САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
СТРЕМЯННАЯ УЛИЦА (продолжение)
Итак, мы осмотрели всю правую сторону улицы. На левой стороне нам остаются еще два участка (Стремянная ул., 20 и 22), на которых, однако, в наше время стоят четыре дома.
Обозначение этих участков на Сенатском плане Савнкт-Петербурга 1798 г. ([8], лист LXI) и на "Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [6]:
Участки имеют разную величину. Второй, больший участок расположен на углу Грязной (позже Николаевской, ныне Марата) улицы. За тридцать лет, прошедшие между составлением этих двух планов, положение не изменилось: на каждом из этих двух участков стояло по одному каменному лицевому дому, остальные постройки деревянные.
Рассмотрим дальнейшую историю строительства. Начнем с первого, меньшего по размерам участка (Стремянная ул., 20).
В 1835 г. для Корсини - вдовы театрального художника, академика Д.А.Корсини - был составлен проект надстройки лицевого дома и постройки новых каменных дворовых флигелей. На первом листе проекта представлены генеральный план и лицевой фасад в существующем виде и после предполагаемой надстройки ([41], лист 1-4):
По ссылке представлен второй лист с фасадами флигелей ([41], лист 5-8).
Примечание. В шапке первого листа по ошибке написано: "Двор академика Корсини" - что совершенно невероятно: годы жизни Д.А.Корсини: 1774-1814 (а его сын, архитектор И.Д.Корсини хотя и был академиком, но стал им только в 1849 г.,см. [1]). На втором листе написано правильно: дом "вдовы академика Корсини". (Заметим, что самому художнику Д.А.Корсини этот участок, очевидно, никогда не принадлежал: в справочном издании 1822 г. [18г] у участка назван другой владелец.)
На первом листе в левом нижнем углу написано: "Подп. Корсини". Таким образом, известно имя автора проекта - это сыш академика Д.А.Корсини и его вдовы - видный петербургский архитектор середины XIX века И.Д.Корсини.
Отдельно фрагмент первого листа - фасад дома до и после надстройки:
До надстройки это был двухэтажный дом со строгим фасадом, сохранявшимся, видимо, с конца XVIII в. После надстройки дом приобрел характерные черты ампира (позднего классицизма). Это ранняя работа И.Д.Корсини - уже со второй половины XIX в. он работал в стиле эклектики.
Из более поздних чертежей [41, 42] видно, что из дворовых флигелей, спроектированных ИДКорсини, был осуществлен только один - левый. Что же касается лицевого дома, он действительно был надстроен в соответствии с проектом.
Фрагмент не датированного фиксационного чертежа ([42], лист 3):
Фасад почти полностью соответствовал проекту И.Д.Корсини, только на третьем этаже в центре вместо венецианского (трехчастного) окна сделано обычное.
В 1859 г. архитектор Э.Г.Юргенс составил проект надстройки лицевого дома с надворной стороны четвертым антресольным этажом ("полуэтажом"; [41], листы 9-12). Был ли осуществлен этот проект, мне неизвестно.
В 1891-1895 гг. на противоположной стороне улицы была построена Троицкая церковь с залом для бесед Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной церкви (см. предыдущую страницу данного раздела, а подробнее - раздел "Николаевская улица (улица Марата)"). А в 1898 г. [18а] Общество приобрело также данный участок наискосок напротив церкви. Стоявшие здесь постройки были снесены, а на их месте был построен новый дом Общества.
Первоначальный проект дома Общества распространения религиозно-нравственного просвещения составил архитектор Г.Г.фон Голи в 1899 г. ([41], листы 16-26). Генеральный план, подписанный фон Голи ([41], лист 16):
По ссылке представлено разрешение на "постройку каменного 4-хэтажного на нежилом подвале лицевого жилого дома [так], показанного на плане двора под лит. А, и таковых же надворных флигелей лит. Б и В от 7 мая 1899 г. (обратная сторона того же листа).
Фасад ([41], лист 21-22):
Кирпичный фасад с штукатурными деталями в духе рационалистического течения эклектики - вполне добротный и вполне прозаичный.
Однако в дальнейшем проект подвергся переработке, в которой принял участие архитектор Г.Д.Гримм (не путать с его отцом - Д.И.Гриммом!). Новый проект фасада - чертеж, автором которого считают Г.Д.Гримма (Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств, НИМ РАХ КП-737/155. А-14109 [43]:
Теперь у здания весьма эффектный фасад в "русском стиле", с керамической облицовкой, украшенный башенкой. Такой фасад перекликается с церковью и залом для бесед.
Фотография построенного здания опубликована в 1906 г. в журнале "Зодчий" [44]:
Подпись под фотографией: "Проектировали и строили Г.Д.Гримм и Г.Г.фон Голи".
Современные фотографии:
В целом фасад очень неплохо сохранился. (Правда, нет предусмотренных проектом изразцов между окнами верхнего этажа, но похоже, что и на фотографии в "Зодчем" их тоже нет.) Но все же есть некоторые утраты - сравнительно небольшие, но обидные.
Исчезла узорчатая металлическая решетка на крыше. И исчезли замечательные металлические ворота. Вот как они выглядели - фотография К.В.Овчинникова, 1992 [45]:
Последний участок по левой стороне (Стремянная ул., 22/3) расположен на углу ул. Марата (бывшей Николаевской, а до этого - Грязной). На этом участке по красной линии Стремянной улицы стоят три дома, которые историчнески были единым домовладением, да и сейчас имеют один и тот же адрес.
И на Сенатском плане Санкт-Петербурга 1798 г. ([8], лист LXI), и на "Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [6] на этом участке показан только один каменный дом - лицевой дом по Стремянной улице, занимающий только примерно треть ширины участка. Такое же положение оставалось и в 1830-х гг. Генеральный план, 1834 г. ([46], фрагмент листа 5-8):
(По ссылке представлен весь лист целиком - проект деревянного флигеля во дворе.)
Фасад этого дома, чертеж 1832 г. ([46], фрагмент листа 1-4):
(По ссылке представлен весь лист целиком. Это проект устройства на фасаде двух новых дверей, в остальном чертеж фактически фиксационный.)
Очевидно, этот фасад сохранялся с XVIII века - простой, примитивный, характерный для городской окраины, какой был в то время этот район.
В 1841 г. для "бронзового цеха мастера жены" Петровой слева от этого дома были построены новый четырехэтажный дом, примыкающий к нему надворный флигель и службы в глубине двора. Лист с генеральным планом и фасадом служб ([46], лист 21-22):
На втором листе ([46], лист 23-24) представлены фасады флигеля и лицевого дома. На обоих листах указана фамилия автора проекта - архитектора П.С.Пыльнева.
Лицевой фасад - фрагмент второго листа):
Этот простой (по-моему, даже слишком простой) ампирный фасад сохранился до нашего времени:
13 апреля 2024 г.
В 1852 г. правее, на месте старого двухэтажного дома был построен новый четырехэтажный дом для купеческой жены Елены Генерт по проекту П.А.Чепыжникова ([46], листы 25-31). Генеральный план с пояснениями и с подписью Чепыжникова ([46], лист 27):
Фасад ([46], фрагмент листа 25-26):
(По ссылке представлен весь лист целиком с подписью Чепыжникова.)
Ранняя эклектика. Сдержанная, сухая архитектура.
Современная фотография:
13 апреля 2024 г.
В 1881-1882 гг. [1] для жены статского советника С.Ф.Мор был построен третий дом - угловой. Проект составил архитектор А.Р.Гешвенд. Генеральный план ([46], лист 59):
По ссылке представлена обратная сторона листа - разрешение на "уничтожение существующих деревянных лицевых строений и постройку взамен оных каменного 5-иэтажн. на нежилых подвалах лицевого углового дома лит. А", 24/27 апреля 1881 г.
Фасады по Стремянной и Николаевской улицам ([46], листы 72-73 и 74-76):
Облик реально построенного здания несколько отличается от проекта:
12 сентября 2022 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
На углу - круглый эркер с башенкой, которого не было в проекте. По-моему, это дополнение очень удачно, благодаря ему здание выглядит значительно выразительнее.
Наша прогулка по Стремянной улице закончена.