ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПОДЬЯЧЕСКИЕ УЛИЦЫ

 

Оглавление

 

Большая Подьяческая улица  1  2  3  4  5  6  7

Средняя Подьяческая улица  1  2  3

Малая Подъяческая улица  1  2

Литература

 

Предыдущая       Следующая

 

 

Главная страница

 

 

Большая Подьяческая улица

(продолжение)

 

 

Теперь рассмотрим здания по левой стороне улицы.

Дом на углу набережной Екатерининского канала (Большая Подьяческая ул., 2 - наб. канала Грибоедова, 82) рассмотрен на предыдущей странице.

Следующий участок по левой стороне (Большая Подъяческая ул., 4) выходит противоположной стороной на Красноградский переулок, 10. Раньше здесь был один дом с внутренним двором.

Каменный дом с внутренним двором показан на этом месте уже на  "Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [5]. Дом был двухэтажным. В 1893 г. он был надстроен на один этаж с изменением фасада для личного почетного гражданина И.М.Сизова. Генеральный план ([18], лист 1-2):

 

 

 

Под планом стоит подпись автора проекта - архитектора Ф.Б.Нагеля.

Фасады по Большой Подьяческой улице и по Вознесенскому переулку ([18], листы 3-4 и 5-6):

 

 

 

Эклектика. Оба фасада выполнены в строгой "академической" манере.

 

В [19] имеются фиксационные чертежи реально построенного здания 1894 г. Сравнение этих чертежей с проектом показывает, что в планы этажей реально построенного здания в основном соответствуют проекту, и только в одном из двух лицевых фасадов есть некоторые отличия от проекта. Фасады по Большой Подьяческой улице и по Вознесенскому переулку ([19], листы 2-3 и 4-5):

 

 

 

Фасад по Вознесенскому переулку полностью такой, как в проекте, а в фасаде по Большой Подъяческой улице есть отличия в некоторых деталях - впрочем, не принципиальные и не изменяющие общего характера фасада. Очевидно, Ф.Б.Нагель внес эти небольшие изменения в процессе строительства.

 

В конце 1970-х гг. дом был снесен, а на его месте построены два отдельных дома - один по Большой Подьяческой улице, другой по Красноградскому переулку [128].

 

Как уже было сказано, в XX в. было переделано дворовое пространство и единое прежде здание распалось на два отдельно стоящих корпуса. Но в то же время оба лицевых фасада хорошо сохранились. Фасад по Большой Подьяческой улице:

 

 

5 сентября 2022 г.

 

Фасад по Вознесенскому переулку (Красноградский пер., 10):

 

 

13 сентября 2024 г.

 

(Эта фотография помещена также на другой странице.)

 

Примечание. В [1] этот дом не назван в списке работ Ф.Б.Нагеля и вообще нет никаких сведений о здании.

 

 

Участок по Большой Подъяческой ул., 6 тоже обращен противоположной стороной в бывший Вознесенский переулок (ныне Красноградский пер., 8). На упомянутом плане Шуберта 1828 г. на этом участке показаны каменный дом со стороны Вознесенского переулка и деревянный со стороны Большой Подьяческой улицы. В 1831 г. для дочери таможенного досмотрщика Месковской был составлен проект каменного дома со стороны Большой Подьяческой улицы ([20], лист 1-4):

 

 

 

На листе стоит подпись архитектора В.О.Мочульского.

Отдельно крупнее лицевой фасад (фрагмент того же листа):

 

 

 

Фасад носил безобразный утилитарный характер.

(Судя по чертежам в [20], таким же грубо утилитарным строением был и построенный раньше двухэтажный дом в Вознесенском переулке; трижды делались попытки его перестроить, облагородить фасад, но все проекты остались на бумаге. До нашего времени этот корпус не дошел, о нем напоминает только след на брандмауэре соседнего дома.)

Фотография 1975 г. из личного архива [21]:

 

 

 

Дом 6 - справа на переднем плане.

 

Современная фотография:

 

 

 

За прошедшее время фасад был полностью изменен - на мой взгляд, в лучшую сторону! Вместо прежнего унылого утилитаризма появилась неплохая стилизация под классицизм.

 

 

Дом по Большой Подьяческой улице, 8 [22], так же, как и дома 4 и 6, выходит противоположной стороной в Вознесенский переулок (Красноградский пер., 6). На плане Шуберта 1828 г. каменный дом показан только в Вознесенском переулке. Позже (до 1864 г.) был построен и каменный дом со стороны Большой Подьяческой улицы, а также северный надворный флигель.

В 1864 г. архитектор В.И.Шауб (отец более известного архитектора В.В.Шауба) составил для купца К.И.Шредера проект перестройки дома по Вознесенскому переулку, а также строительства нового надворного флигеля, после чего двор оказался замкнут со всех четырех сторон. Генеральный план ([22], лист 9):

 

 

 

По ссылке представлено разрешение на "надстройку на каменном доме мансардов этажа [так] в плане под лит. А с переделкою щекотурки [так] на фасаде и постройку каменного надворного пятиэтажного флигеля, означенного в плане под лит. В" от 13 апреля 1864 г. ([22], обратная сторона того же листа).

Новый фасад по Вознесенскому переулку ([22], лист 1-3):

 

 

 

Высочайше утвержден 7/19 июня 1864 г.

 

В 1896-1897 гг. дом подвергся радикальной перестройке по проекту архитектора А.Я.Рейнберга (владелицей дома была его жена А.К.Рейнберг). Генеральный план ([22], лист 10):

 

 

 

План подписан А.Я.Рейнбергом в сентябре 1895 года, а разрешение на строительство выдано уже в начале следующего, 1896 года. По ссылке можно прочитать разрешение от 17 января 1896 г. на "капитальную перестройку каменного 4-хэтажного лицевого дома, показанного на плане двора под лит. А, с возведением к нему пристройки лит. В и надстройкою мансарда, постройку каменного же 3-хэтажного с мансардом, на нежилых подвалах дома лит. D, надворного флигеля лит. Е, надстройку 5-го этажа на флигеле лит. С, с перестройкою лестницы и прокладку сточной подземельной трубы лит. х" ([22], обратная сторона того же листа).

Таким образом, часть дома, выходящая на Большую Подьяческую улицу (лит. А, С), была капитально перестроена. Что же касается дома в Вознесенском переулке, перестроенного и расширенного В.И.Шаубом в 1864 г., он был разобран и заново построен по новому проекту (судя и по обозначениям на генеральном плане, и по тексту разрешения, где говорится не о перестройке, а о строительстве новых лицевого дома D и флигеля Е).

[4, №175] работа А.Я.Рейнберга охарактеризована следующим образом: "1896-1897, перестройка корпуса по переулку и строительство корпуса по улице". На самом деле было наоборот: перестройка корпуса по улице и строительство корпуса по переулку.)

Фасады дома А.Я.Рейнберга хорошо сохранились. Фасад по Большой Подьяческой улице:

 

 

5 сентября 2022 г.

 

5 сентября 2022 г.

 

Фасад по Вознесенскому (Красноградскому) переулку:

 

 

7 сентября 2022 г.

 

В проекте предусматривались также довольно интересные надворные фасады. Фасад левого флигеля и надворный фасад дома по Вознесенскому переулку и  ([22], листы 20-22 и 23-25):

 

 

 

К сожалению, в натуре двор выглядит значительно проще (а может быть, фасады были позже ободраны?):

 

 

17 ноября 2022 г.

 

В целом дом А.К.Рейнберг - блестящее (хотя и не очень широко известное) произведение архитектуры эклектики.

Это ранняя работа А.Я.Рейнберга. В начале XX в. он работал уже в стиле модерн, но не в Петербурге - он стал одним из ведущих мастеров модерна в Риге.

 

 

Дом по Большой Подьяческой ул., 10 противоположной стороной частично выходит в Вознесенский переулок (Красноградский пер., 4). Этот дом - последний на Большой Подьяческой, выходящий также в переулок. Переулок имеет Г-образную форму, у дома 4 заканчивается его колено параллельное улице, и уже фасад этого дома по переулку значительно короче, чем по улице.

Лицевой дом по Большой подьяческой улице был построен на месте деревянных строений по проекту, составленному в 1837 г. для кондитера А.Миллера ([23], лист 9-12). На листе с проектом есть надпись: "На под. под.: С натуры снимал художник архит. Сиверс". Можно ли на основании этой надписи считать Сиверса автором проекта? Я в этом не уверен.

Фасад по Большой Подьяческой улице ([23], фрагмент названного листа):

 

 

 

Скромный, но неплохой ампирный фасад.

 

В следующем, 1838 году для А.Миллера был составлен проект лицевого корпуса по Вознесенскому переулку ([23], лист 13-16). На листе есть аналогичная надпись: "На под. напис.: с натуры снимал худож. архит. Сиверс". Фасад по Вознесенскому переулку ([23], фрагмент того же листа):

 

 

 

Этот фасад значительно короче, объяснение чему см. выше. Нарушение симметрии, пожалуй, говорит о начинающемся отходе от классицизма.

 

Оба проекта были осуществлены. В 1908 г. оба лицевых дома были надстроены - дом по Большой Подьяческой линии - на каменный этаж и мансарду, а дом по Вознесенскому переулку - на два каменных этажа; подверглись перестройкам и надворные флигели. Проект составил гражданский инженер Л.В.Котов для И.Ф.Вахромеева. По ссылкам представлены генеральный план с подписью Котова и разрешение на строительство от 14 июня 1908 г. ([23], две стороны листа 34). Фасады по Большой Подьяческой улице и по Вознесенскому переулку ([23], листы 35-36 и 37):

 

 

 

 

 

В соответствии с проектом Л.В.Котова нижние этажи сохраняют в целом классицистическую отделку, а верх отделывается в стиле модерн.

В реальности надстроенные этажи остались вообще без декора. Фиксационные чертежи 1913 г. ([24], листы 40-41 и 39):

 

 

 

 

 

Мне лично кажется, что в данном случае украшения в стиле модерн были бы здесь не очень уместны, фасады выглядели бы нецельно, так что в данном случае даже хорошо, что проект оформления, выполненный Л.В.Котовым, не был осуществлен.

 

Фасад по Большой Подьяческой улице, фотография 1949 г. [25]:

 

 

 

Позже вместо мансарды был надстроен каменный этаж. Современный вид:

 

 

5 сентября 2022 г.

 

 

Фасад по Вознесенскому (Красноградскому) переулку:

 

 

17 ноября 2022 г.

 

 

На участке по Большой Подъяческой улице, 12 на упомянутом плане Шуберта 1828 г. показано одно каменное строение - флигель у дальней границы участка, остальные постройки на участке деревянные. Проект существующего лицевого дома, а также примыкающего к нему надворного флигеля составлен в 1844 г. для художника Зиновьева [26].

По ссылкам представлены лист с фасадами надворных строений и генеральным планом ([26], лист 9-10), а также увеличенный фрагмент с пояснениями к генеральному плану и подписью архитектора. А эта подпись примечательна: "Архитектор К.Тон". Таким образом, этот дом проектировал К.А.Тон - прославленный архитектор, автор многочисленных храмов в Петербурге, Москве и по всей России, а также Большого Кремлевского дворца, дворца губернатора в Казани...

Но не будем обольщаться громким именем. Жилые дома, построенные Тоном, обычно значительно слабее по архитектуре, чем храмы и дворцы (см., например, [27]). К тому же в данном случае и степень участия Тона в проектировании не совсем ясна.

Проект лицевого фасада ([26], лист 11):

 

 

 

На листе тоже стоит подпись - но не Тона: "Помощник архитектора Пономарев". Вероятно, он и составил проект фасада - хотя и не исключено, что при участии Тона. Неплохой, но скучноватый проект в сдержанных формах ранней эклектики.

Но в реально построенном здании фасад существенно отличается от этого проекта. Фотография 1949 г. [28]:

 

 

 

 

Современная фотография:

 

 

5 сентября 2022 г.

 

На фасаде появились - вероятно, сразу же, при строительстве - различные лепные украшения (некоторые из них теперь ободраны). По-моему, такое дополнение выглядит довольно безвкусно. Очень посредственная архитектура, недостойная таланта К.А.Тона (да и у Пономарева есть более приличные работы).

 

 

Значительно интереснее дом по Большой Подьяческой ул., 14 [29].

Согласно плану Шуберта, в 1828 г. на этом участке были деревянные строения и один каменный флигель в глубине, у дальней границы. Такое положение сохранялось до 1907 г.

В 1907 г. для купца 2-й гильдии Л.С.Бодунова был составлен проект большого доходного дома. По ссылкам представлены генеральный план и разрешение на "постройку каменного 5-тиэтажного с мансардом и на нежилом подвале дома, показанного на плане двора под лит. А, а также 6-тиэтажных флигелей лит. С и В, с устройством над частью флигеля С прачешной и под поверхностью двора подвала для дров" от 7 декабря 1907 г. ([29], две стороны листа 16). Автор проекта - А.Лужин.

 

Я не смог сам прочитать подпись автора на генеральном плане и обратился за помощью на форуме сайта Citywalls [30], и общими усилиями удалось прочитать фамилию: Лужин. Правильность именно такого чтения подтверждается записью в "Ведомости ходатайствам о постройках..." [31]:

№№ по порядку: 718. Часть и участок: Спас. 4. Улица и № дома: Б. Подъяческая, 14. Владелец: Бодунов. Подпись на проекте: Лужин. Род построек: Камен. 6-тиэтажная постр.

Итак, подпись читается так: "Ст. гр. инж. А.Лужин". В то же время остается непонятным, что означает сокращение "ст. гр. инж." ("гр. инж". - это, конечно, гражданский инженер; но что означает "ст."? звания старшего гражданского инженера вроде бы не было; может быть, "студент"? а такая подпись - для маскировки?). Никаких сведений о А.Лужине мне не удалось найти. В [1] данных о нем нет. В издании "Весь Петербург" [32] за 1907-1908 гг. есть двое Лужиных, но ни у одного из них имя не начинается на "А".)

 

Фасад ([29], лист 22-23):

 

 

 

Поздняя эклектика - неороманский "стиль" (или неоренессанс?), довольно эффектный фасад. Такая архитектура уже архаична для 1907 года - времени расцвета модерна. Возможно, косвенное влияние модерна все же сказывается на общей строгости декора.

 

Однако строительство велось с отступлениями от проекта А.Лужина, первоначальный замысел был сокращен. На лицевом корпусе не была построена мансарда, а со стороны двора были построены только небольшие части флигелей, примыкающие непосредственно к лицевому дому. Здесь можно увидеть генеральный план реально построенного дома ([29], лист 31). На обратной стороне листа - заключение от 4 ноября 1908 г.: "Т.О. постановило: дальнейшее существование каменного пятиэтажного лицевого дома, показанного на плане двора под лит. А, возведенного в измененном виде против планов, утвержденных управою 7-го декабря 1907 года, устройство блетонного свода над лестничной клеткой лит. Б и дальнейшее существование каменных двухъярусных служб лит. С для прачешной и сараев […] разрешить".

На генеральном плане - уже другая подпись - архитектора А.П.Шильцова; вероятно, он и осуществлял строительство. Фасад построенного здания ([29], лист 39-40):

 

 

 

Фасад очень похож на проектировавшийся А.Лужиным. Хотя некоторые отличия все-таки есть. Во-первых, как уже сказано, не осуществлена мансарда. А во-вторых, изменена форма эркеров по краям фасада: у Лужина они были прямоугольными, а Шильцов сделал их со скошенными боковыми гранями; для полной уверенности в этом предлагаю сравнить планы здания у Лужина и у Шильцова ([29], листы, соответственно, 19 и 34).

 

Современная фотография:

 

 

5 сентября 2022 г.

 

Итак, первоначальный проект был составлен А.Лужиным, строительство завершено А.П.Шильцовым.

 

Замечу, что в [1] автором этого дома назван только один А.П.Шильцов, что не вполне правильно. (А сведений о А.Лужине вообще нет.)

 

 

Оглянемся назад, к началу улицы:

 

 

5 сентября 2022 г.

 

С Большой Подьяческой улицы открывается вид на купол расположенного вдали Исаакиевского собора. И чем дальше мы будем продвигаться по улице, тем лучше будет виден Исаакиевский собор. Я бы отнес виды с Большой Подьяческой улицы на Исаакиевский собор к числу наиболее красивых в Петербурге.

Надо сказать, что никто сознательно не ориентировал Большую Подьяческую улицу на Исаакиевский собор - она вообще возникла задолго до того как собор стали строить на его нынешнем месте. Такой вид возник стихийно, но это не отменяет его красоту.

 

 

 

 

Первая редакция 3 декабря 2022 г.

Последнее обновление 26 сентября 2024 г.
 

  

Оглавление

 

Большая Подьяческая улица  1  2  3  4  5  6  7

Средняя Подьяческая улица  1  2  3

Малая Подъяческая улица  1  2

Литература

 

Предыдущая       Следующая

 

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.