САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
КУЗНЕЧНЫЙ ПЕРЕУЛОК
Кузнечный переулок проходит от Владимирской площади до Лиговского проспекта.
В начале переулка, на левом углу Владимирской площади расположен участок, на котором расположена церковь (ныне собор) Владимирской иконы Божией Матери (Владимирский пр., 20) [3; 5, том первый, №52]:
24 сентября 2022 г.
Владимирская церковь построена в 1761 - 1768 гг., вероятно, по проекту П.-А.Трезини (не путать с Д.Трезини!); в 1809 г. в церковь был перенесен барочный иконостас из Аничкова дворца. Этот храм - блестящее произведение архитектуры барокко, одно из последних в Петербурге (где уже в первой половине 1760-х гг. началось стремительное распространение классицизма).
В 1830 - 1831 г. с западной стороны (со стороны площади) по проекту А.И.Мельникова была сделана двухэтажная пристройка - притвор и трапезные нижнего и верхнего храмов; фасады пристройки вполне тактично стилизованы под барокко, и только внутренние помещения оформлены в стиле ампир. Вероятно, этому же архитектору принадлежит и ампирное оформление нижнего храма (окончательно восстановленное в начале 2020-х гг.).
Отдельно стоящая колокольня в стиле классицизма построена в 1780-х гг. по проекту Дж.Кваренги, а в 1848 г. надстроена на один ярус по проекту Ф.И.Руска (не путать с Л.Руска!).
В 1932 г. церковь была закрыта. Но здание сохранилось. Уцелел даже великолепный барочный иконостас верхнего храма (хотя и в не очень хорошем состоянии, без икон).
Церковь вновь действует с 1990 г. В 2000 г. она получила статус собора.
Непосредственно на угол Кузнечного переулка выходит ограда церкви с одной из двух часовен - красивым произведением необарокко (1850-1853, арх. Ф.И.Руска [1]):
2 сентября 2023 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
На правом углу (Кузнечный пер., 1 - Большая Московская ул., 2) раньше находился жилой дом Владимирской церкви. Фотография 1938 г. [8]:
1877 г., арх. В.Ф.Геккер [1]. Эклектика, весьма красивое здание.
В 1955 г. здание было капитально перестроено (арх. Г.И.Александров, А.В.Жук, А.И.Прибульский [9, с.303,304 ]), теперь в нем находится вход на станцию метро "Владимирская":
21 ноября 2018 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
Вид Кузнечного переулка от Владимирской площади:
2 сентября 2023 г.
Слева на переднем плане ограда Владимирской церкви. После этой территории расположен дом известный в литературе как дом Каншиных (Кузнечный пер., 2):
Двухэтажный лицевой дом - старожил этих мест, построенный в 1780-х гг. [10, №32]. Это красивое произведение благородной архитектуры строгого классицизма.
В середине - второй половине XIX в. дом подвергся некоторым переделкам, которые несколько смягчили его классицистический облик, ставший к тому времени старомодным. Фотография начала XX в., предположительно К.К.Кубеша (Государственный музей истории Санкт-Петербурга, инв.№ II-А-981/-ф [6]):
Над входом появился зонтик на металлических колонках - явно не классицистическая деталь.
Но особенно сильное изменение внес в облик дома большой, массивный эркер, асимметрично расположенный справа - очевидно, в пристройке к старой части здания. Фотографии начала XX в. - Г.К.Лукомского и Б.К.Рериха (ГМИ СПб Инв.№-II-А-982 ф, ГМИ СПб Инв.№-II-А-980 ф [6]):
(Вторая фотография немного обработана. Оригинал )
Детали отделки эркера хорошо видны на фотографии Б.Криммера начала XX в. (Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств, НИМ РАХ КП-629/376. Ф-8907 [7]):
(В изображении удалена рамка вокруг фотографии. Оригинал )
Когда именно появился эркер и кто был автором проекта, мне, к сожалению, неизвестно. Могу только сказать, что в 1857 г. он уже существовал (см. далее генеральный план, датированный этим годом). С другой стороны, он не мог появиться ранее середины 1830-х гг.: до этого эркеров в Петербурге не было. Судя по почти чисто ампирному характеру отделки (колонны коринфского ордера, венки, модульоны), думаю, что время появления эркера - вторая половина 1830-1840-е гг.
В советское время (не позже 1960-х гг.) эркер был уничтожен:
2 сентября 2023 г.
Нет теперь и зонтика над входом. Реставрирован прежний чисто классицистический вид, убраны поздние наслоения. Но так ли уж это хорошо?
Конечно, такая реставрация казалась правильной в то время, когда только за классицизмом признавалось право на существование, а поздние изменения воспринимались как искажения. Но сейчас... Мне лично жаль, что нет теперь эркера: он придавал дому более живой, непринужденный характер. А кроме того, теперь, без эркера правая часть фасада выглядит даже довольно уродливо.
В 1857 г. для коллежского регистратора В.С.Каншина была сделана пристройка к лицевому дому со стороны двора ([11], листы 1-8). Генеральный план ([11], лист 1):
(Заодно заметим, что на плане показан эркер на фасаде по Кузнечному переулку - к этому времени эркер уже существовал.)
По ссылке представлено разрешение на "пристройку каменной в два этажа к существующему дому пристройки, означенной в плане под №1" от 15 мая 1857 г. На генеральном плане стоит подпись: "Архитекторский помощник коллежский секретарь А.Гешвенд". Такая же подпись стоит на листе с планами этажей ([11], лист 5-8). Очевидно, он и был автором проекта. Перед нами ранняя работа А.Р.Гешвенда, в дальнейшем видного петербургского архитектора, представителя эклектики.
Надворный фасад лицевого дома с пристройкой ([11], лист 2-3):
Современный вид:
26 октября 2023 г.
В 1861 г. к лицевому дому был пристроен большой трехэтажный флигель, вытянувшийся перпендикулярно Кузнечному переулку и обращенный главным фасадом в сторону Владимирской церкви ([11], листы 9-20). Генеральный план ([11], лист 9):
На плане стоит подпись автора проекта: "Архитектор А.Оссоланус". (Заметим, что в Петербурге в одно и то же время работали два архитектора с такой фамилией (видимо, родственники) - Александр Александрович и Роберт Яковлевич Оссоланусы [1]. Совсем недалеко отсюда, в Кузнечном переулке, 8 стоит дом, построенный другим Оссоланусом - Робертом Яковлевичем.)
По ссылке представлено разрешение на "постройку каменных 3- и 4-этажных флигелей на месте, показанном в плане под лит. №№1 и 2, каменного сарая под №3 и помойной ямы под №4" от 5 апреля 1861 г.
Итак, предполагалось строительство двух флигелей (на плане под №№1 и 2). Однако реально был построен только флигель под №1.
Проект второго флигеля был в том же 1861 г. заново составлен архитектором М.А.Щуруповым ([11], листы 22-27). Но похоже, что и он не был осуществлен: существующее здание на этом месте выглядит по-другому (оно носит утилитарный характер, я его здесь не рассматриваю).
Главный фасад флигеля, обращенный в сторону Владимирской церкви - проект, подписанный А.А.Оссоланусом ([11], лист 18-20):
Флигель довольно хорошо сохранился. Современные фотографии:
2 сентября 2023 г.
Довольно живописная, уютная постройка.
Боковой фасад старой части дома, вид в сторону Кузнечного переулка:
26 октября 2023 г.
По проекту (см. выше) этот фасад должен был стать продолжением фасада нового флигеля. Однако это не было выполнено: здесь сохранились классицистические треугольные сандрики, а в двухэтажной части - и старые барельефы.
Противоположный фасад флигеля, обращенный во внутренний двор, малоинтересен, носит утилитарный характер. Здесь можно посмотреть мою фотографию 26 октября 2023 г.
Проект А.А.Оссолануса предусматривал и художественную отделку интерьеров флигеля ([11], фрагмент листа 16-17):
Сохранилась ли эта отделка (если она была осуществлена), мне неизвестно.
В глубине участка, напротив дальнего конца флигеля А.А.Оссоланус проектировал каменный дровяной сарай (на генеральном плане №3, см. выше). В соответствии с проектом, дверь в сарай расположена со стороны флигеля, а в сторону Кузнечного переулка обращена глухая стена с полноценной художественной отделкой ([11], фрагмент листа 14-15):
Современная фотография:
26 октября 2023 г.
Здание сильно перестроено, но на стене видны следы прежней отделки (может быть, не полностью совпадавшей с проектом).
В 1850-1860-х гг. Каншиным принадлежали также два соседних участка (Кузнечный пер., 4, 6), и на этих участках они построили еще два дома.
На участке с нынешним адресом: Кузнечный пер., 4 на "Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [12] показан каменный лицевой дом. Этот дом виден и на генеральном плане 1856 г. ([13], лист 10; он обозначен под лит. В):
В 1856 г. этот дом был приспособлен под особняк прапорщика А.В.Каншина (вероятно, сына В.С.Каншина). По ссылке представлено размещенное на обратной стороне листа разрешение на "изменение фасада каменного дома, означенного на плане под лит. В, постройку каменных 2-хэтажных служб под лит. С и переделку подземельной трубы под лит. D" от 7 июня 1856 г.
На генеральном плане стоит подпись автора проекта - архитектора Г.М.Барча. Как видно из текста разрешения на строительство, во дворе были построены новые службы, а что касается лицевого дома, в данном случае речь шла только об изменении фасада (впрочем, были и небольшие внутренние переделки - [13], листы 13, 14). Проект фасада ([13], листы 11, 16):
Справа внизу - подпись: "Архитектор Барч. 1856 г." Фасад Высочайше утвержден 21 июля 1856 г.
Отдельно крупнее - фрагмент, только чертеж фасада:
Г.М.Барч - талантливый архитектор, представитель эклектики - создал красивый фасад в формах необарокко. Как видно из дальнейшего, этот фасад был осуществлен.
Однако внутреннее устройство старого дома, очевидно, не удовлетворяло владельца. И в 1868 г. А.В.Каншин (теперь дослужившийся до подпоручика) затеял внутреннюю перестройку своего особняка. Проект составил другой выдающийся мастер эклектики - Е.И.Винтергальтер ([13], листы 17-24). Генеральный план ([13], лист 17):
Внизу справа подпись: "Академик Егор Винтергальтер. 10-го декабря 1868 года".
По ссылке представлено разрешение на "капитальную перестройку лицевого каменного 2-хэтажного дома лит. А по представленным чертежам, с возведением сверх карниза оного глухого каменного аттика, взамен существующей тут ныне железной решетки, с увеличением [нрзб] подъездной двери и постановкой при ней нового металлического на колонках зонтика, показанных на фасаде красными и синими чертами, и распространение сего же дома в глубину, пристройкой к оному со двора каменной же 2-хэтажной части лит. А’ ", 24 декабря 1868 г. (Ясно, что строительство могло начаться только в следующем, 1869 году. К 1869 г. относится и выполненный Е.И.Винтергальтером проект пристроек к надворному флигелю - конюшен и помойной ямы - [13], листы 26-29.)
Сравнение планов 1856 и 1868 г. ([13], соответственно листы 13-14 и 18-19) показывает, что планировка дома была значительно изменена. В то же время фасад почти не претерпел изменений ([13], лист 23а-24):
Кажется, единственным изменением была упомянутая в тексте разрешения замена металлической решетки над карнизом сплошным парапетом (аттиком), в остальном был сохранен фасад Г.М.Барча. Как выглядит здание внутри, мне, к сожалению, неизвестно.
Современные фотографии:
Этот красивый фасад хорошо сохранился.
Итак, в постройке существующего здания приняли участие два архитектора - Г.М.Барч в 1856 г. и Е.И.Винтергальтер в 1868-1869 гг. Между тем, в [1] этого здания нет ни в списке работ Г.М.Барча, ни в списке работ Е.И.Винтергальтера. В официальном списке объектов культурного наследия [2] представлены следующие данные: "1-я пол. 19 в.; 1868"; таким образом, учитывается только перестройка по проекту Е.И.Винтергальтера - в то время как фасад был создан в 1856 г. Барчем, а в 1868 г. только слегка изменен Винтергальтером.
На следующем участке (Кузнечный пер., 6) на "Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [12] показаны только деревянные строения. Каменный дом был построен по проекту, составленному в 1859 г. для В.С.Каншина ([14], листы 5а-18). Генеральный план ([14], лист 5а):
На обратной стороне листа - разрешение на "постройку каменного 3-этажного на подвалах дома и такового же флигеля, означенных [в] в плане под лит. В и С, и пятиэтажного флигеля под лит. D и проведение подземельной трубы со двора с устройством форменного колодца под лит. А", 30 июня 1859 г.
На генеральном плане подпись автора проекта - это опять Г.М.Барч, который за три года до этого переделал фасад предыдущего дома.
Проект фасада, также подписанный Барчем ([14], лист 6-7):
Проект был осуществлен с отличиями в деталях. Чертеж 1869 г. ([14], лист 3-4 - проект устройства из окна двери в подвал, в остальном чертеж фактически фиксационный):
Современные фотографии:
2 сентября 2023 г.
Фасад хорошо сохранился (нет только зонтика над входом). Еще одно красивое произведение необарокко.
Вид на все три дома Каншиных, фотография 1863 г. (Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, инв.№ ФД-2705 [6]; см. также следующую страницу):
Тот же вид в наше время:
2 сентября 2023 г.
Первая редакция 2 ноября 2023 г.
Обновление 16 ноября 2024 г.
© Прохоров С.О.