляд, более совершенный, чем прежний.

 

Но очень скоро (не позже 1869 г.) владелец дома поменялся - им стал действительный статский советник Н.И.Пейкер. В 1869 г. тот же архитектор - Р.Я.Оссоланус выполнил для нового владельца еще один проект ([15], листы 19-40). Генеральный план ([15], лист 25а-25):

 

 

 

Этот план тоже подписан Оссоланусом. По ссылке представлено разрешение на "постройку каменного 4-хэтажного на жилом подвале флигеля лит. В и в связи с ним другого такового же под лит. С, ледников в первом этаже крытого сводами проезда на задний двор [так], надстройку 4-го каменного этажа на лицевом доме лит. А (с одной уличной стороны) и устройство деревянной помойной ямы под лит. D и проложение двух рукавов подземельной трубы (одного из-под пола прачешни) с устройством пр них в то же время (под воротами лицевого дома) форменного колодца", 6 мая 1869 г.

Четырехэтажный надворный флигель (лит. В) проектировался и в 1868 г., но его, очевидно, еще не успели построить, и Оссоланус выполнил его проект заново.

Важное изменение сделано для лицевого дома. Среди чертежей 1869 г. имеется и чертеж, озаглавленный "Фасад в существующем виде" ([15], лист 38-40); фасад на нем изображен очень схематично, но по композиции он явно соответствует проекту 1868 г. - значит, к моменту появления нового проекта прежний проект был уже осуществлен. Дом был трехэтажным с улицы и четырехэтажным со двора; теперь его лицевая часть надстраивается и весь дом становится четырехэтажным. Новый фасад, подписанный Р.Я.Оссоланусом ([15], лист 26-28):

 

 

 

 

Фотография 1949 г. [16]:

 

 

 

На фасаде появился еще и парапет с длинным аттиком, что не было предусмотрено в проекте. Кроме того, вместо тройных окон (на тех местах, где раньше были эркеры) появились лежачие окна (может быть, при капитальном ремонте дома в 1916 г. ([15], листы 93-113)?).

 

Современные фотографии:

 

 

2 сентября 2023 г.

 

Фасад, кажется, неплохо сохранился. Только нет парапета с аттиком; как это ни парадоксально, именно в таком виде фасад ближе к проекту Р.Я.Оссолануса.

 

Итак, история строительства такова: средняя часть построена до 1828 г.; в 1840 г. дом расширен в обе стороны и вглубь участка, арх. К.Е.Егоров (?); в 1868-1869 гг. получил нынешний вид в результате двух последовательных перестроек по проектам Р.Я.Оссолануса.

К сожалению, в авторитетном издании [1] освещена только небольшая и не самая существенная часть этой истории: в списках работ К.Е.Егорова указано расширение дома в 1840 г., а в списке работ Р.Я.Оссолануса этот дом отсутствует, что является упущением.

 

 

Следующий дом по левой стороне (Кузнечный пер., 10) построен по проекту 1842 г. для чиновника 7-го класса Эдуарда Анерта, которого отождествляют с архитектором Э.Х.Анертом, представителем ампира (позднего классицизма); вероятно, он и был автором проекта.

Генеральный план ([17], лист 10):

 

 

 

На плане стоят визы от 12 августа 1842 г. В шапке написано:

"А. Двор чиновника 7-го класса Едуарда Анерта.

В. Ветхое деревянное строение, предполагаемое в сломку.

С. Вновь предполагаемое каменное строение"

Таким образом, до 1842 г. на участке не было каменных зданий, этот дом построен вновь.

 

На отдельном листе представлены надворный и лицевой фасады ([17], лист 7-8):

 

 

 

 

Увеличенный фрагмент - лицевой фасад:

 

 

 

 

Современная фотография:

 

 

2 сентября 2023 г.

 

Фасад вполне хорошо сохранился. Сравнение генерального плана с картой "Яндекса" (в режиме "спутник" или "гибрид") показывает, что сохранились и очертания плана здания (с двумя надворными флигелями).

Впрочем, здание явно не обладает сколько-нибудь высокими архитектурными достоинствами, оно характерно для времени упадка классицизма (так же, как и значительная часть того, что построил Э.Х.Анерт).

 

 

Вернемся к началу переулка и посмотрим здания на его правой стороне.

Угловое здание (с входом на станцию метро "Владимирская") уже рассмотрено в начале предыдущей страницы.

Следующий участок вытянулся вдоль Кузнечного переулка до улицы Достоевского (Кузнечный пер., 3 - ул. Достоевского, 1). Исторически этот участок принадлежал Владимирской церкви. До начала 1920-х гг. на нем не было капитальных построек. (Подробнее см. раздел "Улица Достоевского - Ямская улица".)

В 1922-1927 гг. на этом месте было построено новое здание Кузнечного рынка, арх. С.О.Овсянников, А.С.Пронин [18, с.548,549]. Центральная часть фасада - проект и фотография около 1927 г. [19, с.89,88]:

 

 

 

 

 

 

Фотография конца 1940 - начала 1950-х гг. [20]:

 

 

 

Неоклассика, с использованием мотивов ренессанса. На мой взгляд, красивое, художественно полноценное произведение архитектуры - одно из немногих в советское время. Могу только удивиться, что это здание, построенное в годы всеобщего увлечения конструктивизмом, совершенно чуждо конструктивизму (что, по-моему, хорошо).

 

Современная фотография в том же направлении:

 

 

18 сентября 2023 г.

 

С огорчением приходится констатировать утрату красивой детали - парапета в виде волют, от которого остались только столбики. Теперь верх здания выглядит несколько жестковато - а он не был таким. Впрочем, и в таком виде здание очень красиво.

 

Центральная часть:

 

 

14 апреля 2018 г.

 

Все бы хорошо. Жаль только, что скульптуры портят впечатление:

 

 

 

14 апреля 2018 г.

 

Автор скульптур - В.Ф.Разумовский [18]. Скульптуры "идейно выдержанные" - рабочий и крестьянин. Но только... почему это рабочий в трусах, а крестьянин в штанах, завернутых выше колен? Что-то вроде античных героев? Получилась какая-то пародия - и на классику, и на современность. Такое красивое здание - и такие беспомощные скульптуры. Жаль.

В настоящее время (2023 г.) на пьедесталах на месте скульптур - деревянные коробки. То ли взяли обветшавшие скульптуры на реставрацию, то ли просто закрыли их с глаз долой...

 

Еще пара фотографий - виды с угла улицы Достоевского:

 

 

14 апреля 2018 г. 18 сентября 2023 г.

 

(Левая фотография помещена также на другой странице.)

 

Интерьер Кузнечного рынка, проект [19, с.89]:

 

 

 

 

Современная фотография:

 

 

14 апреля 2018 г.

 

Внутри рынок не так хорош. В проекте он, пожалуй, довольно красив, но в осуществленном здании выглядит вполне прозаично.

 

 

Дом на другом углу улицы Достоевского (Кузнечный пер., 5/2):

 

 

14 апреля 2018 г.

 

Этот дом довольно подробно рассмотрен в разделе "Ямская улица - улица Достоевского". Здесь я повторяю одну из фотографий из того раздела и даю только самые основные сведения.

Самая старая часть дома - наиболее удаленная от Кузнечного переулка, она построена в 1840-х гг., арх. Пономарев. В 1870-х гг. дом капитально перестроен и расширен до нынешних размеров. В 1882 г. перестроен с изменением фасадов, арх. В.В.Витт. Архитектура дома довольно заурядна, но он интересен другим: здесь дважды жил гениальный русский писатель Ф.М.Достоевский - в 1846 г. (в старой части дома), а потом - с 1878 г. до смерти в 1881 г. В 1971 г. в доме открыт музей Достоевского.

 

 

Участок по Кузнечному пер., 7 сейчас (2023 г.) свободен от застройки. Однако еще полвека назад здесь стоял большой жилой дом. Рассмотрим историю его строительства [21].

Первоначальный каменный дом на этом участке был построен купцом Базаровым по проекту, составленному в 1827 г. ([21], лист 1-4):

 

 

 

В шапке написано: "под №1-м и 2 желает произвести деревянное жилое на каменном фундаменте с подвалом строение. 3 и 4-м построить деревянные с сушилами службы."

Справа от генерального плана: "Получено 25 мая 1827 года и Комитетом в заседании 1-го июня по переделке фасадов одобрено с тем, чтобы под №1 и 2-м покрыто было железом".

Слева от генерального плана: «Получено 20-го июля 1827-го года и Комитетом для строений и гидравлических работ в заседании того же числа, построение второго каменного этажа под №1 и 2-м, вместо деревянного, утвержденного 25-го прошлого мая, одобрено по тем же фасадам с покрытием железом."

Справа внизу - фамилии (подписи?) архитекторов Комарова и Бернштейна. Но, к сожалению, кусок листа слева от этих фамилий оторван, и едва ли возможно сказать, какова была степень участия того и другого архитектора (возможно, например, что одна из фамилий осталась от подписи копировщика, а другая от подписи, заверяющей подлинность копии, и т. п.).

 

Итак, окончательно было решено построить на участке каменный двухэтажный лицевой дом. Этот дом занял только правую половину участка. Над генеральным планом - фасады дома: левый боковой и лицевой.

 

Дом был построен. А несколько позже (в 1840 г.?) он был расширен влево на всю ширину участка и надстроен на один этаж. Проект был выполнен для санкт-петербургского купца 3-й гильдии С.В.Макарова ([21], лист 9-10):

 

 

 

Справа внизу стоит подпись автора проекта - архитектора А.В.Голле.

О том, что этот проект был осуществлен, свидетельствуют фиксационные чертежи 1864 и 1898 г. [22]. Лицевой фасад, чертеж 1898 г. ([22], лист 20-21):

 

 

 

 

В 1912 г. архитектор А.Л.Берлин составил для купца 1-й гильдии О.М.Качурина проект, по которому дом должен был быть надстроен, а также расширен со стороны двора ([21], листы 51-69). По ссылкам представлены генеральный план с подписью Берлина и разрешение на строительство от 3 июля 1912 г. ([21], две стороны листа 51).

В частности, лицевой дом должен был быть надстроен каменным этажом и мансардой. Проект фасада ([21], лист 68-69):

 

 

 

 

Однако в дальнейшем, в процессе строительства проект был существенно изменен, и в 1915 г. изменения были утверждены задним числом ([21], листы 70-83). По ссылке представлены решение от 28 января 1915 г.: "отступления от утвержденного Городскою управою 3-го июля 1912 года за №79 плана утвердить согласно приложенным детальным чертежам" ([21], лист 70), а также фиксационные чертежи: генеральный план, подписанный А.Л.Берлиным ([21], обратная сторона листа 70), планы подвального и 1-го, 2-4-го, 5-го (в том числе мансардного) и 6-го этажей ([21], листы 71-76), разрезы ([21], лист 77-81).

Фасад ([21], лист 82-83):

 

 

 

Осуществленный фасад значительно лучше первоначально проектированного. Это довольно элегантная работа в духе неоклассики.

 

Когда же исчез дом?

Фотография 1936 г. (Государственный музей истории Санкт-Петербурга, ГМИ СПб Инв.№-II-А-11986 ф [6]):

 

 

 

На переднем плане дом на углу ул. Достоевского (Кузнечный пер., 5/2), а у левого края фотографии виден кусочек дома 7 - четырехэтажного с мансардой.

 

Фотография из книги 1981 г. [23, с.5]:

 

 

 

 

Здесь этот дом виден целиком, хотя и в сильном перспективном сокращении. Подпись под фотографией (относящаяся, конечно, к дому на переднем плане): "Дом, в котором находится Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского". Очевидно, фотография сделана не ранее 1971 года, когда был открыт музей; табличка над входом в подвал на срезанном углу - это определенно вывеска музея. Таким образом, в 1971 г. дом 7 еще существовал (неясно только, была ли еще в это время мансарда).

Отдельно увеличенный фрагмент фотографии:

 

 

 

Итак, в 1971 г. дом 7 еще существовал. С другой стороны, известна фотография 1983 г. [24], на которой этого дома уже нет. (Попутно заметим, что на брандмауэре соседнего дома виден след еще от предшествующего трехэтажного дома 1840 г.)

Таким образом, дом снесен в 1970 - начале 1980-х гг. Какова была причина сноса, я не знаю.

 

Место, где стоял дом по Кузнечному пер., 7:

 

 

5 сентября 2023 г.

 

 

 

2 ноября 2023 г.

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

 

© Прохоров С.О.