САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
СТРЕМЯННАЯ УЛИЦА (продолжение)
Рассмотрим дома по левой стороне улицы.
Второй дом от угла (Стремянная ул., 4, левая часть):
13 апреля 2024 г.
Бывший особняк А.Харжевской, перестроен из старого здания в 1863-1864 гг., арх. П.П.Гладов [1]. Крайне простой фасад, фактически утилитарная постройка. Не исключено, что фасад ободран.
Значительно интереснее второй дом на том же участке (Стремянная ул., 4, правая часть). Фотография 1949 г. [12]:
Современная фотография:
13 апреля 2024 г.
Этот доходный дом построен в 1874-1876 гг., архитектор Н.П.Садовников (сын более значительного архитектора - П.С.Садовникова) [1]. Эклектика. Довольно живописный фасад с использованием преимущественно мотивов романского стиля.
Следующий дом (Стремянная ул., 6) - фасад, фиксационный чертеж 1872 г. ([13], лист 26-27):
Построен в 1870 г. по проекту А.И.Ланге [1]. Это сравнительно поздняя работа выдающегося архитектора, наиболее активно работавшего в 1840-1850-х гг. Эклектика. Весьма изящный, благородный фасад в "стиле Людовика XVI".
Фотография 1949 г. [14]:
В это время фасад еще хорошо сохранялся.
Современная фотография:
13 апреля 2024 г.
На первый взгляд, может показаться, что почти ничего не изменилось. Но стоит посмотреть чуть внимательнее - и мы увидим исчезновение значительной части декора, и притом наиболее тонких деталей - лепных украшений, кронштейнов в венчающем фризе. Фасад испорчен, теперь он выглядит казенно.
Следующий дом по левой стороне (Стремянная ул., 8), фотография 1949 г. [15]:
Этот доходный дом перестроен из более старого здания в 1858 г., арх. И.И.Цим [1]. Ранняя эклектика, еще недалеко ушедшая от классицизма. Суховатый, но вполне благородный фасад.
Современные фотографии:
13 апреля 2024 г.
Исчез небольшой аттик в центре, в остальном фасад хорошо сохранился.
Дом по Стремянной ул., 10 сильно перестроен в начале XXI века.
Рассмотрим историю строительства старого здания. Участок на Сенатском плане Санкт-Петербурга 1798 г. ([9], лист LXI):
К этому времени на участке уже были каменные постройки - лицевой дом и два каменных надворных флигеля разной длины по левой и правой межам.
Тот же участок на "Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [6]:
Видны те же каменные строения, только боковые флигели теперь соединены с лицевым домом.
Такие же очертания плана сохранялись и позже (см. генеральный план на чертеже 1833 г. - [16], лист 1-4).
Фасад, фиксационный чертеж 1852 г. ([16], фрагмент листа 12):
По ссылке представлен лист целиком.)
Двухэтажный дом с примитивным фасадом - образец "окраинного" классицизма конца XVIII - начала XIX в.
В 1852 г. дом был перестроен для Кушелевой, жены флигель-адъютанта Преображенского полка ([16], листы 9-16; здесь не хватает описания проектируемых работ, но по чертежам можно понять характер перестройки).
Генеральный план ([16], лист 9):
Во дворе делаются пристройки (лит. В), в том числе пристройка к левому флигелю, делающая его равным по длине правому флигелю.
Из следующего чертежа ([16], лист 15-16) видно, что повышается второй этаж лицевого дома и при этом полностью переделывается фасад. Фрагмент листа:
По ссылке представлен весь лист целиком, с обозначением линии надстройки.
Эклектика, строгий, довольно солидный фасад.
На обоих чертежах стоит подпись: "Архитектор Верт". Очевидно, это Карл Верт (сведения об этом архитекторе содержатся в [17, с.306]).
По ссылкам представлены планы нижнего и верхнего этажа, также с подписью Верта ([16], листы 13 и 14).
Имеется также разрез ([16], лист 10-11). Линия разреза не указана; сравнение с планами показывает, что это продольный разрез лицевого дома - вид, обращенный с улицы в сторону двора. Интересно, что на разрезе показана отделка парадных залов особняка на втором этаже:
Фиксационный чертеж 1859 г. ([16], лист 35-36):
Фасад реально построенного здания немного отличался в деталях, но в целом соответствовал проекту К.Верта.
Этот чертеж был сделан в 1859 г. в связи с предполагаемой перестройкой по проекту Л.Л.Мейера ([16], листы 20-23, 31-37), которая, однако, не была осуществлена.
За год до этого, в 1858 г. архитектор А.К.Бруни выполнил проект каменных сараев в глубине двора, по задней меже, на месте деревянного строения ([16], листы 17-19). Проект был осуществлен, в результате двор оказался замкнут со всех четырех сторон.
В 1863 г. во дворе были произведены некоторые переделки для жены тайного советника Н.В.Бутковой. Архитектор А.К.Бруни выполнил проект надстройки боковых флигелей ([16], листы 24-30,38; разрешение на строительство от 28 февраля 1863 г.), а затем архитектор М.К.Нейгаузен в дополнение к этому составил проект надстройки лицевого дома со стороны двора ([16], листы 39-42; разрешение на строительство от 4 мая 1863 г.).
В 1892-1917 гг. [18а-в] этот особняк принадлежал С.Н.Худекову - драматургу, издателю "Петербургской газеты", журналисту, основателю Сочинского дендрария и др. В 1900 г. здание было для него перестроено ([16], листы 44-52). По ссылкам представлены генеральный план и разрешение на "надстройку третьего каменного этажа на лицевом доме, показанном на плане двора под лит. А, с внутренним переустройством надстраиваемых этажей, в том числе с обращением окна, выходящего на улицу, в дверь в первом этаже и с увеличением размеров другого окна во втором этаже того же дома; внутреннее переустройство каменного надворного флигеля лит. В" от 17 мая 1900 г. ([16], две стороны листа 44). На генеральном плане стоит подпись автора проекта - гражданского инженера Б.Я.Зонна.
Фасад ([16], лист 48-49):
Здание надстраивается до трех этажей, при этом отделка фасада полностью изменяется. Это вполне добротная работа в стиле эклектики.
Однако в реальности фасад был сделан гораздо более простым - даже можно сказать, довольно бедным. Чертеж 1905 г. ([16], лист 54-55; выполнен в связи с капитальным ремонтом; показаны места проложения металлических балок):
Можно было бы заподозрить этот технический чертеж в неточности, в упрощенном изображении реально существующего декора. Однако есть фотографии, на которых фасад выглядит именно так (отличие - только в том, что на третьем этаже реально был балкон). Фотографии 1920-1930-х гг. (ГМИ СПб Инв.№-II-А-6451 ф [11]) и 1949 г. [19]:
(Первая фотография несколько обработана. Оригинал )
Здание было еще раз перестроено в 2000 году:
13 апреля 2024 г.
Офисный центр отеля "Невский палас" (главное здание отеля находится на Невском пр., 57). Проект разработан архитектурной мастерской "Евгений Герасимов и партнеры" [20]. Хотя я никоим образом не являюсь поклонником Е.Л.Герасимова, но должен признать, что в данном случае здание неплохо сочетается с историческим окружением. Хотя, конечно, лучше было бы сохранить старое здание - пусть и не имевшее очень высоких архитектурных достоинств.
Дом по Стремянной ул., 12 тоже дошел до нас в переделанном виде - но он был переделан в другое время и при других обстоятельствах.
Прежний облик здания - увеличенный фрагмент помещенной выше фотографии 1920-1930-х гг.:
Здание книгоиздательства П.П.Сойкина, 1903, арх. А.К.Миняев [1]. Неплохой, довольно элегантный фасад в стиле модерн.
Еще одно изображение этого здания - фрагмент фотографии, сделанной в начале Великой Отечественной войны, в 1941 г. [21]:
(Здесь представлена фотография целиком: Заготовка песка для оборонных сооружений на Стремянном кольце.)
К этому времени произошло небольшое изменение: вместо мансарды был надстроен каменный этаж.
В дальнейшем во время войны этот дом был разрушен. Очень скоро после окончания войны, около 1946-1947 г. дом был восстановлен. Фотография В.Захарова 10 июня 1946 г. [22а] и фотография С.Смирнова 5 мая 1947 г. [22б]:
Современная фотография:
13 апреля 2024 г.
К сожалению, при восстановлении фасад был изменен, и притом в худшую сторону.
Стремянная ул., 14, фотография 1949 г. [23а]:
Построен в 1837 г., арх. А.Х.Пель [1]. Неплохой, вполне благородный ампирный фасад - хотя и с нарушением симметрии.
Современная фотография:
13 апреля 2024 г.
Дом надстроен, фасад испорчен.
Еще сравнительно недавно сохранялись старинные металлические створки ворот. Фотографии К.В.Овчинникова, 29 октября 2001 г. [23б,в]:
Увы, теперь их нет (во всяком случае, здесь, на месте).
Стремянная ул., 16, фотография 1949 г. [24]:
Этот дом построен тем же архитектором - А.Х.Пелем, только больше чем через двадцать лет - в 1859 г. [1]. За это время изменились вкусы людей и соответствующим образом эволюционировало и творчество А.Х.Пеля. Фасад выполнен в строгих формах ранней эклектики.
Современная фотография:
13 апреля 2024 г.
Здание внутри реконструировано, но при этом сохранен старый фасад.
Стремянная ул., 18, фотография 1949 г. [25]:
История строительства мне неизвестна. Эклектика. Последний этаж явно надстроен - скорее всего, уже в советское время.
Современная фотография:
13 апреля 2024 г.
Утрачены некоторые украшения - и прежнее обаяние скромного фасада совершенно исчезло.