САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПОДЬЯЧЕСКИЕ УЛИЦЫ
Большая Подьяческая улица 1 2 3 4 5 6 7
Средняя Подьяческая улица 1 2 3
Большая Подьяческая улица
(продолжение)
Следующий дом по правой стороне - Большая Подьяческая ул., 21. Противоположной стороной участок выходит на Екатерининский канал (наб. канала Грибоедова, 108).
На "Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [5] показан каменный лицевой дом на Большой Подьяческой улице, а за ним - вытянувшиеся перпендикулярно ему два деревянных строения.
В 1833 г. для коллежского асессора Балка был составлен проект, по которому на месте части одного из деревянных строений был построен каменный трехэтажный флигель ([41], лист 1-4):
В левом нижнем углу - надпись: "Под. снимал с натуры архит. В.Морган". Мне не вполне ясно, можно ли считать В.Е.Моргана автором проекта флигеля. Но в следующем, 1834 году он выполнил еще один проект, где его авторство уже едва и может вызвать сомнения ([41], лист 5-8):
В левом нижнем углу стоит подпись: "Под. В.Морган".
В соответствии с этим проектом двухэтажный лицевой дом дом был надстроен на один этаж. Отдельно крупно - фасад (фрагмент того же листа):
Фасад имел полноценную ампирную отделку.
О том, что оба проекта - и 1833, и 1834 года - были осуществлены, свидетельствуют фиксационные чертежи 1873 г. [42]. Один из чертежей - лицевой фасад и фасад флигеля ([42], лист 3-4):
Фотография Л.Г.Андреевского до 1926 г. - вид с Екатерининского канала [43]:
На фотографии виден флигель с характерным закруглением на торце. На заднем плане надворный фасад трехэтажного лицевого дома.
Современная фотография - вид лицевого дома с Большой Подъяческой улицы:
18 сентября 2022 г.
Дом надстроен на один этаж, при этом варварски, целиком и полностью ободран фасад!
Что же касается надворного флигеля, он сохраняется в прежнем виде:
17 ноября 2022 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
Следующий участок (Большая Подьяческая ул., 23) тоже выходит противоположной стороной на Екатерининский канал (наб. кан. Грибоедова, 110). На "Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [5] здесь нет каменных зданий, есть только одна деревянная постройка на набережной.
Существующий дом:
18 сентября 2022 г.
Доходный дом вдовы статского советника А.О.Виттали (Витали), 1858, арх. В.В.Витт [1, 44]. (Витт вообще построил для А.О.Витали несколько домов в Петербурге.) Ранняя эклектика, очень сдержанный фасад. Противоположный фасад со стороны Екатерининского канала выглядит практически точно так же (только в центре на первом этаже - не дверь, а ворота.)
Следующий участок также противоположной стороной выходит на Екатерининский канал (Большая Подъяческая ул., 25 - наб. кан. Грибоедова, 112). Фрагмент "Подробного плана Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [5]:
На участке показан П-образный каменный дом. Лицевой стороной он обращен на Большую Подьяческую улицу, а в сторону канала обращены боковые крылья, между которыми на набережной стоит деревянное строение.
Много позже, в 1893 г. на набережной между крыльями был построен каменный дом, при этом и торцовые фасады боковых крыльев старого дома получили новую отделку и объединены единым фасадом с новым домом. Это довольно подробно рассмотрено в разделе "Екатерининский канал (канал Грибоедова)". А вот как выглядит дом по Большой Подьяческой улице:
18 сентября 2022 г.
Фасад здания выполнен в стиле классицизма. К сожалению, мне неизвестна история строительства этого дома. Вполне возможно, что его фасад в целом выглядел так уже в 1828 г. Правда, детали, очевидно, огрублены при поздних переделках. Кроме того, дом был трехэтажным (это видно, в частности, на фиксационных чертежах 1869 г. ([58], листы 1-13). Надстройка четвертого этажа (или мансарды? ее стена утоплена в глубину) произошла, скорее всего, уже в конце XX - начале XXI в.
На следующем участке, также выходящем и на Екатерининский канал (Большая Подьяческая ул., 27 - наб. кан. Грибоедова, 114) на плане 1828 г. показан большой каменный дом с внутренним двором. Фасад дома по Большой Подьяческой улице запечатлен на чертеже 1873 г. ([45], лист 2-3; чертеж сделан по случаю обращения окна в дверь, в остальном он - фактически фиксационный):
Переходная архитектура от барокко к классицизму, последняя треть XVIII в.
В начале XX в. этот дом был, очевидно, снесен, а на его месте построено другое здание:
5 сентября 2022 г.
Модерн. Здание внешне похоже на особняк с большим окном холла, но на самом деле это бывшая трансформаторная подстанция городского трамвая - одна из нескольких подстанций, построенных в 1906-1907 гг. Зазерским и Горенбергом в разных районах Петербурга [1; 46, с.265]. На мой взгляд, эта подстанция (так же, как и остальные) принадлежит к числу лучших произведений петербургского модерна.
Не менее красив был задний фасад, расположенный в глубине участка по Екатерининскому каналу. Фотография Андреевского, до 1926 [47]:
(У правого края - сарай, пристроенный А.И.Зазерским в 1909 г. ([45], лист 7-8).)
К сожаления, в советское время с этой стороны сделана пристройка, почти полностью загородившая старое здание. Современные фотографии см. в разделе "Екатерининский канал (канал Грибоедова)".
Следующий участок (Большая Подьяческая ул., 29) также выходит противоположной стороной на Екатерининский канал (наб. кан. Грибоедова, 116). Обозначение участка на "Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [5]:
На плане показан каменный лицевой дом на набережной и деревянный дом на Большой Подьяческой улице. О каменном доме на набережной см. в разделе "Екатерининский канал (канал Грибоедова)".
В 1841 г. для девицы, дочери генерал-лейтенанта Демидовой был составлен проект каменного лицевого дома на Большой Подьяческой улице. По ссылке представлены проект ([48], лист 9-12) и увеличенный фрагмент того же листа - подпись автора, архитектора З.Ф.Краснопевкова. Еще один фрагмент листа - фасад:
Современные фотографии:
5 сентября 2022 г.
Ампирный фасад с довольно изящными деталями.
Теперь обратимся к левой стороне улицы.
Здание по Большой Подьяческой ул., 20 привлекает внимание своим необычным внешним видом и представляет большой интерес по архитектуре. Это бывший декорационный зал и магазин Дирекции Императорских театров.
Примечание. При описании истории данного здания я использовал материалы, помещенные мною в 2020 г. на сайте Citywalls [53].
Первоначальное здание было построено по проекту, составленному в 1839 г. А.К.Кавосом - архитектором, ставшим знаменитым именно как театральный архитектор (хотя у него есть и работы, не связанные с театром). Здесь можно посмотреть генеральный план ([49], лист 13-16), на котором видно, что здание строилось вновь, частично на месте прежнего деревянного строения. Фасад ([49], фрагмент листа 17-20):
(Здесь представлен лист целиком.)
По ссылкам представлены планы первого, второго, третьего и четвертого этажей ([49], листы 25-28, 29-32 и 33-36). Разрез ([49], фрагмент листа 21-24):
(Лист целиком можно посмотреть здесь.)
Это было монументальное здание с фасадом в формах переходных от классицизма к эклектике (неоренессансу).
Однако со временем здание обветшало и морально устарело, и потребовалась его реконструкция. Эту работу выполнил в 1884-1885 гг. [1] В.А.Шретер - один из ведущих петербургских архитекторов последней трети XIX в.
Материалы о строительстве здания в 1884 - 1885 гг. опубликованы в трех номерах журнала "Зодчий" за 1886 г.: в №3-4 - статья, написанная самим В. А. Шретером, а в №№ 7-8 и 9-10 - чертежи здания [50, 51а,б].
Выдержки из статьи В.А.Шретера [50]:
"Существовавший на месте нынешнего здания сарай для хранения театральных декораций, построенный, судя по типу его, по конструкции и проч., быть может, одновременно с Большим театром, пришел к 1883 г. в такую ветхость, что представлял серьезную опасность и не мог служить более своему назначению. [...]
В 4-м этаже существовал некогда декорационный зал, уничтоженный, должно быть, очень давно, вероятно тогда, когда потребовалась поддержка стропил стойками. [...]
Помещения утилизировались [...] очень невыгодно; уборка и выноска были крайне затруднительны, соблюдение порядка и поверка почти невозможны, сильная порча вещей неизбежна.
Ввиду всех этих обстоятельств было решено перестроить здание заново, переменив при этом и самую систему хранения. [...]
Большая правая сторона магазина занята отделением, равняющимся по высоте трем этажам, для "кулис", хранящихся в пряслах стоя, по обе стороны среднего прохода. Кулисы имеют вышину до 15 арш. при ширине около 4 1/2 аршин.
В левой, меньшей половине сарая хранятся в 1-м этаже так называемые "сборки", бережки и проч. (Versetzstücke), т.е. мелкие декорации, натянутые на деревянные рамки.
Пространство 2-го и 3-го этажей левой стороны занято стеллажами для "навесных декораций", завесов, паддуг и арок, свернутых и имеющих длину до 10 саж. К этому отделению ведут снизу две стремянки.
Так как магазины отопления не имеют, а пол находящегося наверху декорационного зала должен быть безусловно теплый, чтоб не стыла на нем краска (декорации пишутся, как известно, на полу), то пришлось устроить промежуточный, 4-й, этаж, в котором сшивается и подготовляется полотно, производится починка и подделка декораций на рамки.
В 5-м этаже, наконец, помещается зал для писания декораций, длина 19 саж. ширина 8,5 саж. [...]
[...]
Кроме вышеупомянутых помещений в здании имеется еще таковое для приборов отопления и освещения и 2 жилые комнаты для сторожей, истопника и машиниста. При зале отгорожены кабинеты для декоратора и его помощника и несколько кладовых для материалов.
К стропилам зала подвешена сбоку по направленно длинной, обращенной на запад стены, галерея для обозревания письма декораций.
Работы начались 2-го апреля 1884 года, а через год, т. е. 14 апреля 1885 года последовало торжественное освящение зала. [...]
Помощником при описанной постройке состоял гражданский инженер А. П. Афанасьев."
Чертежи, помещенные в журнале "Зодчий", 1886 г.:
Разрезы [51а,б]:
Планы [51б]:
Процитирую также статью в журнале "Всемирная иллюстрация", помещенную в том же 1886 году [52]:
"Долгое время в Петербурге не было никакого удобного помещения, ни специальной мастерской, где бы писались декорации, спрос на которые возрастает с каждым годом все более и более. В императорских театрах декорации обыкновенно писались в помещениях над зрительными залами, где от духоты и жара работать было весьма тяжело. Теперь администрация театров позаботилась выстроить специальное помещение для декорационной мастерской, снабженное всеми удобствами. Эта мастерская находится в Большой Подъяческой и помещается в высоком трехэтажном здании. В нижнем этаже устроен склад декораций. В среднем - производят подготовительные работы к подклейке декораций и укреплению их на рамки: в верхнем - в декорационной зале - пишутся самые декорации. Как видно из рисунка, эта зала весьма обширна. В ней около 18-ти сажен длины и 9-ти ширины. Огромные окна дают днем много света, а по вечерам мастерская освещается электричеством. Декорации расстилают по полу и пишут клеевыми красками, а для наблюдения общего эффекта устроена висячая галерея. Мастерская официально открыта 14-го апреля 1885 года с приличным случаю торжеством. На открытии присутствовали директор театров И.А.Всеволожский и другие представители администрации театров, многие артисты в журналисты. Мастерской заведует известный декоратор Матвей Андреевич Шишков, состоящий на службе дирекции театров с 1849 года и немало послуживший делу образования в России художников-декораторов."
Интересна иллюстрация к этой статье - рисунки, изображающие внутренние помещения и внешний вид здания; слева наверху - портрет М.А.Шишкова:
На рисунке стоит подпись автора - А.П.Рябушкина, впоследствии известного художника, в начале своей деятельности подрабатывавшего в журнале "Всемирная иллюстрация".
Современные фотографии:
5 сентября 2022 г.
При реконструкции здания В.А.Шретер сохранил прежнюю отделку фасада А.К.Кавоса (может быть, за исключением некоторых деталей). Но все-таки и внешний вид здания изменился благодаря надстроенной Шретером металлической конструкции декорационной мастерской. На тихой улице, в окружении рядовых жилых домов это здание выглядит весьма величественно.
На фасаде сохранилась доска с надписью в память о реконструкции:
5 сентября 2022 г.
Следующий дом (Большая Подьяческая ул., 22) был построен не позже первой четверти XIX в., он был одноэтажным на подвалах. В 1826 г. дом был надстроен на один этаж для жены полковника Дондуковой-Корсаковой. Проект надстройки ([54], лист 9-12):
Этот монотонный фасад с классицистическим декором сохранялся еще долгое время, если не считать небольшой пристройки справа на месте служб; пристройка была сделана в 1842 г., а затем дважды перестраивалась - в 1858 и 1886 г. ([54], листы 17-21, 30-33).
В 1900 г. дом был надстроен. Проект составил для жены коллежского асессора В.С.Денисьевой гражданский инженер Н.Н.Тетеревников. По ссылке представлены генеральный план с подписью Тетеревникова и разрешение на "надстройку 4-го и мансардного этажей на каменном лицевом доме, показанном на плане двора под лит. А, с 5-м этажом на надворной части сего дома, пристройкою новой лестницы лит. С и сломкою лит. З" от 10 марта 1900 г. ([54], две стороны листа 36; количество этажей в тексте явно преувеличено; очевидно, подвал тоже считается за этаж). Фасад ([54], лист 41-44):
Подвал и нижний этаж сохраняют прежнюю классицистическую отделку, а выше появляется декор близкий к эклектике.
Реально построенный дом несколько отличался от проекта. На недатированных фиксационных чертежах [55] видно, что мансарда на лицевой части дома не была построена (хотя надстройка надворной части этого же дома осуществлена). Лицевой фасад ([55], лист 13-15):
Кроме отсутствия мансарды, видно и отличие в отделке фасада: в ризалитах на втором этаже вместо архивольтов сделаны такие же завершения наличников, как на остальном фасаде. Фасад стал более монотонным.
В таком виде дом сохранялся, по меньшей мере, до середины XX века. Фотография 1949 г. [56]:
Современная фотография:
5 сентября 2022 г.
Дом надстроен, фасад ободран. Конечно, и прежний фасад не был шедевром, но теперь он совершенно изуродован.
Следует сказать, что данный дом связан с именем выдающегося человека - фотографа С.М.Прокудина-Горского, пионера цветной фотографии в России (см., например, [57]). На доме висит посвященная ему мемориальная доска - вероятно, временная, установленная энтузиастами:
5 сентября 2022 г.
Оглянемся назад и еще раз полюбуемся видом на Исаакиевский собор:
5 сентября 2022 г.
Большая Подьяческая улица 1 2 3 4 5 6 7
Средняя Подьяческая улица 1 2 3
© Прохоров С.О.