САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ВОКРУГ ТАВРИЧЕСКОГО САДА
1. Вступление (Таврический дворец и сад, водонапорная башня)
3. Кирочная улица напротив Таврического сада
5.
Тверская улица
6. Кавалергардская улица, Мариинский
проезд
Кирочная улица
напротив Таврического сада
Здесь представлены фотографии не всей Кирочной улицы (в советское время - ул. Салтыкова-Щедрина), а только того ее отрезка, который проходит вдоль южной границы Таврического сада. Показаны здания только на одной стороне улицы - правой, нечетной. На противоположной стороне находится Таврический сад.
Данная страница почти полностью дублирует одну из страниц раздела "Кирочная улица", в котором эта улица представлена целиком.
На предыдущей странице показан вид Потемкинской улицы, перспективу которой замыкает здание госпиталя Преображенского полка. Это здание - часть большого комплекса зданий казарм (часть их варварски уничтожена в начале XXI века для расчистки места под "элитный"
жилой квартал; проект архитектурной мастерской ООО "АМП Солодовникова"). Со стороны Кирочной улицы частично сохранилась классицистическая композиция казарм (Кирочная ул., 31 - 37), создававшаяся с 1802 года архитектором Ф.И.Волковым, а после его смерти завершенная к 1805 году Ф.И.Демерцовым [6, 11]. Полностью охватить эту композицию одним снимком мне не удалось: корпуса вытянулись вдоль улицы на большое расстояние, и из-за перспективного сокращения здания, расположенные вдали, не разглядеть, фактически на снимке видна только правая часть ансамбля:
23 мая 2016 г.
Справа вблизи бывший солдатский корпус, левее офицерский, а еще левее видна зелень в курдонере, в глубине которого и расположено здание госпиталя.
Вот как выглядит здание госпиталя вблизи:
17 мая 2012 г.
Композиция фасада с портиком вполне традиционна для классицизма. В то же время детали очень индивидуальны: это и колонны с несколько преувеличенным энтазисом (и, как это ни парадоксально, выглядящие особенно стройно), и тонкие лепные украшения. (Вероятно, эти детали принадлежат Ф.И.Демерцову, достраивавшему здание.) Обратите внимание на лепные венки во фризе: внутри этих венков изображен вензель Петра I - две перекрещивающиеся латинские буквы "P" ("Petro Primus" - "Петр Первый" на латыни) и римская цифра I. Эта деталь не случайна: как известно, Преображенский полк был основан Петром I из потешного полка.
В 1910 г. перед госпиталем был открыт памятник Петру I. Фотография 1910 г. [25]:
Это было одно из нескольких повторений известной работы М.М.Антокольского (как в Нижнем парке в Петергофе). В 1930 г. памятник был уничтожен. [16, №135]
До недавнего времени комплекс казарм занимал целый квартал, ограниченный с севера Кирочной улицей, с запада улицей Радищева (бывшей Преображенской), с юга Виленским переулкоми с востока Парадной улицей. Теперь почти все казарменные корпуса вне Кирочной улицы уничтожены для строительства "элитных" жилых домов! (Правда, снесенные здания относились к более позднему времени, середине - второй половине XIX в. и выглядели казенно. Но все равно это было на порядок лучше, чем то, что построено теперь.)
Уцелели, кажется, только корпуса на ул. Радищева (бывшей Преображенской). Справа налево: ул. Радищева, 35, 37, 39:
28 августа 2007 г.
Вот фотографии этих корпусов по отдельности:
28 августа 2007 г.
Как видим, фасады двух корпусов из трех даже сохранили черты благородной архитектуры классицизма. Да и более поздний средний корпус не так уж и плохо выглядит.
С другой стороны, слева от казарм от Кирочной отходит Парадная улица. По другую ее сторону, по меньшей мере, до середины XIX в. находился плац. В сторону плаца были обращены вытянувшиеся вдоль Парадной улицы солдатские корпуса с ритмично повторяющимися портиками. Вот как примерно это выглядело (реконструкция, помещенная в книге [17, с. 124-125]:
Эта композиция давно исчезла. Но в новом "элитном" корпусе в застройке вдоль она неожиданно воссоздана в общих чертах (что никоим образом не компенсирует вандализм по отношению к другим частям ансамбля). Вид новых домов на Парадной улице, 1 - 9:
23 мая 2016 г.
Далее пойдем налево вдоль южной границы Таврического сада.
После пересечения с Парадной улицей начинается территория бывшего плаца Преображенского полка. Во второй половине XIX в. плац был упразднен. На значительной части его территории расположился Клинический институт Великой Княгини Елены Павловны - ныне Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования (в советское время Государственный институт усовершенствования врачей - ГИДУВ). Первое здание института, которое мы увидим, находится на углу Парадной улицы (Кирочная ул., 41/2):
26 августа 2007 г.
Это здание амбулатории, построенное в 1896 - 1898 гг., арх. П.И.Балинский. Здание неплохое по архитектуре, однако наиболее интересное здание находится впереди - это главный корпус института (Кирочная ул., 41; 1878 - 1885, арх. Р.А.Гедике):
19 апреля 2011 г.
Р.А.Гедике - авторитетный мастер архитектуры, академик. Но, честно говоря, я не очень люблю большинство его зданий: на мой взгляд, они довольно однообразны и малоинтересны. Однако отдельные здания Гедике по-настоящему красивы, в их числе и здание Клинического института, благородной архитектуры - пожалуй, вообще одно из лучших произведений эклектики в Петербурге.
В центре здания, над входом - домовая церковь св. Равноапостольной Царицы Елены. Проект иконостаса [20]:
Следует сказать, что в советское время церковь была не только закрыта, но и обезглавлена, и разные поколения жителей города знали здание ГИДУВа обедненным - с портиком, но без купола над ним.
Церковь вновь стала действующей в 1999 г. Тогда же был восстановлен и купол с луковичной главкой.
На следующем участке (также на территории бывшего плаца) располагается музей А.В.Суворова (Кирочная ул., 43):
16 мая 2012 г.
Музей великого полководца был открыт в 1900 г., к столетию его кончины. Сначала музей временно размещался в Николаевской академии генерального штаба, а на месте будущего музея была установлена палатка с надписью "Суворовский музей". Фотография К.К.Буллы, 1900 [23]:
Перед палаткой были установлены гипсовый, под бронзу бюст Суворова работы скульптора-любителя И.Н.Рукавишникова и пушка, взятая Суворовым у неприятеля в Альпийском походе.
Специальное здание для музея построено в 1901 - 1904 гг. по проекту А.И. фон Гогена. [12]
Хотя это здание часто относят к модерну, фактически это поздняя эклектика ("русский стиль"). Но есть одна особенность в его архитектуре действительно близкая к модерну: фасад украшают два больших мозаичных панно (впрочем, выполненные во вполне традиционной реалистической манере). Вот эти панно: слева - А.Н.Попов, "Переход Суворова через Альпы в 1799 году", справа - Н.А.Шабунин, "Отъезд Суворова в поход 1799 года":
16 мая 2012 г.
На правой фотографии еще сравнительно недавно можно было увидеть стоящий рядом с аллеей пустой пьедестал. Вот он крупным планом:
26 августа 2007 г.
На пьедестале надпись: "Родному полку".
Около 2012 г. рядом с пьедесталом был установлен стенд с подробным рассказом о нем (фотография 16 мая 2012 г.).
Памятник посвящен столетию Финляндского полка, основанного в 1806 г. Он был установлен в 1906 г. внутри здания офицерского собрания полка (18-я линия, 5). Скульптура изображала гренадера Леонтия Коренного, прославившегося беспримерной храбростью в Битве народов в 1813 году. Авторы памятника: скульптор Е.И.Малышев и архитектор И.С.Китнер. Вот как выглядел памятник (фотография К.К.Буллы [24]):
В начале 1930-х гг. памятник был преступно уничтожен. Позже, в послевоенные годы уцелевший пьедестал был поставлен за Суворовским музеем.
В середине или второй половине 2010-х гг. пьедестал был перенесен на новое место - в поселок Репино, по адресу: Круговая ул., 7. С чем был связан перенос, мне неизвестно.
Рядом с музеем Суворова находилась реликвия, связанная с именем великого полководца - деревянная церковь св. Александра Невского, перенесенная из имения Суворова - села Кончанского, Новгородской губернии [5, том второй, №175; 21-23].
Эта церковь, построенная по указаниям самого Суворова, была освящена в 1779 г. Здесь он молился, пел и читал на клиросе, звонил в колокола. И из этой церкви он отправился после молебна в свой последний - итальянский поход.
Вот как выглядела церковь в Кончанском (фотография С.Д.Кринского, не позже 1897 г.) [21, с.14]:
Церковь была установлена на новом месте в 1900 г. под руководством А.И.фон Гогена [5]. При этом была проведена ее реставрация в соответствии с найденными в Академии художеств старыми чертежами первоначальной постройки [22].
14/27 марта 1900 г. в церкви в Кончанском была отслужена последняя служба, после чего началась разборка церкви. Фотографии, сделанные во время разборки [22, с.384]:
16/29 марта разобранная церковь была перевезена на железнодорожную станцию Боровичи, откуда на двух поездах - 17/30 марта и 19 марта/1 апреля была доставлена в Санкт-Петербург. 24 марта/6 апреля церковь была собрана на новом месте. Церковь после сборки в Петербурге, фотография К.К.Буллы [22, с. 384а]:
Поздняя колокольня с притвором не была воссоздана, так же, как и поздние портики с фронтонами - примитивное подражание городской архитектуре классицизма. Мы видим очищенное от наслоений весьма красивое произведение народного зодчества XVIII века.
Внутренний вид церкви, фотография К.К.Буллы, сделанная после сборки [22, с.384а]:
(В [5] эта фотография помещена в обрезанном виде.)
Взамен не воссозданной колокольни рядом с церковью была построена небольшая деревянная звонница с подлинными колоколами, в которые звонил Суворов. Фотография генерала А.А.Насветевича, 1900 [23]:
На фотографии, сделанной сразу после постройки, рядом со звонницей стоит аналой с богослужебной книгой - Апостолом; у этого аналоя и по этой книге читал молитвы Суворов. Конечно, затем и аналой, и Апостол были перенесены в церковь. Там же были размещены и многие другие суворовские реликвии из Кончанского, а также из часовни в соседним с Кончанским селе Сопино [22].
Строительные работы продолжались до 1901 г. Для сохранности вокруг церкви была сделана каменная галерея, в которой поместили подаренные образа. Вид церкви после постройки галереи [5] (снимок сделан с юга, в сторону Кирочной улицы):
На переднем плане - бюст Суворова, который до этого стоял у палатки на месте будущего Суворовского музея (см. фотографию выше). Теперь бюст хранится в Суворовском музее [16, №127]. Судя по изображению на карте Петербурга 1904 г. [19], церковь была справа от музея (если смотреть с Кирочной улицы), немного в глубине.
Увы, эта церковь (ценная не только в историческом отношении, но и как памятник деревянного зодчества XVIII века) была разобрана в 1925 г. (Впрочем, в это время и здание Суворовского музея не использовалось по назначению, его экспозиция выставлялась в Артиллерийском музее; Суворовский музей был вновь открыт в 1951 г., после восстановления здания, поврежденного во время войны [12].)
Каменный футляр бывшей церкви простоял до 1950-х гг.
© Прохоров С.О.